Вместе со школой





Основой отношений между родителями и школой должно быть сотрудничество.

Однако еще до поступления ребенка в школу родители часто сталкиваются с определенными трудностями. Например, школьная администрация отказывается принимать детей, не достигших школьного возраста, на том основании, что они не готовы к школе в социальном плане. Основываясь на собственном родительском и педагогическом опыте, я не стану безапелляционно утверждать, что в школу раньше обычного надо отдавать всякого ребенка, IQ которого находится на должном уровне (около 130). Когда родители в подобных случаях обращаются ко мне за советом или за помощью, я всегда настаиваю на возможности поближе познакомиться с ребенком — да и с родителями.

Почему родители хотят, чтобы ребенок раньше пошел в школу? Некоторые родители отвечают, что дочь их вполне справится или что сын заметно опережает товарищей по подготовительной группе и пора ему заняться чем-то посложнее. Всегда нужно задаваться вопросом о том, должна ли гибкость и свобода в занятиях дошкольника приноситься с такой готовностью в жертву строгой школьной регламентации, ориентированной на весь класс. Возможностей исследовать окружающий мир у ребенка немало и дома, и во дворе, и в библиотеках, музеях и парках.

Мне бы хотелось здесь обратиться вновь к важнейшей роли, которую играет семья, дом в формировании стабильной, позитивной Я-концепции одаренного ребенка. Рано пошедший в школу ребенок лишается этого аспекта формирования личности, для него многолетний процесс постоянного и тесного общения с родителями сокращается. Значение же семьи для эмоционального, личностного здоровья ребенка невозможно переоценить. Если родители рассматривают школу только как часть, пусть и очень важную, системы детского образования, они будут иметь больше возможностей для принятия правильного решения.

Но я еще раз хочу заметить, что каждый ребенок требует индивидуального подхода, и для некоторых, отличающихся особо выдающимися способностями детей раннее поступление в школу или колледж — абсолютно правильный шаг.

Замечено, что интеллектуальное развитие юных математиков и музыкантов значительно выигрывает от доступа этих детей к образовательной системе, соответствующей их естественным и уникальным способностям.

Таланты в гуманитарной области — литературе, философии — «вызревают» медленнее, и сокращение дошкольного периода жизни ребенка не всегда способствует их развитию.

Если же вы, взвесив все эти доводы и выслушав советы специалистов, все же решите отдать ребенка в школу раньше времени (и получите на это согласие администрации школы), вам следует быть готовым к тому, что эксперимент может быть прерван в любой момент из-за больших проблем, с которыми, возможно, столкнется ребенок. В этом случае на первое место нужно ставить душевное равновесие ребенка, а не родительское нежелание признать ошибку.

Если школьная администрация все же не пойдет на ранний прием ребенка, разумные альтернативы могут быть найдены. Не тратьте нервы и силы на конфронтацию: такие конфликты имеют тенденцию отражаться на ребенке, который оказывается между «молотом и наковальней». Вместо этого подумайте над созданием для ребенка системы интересных ои развивающих дошкольных занятий. При этом надо учитывать следующее:

  • Гибкость — склонность одаренного ребенка увлекаться каким-то делом больше установленного расписанием времени требует терпимости, а не навязывания предусмотренной смены занятий.
  • Упор на социальное развитие — в силу своего опережающего интеллектуального развития одаренные дети часто ищут изоляции от сверстников в своих любимых занятиях. Им с раннего возраста нужна помощь в освоении навыков общения, в познании духа сотрудничества и коллективизма, они должны научиться дружить, делить с другими детьми победы и поражения: все это им пригодится в социально сложной (для них) атмосфере общеобразовательной школы.
  • Меньше внимания академическим занятиям — способность справляться со школьными заданиями не обязательно является показателем того, что малыш должен поступить в школу.

Я уже писала о том, как важна для ребенка свобода в эти первые годы самостоятельного освоения мира. Она необходима для создания хорошей основы для будущих структурированных академических занятий. Родительские амбиции и стремление ревниво сравнивать своего ребенка с другими часто оказывают давление на дошкольника.

