Равные возможности в семье





Общаясь в течение многих лет с детьми, я наблюдала, как дети играют роли, приличествующие им по признаку пола. Удивительно, как рано проявляются в детских играх половые стереотипы поведения. Несомненно, такие стереотипы развиваются — может быть, и неосознанно — в семье. Некоторые педагоги приемлют и даже развивают эти стереотипы; учителя не раз говорили мне, что родители бывают недовольны, когда педагог пытается сломать стереотипизацию по признаку пола, в соответствии с которой мальчики должны играть в кубики и машинки, а двигаться под звуки маршей, в то время как девочкам пристало нянчить кукол, заниматься уборкой, а танцевать под «прозрачную», легкую музыку.

Хотя мы немало читаем о большом прогрессе в преодолении традиционных барьеров для мужчин и женщин при выборе профессии и стиля жизни, старые представления чрезвычайно сильны.

Стереотипизация по половому признаку особенно вредна для одаренных детей. Они в гораздо большей степени, чем менее способные сверстники, соединяют в себе свойства, характерные как для их собственного пола, так и для противоположного. Эта концепция получила название психологической андрогинии.

Однако подобное синтезирование никогда не приветствовалось обществом.

Традиционное определение «мужского» характера включает такие качества, как независимость и самоутверждение. Аналогичное определение «женского» базируется на чувствительности в межличностном общении, зависимости и заботливости.

Те, кто занимается изучением творчески продуктивных личностей, обнаруживают, что обладающие такими свойствами мужчины порой выглядят «женственными» и чувствительными, в то время как для женщин, относящихся к этой группе, могут быть характерны «мужественность» и независимость. Эти качества оцениваются по шкале, являющейся продолжением традиционного представления о делении на «мужское» и «женское».

В то же самое время развитие в мужчинах и женщинах качеств, присущих противоположному полу, расширяет для них диапазон общечеловеческого, раздвигает рамки стереотипов.

Взрослые обоих полов, сумевшие соединить оба этих аспекта, отличаются и довольно высоким уровнем самооценки, ощущением своей индивидуальности, что дает больше возможностей для реализации себя как личности. Их характеру свойственны такие черты, как открытость, гибкость, расчет на собственные силы.

В 1949 году известный антрополог Маргарет Мид писала о так называемой «двойной цепи ожиданий», связывающих и мальчиков, и девочек. Мальчика учат добиваться успеха, а девочку — демонстрировать, что она ничего не добивается и никогда не добьется. По мнению Маргарет Мид, мальчик-неудачник и удачливая девочка рискуют одним и тем же: они никогда не будут избраны представителем противоположного пола.

Несмотря на перемены, которые произошли в системе образования и законодательстве, ситуация применительно к межличностным отношениям остается во многом такой же.

Примером тому многочисленные публикации, рассказывающие о неудачных браках, где супруга занимала более высокий пост и соответственно больше зарабатывала. Во многих случаях это оказывало чрезвычайно болезненное влияние на мужчину и его самооценку. Эта информация очень важна для одаренных юношей и девушек, избирающих нетрадиционные жизненные пути. Им следует помнить, что разрушение семьи можно предотвратить, опираясь на здоровое самоощущение и собственную систему ценностей. Лучше всего эти качества могут быть развиты заботливыми и тактичными родителями, которые избегают стереотипов в своих ожиданиях — независимо от пола ребенка.

На протяжении своей истории американское общество ставило немало препон на пути одаренных девочек, стремящихся избрать мужскую карьеру. Одаренные молодые женщины порой и сейчас оказываются в безвыходной ситуации, пытаясь соединить свои способности и уровень образования с общественно приемлемыми для женщин сферами приложения сил. Традиционные «женские» достоинства нередко и всерьез сталкиваются с практикой продвижения по работе.

От женщин все еще ожидают покорности. Во всяком случае, она не должна самоутверждаться, и боже упаси, если оказывается агрессивной. В то же время амбициозное, агрессивное поведение у мужчин расценивается положительно и ведет к продвижению по службе.

