Взаимоотношения в семье





Соперничество между детьми, живущими в одной семье, присутствует практически всегда. Это характерно не только для семей, где растут одаренные дети. Трения между братьями и сестрами возникают по мере того, как каждый из членов семьи приходит к выводу о необходимости приспособить свои потребности к интересам и требованиям других. При резком различии характеров такое приспособление часто бывает трудным, и приходится прибегать к решению спорных вопросов по старшинству.

Иногда один из детей в семье более одарен интеллектуально или обладает большими художественными способностями, чем остальные. В этом случае родители должны быть особенно чуткими и тактичными в управлении процессом такого семейного открытия. Ревность не играет серьезной роли там, где все относятся к таланту одного ребенка как к достоянию всей семьи, а также гордятся успехами других ее членов, в чем бы они ни проявлялись.

Родители, с которыми приходилось мне работать, рассказывали, насколько трогательными и благотворными бывают семейные собрания, когда каждый пишет о том, что ему нравится в других, и затем все обмениваются этими записками — прямо общество взаимного обожания. Почему-то мы чаще замечаем недостатки других людей, нежели отмечаем их достоинства. Может быть, это наследие пуританства или кальвинизма, но американцы более склонны концентрироваться на негативном, чем на позитивном, и чаще критиковать, чем хвалить.

Некоторые семьи действительно собираются вместе для того, чтобы решить какие-то семейные проблемы. Вероятно, дети к таким обсуждениям относились бы лучше, если бы они порой не сопровождались конфликтами. Многие родители считают, что детям не надо говорить о том, как папа и мама любят и ценят каждого из них. Однако сами взрослые хотят слышать это, им почему-то необходимо об этом напоминать. Так почему же мы так скупы на похвалы и выражения своих чувств к детям?

Дети не должны стесняться в проявлении своих чувств к брату или сестре. Это сблизит их. Родители же должны взять на себя роль своего рода «буфера», поскольку наряду с положительными чувствами при этом неизбежно будут присутствовать и негативные проявления, а родители смогут создать поле эмоциональной безопасности для детей, испытывающих новые способы общения. Делайте упор на взаимном уважении, сопереживании и понимании, что важно для социоэмоционального развития каждого ребенка.

Родители должны здраво оценивать и собственные способности. Беседуя с родителями одаренных детей, я часто спрашиваю, были ли они сами вундеркиндами. Обычно слышу в ответ: «Нет». Хотя затем многие начинают рассказывать о своих детских опытах, которые указывают на неординарные способности. Наш уравнительный социальный климат мешает им, особенно женщинам, осознать их собственные таланты. В той же мере, как родители помогают детям открывать себя и радоваться этому открытию, они должны трезво оценивать самих себя и свои таланты, свой неповторимый вклад в семейное взаимодействие.

Как дать понять ребенку, что его любят и ценят за то, какой он есть, а не за какой-то особый талант? Надо научиться ценить такие хорошие свойства, как: щедрость, готовность помочь, терпение, ответственность, надежность, целенаправленность, чувство юмора и т. д. Родители должны способствовать развитию в ребенке таких качеств и раскрытию индивидуальности.

Близкой аналогией, которая поможет детям научиться понимать и ценить различия в людях, является сад - садовые растения очень разнообразны: цветут в разное время, одни стелются по земле, а другие стремятся ввысь, но все вместе они составляют гармонию целого. Тюльпаны вовсе не розы, шиповник — не герань, а ромашки не похожи на орхидеи. Каждый цветок хорош по-своему. Или другой пример — определенный сорт духов. Для кого-то это любимые духи, а кому-то они могут и не нравиться. Это говорит о том, что личные пристрастия и интересы, как и сами личности, весьма разнообразны.

Мне довелось познакомиться с семьей, где концепция семейной синергии оказалась продуктивной и даже доходной формой сотрудничества братьев и сестер. Трое детей в семье Лэйтин — Кен, Стив и Линди — написали «Первый в мире бестселлер по футболу» — книгу, предлагающую «рецепты» в организации массовой игры. Кен и Стив составили текст, а Линди сделала иллюстрации. Книжка предлагает ответы на такие серьезные вопросы, как:

  • Что делать с воображением?
  • Как играть с тем, кто вдвое больше тебя?
  • Что делать, когда другие играют грубо?

Каждый из детей участвовал в создании книги в соответствии со своими способностями, и конечный результат представляется более значительным, чем индивидуальная работа любого из них.

К оглавлению "Одаренный ребенок"