Стимулирование интересов и способностей





Очень важно верить в способности ребенка. Из позитивного окружения, которое вы создаете, он возьмет то, что ему необходимо. Для него ваша вера в его силы— достойная уважения предпосылка. Взрослый должен помогать, но не тянуть или толкать (Strang, 1960).

Для ребенка должна быть создана благоприятная обстановка, способствующая развитию его талантов. Вы, естественно, зададитесь вопросом: «Что для этого нужно сделать, как обеспечить оптимальные условия для полного развития ребенка?» Особенно часто и тревожно вопрос этот звучит, когда ребенок только что прошел школьное тестирование и был классифицирован как «одаренный». Для некоторых родителей это не является новостью, но перед многими ставит нелегкий вопрос: «А все ли мы делаем так, как надо?»

Я хочу успокоить встревоженных родителей. Само по себе тестирование не может изменить вашего ребенка. Однако в какой-то степени это оценка вашего участия в ребенке. Иногда, исходя из самых лучших побуждений, родители могут перестараться. Например, в ответ на вопрос, что бы он хотел изменить, если бы мог, 10-летний мальчик из весьма благополучной семьи сказал: «Я бы хотел, чтобы вся семья почаще собиралась вместе». В этой семье дети школьного возраста были столь загружены всякого рода внешкольными занятиями, а родители так активно занимались своими, безусловно, важными делами, что у ребенка сложилось впечатление, что практически никогда они не собираются дома всей семьей.

Семейное общение является, пожалуй, самым благотворным и при необходимости должно специально включаться в распорядок дня. Родители нередко совершают характерную ошибку, пытаясь навязать уже достаточно взрослому ребенку то занятие, которое когда-то увлекало их самих. Им иногда и в голову не приходит, что ребенку это может быть не только не интересно, но и неприятно. «Если мне так нравились занятия борьбой, неужели моему сыну может быть неинтересно? Он просто пока не вошел во вкус. Но он очень способный. Постепенно привыкнет, а потом ему, может быть, и понравится. Он же не отказывается ходить на тренировки!» Это высказывание любящего, умного и спортивно ориентированного отца стоит сравнить с тем, что говорит мать в частной беседе: «Да, он очень старательно тренируется и участвует во всех турнирах, потому что знает, как много это значит для отца. Он очень хочет, чтобы отец гордился им». На самом же деле ребенок в этой семье проявлял наибольший интерес к научным исследованиям, где поддержка отца была гораздо менее активной.

Одаренный ребенок, как правило, может развиваться в обоих направлениях, но в вышеупомянутой семье отсутствует истинное уважение к личности и интересам ребенка.

Одаренные дети, обладающие разносторонними способностями, часто сталкиваются с трудностями в выборе будущей профессии, поскольку избрание одного пути, естественно, исключает все остальные. Но так или иначе, ребенок должен делать выбор сам. Родителям не следует быть чрезмерно активными в направлении такого выбора. Биографии одаренных людей нередко дают нам примеры того, как, будучи взрослыми, они неоднократно брались за новое для себя дело, начиная свою карьеру с нуля. Возможно, что, делая самостоятельный выбор, ребенок впоследствии приблизится к сфере интересов родителей. Но это будет уже его собственный выбор. Как правило, отложенное решение не рождает больших проблем, но есть сферы, где достижение вершин требует раннего старта и узкой специализации.

Довольно часто высокоодаренные дети сопротивляются «всестороннему» развитию, с малых лет проявляя большой интерес к какому-то одному занятию (например, музыке, математике, спорту), добровольно отдавая этому почти все свое свободное время. Вероятно, их талант сочетается со способностью находить в этом занятии полное удовлетворение, что характерно для очень немногих людей.

На основе данных, полученных в результате обследований выдающихся людей, Блум (Bloom and Sosniak, 1981) описал модель воспитательных и образовательных приемов, которые помогли полному развитию их талантов. Наиболее интересное открытие, которое он сделал в результате многочисленных интервью с известными музыкантами, математиками и пловцами-олимпийцами, заключалось в весьма активной помощи и поддержке семьи. Он утверждает, что никто из них не добился бы выдающихся результатов самостоятельно! Блум писал: «Вопрос о том, кто из них гений, можно долго обсуждать, но выражение «гений себя проявит независимо от обстоятельств» не нашло подтверждения в данном конкретном исследовании. Каковы бы ни были таланты всех этих людей, каковы бы ни были их способности, навыки и достижения в раннем возрасте, без активной поддержки и специальных методов обучения они вряд ли достигли бы тех высот, покорив которые они и попалрт в сферу нашего исследования» (Bloom, 1982).

