Школа плавания для младенцев





В нашей школе плавания пять классов. Сегодня расскажем о программе первого класса. А принимаем мы в первый класс охотнее всего самых маленьких — трехнедельных. В этом возрасте дети легче усваивают необходимые навыки, к тому же рано начатое закаливание дает максимум пользы.

В ходе обучения ребенок выполняет все упражнения с помощью взрослого. Хорошо, когда у учителя—матери или отца, есть ассистент — старшие брат или сестра ребенка, бабушка или дедушка. Ассистент следит по часам за продолжительностью занятия, помогает учителю выполнять с учеником наиболее сложные упражнения.

В первом классе малыш занимается пять-шесть недель. За это время надо провести 25—30 занятий.

Первые 5—6 уроков учитель находится в ванне вместе с ребёнком, поэтому необходимо предварительно пройти обследования, которые требуются при посещении плавательного бассейна. Разумеется, перед занятиями учителю надо хорошенько вымыться под душем. Ванну также каждый раз тщательно моют. Вода, в которой плавает ребенок, должна быть абсолютно чистой, требования к ней такие же, как к питьевой. Чистым должен быть и воздух — перед занятиями не забудьте проветрить ванную комнату.

К плавательным упражнениям — покачиванию, проводке и погружению - можно приступать лишь после того, как вы освоите способы поддержки ребенка в воде. Все эти приемы надо освоить сначала на кукле «на суше» и в ванне и лишь потом приступать к занятиям с ребенком.

Первый класс

Условия проведения занятий в первом классе

1-56-910-1213-1516-1920-2223-25
373736,5363534,534
1516-1819-2021-2324-2526-2728-30

Поддержка "солдатиком"

Учитель и ученик в ванне. Ладонью левой руки учитель поддерживает голову лежащего на спине поперек ванны ребенка, а правой обхватывает сверху область его таза.

Поддержка "подводной подушкой"

Учитель сидит в ванне, вытянув ноги, ребенок лежит на спине над его ногами, занимая продольное положение. Ладони учителя плотно соединены мизинцами внутрь, большими пальцами кнаружи, образуя широкое и гибкое ложе («подводную подушку») для ребенка. Голова ребенка слегка приподнимается предплечьями учителя и затылком упирается в его грудь. Поддержка таким способом может быть «скользящей»: на первых занятиях ладони учителя подводятся под бедра ребенка, на последующих — под таз, затем — под спину и, наконец, только под затылок. Побуждая ребенка выполнять движения ногами, учитель обхватывает бедра ребенка так, чтобы большие пальцы были сверху.

Поддержка "двойным замком в положении на спине

Ребенок лежит на спине, затылком к учителю, находящемуся вне ванны, Учитель наклоняется над ванной, его ладони под спиной ученика. Большими пальцами рук как замком он обхватывает сверху плечи ребенка,

Поддержка "двойным замком" в положении на груди

Учитель вне ванны. Ребенок лежит на груди лицом к нему. Ладони учителя подводятся под грудь ребенка, а большие пальцы сверху захватывают его плечи и верхнюю часть спины. Подбородок ребенка поддерживается запястьями учителя.

ПОДДЕРЖКА «ЛОЖКОЙ»

Учитель вне ванны. Ребенок лежит на спине, учитель, наклонясь над водой, ладонью одной руки, сложенной «ложкой», поддерживает его затылок. Со временем можно пробовать поддерживать ребенка растопыренными пальцами, затем кончиками 2—3 пальцев.

Поддержка для отдыха в полувертикальном положении

Левая рука сидящего в ванне учителя согнута в локтевом суставе под прямым углом и почти прижата к телу. Ребенка помещают как бы полусидя на предплечье, спиной и затылком он опирается на грудь и плечо учителя. Свободной правой рукой учитель поливает голову ребенка теплой водой.

Поддержка для отдыха в вертикальном положении

Учитель вне ванны. Левой ладонью с растопыренными пальцами он обхватывает грудь ребенка. Тело ребенка переводится в вертикальное положение и слегка наваливается на левую ладонь учителя так, чтобы его большой палец поддерживал подбородок малыша. Правой рукой учитель поддерживает затылок ребенка.

Поддержка "дугой" в положении ребенка на груди

Учитель (вне ванны) смыкает 4 пальца левой руки и оттягивает ее большой палец. На образовавшийся изгиб («Дугу») укладывается и слегка приподнимается подбородок ребенка. Правой рукой учитель поддерживает его под живот.

Перечислим плавательные упражнения

Покачивания

Учитель садится в ванну и, опершись спиной о ее короткий борт, вытягивает ноги. Ассистент осторожно передает ему ребенка. В положении ребенка на спине учитель выполняет три следующих варианта покачиваний:

  1. Поддерживая ребенка -солдатиком—переводите его из горизонтального в полувертикальное положение и обратно — медленно, быстрее и быстро.
  2. Покачивайте его вниз—вверх, поддерживая способом "подводная подушка» с боковым захватом бедер.
  3. Поддерживая «двойным замком», начните боковые вращательные покачивания с постепенно увеличивающимся размахом до перевода ребенка в положение на боку. Все эти упражнения выполняйте беспрерывно по 1,5—2 минуты с последующим отдыхом до 1 минуты.

Такие же покачивания и с той же продолжительностью нужно затем выполнять и в положении ребенка на груди, поддерживая его «двойным замком».

