Талант требует заботы

Большие способности - большая уязвимость

Родителям одаренных детей необходимо играть охранительную роль по мере того, как их дети начинают проявлять выдающиеся способности.

Как мы уже говорили, в большинстве школ и в обществе в целом существует некоторая настороженность по отношению к одаренным детям, связанная, видимо, с недопониманием их уникальности. Родители часто также чувствуют себя не очень уютно оттого, что в американском обществе акцент всегда делается на усредненности, на воспевании простого человека.

В школах, как правило, считают, что одаренные дети не нуждаются в поддержке, поскольку достаточно талантливы, чтобы самим управлять собой. Такое мнение, безусловно, не подтверждается опытом родителей, которым приходится ежедневно решать проблемы, связанные с воспитанием их одаренных сыновей и дочерей. На самом деле потребность таких детей в эмоциональном комфорте, независимости, достижениях, признании и в осознании собственной цены очень велика и слишком часто не Удовлетворяется. А все это им нужно не менее, чем даже неполноценным детям. Из-за широко распространенного недоверия к тем, кто не такой, как все, одаренные дети зачастую отвергаются другими детьми, учителями, иногда даже и родителями.

Однажды мама позвонила мне и просила дать совет, как помочь развитию ее весьма одаренной 4-летней дочери. Выслушав ее подробный рассказ, я спросила - есть ли в семье еще дети. «О да, — последовал ответ, — еще девочка, ей 2 годика. Но она, славабогу, вроде нормальная!» Сказано это было с видимым облегчением. Такие чувства явно или неявно сообщаются ребенку. Я не стала спрашивать, слышала ли девочка наш разговор, но если она находилась где-то поблизости, то, вероятно, была немало смущена таким родительским отношением к своим талантам.

Чувство долга или ощущение собственной неадекватности, о которых часто говорят родители одаренных детей, лишает этих детей многих родительских радостей. Однако, несмотря на все требования, которые предъявляет к родителям такая ситуация, она приносит большое удовлетворение от общения с детьми, такими похожими и в то же время не похожими на нас, причудливо сочетающими в себе сильные и слабые стороны своих родителей. Не нужно превращать здоровую заботу о развитии ребенка в болезненную озабоченность, которая лишь мешает добрым отношениям между родителями и детьми.

Особые способности

Неординарные способности продуцируют в детях как сильные стороны, так и особую уязвимость. Одаренные дети опережают других в количестве и силе восприятия окружающих событий и явлений: они больше улавливают и понимают. Они больше видят, слышат и чувствуют, чем другие в тех же условиях. Они могут следить одновременно за несколькими событиями. Они редко попадают впросак. Из поля их восприятия не выпадают интонации, жесты, позы и модели поведения окружающих людей. Одаренного ребенка нередко сравнивают с губкой, впитывающей самую разнообразную информацию и ощущения. Но такая способность к восприятию идет бок о бок с уязвимостью, рождаемой повышенной чувствительностью - эти дети все воспринимают и на все реагируют. И нормальный эгоцентризм приводит и к тому, что относят все происходящее на свой счет. Стрелы и ежедневного общения, которые могут и не задеть обычного ребенка, способны больно ранить одаренного Иногда такие дети чувствуют вину, даже когда их ни в чем не обвиняют, ощущают себя отторгнутыми даже если их собеседник не имел в виду ничего плохого.

Нейтральная реплика может восприниматься ими как критика в их персональный адрес. Они чрезвычайно чувствительны к недовольству окружающих взрослых и обычно приписывают его чему-то, что они сами совершили. Родители и сверстники таких детей порой удивляются тому, какой непропорционально резкой может быть их реакция на внешне малозначимое событие.

В разговорах о своих одаренных чадах родители нередко восклицают: «Ах, если бы он не был таким чувствительным!» или «Как бы я хотел, чтобы она не была так ранима!» Родители, конечно, осознают меру уязвимости ребенка и по возможности стараются оградить его от ненужных стрессов. Но это нужно делать осторожно, чтобы не притупить восприятие ребенком окружающего мира, не лишить его радости самостоятельного познания.