В большинстве случаев, описанных Блумом в его работе, один или оба родителя (или близкий родственник) сами имели отношение к сфере, в которой ребенок проявлял особые способности, и активно поддерживали их дальнейшее развитие. Часто это делалось в надежде, что ребенок достигнет тех высот, к которым стремились отец или мать. В особенной степени это относи» тся к матерям, чьи личные цели и устремления были в свое время подчинены нуждам дома и семьи. В начальных главах я говорила уже о родительском стремлении «воссиять» самим в своем одаренном ребенке. Такое самовозвеличивание редко бывает осознанным, но порой именно оно лежит в основе предельной семейной сосредоточенности на развитии и достижениях наиболее перспективного ребенка (Feldman, R.D., 1982).

Причины возникновения ранней мотивации установить сложно: исходила она от ребенка или от родителей. Но как бы то ни было, все вундеркинды с самого раннего возраста получали постоянную родительскую поддержку. В некоторых семьях родительская преданность избранной сфере — музыке, спорту и т.д.— была настолько сильна, что участие в занятиях ребенка принимала вся семья. Родительское влияние на ребенка в возрасте от 3 до 7 лет — это особенно важный фактор. По наблюдениям Блума, в большинстве семей считалось, что желание ребенка приобщиться к той сфере, которой преданы родители, должно быть столь же естественно, как желание научиться говорить. Самих детей почти никогда не спрашивали об их планах и не предлагали выбора.

На ранних стадиях развития способный родитель исполняет роль и учителя, и наставника, являясь примером для подражания, в то время как ребенок пока лишь играет со своим талантом.

На следующей стадии, когда ребенок становится школьником и поступает в секцию или кружок, у него появляются индивидуальные учителя и наставники, которые рассматривают каждого ученика как индивидуальность, а темпы и уровень обучения, как и награды за успехи, определяются самим развитием ребенка, находящимся под пристальным вниманием педагогов.

Для всего этого процесса характерно постоянное приспосабливание взрослых к ребенку, постигающему свой талант — в отличие от обычной практики, когда ребенок должен сам постоянно приспосабливаться к темпу и уровню одноклассников. Когда же под руководством педагога или тренера ребенок не делает заметных успехов, родители склонны усматривать причину в наставнике и пытаются его заменить. Таким образом, индивидуальный преподаватель играет центральную роль на второй стадии развития таланта, а семья осуществляет контроль за выполнением заданий и внешкольным развитием. Нередко наставники подчиняют распорядок всей семьи урокам и занятиям вундеркинда. (Так, сестре одной способной фигуристки вменялось в обязанность следить за ее костюмами.) Методы преподавателей весьма тесно увязываются с родительской стимуляцией. На этой, второй стадии ребенок, как правило, уже проявляет желание трудиться и достигать высоких результатов.

На третьей стадии, когда ребенок достиг определенных результатов, он нуждается в более квалифицированном преподавателе. Сотрудничество родителей и нового наставника в развитии таланта приобретает менее равноправный характер. Преподаватель или тренер становится единственным арбитром в процессе обучения, а роль родителей сводится к моральной и материальной поддержке.

На третьей стадии всякого рода общественные события — конкурсы, концерты, соревнования — являются важными компонентами развития таланта, наиболее торжественные события происходят вне дома. Таким образом, родители оказываются в роли зрителей.

На первой стадии ребенок тянется за родителем. На второй — родители находятся в раноправном партнерстве с избранным ими учителем. На третьей стадии родители подчинены главному наставнику, который часто сам отбирает себе учеников и является для них единственным примером.

