Построение Я-Концепции





Влияние родителей на построение концепции ребенка трудно переоценить. Это первейший фактор, оказывающий воздействие на ребенка в ранние годы, когда он наиболее открыт для всякого рода влияний. Процесс этот непрерывный, изо дня в день и из года в год проникающий во все аспекты жизни ребенка и усиливающийся его эмоциональной тональностью. В развитии ребенка родители играют роль важнейшего окружения — каждое их слово или действие для ребенка, особенно для маленького, очень значимо.

Самовосприятие личности является важнейшим аспектом развития ребенка. Здесь родители имеют уникальную возможность ему помочь. Существует немало систем поддержки помимо семьи, которые помогут в развитии ребенка. Но ни одна из них не заменит семьи в развитии психики ребенка, в создании его образа как заслуженно любимой личности, счастливой и целостной в своем окружении.

Наше представление о себе формируется из субъективных и объективных оценок окружающих нас людей. Первую такого рода информацию дети получают от родителей: «Ты сильный», «Ты радуешь меня», «Ты это можешь», «Ты хороший помощник», «Ты такая смешная», «Расскажи, что ты мастеришь», или «Ты ведь можешь и лучше», «Ты меня так расстраиваешь», «Дай-ка я лучше сам это сделаю», «У меня получится быстрее», или «Потом, дорогая, сейчас я читаю».

Родители, разумеется, сообщают ребенку и негативное отношение. Таким образом ребенок узнает о том, какое поведение желательно, а какое нет, какое безопасно, а какое рискованно. В этом деле важно соблюсти баланс. Положительные сообщения поддержки и любви должны обязательно перевешивать негативные, критические.

Самый важный дар, который вы, и только вы, можете развить в ребенке, — это здоровое самоощущение человека, которому есть что привнести в мир и которого мир встречает с радостью.

Эрик Эриксон (1963), немало сделавший для нашего понимания закономерностей психосоциального развития личности, утверждает, что первые основы здоровой личности закладываются доверительными отношениями, развивающимися в первые 2 года жизни между ребенком и матерью (или тем, кто ее заменяет).

Последовательность и тепло этого общения говорят ребенку, что мир в целом добр, а окружение безопасно и приятно. Ребенок как бы делает вывод: «Мне рады. Мои потребности будут удовлетворены. Здесь для меня есть место».

По мере того как младенец превращается в 2-годовалого, его познавательное развитие позволяет ему увидеть разницу между собой и другими, между собой и окружающим миром. Он узнает, что как личность он сам является источником силы, что он может изменять окружающий мир и приводить в действие некие процессы. Это восхитительное открытие, и ребенок страстно испытывает себя: «Я сам!», свое влияние не только на предметы, но и на людей: «Не хочу!» или «Дай это!» Он счастлив своим пониманием собственной автономии и собственного умения. Некоторые специалисты сокрушаются по поводу так называемого упрямства или негативизма 2-летнего ребенка с высоким развитием речи, называют этот возраст «ужасным», забывая, что именно в этом возрасте формируется не только самовосприятие автономного индивида, но и способность выбирать из нескольких вариантов нужный, закладываются основы здорового и независимого "Я", самостоятельность и т.д.

Родителям следовало радоваться растущей компетентности ребенка и сообщать ему свою гордость и удовольствие. При этом же по мере необходимости надо с любовью и тактом ограничивать масштабы и направления поиска пытливого, но пока столь незащищенного ребенка. Младенец очень скоро уступает место уже весьма самостоятельному малышу, который заявляет: «Я — это я», «Я буду» или «Я не хочу!» Замечательные двухлетки! В течение нескольких последующих лет горизонты ребенка расширяются по мере того, как его занятия и круг знакомств выходят за рамки семьи — во двор, в ясли или детский сад. Автономия ребенка впрямую сталкивается с автономией окружающих, а социальное развитие становится важной фазой взросления.

Одаренный ребенок, как правило, преуспевает в языковом развитии и даже в столь раннем возрасте значительно опережает сверстников. Уже теперь не лишне с ним поговорить о том, какими разными бывают люди и как важно быть терпеливым в совместной жизни и совместных играх. Развитые дети тяготеют к детям старшего возраста и ко взрослым, так как сверстники не поспевают за их развитием. Но чтобы восприятие вашего ребенка не было искажено сознанием собственного отличия, следует все же поощрять его общение со сверстниками, также наделенными определенными способностями.

Таким образом у ребенка скорее разовьется вкус к коллективным занятиям и гибкость в распределении роли лидера — даже в игре. Многие одаренные дети проявляют удивительную степень самодостаточности и с очень раннего возраста могут занимать и развлекать себя самостоятельно. Не следует оказывать на них постоянного давления с тем, чтобы они играли с товарищами, но возможность такую им надо предоставлять: для них это шанс научиться радоваться успехам Других. Тогда ребенок сможет ценить и чужие идеи, и законы, и правила коллектива.