Родители должны с большой долей терпения и спокойствия воспринимать эмоциональные перепады одаренного ребенка. Таким детям требуется помочь разобраться в том, что не все обескураживающие комментарии и замечания относятся непосредственно к ним и что люди говорят и действуют иногда безумно, но без намерения причинить боль.

Благодаря широте восприятия и чувствительности одаренные дети глубоко переживают социальную несправедливость. Привычным к окружающему родителям трудно адекватно воспринять неуемное желание одаренного ребенка исправить несправедливость общества. Без такого желания мечты в наших детях мы, вероятно, не могли бы проводить сколько-нибудь важные реформы в обществе, и мечты эти надо беречь. Найдите какой-то путь, чтобы ребенок и вся семья могли принимать хотя бы малейшее участие в этом,— письма, членство в группе общественных активистов, пожертвования на какое-то общественное дело, которое ребенок считает справедливым. Воспитывайте также в ребенке терпение к менее восприимчивым детям, которые не разделяют его озабоченности. Такое семейное воспитание помогает растить будущих лидеров общества, и заботиться об этом нужно всем.

Лета Холлингзуорт предупреждает нас, что один урок, который высокоинтеллектуальные люди никак не могут усвоить, заключается в том, что окружающие существенно отличаются от них в мыслях, поступках и желаниях. В 1942 году она написала: «Много реформаторов погибло от рук толпы, которую они хотели просветить. Высокоодаренный ребенок должен научиться воспринимать глупцов терпеливо — не злорадствуя, не гневаясь, не отчаиваясь и не плача, а с пониманием, если ничего нельзя поправить».

Неспособность выработать терпеливое и дружелюбное отношение к менее одаренному человеку часто ведет к разочарованию, желчности и мизантропии, которые убивают потенциальных лидеров. Одной из ценнейших черт характера является приятие окружающих. Многим интеллектуально одаренным детям этому необходимо учиться. Родителям в этом плане также следует думать и о своих моделях поведения.

Но дети часто бывают жестокими. Никто из нас не имеет эффективной защиты от намеренной жестокости. Родители не могут уберечь детей от всякой беды, но могут ослабить ее воздействие и помочь ребенку избавиться от эгоцентрической возрастной тенденций искать причины всего в себе самом.

Еще одно выдающееся свойство, часто отмечаемое у одаренных детей, — это громадное упорство в области их интересов. Один из самых ранних показателей одаренности — это время, в течение которого 2—3-летний ребенок концентрируется на одном занятий ребенок бывает поглощен своим делом несколько часов кряду и возвращается к нему в течение нескольких ней чего трудно ожидать от обычного ребенка такого возраста. С годами такие дети проявляют громадное упорство и сосредоточенность в достижении цели — в играх или других занятиях.

Столь высокая увлеченность делом может приводить и к не очень желательному стремлению доводить все до полного совершенства. Завышенные личные стандарты и чувство неудовлетворенности, возникающее тогда, когда результаты оказываются хуже запланированных, приводят к еще одной сфере уязвимости, связываемой с высокой преданностью делу.

Стремление довести дело до полного совершенства (перфекционизм) — одна из проблем, наиболее часто отмечаемых родителями и педагогами талантливых детей. Многие из нас не раз видели, как очень неплохие детские работы летят в корзину из-за небольших недочетов. Старательно выполненные рисунки или поделки засовываются нашими детьми в самый дальний ящик, потому что, по их мнению, не отвечают тому уровню, которого ребенку хотелось бы достичь. Повышенные требования одаренного школьника часто приводят к тому, что собственную работу в той или иной сфере деятельности он судит по взрослым меркам, причиняя себе ненужную боль и переживания.

Родители могут и усилить отрицательные чувства в ребенке, например, такими в общем доброжелательными замечаниями, как: «Это хорошо, но ты ведь можешь и лучше» или «А больше тебя набрал кто-нибудь баллов?» Если ожидания взрослых слишком велики, а Ребенку трудно все время соответствовать им, он будет воспринимать себя как неудачника в глазах родителей и соответственно в своих собственных.