В женщинах ценится физическая привлекательность и известная доля эротики. Молодых девушек часто подвигают именно к развитию этих черт. В то же время данные свойства в женщине считаются несовместимыми с профессиональными качествами. С мужчинами этого не происходит, для них не существует таких препятствий.

Женские руки предназначены качать колыбель, женщина должна растить детей и ставить домашние дела выше работы. У мужчины, который проявляет подобную систему ценностей, немного шансов преуспеть в карьере. Женщина же, отдающая предпочтение профессиональной, а не семейной жизни, воспринимается как малоприятное исключение из правил. Но правда и то, что все большее число просвещенных работодателей предоставляют женщинам гибкий рабочий график, позволяющий сочетать работу с интересами семьи.

Женщине в современном мире все еще приходится бороться с традиционным к себе отношением. Если она преуспевает и как жена, и как мать, и как профессионал, то, по мнению многих, в чем-то одном она непременно должна «недорабатывать». И вместо того чтобы радоваться своей многогранности и полноте жизни, ей приходится постоянно бороться против стереотипов общественного восприятия.

Молодые женщины, добившиеся успеха в такой «ходьбе по канату», обычно говорят, что силы и упорство они черпали в поддержке отцов, которые помогали им стать самими собой и часто повторяли, что дети должны быть такими, какими хотят.

Родительская поддержка в борьбе против давления социальных стереотипов важна для одаренных детей обоих полов, но, по мнению некоторых ученых, особенно для девочек. Часто из таких детей делают «одаренных учеников» и «девочек».

Одаренные ученики должны, по общему мнению, наиболее полно развить свои способности, а девочкам «полагается» быть заботливыми и самоотверженными.

Одаренных учеников должна отличать активность, страсть к познанию и самоутверждение. В девочках же культивируются пассивность и зависимость.

Одаренных учеников готовят к полноценной, полной испытаний карьере. А девочки должны уметь вести хозяйство.

От одаренных учеников ожидают реализации их потенциала. А девочек учат на первое место ставить карьеру мужа. Примерами такого отношения для них часто являются собственные матери, а отцы очень редко словом или делом это опровергают.

Всех нас формирует общество, в котором мы живем, и многие родители в той или иной мере повинны в том, что их одаренные дочери играют, в сущности, чужие роли. Родителям тоже нужна твердость, чтобы не быть конформистами, чтобы дети их могли свободно расти и преуспевать — как мальчики, так и девочки.

В многочисленных своих исследованиях, посвященных женскому вопросу, американский психолог Хорнер (1973), опираясь на высказывания самих женщин, говорил о присущей одаренным женщинам боязни преуспеть. Родителям, особенно отцам, эта информация может многое прояснить в том, почему одаренные девочки далеко не всегда достигают своих вершин.

Наиболее частой составляющей женской боязни преуспеть является опасение, что мужчины не приемлют превосходства и лидерства женщины. Проявляется это с особой яркостью в том, что девочки вдруг останавливаются в своем прогрессе и даже «возвращаются» назад. Это происходит в том возрасте, когда дети начинают проявлять интерес к противоположному полу. Существенный регресс в достижениях девочек замечен в возрасте 11—14 лет.

Второй фактор, отмеченный Хорнер,— это домашние обязанности. (Всякий работающий человек нуждается в том, чтобы кто-то за него занимался и хозяйством.)

Родителям следует проследить, как в семье распределяются домашние обязанности. Зачастую от дочерей ожидается гораздо больший вклад, чем от их братьев. Вся семья рассматривает школьные и внешкольные занятия сына, а также и его работу, если он устраивается подзаработать карманных денег, как безусловный приоритет, а его домашние обязанности сводятся к минимуму. От девочки же родители обычно требуют выполнения значительной части домашних дел, которые следуют по важности за школьными занятиями, а то выдвигаются и на первое место. Таким образом, у девочек в подростковом возрасте гораздо меньше шансов подработать, чем у мальчиков.