Для большинства родителей возраст, в котором ребенок начинает читать, является индикатором уровня одаренности. В ряде случаев, достойных сожаления, чересчур настойчивые родители доводили дело до того, что их дети просто отказывались читать, используя отказ в качестве орудия пассивного сопротивления в манипулировании родительским вниманием и заботой. Применительно к таким ситуациям можно пожелать родителям проявлять поменьше настойчивости.

Непосредственное исследование мира в конце концов сделает гораздо больше для привития ребенку привычки к чтению, чем насильственное освоение алфавита. Если ребенок изъявляет желание читать — прекрасно! Если нет — успокойтесь мыслью о том, что интерес к этому проснется в ребенке позже. В большинстве случаев отсутствие развитых навыков чтения — это результат отсутствия интереса, а не способностей и не должно служить причиной излишней родительской озабоченности.

Заложенный дома, в семье фундамент Я-концепции и понимания одаренности создает основу позитивных реакций ребенка. Родительское воспитание должно помочь ему избежать высокомерия со сверстниками и ненужных столкновений с не всегда компетентными взрослыми. Родители могут помочь ребенку и в развитии концепции творческого конформизма, и в подавлении поступков, рождающих негативную реакцию окружающих.

В детских садах и в первых классах школы педагоги обычно уделяют особое внимание тому, как помочь ребенку освоиться в новой для него обстановке. Однако очень часто, действуя из лучших побуждений, они скорее усложняют, чем облегчают для него эту проблему. Объясняется это неумением педагогов работать с одаренными детьми.

Ниже приводятся рекомендации, которые, по моему мнению, помогут учителям и воспитателям в их работе.

  1. Учителю не следует уделять слишком много внимания игровому обучению с ярко выраженным элементом соревновательности. Одаренный ребенок будет чаще всего оказываться победителем, что может вызвать неприязнь соучеников и не благоприятствует созданию атмосферы всеобщей заинтересованности, к которой стремится учитель.
  2. Учителю следует избегать укрепления перфекционистских тенденций в одаренном ребенке, перехваливая лучшую или самую аккуратную работу. Ему не стоит выделять одаренного ребенка за прекрасные индивидуальные успехи, а лучше поощрять совместные занятия с другими детьми.
  3. Учитель не должен возводить одаренного ребенка на пьедестал или делать из него вундеркинда в глазах других учеников. Успехи его будут должным образом оценены, а неуместное выпячивание его исключительности достижений рождает чаще всего раздражение, ревность и отторжение вместо ожидаемой похвалы. Другая крайность — преднамеренное публичное принижение уникальных способностей и даже сарказм со стороны учителя,— конечно, недопустима.
  4. Учителю следует помнить, что в большинстве своем одаренные дети плохо воспринимают строго регламентированные, повторяющиеся занятия. Учителям нередко необходима помощь методистов, чтобы разнообразить программу с учетом потребностей высокоодаренных учеников. В этом плане родители должны по возможности помогать учителю.

Справедливости ради здесь следует дать один совет и родителям: нужно очень внимательно относиться к тому, как учитель воспринимает их ребенка. Я нередко встречала учеников, чье плохое поведение в классе порой является результатом нездоровой обстановки в семье.

Возможно, что школьные проблемы ребенка коренятся в чрезмерном родительском давлении (ты должен быть лучшим!) или в дефиците родительского внимания. Многие учителя не имеют адекватного представления об одаренности, но не спешите отметать их замечания: еще и еще раз проанализируйте отношения в семье, может быть, они нуждаются в коррекции.

Родители одаренных детей нередко жалуются на сопротивление и неприятие со стороны школы. Во многих случаях настойчивого родителя столь же настойчиво отвергают, ни одна из сторон не желает выслушать другую, а в результате страдает ребенок. Одаренные дети представляют некую неосознанную угрозу не очень уверенному в себе учителю. Ради ребенка родителям следует стараться избегать трений со школой.

По мере того как одаренный ребенок переходит в следующие классы начальной школы, родители чаще слышат его жалобы на то, что ему скучно (причем ребенок может быть как отличником, так и не самым сильным учеником). Всем известно, как важны эти первые годы в формировании отношения к учебе, они оказывают серьезное влияние на весь период школьного обучения (Whitmore, 1980). Поэтому жалобы ребенка на то, что ему скучно, заслуживают серьезного внимания.