Было замечено, что излишние родительские амбиции сопровождаются довольно высоким уровнем враждебности у детей. Но откуда берется такая требовательная необходимость преуспеть? Здесь взрослым нужно внимательно проанализировать домашнюю систему стимуляции ре. бенка. Многие родители и любвеобильные бабушки и дедушки, сами того не подозревая, развивают пер. фекционистские тенденции в ребенке.

И специалисты-воспитатели, и здравый смысл говорят нам, что каждый из нас стремится к достижению желаемого результата. Модели поведения, которые рождают позитивную реакцию окружающих и в свою очередь дают нам почувствовать себя умными и хорошими,— это те модели, которые мы будем повторять и совершенствовать в надежде заработать большее вознаграждение.

Когда мы задаемся вопросом: «Что самое желанное для грудного ребенка, дошкольника или школьника?» — мы понимаем, что это внимание любимых родителей, и особенно благосклонное внимание, являющееся сильным фактором формирования поведения. Помня об этом, родители должны серьезно относиться к тому, как и на что они обращают это внимание в общении с каждым ребенком.

Одним из сильнейших мотивов поведения ребенка является желание сделать приятное родителям, которое тесно связано и с другим желанием — быть на родителей похожим. Как ребенок узнает о том, что приятно родителям? Он замечает и запоминает все события, которые вызывают довольную улыбку, одобрительный кивок головы, особый свет в глазах или горделивую нотку в голосе мамы или папы. Процесс этот начинается очень рано и весьма силен.

Когда ребенок одарен уникальным потенциалов и демонстрирует выдающиеся способности, понятно, что окружающие его взрослые уделяют им большое внимание. Законная гордость родителей, не сбалансированная благожелательным вниманием к другим позитивным качествам и моделям поведения, питает корни тех самых перфекционистских тенденций, которые впоследствии могут создать одаренному ребенку немало проблем. Ребенок усваивает, что преуспеть, стать лучшим—это способ заслужить максимум положительного родительского внимания. А заниматься просто из удовольствия стимула нет. Главное — преуспеть.

Вернемся вновь к разговору, который мы вели выше, о родительской системе личностных ценностей. Мы уже говорили о том, что такие положительные черты характера, как терпение, надежность, готовность помочь, щедрость и многие другие, существенно влияют на формирование личности, наряду с выдающимися способностями. Неоценимую помощь в наблюдении за развитием ребенка родителям окажет ведение дневника, в котором будут фиксироваться те моменты, в которые уделялось внимание ребенку. Родителям необходимо помнить, что, стимулируя ту или иную модель поведения, они должны сообщать ребенку свою истинную систему приоритетов, уделять пропорциональное внимание таланту и виду деятельности, в которой ребенок преуспевает, не забывая отмечать другие важные качества растущей личности. Наше собственное поведение говорит ребенку, что в нем для нас важно. Те модели поведения, в которые дети вкладывают максимум энергии, с тем чтобы нас порадовать или «наказать»,—самое красноречивое свидетельство того, как они восприняли нашу систему приоритетов.

Если дети понимают, что совершенство в личных достижениях более всего ценится родителями, они изо всех сил будут стараться стать лучшими во всем. Если же им это не удастся, они будут чувствовать себя не только обескураженными, но еще и виноватыми. Не преуспеть — значит подвести родителей, а подвести родителей — значит провиниться. Один из наиболее отрицательных примеров подобного рода — это ужасающее поведение некоторых родителей юных спортсменов, желающих любой ценой сделать из детей чемпионов. Мы резко критикуем поведение таких родителей, но и сами можем неосознанно овершать подобные, пусть и менее грубые ошибки, Уделяя слишком большое внимание ребячьему желанию преуспеть.

Сказанное не нужно понимать так, будто таланты и триумфы следует игнорировать. Но необходимо соблюдать здоровый баланс, уделяя внимание всем сторонам развития, с тем чтобы ребенок верно воспринял родительскую систему приоритетов и не воспитал в себе ошибочного стремления быть лучшим, во всем только для того, чтобы ублажить родителей. Обязательно нужно поощрять за старание, даже если результат далек от желаемого, награждать за участие, а не только за победу. Иначе с раннего возраста дети будут отлынивать от трудностей, стараясь заниматься только тем, в чем преуспевают.

