Второй класс

Если малыш хорошо справился с предыдущими упражнениями, нормально прибавляет в весе, не болеет и врач детской поликлиники разрешает ему продолжать обучение плаванию, мы переводим его во второй класс.

Программа занятий теперь несколько усложняется; продолжительность пребывания ребенка в ванне постепенно увеличивается на 5—10 минут, температуру воды следует также постепенно снизить с 34 до 32 градусов (каждые два-три дня на половину градуса).

Срок обучения во втором классе — около двух месяцев (40—50 занятий); значит, если ваш ребенок начал заниматься в 3 недели, второклассником он будет примерно до трех с половиной—четырех месяцев.

Программа второго класса обширна. Перед занятием в ванне сделайте ребенку легкий массаж и проведите с ним несколько гимнастических упражнений на пеленальном столе. Это так называемое сухое плавание преследует лишь одну цель: подготовить ребенка к освоению плавательных упражнений. Оно ни в коей мере не заменяет профилактического массажа и гимнастики, которые участковые педиатры назначают детям.

Массаж маленького пловца — это, как обычно, поглаживания и растирания тела от периферии к центру, легкие разминания мышц. Вначале поглаживайте и растирайте стопы ребенка, голени и бедра, кисти рук, предплечья и плечи, затем область шеи, спины, груди и живота. В той же последовательности проводятся легкие, поверхностные разминания мышц. Продолжительность массажа — 3—4 минуты; к концу месяца ее увеличивают до 5, еще через две-три недели — до 7 минут.

Закончив массаж, дайте ребенку 1—2 минуты отдохнуть и начинайте гимнастику. В основе своей она воспроизводит те упражнения, которые предстоит проделать в воде.

Упражнения для ног

ИП — ребенок лежит на спине, ноги вытянуты. Ладони учителя обхватывают сзади и снизу область голеностопных суставов, оттягивая носки.

Попеременно подымайте и опускайте ноги ребенка вверх-вниз, сохраняя расстояние между стопами 10—12 сантиметров (движения ног, как при плавании кролем). После 15—20 движений каждой ногой дайте ребенку полминуты отдохнуть и повторите это упражнение на первом уроке еще 2 раза, а на следующих — 3—4 и так до 8 раз, с перерывами по полминуты.

Попеременно сгибайте и разгибайте ноги ребенка в тазобедренных и коленных суставах («велосипед»). Количество движений то же, что и в первом упражнении.

Третье упражнение — имитация движений ног при плавании брассом, или «лягушка". Одновременно сгибайте обе ноги ребенка в коленных и тазобедренных суставах, затем разводите колени в стороны и быстро выпрямляйте ноги, возвращая в ИП. Непрерывно проделав 8—10 движений, дайте ребенку минуту отдохнуть и повторите снова 4—8 раз за урок.

Те же движения ногами, что и в положении на спине, выполняются из ИП лежа на груди (голова ребенка повернута вправо или влево, ноги от середины бедра — за пределами стола).

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РУК

  1. ИП — ребенок лежит на спине, руки вытянуты вдоль туловища ладонями вниз. Стоя позади ребенка, возьмите его за кисти и попеременно поднимайте прямые руки на 45—50 градусов и опускайте. Проделайте 10 движений каждой рукой сначала за 20 (быстро) и потом за 30 (медленно) секунд. Повторите с минутными перерывами 3—5 раз.
  2. ИП — то же. Держа ребенка за кисти, подтягивайте его руки к груди, сгибая в локтевом и лучезапястном суставах, и возвращайте в ИП. Движения рук попеременные, по 10 каждой рукой.
  3. ИП—ребенок лежит на спине, руки вытянуты в стороны. Держа за кисти, производите одновременно двумя руками гребковые движения к бокам, затем поднимайте руки вверх и возвращайте в ИП (имитация второй половины движения рук при плавании брассом на спине). Проделайте 8—10 движений с перерывами а 2 секунды, повторите 2—3 раза с минутными перерывами.
  4. ИП — ребенок лежит на груди, обе руки вытянуты вперед, ладонями вниз, причем до середины предплечья — за пределами стопа. Держа ребенка за кисти, попеременно двигайте прямые руки вниз-вверх с размахом в 40—50 градусов. Сделайте подряд по 25—30 движений, 4—8 раз за урок с перерывами для отдыха по одной минуте.
  5. ИП — то же. Разводите руки в стороны, сгибайте в локтевых суставах и возвращайте в ИП. Проделайте беспрерывно по 8-10 движений, 3—6 раз за урок, с перерывами по минуте.
  6. ИП — то же. Попеременно слегка приподнимайте руки, затем, сгибая их в локтевых суставах, подтягивайте к груди и возвращайте в ИП. Проделайте беспрерывно 15—20 движений, 3—6 раз за урок с перерывами по минуте.