Покачивать ребенка начните на первом и втором занятиях — это способствует развитию «чувства воды». На третьем—пятом занятиях покачивания в положении на груди и на спине чередуются друг с другом, а также с проводками, то есть с горизонтальным продвижением по поверхности воды тела ребенка за счет легкого усилия учителя.

Проводки

Учитель и ученик в ванне. Прямая проводка ребенка в положении на спине до противоположного конца ванны и обратно. Вначале поддерживайте ребенка «солдатиком», на последующих занятиях можно применить другие способы поддержки. Выполняется беспрерывно по две минуты, за один урок по 3—4 раза, чередуя с покачиваниями и с минутными интервалами для отдыха в полувертикальном положении (на руке учителя).

Такие прямые проводки (вперед—назад и обратно) делайте и в положении ребенка на груди, поддерживая его «двойным замком». Продолжительность — как и в предыдущем упражнении.

Занятия, начиная с шестого — седьмого, учитель проводит, находясь вне ванны, но рядом с ней. Поочередно выполняются различные проводки: головой вперед в положении на спине и на груди, с поддержкой ребенка двумя руками («двойным замком»). Малыша проводят вдоль ванны, по кругу, восьмеркой. После десятого занятия прямая проводка усложняется. Теперь зам надо проверить наличие у ребенка "толчкового рефлекса», который поможет ему активно скользить по воде.

Делается это следующим образом: доведя ребенка (в положении на спине, а позднее на груди) до правого края ванны, учитель затем поворачивает его, приближая в этот момент к самому бортику ванны, до отказа согнув ему ноги в коленях и тазобедренных суставах, устанавливает пятки на стенку ванны и на несколько секунд прекращает свое усилие. Ребенок должен сам оттолкнуться от стенки ванны и слегка проскользить по поверхности воды. Если он не делает этого, учитель легким усилием прижимает его к стенке, стремясь, чтобы он оттолкнулся.

После этого учитель продолжает проводку к левому краю ванны и там повторяет свои действия, но в обратном направлении. Такие проводки с поворотами делают в течение 2—3 минут, затем минутная пауза для отдыха, и упражнение вновь повторяется. За одно занятие надо проделать это по 2—3 раза, чередуя с простыми проводками (прямыми, по кругу, восьмеркой). Если в течение недели ребенок не начнет отталкиваться от стенки ванны, упражнения с толчками придется прекратить.

С пятнадцатого-шестнадцатого занятия проводка на спине выполняется с поддержкой ребенка «ложкой» — только одной правой рукой. На 20—25-м занятиях различные виды проводок на спине выполняются с еще более облегченной поддержкой — кончиками пальцев.

Во второй половине первого класса усложняются и проводки ребенка в положении на груди. Они выполняются при поддержке ребенка одной рукой («дугой»).

Начиная с шестнадцатого занятия продолжительность проводки в одном положении ребенка (на спине или на груди) постепенно увеличивается и к двадцать пятому доводится до 4 минут. После минутного отдыха положение меняется.

Погружения

С двадцатого занятия начните постепенно готовить ребенка к погружению, то есть кратковременному окунании с головой под воду, с помощью учителя или самостоятельно. Допустимость погружений в грудном возрасте основана на наличии у новорожденного дыхательного рефлекса — врожденной способности к задержке дыхания. Цель погружений — стимулировать активные плавательные движения ногами и руками, поддержать врожденную способность к задержке дыхания, помогающую привить ребенку бесстрашие, привычку к воде.

Делается это так: во время проводки на груди (только на груди!) с поддержкой «дугой» нужно частично (до уровня носа) погружать под воду голову ребенка вначале на 1 секунду, потом на 2, 3, 4 секунды. Если в течение двух-трех занятий ребенок легко справляется с этим упражнением, то на двадцать третьем—двадцать пятом занятиях проделайте следующее. Ребенок поддерживается в воде в вертикальном положении. Учитель громко считает: «Раз, два, три!" — (с акцентом на «три») и тут же произносит: «Ныряй!» По этой команде учитель погружает ребенка под воду. Вначале до уровня носа — несколько раз по 4—5 секунд. А затем до уровня глаз—3 раза: первый — на 3 секунды, второй — на 4 и третий — на 5 секунд с перерывами в 6—8 секунд. В течение одного занятия можно проделать 5—6 погружений, не больше!

Закончив первый класс, просим родителей малыша зайти в детскую поликлинику, рассказать врачу о проведенных занятиях и получить разрешение на их продолжение.

В заключение хотим предостеречь родителей от некоторых довольно частых и типичных ошибок.

  • Занимаясь горизонтальными проводками, не забывайте давать ребенку отдых в полувертикальном и вертикальном положении — однотипность упражнений быстро утомляет малыша, и он начинает капризничать. В первом классе такой отдых на 1—2 минуты требуется после каждых 2—4 минут любых упражнений.
  • Следите, чтобы ребенок занимал во время проводки строго горизонтальное положение и был полностью (кроме лица) погружен в воду.
  • Не увеличивайте рекомендованное число упражнений и продолжительность занятий.
  • Не начинайте погружения под воду из положения ребенка на спине и ни в коем случае не пытайтесь погружать плачущего ребенка.
  • Ни на одну секунду не выпускайте ребенка из поля зрения.