Способность воспринимать тонкие качественные различия — врожденное свойство. А стремление достигать совершенства — приобретенное, с весьма неясными для ребенка последствиями.

Всепоглощающее любопытство одаренных детей — еще одна сильная их сторона, рано отмечаемая родителями. Роберт Уайт в 1959 году описал это свойство как врожденную черту человеческих детенышей — страсть исследовать окружающую среду, измерять ее и находить в ней смысл. Великий исследователь процессов роста и развития ребенка Жан Пиаже, который начинал свою научную карьеру как биолог, провел параллель между функционированием сознания человека и работой его органов. Нервная система человека так же нуждается в стимулировании, как легкие нуждаются в воздухе, чтобы снабжать кровь кислородом, а система пищеварения — в пище, чтобы снабжать организм аминокислотами и углеводами.

Для мозга так же естественно познавать, как для других органов дышать, есть и пить. Самое неудобное состояние человеческого организма — не голод, не жажда, не усталость, не половое воздержание и даже не физическая боль. Мы можем на время забыть о пище, сне и отдыхе, когда заняты чем-то чрезвычайно увлекательным. Самое непереносимое состояние для человека — это скука! Как дети, так и взрослые всегда стремятся избежать скуки и готовы занять себя чем угодно вплоть до чтения этикеток на баллончике чистящего средства или поиска «счастливых» номеров проезжающих мимо машин во время допгой поездки.

Жажду интеллектуальной стимуляции и новизны обычно называют любопытством, и одаренные дети с присущей им широтой потенциала познания облают огромным «аппетитом» в поиске новых знаний и ощущений, которые питали бы их развивающийся разум.

Одаренные дети отличаются разнообразием интересов. Это порождает склонность начинать несколько дел одновременно, браться за слишком сложные задачи. Им необходимо учиться находить соответствие между энтузиазмом и прагматизмом. Такой баланс, обретаемый, похоже, лишь с опытом, называется здравомыслием. Здравомыслие не входит в громадное число талантов, которыми дети могут обладать от рождения. Это добродетель благоприобретенная — и не совсем та, которая может нравиться живому, любознательному ребенку. Здесь очень важно найти золотую середину.

Опыт учит родителей двум вещам, чрезвычайно важным для воспитания в одаренном ребенке здоровой продуктивности: формированию приоритетов и постановке цели. Для достижения первого полезно вместе с ребенком проследить реальный распорядок каждого дня недели, который включает домашние и личные заботы — равно как и сон. Для этого следует завести журнал и дать ребенку возможность в течение недели подумать самостоятельно над тем, как же он проводит свои часы и минуты. Не удивляйтесь, если ребенок начнет так же подсчитывать и ваше время. Было бы неплохо, если бы для начала вы сами проанализировали, на что Уходит ваше личное время, чтобы выяснить собственные приоритеты и продуктивность.

Не мешало бы и вам обзавестись своим журналом. Такой подход дает Родителям прекрасную возможность показать пример Ребенку: делай, как я (помимо того, что я говорю). Просмотрев журнал за неделю, родители могут, наример, обнаружить, что ребенок перегружен уроками анятиями. А для спонтанных занятий, для того, чтобы ребенок мог просто помечтать про себя, заглянуть в себя, места почти не остается. А это необходимо для его самопознания и будущей независимости.

Заглянув в свой журнал, родители могут усмотреть и возможную непоследовательность в собственных приоритетах и в использовании времени — скажем, времени, которое они проводят с каждым из детей. В заботах о том, что мы должны делать для ребенка, не забываем ли мы о необходимости делать что-то вместе с ним? Родителям также следует выкраивать время на то, чтобы подумать о собственной жизни.

Желанный результат должен заключаться в таком распределении времени и сил, когда бы начатое дело с наибольшей вероятностью благополучно завершалось.