Но по роду занятий и по времени, проведенному в домашних хлопотах, дети должны быть истинно равны. Девочки, например, могут прекрасно сгрести граблями опавшие листья с лужайки, так же как мальчики — вымыть пол на кухне. Такое равенство для детей должно подкрепляться и равенством родителей. Детей гораздо больше впечатляет то, что мы делаем, а не то, что говорим.

Здесь уместно сказать несколько слов о всякого рода добровольчестве. Среди бесплатных волонтеров различных организаций женщины находятся в подавляющем большинстве. Немногие мужчины имеют склонность или время для таких похвальных занятий. А вывод из этого следует такой: время мужчин несравненно более важно, чем женщин.

Третьим фактором женской боязни преуспеть является, по мнению Хорнер. неуверенность в себе. Этот вывод подтверждается и исследованиями Флеминга и Холлинджер (1979), где содержались результаты опроса группы одаренных девочек из различных социальных и культурных слоев. Несмотря на большие способности, многие из девочек показали неадекватно низкий уровень самооценки и притязаний в профессиональной сфере. Семья играет главную роль в формировании образа-Я ребенка. Важен ее вклад и в представление ребенка о будущей профессии. Зная, как много одаренные девочки могут потерять из-за неуверенности в себе, родители должны помочь им привести самооценку в соответствие с одаренностью и сформировать адекватные представления об избранной ребенком профессии.

Четвертым препятствием на профессиональном пути одаренных девушек является отсутствие примера. Во многих областях девочкам брать пример не с кого. По мере продвижения по профессиональной лестнице женщина редко встречает наставников-женщин. Обычно, чем выше она поднимается по служебной лестнице, тем чаще находится в компании мужчин. В традиционно неженских сферах она зачастую оказывается одинокой. Розалин Йалоу, женщина-физик, лауреат Нобелевской премии, которая вела серию передач на телевидении о Мари Жолио-Кюри — ее коллеге и также лауреате Нобелевской премии, — очень точно отметила именно этот аспект жизни Мари после смерти ее мужа. Розалин Йалоу описала и свое собственное ощущение одиночества, возникшее из-за нехватки ежедневного общения и обмена идеями. Еще одна представительница слабого пола, Розалинд Франклин, внесла большой вклад в известное открытие Уотсоном и Криком двойной спирали ДНК.

Однако ее роль в открытии практически игнорировалась, что серьезно сказалось на ее здоровье и привело к ранней смерти. Есть еще и пример Джоселин Белл, чьи работы о космических «черных дырах», похоже, попали в одну из них. Так что перспективы для девочек, мечтающих о карьере ученого, не очень радужны. Чтобы в таком начинании выйти победителем, необходимо очень большое желание, упорство и сила собственного «Я».

В 1979 году Флеминг и Холлинджер выступили с программой под названием „Project! Choice", предлагающей конкретные меры по развитию способностей одаренных девочек, она принесла неожиданный успех: целый ряд удачливых в карьере женщин согласились участвовать в программе вместе с одаренными девочками в качестве их наставниц. Собравшись вместе, женщины с удовольствием восприняли возможность помочь одаренным школьницам в поиске профессиональных альтернатив. Представляется, что родителям одаренных девочек и мальчиков тоже не мешало бы попробовать себя в роли живого примера.

Последний фактор в формировании боязни успеха — это отсутствие достаточного образования. Члены школьного совета — и мужчины и женщины, — находясь в плену стереотипов (из добрых, разумеется, побуждений), практически никогда не составят необходимого одаренной девочке расписания занятий. Помня об этом, родители могут немало сделать для расширения возможностей одаренной девочки. Педагоги должны утверждать равенство психологических возможностей наряду с равенством в доступности образования. А родителям следует на таком равенстве настаивать — особенно в раннем возрасте, в период формирования личности, когда закладывается основа надежд и устремлений будущего взрослого.