Эриксон описывает психосоциальное развитие 3—х летних детей как период осознания своего «Я», обладающего определенным набором качеств, где личност ное сохраняет стабильность во времени: «Я девочка», «Я хлопотунья», «Я люблю покушать», «Я не люблю все липкое», «Я хорошенькая», «Я хочу быть как мама», «Я папина дочка».

В своих родителях и в окружении ребенок видит себя, как в зеркале, — вернее, разглядывает детали своего собственного образа. На этой интуитивной стадии построения собственного «Я» формируются детали будущего «здания», которые еще подвергнутся самому тщательному анализу и, возможно, перестройке в более поздний период самоуглубления — в переломном возрасте. Но уже в 3—4 года ребенок обнаруживает различие полов и различие ролей, которые мужчины и женщины играют в жизни. Внимательные родители могут помочь своим дочерям и сыновьям расширить горизонты понимания этих жизненных ролей, чтобы у них не развивались «железобетонные» стереотипы. (В одном очень прогрессивном детском саду 3-летняя девочка заявила сверстнику: «Положи швабру на место! Мальчики пол не моют!»).

В дошкольном возрасте ребенок уже может испытывать чувство вины. Эриксон характеризует его как возраст инициативы против вины. Ответственность за свои поступки и сознание собственной возможности влиять на окружающий мир обычно укрепляют в ребенке удовлетворенность и уверенность в своих силах. Но иногда ребенок ведет себя так, что это неприятно тем, кого он любит. То же самое чувство личной ответственности, которое приносило удовлетворение, теперь, когда что-то не получилось, может приносить переживания и чувство вины.

Родителям следует быть осторожными: опасно усиливать чувство вины сверх меры, а тем более без необходимости. Вероятно, это самое болезненное человеческое чувство, а принятие ответственности на себя — его основная составляющая. Родители совершают ошибку, используя это чувство как инструмент контроля за поведением ребенка, когда стыдят его или возлагают на него ответственность за неприемлемый поступок.

Допустите, что за каждым действием ребенка стоит доброе намерение. Дайте ему понять, что даже в ситуации с огорчительными последствиями вы уверены, что он не хотел причинить вреда или боли.

Часто родители одаренных детей питают неоправданно большие надежды на то, что в социальном и эмоциональном развитии их ребенок достигнет тех же высот, что и в интеллектуальном. Сообщая словом, взглядом или действием свое недовольство ребенку, когда тот никоим образом и не может оправдать такие ожидания, родители усиливают в нем чувство вины, которому и так подвержен чрезвычайно восприимчивый одаренный дошкольник. Ребенку и в голову не приходит усомниться в высоких целях, которые ставят перед ним самые могущественные в мире люди — его родители. Если его поведение не отвечает ожиданиям родителей (иногда ожидания эти совершенно не оправданны), он начинает чувствовать себя неудачником.

Добрая похвала за социальные достижения — терпение, доброту, щедрость — и понимание ошибок и неудач помогут ему избавиться от отрицательного самовосприятия, которое на удивление сильно в одаренных детях школьного возраста.

Проведенные в Чикаго исследования 113 высокоодаренных младших школьников обнаружили, что их самооценка ниже, чем у трети их ординарных сверстников, а социальная уверенность ниже, чем у четверти.

Очевидно, уже к этому возрасту одаренные дети усвоили для себя чрезвычайно высокие стандарты, сообщенные им психодинамикой их отношений с родителями, и ощущали свое несоответствие этим стандартам. Родители должны с самого начала помнить о том, какое значение для детей приобретают родительские ожидания и надежды в этот период, когда личность ребенка еще недостаточно сформирована для независимого суждения. Насколько эти надежды являются продолжением неудовлетворенных личных амбиций телей? Насколько отражают они интересы и статус ро. дителей? Родителям довольно часто представляется что то, что им кажется хорошим, должно быть непре менно хорошо и для ребенка. В какой степени разви веющиеся интересы и приоритеты ребенка повлияют на родительскую систему поощрений? Ответы на эти вопросы помогут определить, станет ли ребенок капитаном своего корабля или превратится в равнодушного пассажира, а то еще хуже — вообще окажется «зайцем» на чужом.

Говоря о своих детских впечатлениях, одаренные подростки и уже взрослые люди отмечают, что родители воспринимали их в основном как вундеркиндов, не пытаясь увидеть в них личность. Ребенок ценен и интересен в своей целостности, и не надо выделять в нем какой-то один аспект для награды или наказания. Если в собственном доме вы не можете быть самим собой, если вы не поняты и не приняты во всем спектре своего «Я» — то есть ли вообще вам место в этом мире?