С этим тесно связано и умение правильно наметить цель. Распространенная проблема для высокоодаренных детей заключается в том, что они видят желанную цель слишком широко. Здесь стоит руководствоваться здравомыслием опыта и поставить перед ребенком более узкую цель, очертив границы возможного в бесконечном диапазоне интересного. Такой навык также помогает ограничить отвлекающую тенденцию к наблюдению и чтению (это лишь занятия) за счет письма (а это уже работа).

Юные исследователи, берущиеся за какой-то проект в школе или дома, как правило, нуждаются в очень гибкой подготовительной фазе, во время которой они могли бы наметить основные идеи, вопросы, пути решения. На этой стадии взрослый может больше всего помочь ребенку.

Затем, при выборе одного главного направления и отказе от частностей, воспитатель может задать наводящие вопросы и поделиться предположениями, которые помогут ребенку поставить свой проект в соответствующие рамки, чтобы удовлетворительно и в разумное время его закончить.

Помощь взрослого не должна ограничивать воз можных дальнейших поисков и экспериментов. Старайтесь лишь распределять усилия ребенка во времени с тем, чтобы уменьшить возможность неуспеха и раздражения.

Сужение ребенком рамок исследования не должно отметать того хорошего, что было им сделано. Юные перфекционисты склонны к этому, поскольку их не удовлетворяет общий результат, а разглядеть каждый из компонентов им порой не под силу.

Еще одна сильная сторона одаренного ребенка заключается в том, что почти во всех своих начинаниях он добивается успеха, а в некоторых — выдающихся результатов. Казалось бы, что это должно приводить к развитию сильного позитивного самовосприятия, но в жизни мы сталкиваемся с тревожными парадоксами. Рука об руку с опытом преуспеяния идет неумение пережить неудачу. Многие одаренные дети, осознающие свои большие способности, воспринимают любое место, кроме первого, как поражение, а себя — как неудачников.

Родители могут оградить детей от такого ощущения собственного несовершенства, с раннего возраста и с разумной частотой приучая их к занятиям, в которых дети показывают не самые блестящие результаты. Большинство абитуриентов американских колледжей говорят о том, что ощущают свою неполноценность из-за того, что не оправдали родительских ожиданий или просто боятся их не оправдать.

Во многих семьях родители стараются заинтересовать своих одаренных детей физической культурой, участием в драмкружках, танцевальных и художественных студиях и т. д., понимая, что дети выдающихся способностей должны иногда чувствовать себя посредственностями, чтобы укрепить свои связи с большинством. Таким образом они научатся и терпимости к окружающим и обретут лучшее понимание самих себя.

Человеку нужно знать, что порой терпеть неудачу — это нормально и даже неизбежно. Неудачу надо принимать как возможность для переоценки и адаптации, но не как повод для отчаяния и самоунижения. В поиске новой информации или новых друзей ребенку может быть одинаково полезен как положительный, так и отрицательный результат. Надо быть готовыми к тому, что не всякое предприятие принесет лавры.

Участие в групповых спортивных играх и вообще в физических занятиях вместе с другими детьми часто становится проблемой для одаренных малышей, особенно тех, которые не отличаются физическими данными. Когда их спрашивают, почему они редко играют с другими детьми, такие дети обычно отвечают, что их не берут в компанию, оттого что они неловкие. Когда же об этом спрашивают их сверстников, те отвечают, что они не умеют уступать и проигрывать и только портят всем удовольствие.

Собственный опыт преуспеяния не воспитывает в одаренных детях приемлемой реакции на неудачу и на проигрыш. Такого ребенка с раннего возраста необходимо вовлекать в возможно более широкий круг занятий, чтобы он узнал, насколько широки таланты и в нем самом, и в других детях.

Нынешняя практика перенесения системы оценки физически способных детей на детей, одаренных интеллектуально, вызывает сомнение. Пытаясь поставить их вровень в общественном мнении, не совершаем ли мы ошибки, перенося соревновательный дух из спорта в область интеллектуальную? Является ли соревнование своего рода олимпиадой умственных способностей и знаний - тем, к чему мы должны стремиться и что воспитывать? Те, с кем мне приходилось говорить об этом, утверждают, что дух соревнования— реальное условие и необходимый компонент американского образа жизни. Но является ли это серьезным доводом?

