Главная >> Детям до года >> Гимнастика и массаж

Примерный комплекс упражнений для детей 1,5—3 меc.





В возрасте до 3 мес. у ребенка отмечается повышенный тонус мышц-сгибателей рук и ног и выявляются некоторые врожденные рефлексы, поэтому проводится только поглаживающий массаж, так как он способствует расслаблению мышц.

  1. Массаж рук — поглаживание. И. п. (исходное положение) — ребенок лежит на спине.
    Вып. (выполнение) — поглаживание ладонью по направлению от кисти к плечу, по внутренней поверхности предплечья и плеча ребенка. Повторить 4—6 раз.
  2. Массаж живота.
    Вып.
    • ладонью одной или обеих рук круговое поглаживание живота по ходу часовой стрелки, минуя область печени. Повторить 6—8 раз;
    • массаж косых мышц живота (проводится с 3 мес): ладонями обеих рук легкие растирающие движения косых мышц живота таким образом, чтобы пальцы обеих рук соединялись над пупком. Повторить 6—8 раз.
    Массаж живота заканчивать поглаживанием.
  3. Массаж ног.
    Вып.— слегка придерживая одной рукой ногу ребенка за стопу, другой рукой производить поглаживание по наружной и задней поверхности голени и бедра в направлении от стопы к паху (внутреннюю поверхность бедра не массируют). Повторить 4—6 раз.
  4. Рефлекторное разгибание позвоночника (спинной рефлекс).
    И. п.— положить ребенка на бок.
    Вып.— провести двумя пальцами по обеим сторонам позвоночника в направлении от ягодиц к плечевому поясу (что вызывает разгибание). Повторить по 1 разу на правом и левом боку.
  5. Массаж спины (проводится с 2 мес).
    И. п.— положить ребенка на живот.
    Вып.— поглаживание спины по направлению от ягодиц к шее тыльной поверхностью обеих рук; от шеи к ягодицам — ладонной поверхностью. Повторить 4—6 раз.
  6. Разгибание позвоночника и ног (рефлекс положения). И. п.— лежа на боку. Поддерживать ребенка снизу, под грудь и выпрямленные ноги.
    Вып.— приподнять ребенка над столом — при этом он рефлекторно разгибает спину и поднимает голову. Повторить 1—2 раза.
  7. Массаж стопы.
    И. п.—лежа на спине.
    Вып.
    • поддерживая указательными пальцами обеих рук слегка приподнятую стопу ребенка, большими пальцами рук производить поглаживание стопы по тыльной ее стороне в направлении от пальцев к голеностопному суставу и вокруг этого сустава. Повторить 4—б раз;
    • ладонями обеих рук растирать пальцы стопы ребенка. Повторить 4—6 раз.
  8. Сгибание и разгибание пальцев стопы (подошвенный рефлекс). Й. п.— лежа на спине. Одной рукой поднять ногу ребенка, захватив ее выше голеностопного сустава.
    Вып.— указательным пальцем другой руки слегка надавить у основания пальцев подошвы ребенка — чем вызывается рефлекторное сгибание пальцев; эатем провести пальцем по наружному краю стопы к пятке — что вызывает рефлекторное разгибание пальцев. Повторить 3—4 раза.
  9. «Потанцовывание» (ножной рефлекс),
    И. п.— поставить ребенка на стол лицом к себе, поддерживая его под мышки.
    Вып.— от прикосновения к плотной поверхности стола ребенок рефлекторно выпрямляет ноги в коленных и тазобедренных суставах. Повторить 4—6 раз.
Общая продолжительность занятия — 5—6 мин.