На четвертой стадии подросток, обладающий действительно выдающимися способностями, обгоняет лучших учителей и равняется лишь на немногих корифеев в избранной сфере. Но этих заоблачных вершин достигают очень немногие: мы все испытываем восхищение и уважение, наблюдая за ними. В связи с этим родителям следует подумать и о преимуществах, и о проблемах как для самого ребенка, так и для всей семьи.

Создавая благоприятную обстановку, родители должны быть внимательны к интересам ребенка, помогая ему в исследовании всех возможностей интеллектуального и творческого развития. Но и здесь необходимо чувство меры: не стремитесь сразу покупать ребенку дорогой инвентарь или оборудование, не спешите вносить деньги за обучение до тех пор, пока ребенок не приобрел устойчивого вкуса к тому или иному занятию. Одаренных детей интересует практически все, но первоначальное очарование может померкнуть при столкновении с первыми трудностями. Чувствуя себя обязанным сделать все для удовлетворения потребностей ребенка в его самовыражении, родители часто не жалеют ни времени, ни денег. Нередко их ждет разочарование и раздражение, когда энтузиазм ребенка увядает, а дорогой инвентарь пылится в углу. Проявляйте благоразумие, не торопитесь бросаться в омут расходов, прежде чем ребенок действительно почувствует вкус к новому зянятию. Этим вы избавите и себя и ребенка от сожаления и неловкости за напрасные траты.

Другая ситуация, обратная той, когда папа или мама за уши тянут ребенка в сферу своего особого интереса,— готовность родителей заняться новым делом вместе с ребенком. Однако иногда ребенок в силу своей разносторонней одаренности проявляет интерес ко многим вещам. Понятно родительское желание не обойти вниманием ни одну из сфер потенциального интереса ребенка, не лишить его шанса на истинно всестороннее развитие. И они начинают перегружать его различными занятиями.

У творчески одаренных детей должны быть творческие родители, способные создать атмосферу, где таланту каждого из детей нашлось бы достойное место и каждый из детей был бы рад достойному вкладу другого.

Нужно ли стремиться к возможно более раннему развитию ребенка для того, чтобы в возрасте 14—15 лет он поступил в колледж? Вопрос этот вызывает множество новых вопросов: придется ли ему жить вне дома? Каков возраст его нынешних друзей? Могут ли местные школы предложить приемлемую альтернативу раннему поступлению в колледж, если это означает переезд в другой город? Может быть, общение с равно одаренными сверстниками в летнем лагере будет более приемлемым выходом? Почему в семье вообще возник вопрос о раннем поступлении в колледж? Кому первому пришла в голову эта мысль: самому ребенку, школьному учителю, родителям? Или пример был подан кем-то из его знакомых? Изучила ли семья всю возможную информацию по этому поводу, взвесила ли все «за» и «против»?

Если раннее поступление в колледж означает отрыв от дома и друзей, необходимо особенно серьезно подумать над иными решениями, где бы развитие способностей ребенка не сопровождалось преждевременным отлучением от безопасного (в психосоциальном смысле) домашнего окружения, Как уже отмечалось, возможности для учебы существуют помимо школы и помимо семьи, но только дома ребенок может найти поддержку и опору, столь необходимую для здорового развития личности. Возможности для академического прогресса останутся и спустя несколько лет, но возраст критического развития перенести нельзя. Конечно, в каждом случае необходим индивидуальный подход: в каком-то — эмоциональное и социальное состояние одаренного подростка может быть таким, что радикальные перемены необходимы. Скажу лишь, что обычно сами подростки предпочитают оставаться с родными и друзьями. Важность дружбы для развития Я-концепции молодого человека невозможно переоценить— как и положительного отношения авторитетных для него взрослых, в том числе родителей и учителей.

Нужно отметить, что в некоторых колледжах есть опыт работы с юными студентами. Обучение ведется по специальным программам. Тем не менее проблема эта весьма сложна и должна рассматриваться во всех аспектах. Каждый случай уникален, и все перечисленные вопросы должны быть проработаны — как с абитуриентом, так и с преподавателями колледжа. Во многих случаях эмоциональный климат в школе оказывает на ребенка негативное влияние и создает большие проблемы. Поступление в колледж может видеться родителям как лучший выход. Обсудите все еще раз на семейном совете.

К оглавлению "Одаренный ребенок"