Ведь преступность — тоже реальная часть американского образа жизни, но не такая, которую мы хотели бы видеть в качестве необходимого компонента. Другие культуры, другие общества делают больший акцент на сотрудничестве. Оно могло бы принести немало хорошего и американскому обществу, если воспитывать его в детях. А начинать такое воспитание нужно дома, в семье, где родители перестали бы постоянно сравнивать братьев с сестрами, с кузенами и кузинами, с соседями: ребенок начинает соревноваться с ними для того, чтобы доставить удовольствие родителям.

Многие педагоги, с которыми мне довелось беседовать, считают, что соревновательный дух является врожденным качеством — как и любопытство. Однако мне представляется, что этим духом соревновательности ребенок «заражается» с самого раннего возраста в семье, а также благодаря телепередачам вроде «Дерби в пеленках» (ребенок, который быстрее других проползет от мамы до папы, получает шоколадную медаль).

Излишняя соревновательность может воспитываться легко и даже неосознанно, если родители одаренного ребенка уделяют слишком много внимания победе ради победы. Нужно переносить акцент в соревновательности на сравнение с прошлыми собственными достижениями ребенка, на самосовершенствование и достижение нового уровня, а не концентрировать внимание ребенка на том, чтобы обогнать и переиграть других. Внутренняя мотивация достичь лучшего личного результата может быть гораздо привлекательнее для тонко чувствующего одаренного ребенка, нежели подогреваемая извне страсть к победительству.

Еще один редкий дар в талантливых детях — это способность воспринимать связи и отношения между предметами и явлениями. Они видят неожиданные, непривычные связи между концепциями и событиями. Эти связи нередко составляют основу творчества и изобретательности. Проблема уязвимости здесь возникает тогда, когда уникальное видение уводит ребенка на нехоженые тропы. Житейская мудрость и опыт предполагают, что новый путь может быть глупым, бессмысленным или опасным.

Новые и порой более эффективные пути часто отвергаются, и выбор делается в пользу старого и проверенного. Родители, желающие сохранить в ребенке новаторство и творчество, должны быть гибкими в методах воспитания и готовыми к тому, что путь, выбранный самим ребенком, может оказаться лучшим. Такое случается.

Ни один разговор о сильных качествах одаренных детей не может обойти стороной одно из них, которое помогает детям пройти через все упомянутые неприятности и опасности. Это их великолепное чувство юмо ра. Они так много видят, их воображение так живо, они так активны — и потому обнаруживают вокруг так много несуразного и смешного. Многие родители говорят об этом как об одной из замечательных сторон общения с одаренным ребенком. Способность увидеть смешное в неловкой или болезненной ситуации — главный механизм защиты личности одаренного ребенка. Родителям стоит поддерживать это. Но следует помнить, что смех иногда скрывает большую обиду, а ребенок смеется, только чтобы не заплакать.

Тем не менее это замечательное свойство видеть смешное в самых различных ситуациях часто является ключом к социальному приятию такого ребенка сверстниками. Многим знаком тип способного ученика, который предпочитает слыть в классе клоуном, нежели зубрилой. Опытный педагог знает, что ради нормальных отношений с одноклассниками одаренные дети нередко начинают скрывать свои интеллектуальные способности, как только покидают начальные классы. Но не остроумие! Кстати, такие талантливые ученики, не выказывающие своих истинных возможностей, могут впустую растрачивать свой защитный камуфляж; лишь мудрый учитель поймет их шутки, игру слов и карикатуру как намек на неиспользуемый потенциал.

Учителю следует быть внимательным и тактичным, чтобы выявить интересы и привязанности ребенка, который на собственном опыте уяснил, что слыть умником не всегда выгодно. Некоторые одаренные дети на вопрос, чем они ру ководствуются при выборе друзей, отвечали, что основой их дружбы было общее понимание юмора: «Нам смешно всегда вместе — даже если больше никому». В одном из региональных слетов целая группа одаренных детей рассказывала, что в учителях они больше всего ценят чувство юмора. Общие шутки укрепляют и друж бу, и семью.

К оглавлению "Одаренный ребенок"