Роль родителей незаменима в обретении ребенком Я-концепции, основы личного сознания бытия, а позаботиться о его физическом развитии, интеллектуальном росте или о совершенствовании его особого таланта могут и другие люди. В этом и заключается очарование и сложность отцовства и материнства, и процесс этот не зависит от материального благополучия. Бесценный дар беззаветной любви и верности — самое дорогое семейное наследство.

По достижении школьного возраста ребенок расстается с незрелым пониманием мыслительного процесса, когда он полагал, что в общих обстоятельствах все люди испытывают и общие ощущения. Ребенок узнает, что мысли его присущи только ему самому и остаются скрытыми и отличными от мыслей других, пока он их не обнаружит. Он открывает для себя радость новой идеи, нового решения проблемы. Такие открытия приносят радость всем детям, но особенную радость— детям талантливым. Всем нам нравится делать то, что у нас хорошо получается.

Современная культура школы оказывает серьезное влияние на Я-концепцию ребенка. В большинстве случаев в школе ценится соответствие правилам, предопределенность и безусловная правильность ответа, который имеет в виду задающий вопрос учитель. Эрикон определяет возраст от 5 до 8 лет как период предприимчивости против неполноценности. Для многих детей это первый опыт погружения в компанию сверстников, когда ежедневно и ежечасно проводится сравнение между ними. Надежды учителя и давление со стороны одноклассников оказывают очень сильное новое влияние на представление индивида о себе как о компетентном и приятном человеке. «Культурный шок» группового общения может произойти и в более раннем возрасте, когда одаренный ребенок попадает в детском саду в компанию менее способных 3— 4-летних детей.

В детском саду одаренные дети не понимают, почему им так трудно найти общий язык со сверстниками в разговорах или играх. Они предпочитают дружбу взрослых. Желательно, чтобы у дошкольников была возможность общаться и с обычными сверстниками, и с теми, кто соответствует их уровню развития. Общение должно быть взаимным и взаимообогащающим.

Здесь уместно вспомнить одну историю. Талантливый 4-летний мальчик в ответ на вопрос психолога о том, кто его лучшие друзья, назвал несколько взрослых мужчин — друзей своего отца. Перевод ребенка в школу для одаренных детей при нью-йоркском колледже Хантера принес желаемые перемены: он смог учиться и играть с детьми аналогичных способностей. Стремление к автономии и индивидуализм в человеке Уравновешиваются потребностью в сообществе и сопричастности.

Никто не хочет ощущать себя настолько отличным от других, чтобы нигде не находить себе места. Окружение часто заставляет одаренных детей чувствовать себя странными, «не такими, как все». Происходит это именно из-за их особых дарований. Опросы показывают, что талантливые дети очень чувствительны к кому отчуждению.

В первые месяцы после того, как ребенок пойдет в школу, родителям надо быть особенно внимательны, ми к любым намекам на то, что ребенок сталкивается с неприятием со стороны учителей или одноклассников. В такой момент полезно поговорить с ребенком о разнообразии качеств, ценимых в человеке, и о том, что люди не всегда способны заметить в других то, что заслуживает внимания.

Хорошо также, если и родители трезво и по-доброму оценивают собственные таланты и способности. Родителей многих одаренных детей мы спрашивали, были ли они такими сами.

Подавляющее большинство не задумываясь давали отрицательный ответ. Похоже, что в какой-то мере такая реакция отражает всеобщее антиинтеллектуалистское прославление «простого человека», которое традиционно в американской культуре. Если родители чувствуют неловкость от сознания собственной одаренности и не склонны о ней даже говорить, эта кажущаяся необходимость скрывать или маскировать одаренность может неосознанно передаваться ребенку. Разумеется, не стоит демонстрировать таланты без необходимости, лучше найти такую модель поведения, которая позволит гордиться своими достижениями и в то же время здраво относиться к поражению, если задача оказывается не по силам.

Предприимчивость и упорство в детях развиваются с освоением новых высот, причем успехи эти должны быть отмечены теми, кто играет важную роль в жизни ребенка. Ничто не может заменить родительской поддержки и поощрения в этот часто трудный для ребенка период перехода из домашней среды в школьную. Одаренные дети особенно нуждаются в развитии самостоятельности, самодисциплины и самоуправления в учебе, поскольку школа зачастую не удовлетворяет их запросов и им приходится заботиться о себе самим.

Приведу историю одной девушки, пусть и не самую типичную, но показывающую, насколько важную роль играл отец в развитии у нее положительного самовосприятия.

