Средства обучения

Итак, все организационные вопросы по обеспечению занятий успешно решены. Завтра в детском саду — первый урок плавания! С чего начать? Давайте спросим у детей, и они очень выразительно ответят на этот, казалось бы, непростой вопрос. Ответят своими действиями, поведением в воде, способностью (или только попытками) выполнить различные упражнения, умением или неумением обращаться с игрушками и другими плавающими предметами. Чтобы пояснить эту мысль, приведу пример из личного опыта.

Как-то пригласили меня в один детский сад, где недавно начал функционировать крытый плавательный бассейн. Руководителей интересовал вопрос: можно, целесообразно, не рано ли обучать детей движениям, характерным для способа «дельфин»? Побывавшие здесь тренеры ответили на него отрицательно. Я же поинтересовался, есть ли в детском саду аквариум. К счастью, аквариум был, и довольно большой.

Перед уроком плавания мы подвели детей к аквариуму, и я попросил их очень внимательно посмотреть и запомнить, как плавают рыбки. Когда же начался урок в бассейне, я дал детям задание: «Плывите, как рыбы». То, что некоторые из них выполнят движения ногами и туловищем, как рыбы, я нисколько не сомневался. Но вот когда 20 из 22 ребятишек выполнили эти движения на боку (т.е. действительно «как рыбы»), это удивило даже меня, посвятившего всю свою жизнь обучению плаванию. Вот как ответили дети, вот сила их подражательного рефлекса, хотя ранее они подобные движения не изучали, да и базовое упражнение «Скольжение» освоили далеко не все.

Суть здесь заключается в том, что в любой группе детского сада или абонементной группе бассейна могут быть дети, прошедшие определенный курс обучения: родители приучали их к регулярному общению с водой, учили держаться на воде в домашних ваннах, купали и обучали плаванию в естественных водоемах, брали с собой в бассейн. Поэтому один-два, а то и три первых урока нужно обязательно посвятить тому, чтобы выяснить отношение ребенка к воде, узнать, кто что-нибудь умеет, а кто ничего не умеет. Необходимость строгой дифференциации в этом случае объясняется просто: каждое занятие должно быть интересно всем детям, что станет возможным только при выявлении степени их плавательной подготовленности.

Когда детям интересно заниматься плаванием? Когда предлагаемые упражнения понятны, доступны, базируются на приобретенных ранее навыках. А когда неинтересно? Когда упражнение не может быть выполнено в силу его сложности, непонятности, когда отсутствует предварительная подготовка. Итак, строго контролируя и умело направляя процесс обучения, педагог предоставляет детям возможность показать свои умения и навыки, проявить (что очень важно в дальнейшей работе) организаторские способности, задатки лидера в самом хорошем смысле. Следовательно, на первых уроках каждый делает все, что он хочет и умеет, однако соблюдая при этом правила поведения в бассейне и находясь под постоянным контролем педагога.

Значение упомянутой дифференциации огромно. Во-первых, учебный процесс становится более интересным для всех детей, поскольку деление на подгруппы позволяет применять средства, соответствующие их подготовленности. Во-вторых, новички будут наблюдать за «опытными» сверстниками и пытаться подражать им — выполнять то, что вчера им было недоступно. В-третьих, умеющие плавать должны помогать слабым, — это один из основных путей выявления лидеров в группах. В-четвертых, это непосредственная помощь и поддержка при изучении упражнений. И наконец, в-пятых, свободные, непринужденные действия детей в воде, выполнение произвольных упражнений помогут выявить природные склонности к овладению тем или иным способом плавания.

Однако зачастую складывается такая ситуация. После нескольких уроков у тех детей, уровень плавательной подготовленности которых (в силу повышенной активности, любознательности и ранее приобретенных навыков) окажется намного выше, чем у остальных, может резко снизиться интерес к занятиям, поскольку материал, необходимый совершенно неподготовленным, ими уже освоен. В этом случае нужно отделить слабых от успевающих, организовать две группы и заниматься с ними отдельно. Группа сильных может периодически пополняться успевающими из группы слабых, что станет стимулом для остальных детей.

Огромное значение для успешного освоения упражнений в воде имеет предварительная подготовка на суше — как познавательной, так и общеразвивающей физической направленности. Можно выполнять самые различные упражнения, развивающие координацию движений и необходимые физические качества (силу, гибкость, быстроту), а также направленные на ознакомление с формой движений спортивных способов плавания. Последовательность их изучения и дозировка регламентируются возрастом детей, их физическим развитием, физической и плавательной подготовленностью, а также правилам, изложенным в руководстве «Физическая культура в детском саду» и в Типовой программе воспитания и обучения в детском саду.

Упражнения в воде направлены на ознакомление с ее свойствами: плотностью, текучестью, сопротивлением и т. д. Осваивать их новички должны в строгой последовательности. Каждый педагог — будь то родитель, воспитатель детского сада или тренер абонементной группы — должен руководствоваться в процессе обучения одним из основных дидактических принципов — принципом постепенности, когда каждое предыдущее упражнение является базовым для изучения последующего. В связи с этим новые упражнения ребенок легко и с интересом осваивает только в том случае, если они содержат элементы освоенных ранее упражнений, о чем ему следует напоминать на каждом уроке. В частности, подготовительные упражнения, направленные на изучение техники движений, должны содержать все те положения гребущих звеньев (кисти и стопы), которые составляют основу техники плавания.

А как быть родителям годовалых детей, решившим начать систематические занятия плаванием в домашних ваннах? С чего начать? Посмотрите внимательно рекомендации педагогам детских садов и поступайте аналогично. Итак, посадите малыша в ванну (уровень воды должен быть ниже уровня груди), дайте ему одну-две игрушки, к которым он должен заранее привыкнуть и полюбить, и предоставьте полную свободу действий — проверьте отношение своего ребенка к воде, желание возиться с игрушками. Сидеть пассивно и перекладывать игрушку из одной руки в другую допустимо лишь на первых уроках, а затем многие дети начинают капризничать и даже протестовать, поскольку им свойственно движение. Итак, у ребенка возникла потребность перемещаться. Каким образом? Для этого выполняются соответствующие упражнения, способствующие решению задач обучения, а также естественному гармоничному развитию ребенка. С этой целью можно использовать все средства физического воспитания, однако форсирование, как и любые принуждения, недопустимо: грудного малыша можно окунать в воду, а годовалые дети и старше должны постигать искусство плавать сознательно, самостоятельно — конечно, с помощью и под контролем педагога.