Упражнения для туловища

  1. ИП — ребенок лежит на спине. Поддерживая прямые ноги за голени, поднимайте их под прямым, а через 2—3 занятия — под острым углом по отношению к туловищу. Проделайте подряд 6—8 движений, 2—4 раза за одно занятие, с перерывами по минуте.
  2. ИП — то же, руки ребенка вытянуты вдоль туловища. Учитель берет ребенка за верхние половины бедер и осторожно поворачивает его на грудь, а затем обратно — на спину, то вправо, то влево. Проделайте 8—10 раз, с паузами в 4—5 секунд.
  3. ИП — то же, руки ребенка вытянуты за голову. Стоя сбоку, возьмите ребенка одной рукой за обе кисти, другой, поддерживая голову и верхнюю часть спины, слегка приподымайте его и возвращайте в ИП. Повторите 6—10 раз с паузами в 4—5 секунд.

    Два последних упражнения разрешаются не ранее чем с трехмесячного возраста.

  4. ИП — то же, руки согнуты и лежат на груди. Стоя позади и держа ребенка за предплечья, разводите выпрямленные руки в стороны и слегка вверх, а затем возвращайте в ИП. Проделайте подряд 6—8 движений с перерывами по минуте 3—б раз за урок.
  5. ИП — ребенок лежит на груди, руки вдоль туловища, голова повернута набок. Стоя у ног ребенка, придерживайте левой рукой область тазобедренных суставов, а правой слегка приподнимайте голову и туловище, тут же возвращая их в ИП. Повторите 6—10 раз, с паузами в 3—5 секунд.

А теперь дайте отдохнуть малышу 1—2 минуты — и в воду!

Для дальнейших занятий ребенку понадобятся «чепчик русалки» и «ожерелье русалки». Эти простые приспособления, помогающие держаться на воде, вам придется смастерить самим. Чепчик представляет собой полотняную шапочку с завязками под подбородком, окаймленную по бокам и на лбу валиком из какого-либо труднопотопляемого материала. Можно использовать пенопласт, нарезанный кубиками лримерно 4x4x4 сантиметра, или нанизанные на нитку крупные пробки, или даже длинный воздушный шарик. Его надо сначала вложить в матерчатый чехол, а потом надуть, но не до отказа.

Сзади шапочку можно сделать на шнуровке, расслабляя ее по мере роста ребенка. Такой чепчик понадобится при плавании на спине. «Ожерелье русалки» —э то такой же валик, обшитый полотном и укрепляемый вокруг шеи ребенка. «Ожерелье» поддерживает голову ребенка при плавании на груди.

Запаситесь и «поясом Нептуна» — маленькой надувной подушкой, укрепляемой на нижней части спины. Такой пояс поможет поддерживать ребенка в горизонтальном положении при плавании на груди, когда он станет немного постарше.

УПРАЖНЕНИЯ В ВОДЕ

Вам будет удобнее делать их, используя несколько новых способов поддержки. Так же, как и в первом классе, рекомендуем до занятий в ванне овладеть ими на «суше».