Родители обнаружили ее таланты в очень раннем зрасте, тестирование выявило, что ее IQ достигает 170. Предвидя формальные сложности с ее воспитанием и образованием, отец подделал ее свидетельство о рождении с тем, чтобы ее приняли в школу. В то время пока старшие товарищи бились над алфавитом, девочка уже свободно читала.

В последующие годы одноклассники называли ее «головой» и в компанию не принимали. Учителя перестали вызывать ее к доске, утомленные тем, что она знала ответы на все вопросы. (Все это слишком хорошо знакомо многим одаренным детям.) Уже в старших классах, когда она выиграла 14 конкурсов, директор заявил, что награды принесли ей не способности, а удача. (И такое нередко случается с одаренными школьниками. Старший сын одной из моих знакомых был лишен нескольких премий среди старшеклассников: ему было сказано, что будет несправедливо, если он получит их все. Возникает законный вопрос: «Несправедливо по отношению к кому?»)

Героиня нашей истории поступила в Принстонский университет в 16-летнем возрасте, а через год в разговоре о школьных годах сказала: «Я выдержала все это только потому, что отец всегда говорил мне, что я молодец. Этого мне хватило, чтобы пережить все напасти — в том числе учителей, которые меня терпеть не могли».

Довольно часто и учителя чувствуют себя неуютно и даже небезопасно в присутствии необычайно одаренных учеников, у которых в свою очередь рождается ощущение, что их терпеть не могут.

Когда родители обнаруживают одаренность ребенка, они остро чувствуют себя обязанными сделать все возможное для развития его талантов. Некоторые ро дители становятся чересчур обремененными этой забо той и испытывают чувство вины, если им кажется, что они не совсем с этим справляются. Конечно, здоровая доля внимания к способностям и интересам ребенка желательна. Важна и поддержка этих интересов. Но главный вклад в воспитание заключается в развитии здорового и положительного самовосприятия одаренного ребенка. Родители играют важнейшую роль в формировании Я-концепции, и, хотя окружающие могут внести свой вклад в развитие способностей ребенка, приоритет родителей в воспитании личности не-оспорим.

Детские воспоминания становятся частью Я-концепции. В «Братьях Карамазовых» Достоевский говорит об этом так: «...ничего нет выше и сильнее, и здоровее, и полезнее впредь для жизни, как хорошее какое-нибудь воспоминание, и особенно вынесенное еще из детства, из родительского дома. Вам много говорят про воспитание ваше, а вот какое-нибудь этакое прекрасное, святое воспоминание, сохраненное с детства, может быть, самое лучшее воспитание и есть. Если много набрать таких воспоминаний с собою в жизнь, то спасен человек на всю жизнь. И даже если и одно только хорошее воспоминание при нас останется в нашем сердце, то и то может послужить когда-нибудь нам во спасение».

Родители обязаны стремиться развивать в своих детях следующие личные качества:

  • Уверенность, базирующуюся на сознаний самоценности.
  • Понимание достоинств и недостатков в себе самом и в окружающих.
  • Интеллектуальную любознательность и готовность к исследовательскому риску.
  • Уважение к доброте, честности, дружелюбию, сопережеванию, терпению и душевному мужеству.
  • Привычку опираться на собственные силы и готовность нести ответственность за свои поступки.
  • Умение помогать находить общий язык и радость в общении с людьми всех возрастов, рас и социоэкономических и образовательных уровней.

Родители создадут прекрасные условия для развития этих качеств, если своим собственным поведением продемонстрируют, что:

  • Они ценят то, что хотят привить ребенку в моральном, социальном или интеллектуальном плане.
  • Они точно рассчитывают момент и степень реакции на потребности ребенка. Если ребенок задает вопрос, связанный с сексом, родители дают ответ, предлагая лишь чуть больше информации, чем определено вопросом. Они закрывают тему, когда ребенку становится скучно или непонятно. Они не поддаются искушению рассказать о предмете все, что знают сами, когда ребенку нужен ответ лишь на его вопрос.
  • Они опираются на собственные силы и позволяют ребенку самому искать выход из сложившейся ситуации, решать каждую задачу, которая ему под силу, —даже если сами могут сделать все быстрее и лучше.
  • Они практически не оказывают давления на ребенка в его школьных делах, но всегда готовы прийти на помощь в случае необходимости или предоставить дополнительную информацию в сфере, к которой ребенок проявляет интерес.

Итак, родителям следует принимать детей такими, какие они есть, а не рассматривать их в качестве носителей талантов. Их таланты произрастают из индивидуальности личности, а достижения в конечном счете зависят от того, как эта личность разовьется.

К оглавлению "Одаренный ребенок"