Удачливые в карьере женщины в числе положительных факторов отмечали следующие:

  • сильную поддержку родителей, особенно отцов,
  • громадное желание принять вызов (женщина должна знать и уметь в два раза больше мужчины, чтобы добиться половины того, чего добивается он),
  • пример женщин, добившихся успеха,
  • собственный опыт в том, что профессиональный успех женщины совсем не обязательно означает крах в общении и личной жизни.

Одаренный мальчик, проявляющий такие, считающиеся женскими черты, как заботливость, чувствительность, пассивность, также наказывается тем, что эти черты отвергаются его окружением, в том числе и родителями. Отца, безусловно, радует сын, желающий стать инженером-конструктором. Но мальчик, который хочет быть писателем, вызовет у отца сомнение и разочарование. Нежная мать воспримет интерес мальчика к балету и приготовит ему трико и туфли для просмотра в балетной студии. В то же время отец, вероятнее всего, будет недоволен такими устремлениями сына, что сообщит мальчику мощный негативный импульс. Правда, сломать такой стереотип помог в какой-то мере сын президента Рейгана, который выступал в балетной труппе. Кстати, и внимание прессы к добрачной жизни Рейгана-младшего тоже сыграло свою роль в разрушении викторианских представлений.

Взрослые мужчины, чьи воспитательские или артистические склонности подавлялись семьей и обществом, теперь могут находить поддержку в группах развития мужского сознания. Их меньше, чем соответствующих групп для женщин, но они уже существуют во многих местах. Необходимость таких групп показывает, что стереотипизация качеств и моделей поведения оказывает тяжелое влияние как на женщин, так и на мужчин.

Резкий рост феминистского движения и еще более жгучая необходимость устранить социоэкономический дисбаланс вызвали к жизни гораздо большее количество литературы об отрицательных воздействиях на одаренных людей женского пола.

Аналогичное изучение экспрессивных характеристик и мужской психики могло бы, вероятно, немало помочь и в понимании, и воспитании одаренных мальчиков. Безусловно то, что мальчики испытывают большее давление со стороны родителей (мальчик должен преуспеть), а простор при выборе профессии, хотя и более широк, чем у девочек, тем не менее тоже подчиняется стереотипам.

Я вспоминаю собственное удивление, когда в нашем якобы просвещенном доме дочери-подростки выразили озабоченность по поводу интереса, который их младший брат стал проявлять к вышиванию и вязанию. Мне удалось заставить их воздержаться от насмешливых замечаний в адрес сына, но его сверстники очень скоро отучили его от «девчачьих» занятий. А мне на память осталось несколько его рукодельных вещиц.

Наряду с этим дочери не задерживались с замечаниями, если их брат проводил меньше, чем они, времени у мойки или плиты. Неужели равенство предполагается только в нежелательных занятиях и не распространяется на приятные?

Мамы и папы могут дать детям прекрасный пример непредвзятого отношения к вопросам пола, деля поровну домашние заботы и уважая профессиональные амбиции друг друга.

Изучив множество семей одаренных детей в Англии, д-р Фриман (1979) обнаружила, что матери наиболее благополучных детей школьного возраста работали и уделяли детям довольно мало времени. Другое исследование, проведенное в 1976 году Ферри и посвященное изучению детей в неполных семьях, выявило, что матери, обремененные заботами, практически вообще не имеют времени на занятия с ребенком, что поведенческие и академические проблемы чаще возникают у детей из-за плохих материальных и жилищных условий или этнической дискриминации — а не из-за отсутствия родительской модели матери или отца.

Стимулирование желательных черт — как «мужских», так и «женских» — в одном человеке поможет ему достичь большей полноты в жизни, сочетая независимость с чувствительностью, а самоутверждение с пониманием. Такой разносторонний ребенок в современном обществе, находящемся в плену стереотипов «по половому признаку», нуждается в родительской поддержке, чтобы остаться открытым, гибким, не боящимся неоднозначности, не смущающимся «светских» условностей и твердо рассчитывающим на свои силы.

К оглавлению "Одаренный ребенок"