Родителям следует проанализировать школьные занятия и домашние задания, а также возможности дифференциации и постановки задач необходимого уровня сложности. Следует также заметить, что одаренные дети быстро усваивают этот прием (мне скучно!), чтобы просто не делать того, что им не нравится или порой трудно. Если жалоба на скуку повторяется слишком часто или в течение долгого времени, а родители во всем идут на поводу у ребенка, у него могут возникнуть серьезные пробелы в основах знаний. В некоторых случаях такое положение лишь маскирует неспособность к учению. Стоит здесь сказать и о том, что дети средних способностей жалуются на скуку столь же часто, как и одаренные, которые в этом смысле отнюдь не уникальны.

Если очевидно, что школьное задание, даже неинтересное, заслуживает того, чтобы быть выполненным, есть несколько способов помочь ребенку преодолеть рутину. Полезно объяснить ему, как это мелкое задание становится частью большого и интересного; вслед за выполнением скучного задания можно запланировать нечто, что ребенку очень нравится или интересно; важен и пример родителей, которые в это же время могут заниматься чем-то «скучным», но полезным. Помойте плиту, пока ребенок делает домашнее задание за кухонным столом.

Займитесь пришиванием пуговиц или починкой сломанного электроприбора, пока ребенок бьется над своей работой. Один отец как-то заметил, что современные дети получают совершенно превратное представление о том, чем занимаются их родители. Почти всю свою работу родители делают или вне дома или тогда, когда дети в школе. В представлении детей родители только и делают, что едят да смотрят телевизор. Может быть, мамам и папам следует почаще вовлекать ребенка в домашние дела.

Перед родителями всегда стоит задача найти взвешенный подход к школьным успехам ребенка. С одной стороны, им необходимо избегать попустительства в отношении лени и безответственности, а с другой - не нужно требовать от ребенка непременно быть отличником во всем и всегда.

Беседуя с одаренными старшеклассниками, я не раз слышала следующее: учителя полагают, что если мы можем учиться на одни пятерки, мы должны это делать, а родители полагают, что мы просто обязаны. При этом интересы и приоритеты самих детей оказываются на втором плане. Будучи взрослыми, мы обычно приходим к тому, что лишь некоторые вещи заслуживают высшего напряжения сил, другие — средних усилий, а остальные требуют лишь минимальных затрат сил и времени. Порой мы решаем, что то или иное дело вообще не стоит труда в сравнении с тем, что представляет для нас большую личную ценность. Так не стоит ли нам позволить то же и детям: пусть сами решают, что заслуживает сил и времени на пятерку, а что менее важно или интересно. В ответ на такое предложение многие родители говорят о будущем поступлении в колледж и о том, что хороший аттестат нужен для получения стипендии.

Соображение это заслуживает внимания и обсуждения с одаренным молодым человеком: выше мы уже говорили о концепции творческого конформизма и о стремлении сохранить наиболее широкий спектр выбора. Но если такой подход оказывается непродуктивным, постарайтесь избежать излишнего давления на ребенка. Диплом можно получить и не в самых престижных вузах, а пути одаренных детей к успешной карьере отличаются большим разнообразием.

С одним ярким примером излишней родительской озабоченности по поводу поступления ребенка в колледж я столкнулась во время очередной встречи с родителями. Мама жаловалась, что ее дочери не хватает сознательности в выполнении домашних заданий, что она неаккуратна, тороплива и допускает ошибки из-за невнимательности, даже если знает материал хорошо. Мaмa беспокоилась, что у девочки могут возникнуть проблемы с поступлением в колледж. Я сказала, что развитие хороших трудовых навыков порой становится проблемой для одаренных детей, и спросила маму, в каком классе учится ее дочь. Она ответила: «во втором». Я не могла скрыть своего удивления и неодобрения. Для 7-летнего ребенка в жизни столько вещей, несравненно более важных, чем поступление в колледж!