ПОДДЕРЖКА «КОВШОМ»

Ребенок лежит на груди. Учитель кладет свою правую ладонь с растопыренными пальцами на всю область его грудной клетки, предплечьем учитель поддерживает подбородок ребенка. «Ковшом» удобно поддерживать ребенка при проводках на груди.

ПОДДЕРЖКА «ОБХВАТОМ СЗАДИ»

Учитель двумя руками обхватывает ребенка под мышками так, чтобы большие пальцы располагались на области лопаток, а остальные на груди.

ПОДДЕРЖКА «ЛИЦОМ К ЛИЦУ»

Учитель обхватывает ребенка под мышками двумя руками; большие пальцы — на ключицах, а остальные — на спине.

Основные упражнения первого месяца занятий по программе второго класса — проводки и скольжения. В положении на спине старайтесь поддерживать только голову ребенка и не всей рукой, а двумя-тремя пальцами. Если малыш хорошо удерживается в горизонтальном положении, попытайтесь на 2—3 секунды оставить его без поддержки. Постепенно увеличивайте время самостоятельного плавания ребенка, доводя его до 5—7—10 и больше секунд. Проводки на спине чередуйте с проводками на груди, поддерживая ребенка одной рукой {«дугой», «ковшом»). Скольжения (см. «Первый класс») проводятся в двух вариантах: на спине и на груди.

СКОЛЬЖЕНИЕ В ПОЛОЖЕНИИ НА СПИНЕ:

выполнив 2—3 проводки в обычном темпе, учитель после поворота от борта ванны ускоряет проводку и, толкнув пятки ребенка, на несколько секунд отнимает руку. Ребенок по инерции самостоятельно продвинется на какое-то расстояние (до одного метра) по поверхности воды. У противоположного края ванны учитель подхватывает малыша, не дав ему прикоснуться головой к борту.

СКОЛЬЖЕНИЕ 8 ПОЛОЖЕНИИ НА ГРУДИ:

проводится с поддержкой ребенка «ожерельем русалки» и рукой учителя. Итак, ваш ребенок месяц занимается во втором классе. Он хорошо освоил проводки и скольжения на спине с поддержкой «чепчиком русалки» и на груди — с «ожерельем русалки».

Теперь начинайте от занятия к занятию увеличивать продолжительность самостоятельного плавания ребенка, отводя свои пальцы от его головы на 10—20—30 и больше секунд. Следите, чтобы ребенок сохранял горизонтальное положение в воде! Если он чрезмерно закидывает назад голову или у него тонут ноги, надо легким, коротким движением руки исправить положение.

Терпеливо научите малыша самостоятельно лежать на воде 30—40 секунд, потом 60—90, а к концу обучения во втором классе — до трех минут. Такое самостоятельное «статическое плавание», то есть умение держаться на воде, под силу ребенку с трех месяцев при условии, что обучение в ванне вы начали с ним с трех недель и занимались регулярно.

Если малыш еще не умеет самостоятельно держаться на спине, можно воспользоваться подвесками, или, как их еще называют, вожжами. Ведь продолжительность занятий к концу второго класса доводится до 40—45 минут. Значит, учителю, поддерживая ребенка, приходится все это время оставаться в неудобной позе, наклонившись над ванной.

Подвески избавят его от этого, а для малыша послужат «переходным мостом» от плавания с поддержкой к самостоятельному плаванию.

Подвески нетрудно изготовить самим из куска плотной ткани шириной 3—4 сантиметра и такой длины, чтобы учитель мог держать их не наклоняясь.

Подвески подводятся обычно под затылок ребенка, так как голову ему держать труднее всего. Чтобы он постепенно привык к этому, учитель периодически на 5—7—10 и больше секунд ослабляет натяжение подвесок.

Применяют подвески и при проводках в положении на груди. Можно первое время применять двойные подвески: под подбородок и под живот.

