Основные тезисы «подростковой исповеди»

Подростки не склонны к откровенности. В страхе услышать насмешки или критику они не решаются рассказать даже самым близким людям о том, что их беспокоит и тревожит. Взрослеющие дети исповедуются не в церкви, а в письмах, посланных в редакции молодежных журналов, а также в собственных блогах в виртуальном пространстве, в дневниках.

Некоторые представители «юного племени» используют силу творчества, чтобы написать роман или рассказ, «основанные на реальных событиях», то есть с элементами биографии. Кому-то ближе абсолютное молчание: мало ли, а вдруг услышанные, подслушанные или прочитанные в откровенной прозе сведения будут использованы против автора? Какую бы форму ни принимала юношеская исповедь, в ней обнаруживаются три лейтмотива, суть которых можно изложить тезисно.

Тезис первый: Тотальное непонимание. Подросткам кажется, что они одни на целом свете. Никто не понимает их метании и исканий, никому невдомек, что жизнь бывает сложна и непонятна. В отсутствии понимания виноваты как сами подростки, так и взрослые вокруг них. Взрослеющие дети, по сути, не прилагают усилий, чтобы объяснить другим, что их беспокоит, поэтому они не получают сигналов «обратной связи». Как сказано в популярном фильме, мол, как тебя понять, если ты ничего не говоришь. Вина взрослых ничуть не меньше. Они воспринимают подростковые душевные муки своих детей как нечто незначительное, проходящее. Это неверно, поскольку то, что считается взрослыми малозначимым в данное время, для подростков является одним из жизнеопределяющих моментов, своеобразной вехой самореализации.

Тезис второй: Невозможность иметь и делать все, что хочется. В подростковой психике пробуждаются мотивы взрослости, хотя атрибуты взрослости у детей отсутствуют. Нет свободных денег на покупки, нет навыков приготовления пищи, страдают некоторые аспекты самообслуживания. Капризы, обращенные к родителям, редко приводят к желаемому результату, а уровень ответственности слишком высок, чтобы сохранить детскую беззаботность. Психологические противоречия и несоответствие между желаниями и возможностями подростков – конфликт номер один, являющийся основой для возникновения прочих негативных моментов в их жизни.

Тезис третий: Желание убежать, не имея четкого представления о маршруте и последующей жизни. Склонность принимать поспешные решения, действовать порывисто и необдуманно – свойство подросткового характера. Жить одним днем, не думать о туманном будущем, не осознавать ответственность за вероятные проступки – такой путь выбирает львиная доля подростков, что превращает их в бомбу замедленного действия. Каждый день, уходя из дома на работу, родители живут в ожидании: рванет или не рванет. Побег детей из дома – это материализованный конфликт поколений. В юном представлении решение проблем состоит не столько в поисках реального выхода из ситуации, сколько в максимальном отдалении от очага опасности. Сбежать – значит, решить!

Анонимность – главное условие успешности исповеди. Большинство вопросов, тревожащих подростков, являются типичными для данного возраста. Факт наличия или отсутствия конкретного имени в «исповеди» – это скорее формальность, чем компромат: проблемы-то схожие.