Главная >> Детям до года >> Гимнастика и массаж

Примерный комплекс упражнений для детей 4—6 мес.





В возрасте 4—5 мес. устанавливается равновесие между мышцами — сгибателями и разгибателями ног, появляются новые произвольные движения. С укреплением шейных мышц к 4 мес. более четко проявляются некоторые рефлексы положения: разгибание и сгибание туловища на весу с поддержкой. С 4 мес. вводятся несложные активные и пассивные упражнения для мышц туловища и конечностей.

  1. Массаж рук.
  2. Скрещивание рук на груди и отведение их в стороны.
  3. Массаж живота (см. комплекс для детей 3—4 мес),
  4. Сгибание позвоночника и ног (рефлекторное положение).
    И. п.— лежа на спине. Поддерживать ребенка снизу под спину руками.
    Вып. — приподнять ребенка над столом — при этом рефлекторно сгибается позвоночник и голова наклоняется вперед. Повторить 1—2 раза.
  5. Массаж ног. Повторить все приемы 6—8 раз.
  6. «Топанье» (пассивное упражнение).
    И. п.— лежа на спине. Ноги ребенка согнуть, ступни поставить на стол.
    Вып.— попеременное сгибание и разгибание ног, скользя ступнями по столу. Повторить 8—12 раз в быстром темпе.
  7. Поворот со спины на живот.
    И. п.— лежа на спине.
    Вып.— придерживая ребенка за ноги, стимулировать поворот на живот. Повторить 1—2 раза в каждую сторону.
  8. Массаж спины.
    И. п.— лежа на животе.
    Вып.
    • поглаживание;
    • растирание;
    • разминание.
    Повторить все приемы 8—10 раз,
  9. Разгибание позвоночника и ног (рефлекс положения).
    И. п.— лежа на животе. Поддерживать ребенка руками снизу под грудную клетку и живот.
    Вып.— приподнять ребенка над столом — рефлекторно ребенок откидывает голову назад и прогибается в позвоночнике.
    Повторить 1—2 раза.
  10. Массаж грудной клетки.
    И. п.— лежа на спине.
    Вып. — веерообразное поглаживание ладонями обеих рук по ходу грудных мышц от диафрагмы в направлении к подмышечным впадинам. Повторить 4—6 раз.
  11. Попеременное сгибание и разгибание рук ребенка.
    И. п. — лежа на спине. Дать ребенку захватить большие пальцы рук взрослого.
    Вып. — попеременное сгибание и разгибание руки ребенка в локтевом и плечевом суставах, при сгибании одной руки разгибается другая. Повторить 6—8 раз.
  12. Присаживание.
    Вып.— придерживать руки ребенка разведенными в стороны и, слегка подтягивая их к себе, побудить его сесть. Повторить 2—3 раза.
  13. Поворот со спины на живот. Повторить 1—2 раза в каждую сторону.
  14. Сгибание и разгибание ног (пассивное упражнение).
    И. п.— лежа на спине. Держать ребенка за голени.
    Вып.
    • поочередное сгибание и разгибание ног. Повторить б—8 раз, ускоряя;
    • одновременное сгибание и разгибание ног с легким нажимом на живот. Повторить 4—6 раз.
  15. Поднимание ребенка на ноги с поддержкой.
    И. п. — лежа на животе.
    Вып. — придерживая и слегка отводя согнутые в локтях руки ребенка, побудить его встать на колени, затем на ноги.
    Повторить 1—2 раза,
  16. Массаж стопы. Повторить все приемы 6—8 раз.
  17. Переступание.
    И. п. — поставить ребенка на ноги лицом к себе, поддерживая его под мышки.
    Вып. — слегка подтягивая ребенка к себе, побуждать его к переступанию. Проделать 3—б шагов.

Каждый вид массажа отдельных частей тела всегда начинается и заканчивается приемом поглаживания.

Общая продолжительность занятия — 8—10 мин.