На протяжение последних 12—15 занятий во втором классе проводки постепенно заменяются тренировками в скольжении на спине и на груди, о которых мы рассказывали в предыдущей статье. В эти же сроки надо помочь ребенку освоить упражнения новой группы, активизирующие движения ногами. Задача учителя состоит в том, чтобы инстинктивные и малоэффективные врожденные движения перестроить на более рациональные и активные. Это сделать непросто, придется запастись терпением еще на несколько месяцев. Во втором классе лишь определяется вариант движений, который окажется наиболее удобным для малыша. Делается это с помощью следующих упражнений в воде.

В ПОЛОЖЕНИИ НА СПИНЕ

Учитель либо укладывает ребенка на свои предплечья (поддержка способом «водная подушка»), а пальцами обхватывает верхние части его бедер либо обхватывает ступни ребенка, лежащего в «чепчике русалки» или с поддержкой под затылок подвеской, находящейся в руках ассистента.

В одном из этих положений надо на первых трех занятиях попеременно сгибать в коленных суставах и выпрямлять ноги ребенка («велосипед»);
на последующих трех занятиях — производить попеременные движения его свободно вытянутыми ногами (кроль);
на очередных трех одновременно сгибать ноги в коленных суставах, разводить колени, затем выпрямлять и смыкать их (брасс).

Как видите, все это аналогично упражнениям на пеленальном столе. Количество их тоже такое. Все эти упражнения можно проводить и в динамике, то есть во время медленной прямой проводки (ассистент поддерживает ребенка на подвеске либо малыш держится на воде с помощью «чепчика русалки»).

В ПОЛОЖЕНИИ НА ГРУДИ

Выполняются все те же три варианта движений, в том же порядке и с той же продолжительностью, как на спине. Голову ребенка поддерживает ассистент «дугой» или «углом». Можно воспользоваться и другими способами поддержки — с помощью подвески или "ожерелья русалки».

В каждое занятие включаются только однотипные движения ногами, выполняемые на спине и на груди. Все это время учитель внимательно присматривается, какие движения ребенок осваивает лучше всего. К концу обучения во втором классе надо определить оптимальный вариант и затем уже совершенствовать только эти движения. Тот же принцип однотипности соблюдайте и во время гимнастических упражнений на пеленальном столе — это необходимо для того, чтобы выработать один стереотип движений ногами.

С каждым новым занятием количество выполняемых движений ногами увеличивается, и к концу второго класса можно проделывать их по две минуты 6—8 раз: 3—4 серии в положении на спине, 3—4—на груди, поочередно. Выполнив половину запланированных на данный урок серий, проделайте с малышом другие упражнения (например, скольжения и погружения), а затем опять возвращайтесь к движениям ногами. Попеременные движения выполняются в течение двух минут беспрерывно, одновременные двумя ногами — с паузой после каждого в 2 секунды.

На последних 2—3 занятиях погружения в положении на груди несколько усложняются за счет того, что их выполняют в сочетании с проводкой и скольжением. Делается это следующим образом; поддерживая ребенка на поверхности одной рукой («ковшом»), учитель другой рукой (обычно левой) мягко надавливает на его спину и плечи, погружая с головой под воду и одновременно продвигая под водой вперед. В середине такой проводки надо толкнуть ребенка вперед и тут же на 2—3 секунды отнять руки от его топа, а затем подхватить под грудь и вывести на поверхность воды. Упражнение повторяется 5—6 раз за одно занятие с интервалами в 15—20 секунд.

Такое погружение, как и все другие его варианты, надо предварять постоянным сигналом; раз, два, три — ныряй! При многократном повторении одинаковой команды у ребенка вырабатывается условный рефлекс, и, услышав ее, он в конце концов сам, без принуждения учителя должен скрыться под водой, в чем и заключается конечная цель данных упражнений.

План урока

Приведем примерное построение одного урока, рассчитанного на вторую половину обучения во втором классе.

На пеленальном столе — 4 минуты массаж, 1 минута отдыха и 6 минут гимнастические упражнения.