Таким образом, умеренность должна быть целью родителей в проявлении заботы о развитии продуктивных рабочих и учебных навыков ребенка. При этом нужно избегать неразумного давления на ребенка ради высших достижений как таковых.

Еще одна сфера, где родителям следует проявлять сдержанность,— это беседы с педагогами. Естественно, многие родители идентифицируют себя с детьми и обычно критику детей принимают в свой адрес. Когда учитель жалуется на плохую учебу или поведение ребенка, родители чувствуют себя мишенью: они отвечают, они виноваты. За этими чувствами следует гнев, а на кого этот гнев будет излит? Чаще всего на ребенка: он становится «козлом отпущения» за неприятные чувства, которые пришлось пережить родителям.

Действительно, учитель изложил свое видение проблемы, но у ребенка есть свое, а реальность, вероятно, лежит где-то посередине. Попытка разобраться в проблеме совместными усилиями без излишних эмоций поможет больше, чем скандал или наставление. Воспринимайте такую ситуацию как повод для разработки модели Решения конфликтов, которая пригодится ребенку в дальнейшем.

От обсуждения родительских реакций на ситуации, которые могут складываться в школах, я бы хотела перейти к ряду советов. Предлагаю несколько ролевых моделей, которые могут пригодиться родителям одаренных детей в их взаимодействии со школой (Cassidy, 1981).

Первая из этих ролейсоветника!адвоката, когда один из родителей активно участвует в составлении программы обучения для ребенка, а также помогает учителю определить интересы ребенка, предпочтительные для него учебные приемы, рассказывает учителю о том, чего ребенок добился раньше и чем он любит заниматься помимо школы. Кроме помощи в планировании, родители одаренного ребенка должны быть и пропагандистами разработки специальной программы в данной школе, вести кампанию за расширение такой программы. Это — минимальный уровень участия, который должен приветствоваться и поддерживаться школой.

Вторая рольгида, дополняющего школьную практику занятиями дома, а также семейными или групповыми экскурсиями и походами. Роль эта требует от родителей много времени, но проводят они его с большим удовольствием. Часто в таких случаях план предусматривает, что один день в неделю ребенок проводит вне стен дома. Многие школы одобрительно относятся к такой практике.

Третья рольнаставника — возвращает нас к «институту ученичества». Многие родители одаренных детей обладают хорошо развитыми способностями и навыками. Их собственный ребенок может и не проявлять большого интереса к профессии или увлечению родителей, но его одаренный одноклассник, возможно, нуждается в помощи, наставлении и поддержке именно в этой сфере. Опыт показывает, что отношения между наставником и учеником столь же благотворны для взрослого, как и для ребенка, Это истинное наслаждение—делиться лучшими идеями и тайнами профессии с талантливым и старательным учеником. В некоторых случаях наставник может заниматься с группой, а не с одним ребенком, например обучая детей младшего школьного возраста иностранному языку, танцам или живописи.

Роль наставника требует значительного времени и инициативности, но с точки зрения удовлетворения и продуктивности это «улица с двусторонним движением». Когда школа обращается к родителям с просьбой взять на себя такие функции, нужно помнить о том, как важно для детей следовать примеру и, если возможно, примеру того же пола.

Четвертая роль, также требующая значительных затрат времени,— классного помощника. Такой помощник является специалистом в каком-то одном деле. Его присутствие создает разнообразие, которого не может обеспечить учитель, и помогает «держать в руках» одаренных и, как правило, весьма энергичных детей. Когда родители требуют большей гибкости и дифференциации от школьной системы, находящейся не в лучшем финансовом положении, папы и мамы должны подумать и о том, что они сами могут для этого сделать. В этом контексте роль классного помощника немаловажна.

Пятая рольпомощника в разработке программ обучения. Она может быть особенно удачна для родителей, которым рабочий график не позволяет приходить в школу во время занятий. Но они имеют доступ к нужным материалам и обладают квалификацией, позволяющей оказать профессиональную помощь педагогам при составлении программ.

Родителям следует помнить, что, сотрудничая со школой, они прежде всего помогают своему ребенку избежать многих проблем.

К оглавлению "Одаренный ребенок"