Упражнения в ванне делают в следующем порядке.

  1. Проводки в положении на спине—прямая, по кругу, восьмеркой—4 раза по 2 минуты беспрерывно с последующей паузой для отдыха в 30 секунд. Поддерживать ребенка можно только пальцами, причем во второй половине каждой серии проводок учитель то и дело на несколько секунд отнимает свою руку от головы ребенка, оставляя его без поддержки.
  2. Проводки на груди, с поддержкой одной рукой учителя («дугой», "ковшом")—2 раза по 2 минуты с перерывом для отдыха в 1 минуту.
  3. Перерыв для отдыха Учитель поддерживает ребенка в вертикальном положении одной рукой, а другой поливает его голову теплой водой из кувшина, а затем и из лейки — 2 минуты. Такой "дождик" подготавливает ребенка к .задержке дыхания и погружениям, стимулирует движения ногами.
  4. Погружения с головой под воду из положения на груди - 6 раз по 4—5 секунд с паузами е 15—20 секунд.
  5. Движения ногами в положении на спине - 6 раз по 20 движений вниз-вверх, имитирующих кроль, с перерывами в 20—30 секунд.
  6. Скольжение в положении на спине— 4 раза по 6—8 толчков. После каждого скольжения пауза для отдыха в 20—30 секунд. (Ученик самостоятельно держится на воде, или учитель проводит его, поддерживая рукой.)
  7. Движения ногами в положении на груди, имитирующие кроль, 6 раз по 20 движений с отдыхом после каждой такой серии по 20—30 секунд.
  8. Проводки на груди с поддержкой одной рукой учителя («дугой», «ковшом») — 3 раза по 2 минуты с промежутками для отдыха по минуте.
  9. Отдых в вертикальном положении с поддержкой одной рукой учителя — 1 минута.

Итоговые тесты

Если к концу обучения во втором классе, кроме способности самостоятельно держаться на воде в положении на спине 2—3 минуты, ребенок умеет сохранять в течение 2 минут горизонтальное положение при беспрерывной проводке на груди с помощью одной руки учителя, на протяжении одной минуты с помощью учителя три раза погружаться под воду на 5 секунд, то это очень хорошо. Однако выполнение таких нормативных тестов желательно, но не обязательно. Повторяем: торопиться, проявлять нетерпение нельзя ни в коем случае!

Учтите, что обучение плаванию не только способствует закаливанию и совершенствованию двигательных способностей ребенка, но и может оказывать разнообразное психологическое воздействие.

Важно, чтобы занятия не вызывали у малыша никаких неприятных ощущений, создавая только положительные эмоции — радость, удовольствие. От учителя требуется большая осторожность, чтобы у ребенка не возникла неприязнь к воде.

Грудному малышу неведом страх. И если на занятиях в ванне он появляется, то повинны в этом взрослые.

Маленький пловец пугается, если по недосмотру родителей вода становится холодной или, наоборот, слишком горячей. Поэтому необходимо всегда иметь под рукой термометр и в течение урока 2—3 раза проверять температуру воды. Поводом для страха может стать раздражение слизистых оболочек глаз, если вода в ванне окажется перехлорированной или хотя бы чуть-чуть мыльной.

Занятия с ребенком требуют сосредоточенности, но это не значит, что проводить их надо в полном молчании. Разговаривайте с ним, подбадривайте, повторяя мягко, поощрительно; «Хорошо! Плыви, плыви! Молодец!», «Какой у нас ловкий малыш!», «Как ему приятно в воде!». Такое общение успокаивает ребенка, радует его, укрепляет привязанность к учителю — матери или отцу.

Хорошо, если во время урока вдали будет звучать тихая мелодичная музыка и мать будет напевать песенку. Опустите в воду несколько ярких игрушек. Радостная атмосфера на занятиях обязательна, ведь когда все делается правильно, урок — огромное удовольствие и для ученика и для учителя!