Методические приемы обучения детей плаванию





В процессе занятий ребенок знакомится с множеством упражнений, не только развивающих функциональные возможности организма и координацию движений, укрепляющих мышцы, но и решающих конкретную задачу — обучение навыку плавания. Однако достаточно сложная структура движений, координационные особенности способов плавания и специфика выполнения большинства упражнений труднообъяснимы и труднодоступны для понимания детей дошкольного возраста. Как же быть? Известно, например, что во всех спортивных способах плавания кисть (гребущая плоскость) движется по необычным траекториям и занимает при этом наклонное положение по отношению к своей траектории. Надо учить детей именно так удерживать кисть при выполнении соответствующих упражнений. Но как объяснить это малышам?

На помощь приходят образные выражения, сравнения с движениями животных и птиц, сказочные персонажи, бытовые жесты и умения. Например, после завтрака на столе остались крошки. Как их убрать со стола, какое положение примет кисть при таком движении? Именно наклонное — как при выполнении гребка. Или во время игры в песочнице нужно показать детям, как лучше сгребать песок, как захватить его побольше и продвигать по дуге, зигзагообразно, по другим траекториям одной и обеими руками одновременно, удерживая кисть в наклонном положении. Здесь педагог не только знакомит ребенка с формой гребка, но и прививает ему необходимые в жизни навыки.

Еще один пример. Зима, дети вышли на прогулку, и вдруг пошел снег пушистыми хлопьями, снежинка «села» на ладонь. Попробуем ее сдуть — это совсем нетрудно, стоит лишь легонько на нее дунуть. А теперь положим на ладонь небольшой снежок или льдинку и тоже попробуем сдуть. В этом случае дунуть придется гораздо сильнее, энергичнее, только тогда снежок (льдинка) упадет с ладони. Именно так нужно выполнять выдох на занятиях плаванием. На прогулке летом можно сорвать одуванчик и с помощью сильного выдоха попытаться сдуть все пушинки.

Такие сравнения, решающие как общие, так и частные задачи и направленные на понимание сущности изучаемого движения занимающимися любого возраста, называются в педагогике методическими приемами. Их очень много и для изложения хотя бы некоторых из них, применяемых в практике и разработанных автором, понадобится отдельная книга. Каждый педагог в своей творческой работе применяет как общепринятые, так и свои собственные, подсказанные опытом, приемы. Главное, чтобы они были понятны маленькому ребенку, а изучаемые с их помощью движения стали более доступными.

Ниже перечислены методические приемы, упражнения и игры, последовательное изучение которых в конечном итоге формирует навык плавания. Задача преподавателей, родителей, обучающих плавать своих детей, — выбрать те из них, которые соответствуют уровню физического развития и плавательной подготовленности ребенка, а для новичков использовать последовательно изложенные методические рекомендации.

Общепринятые методические приемы

Выполнение упражнений в парах с поддержкой партнером. Необходимо предварительно объяснить и показать детям способ поддержки, установить очередность его выполнения, определить задачи выполняющего и поддерживающего. Используя этот прием, следует приучать детей (особенно поддерживающих) контролировать качество выполнения движений партнером, помогать в устранении замеченных ошибок. Как правило, этот прием применяется в работе с детьми старшего дошкольного возраста.

Контрастные упражнения. Например, педагог дает задание: сесть на дно, но так, чтобы голова оказалась под водой (для этого глубина воды должна быть на уровне груди). Если предварительно выполняются глубокий вдох и задержка дыхания, то сделать это невозможно. Однако, выдыхая воздух по мере приседания и погружения, ребенок выполнит задание — сядет на дно. Следовательно, предварительный глубокий вдох и последующая задержка дыхания удерживают тело у поверхности воды, а при выдохе оно погружается в воду. Другое упражнение: в положении упора лежа сделать глубокий вдох, задержать дыхание («Воздушный шар»), прижать руки к туловищу и попытаться лечь на дно — не получится! Тогда выполним выдох («Гудок») — и тело ляжет на дно как «подводная лодка».

Вариативность при изучении движений. Для того чтобы дети научились технически грамотно плавать, они должны опробовать множество вариантов движений, а из их многообразия выбрать «свой», соответствующий индивидуальным особенностям каждого. Для этого предусматривается изучение различных движений — прямыми и согнутыми руками по кругу, ромбом, «лепестком», в форме песочных часов, дугой и т. д.

Выполнение движений в соревновательной или игровой форме. В процессе изучения движений в различных положениях проводятся игры, обязательно содержащие эти движения. В игре деятельность ребенка направлена на достижение личной или командной победы — все изучаемые ранее движения выполняются отвлеченно, поэтому здесь наиболее ярко проявляется степень их освоения. Педагог контролирует действия занимающихся и по окончании игры в доступной форме указывает на допущенные ошибки.

С большим интересом дети выполняют упражнения в соревновательной форме. Следует помнить, что при использовании данного приема участники должны знать итоговый результат, иначе такая форма занятий теряет смысл. Вначале это выполнение упражнения на оценку: «Кто лучше?», «Кто дальше?» (продвинет игрушку, проскользит), «Кто точнее?» (поднырнет под плавающий круг) и т. д.

Облегчение (усложнение) условий выполнения упражнений. Педагог отмечает, что на мелком месте его подопечные выполняют упражнения хорошо. Для проверки прочности изучаемых навыков детей временно переводят на более глубокую часть бассейна, где им предлагается выполнить те же упражнения, но сначала в небольшой дозировке. Если и здесь все идет успешно, время работы в усложненных условиях увеличивается. Усложнением условий может быть также безостановочное выполнение упражнений по всей длине бассейна, плавание только с помощью рук или ног с дополнительным сопротивлением и т. д.

Медленное плавание. Это наиболее действенный прием, направленный на изучение согласования движений с дыханием (особенно в кроле на груди). Дело в том, что маленькие дети, чтобы удержать тело у поверхности воды, рефлекторно выполняют очень быстрые движения руками, не успевают своевременно сделать вдох и захлебываются, а затем останавливаются. Суть же рекомендуемого приема состоит в умении подчинить движения ритму дыхания, что на данном этапе обучения можно осуществить только с помощью медленного плавания. Однако для овладения этим приемом необходимо следующее: во-первых, научиться хорошо выполнять скольжение (длительное время сохранять исходное положение для выполнения плавательных движений); во-вторых, проплывать хотя бы несколько метров в очень медленном темпе, опустив лицо в воду (с задержкой дыхания); и в-третьих, уметь многократно выполнять ритмичные выдохи в воду, погружаясь с головой («Насос»).

Постепенное увеличение скорости плавания и сохранение при этом ритмичного дыхания в согласовании с движениями руками и ногами свидетельствует о прочном освоении навыка. Ребенок может, задержав дыхание или нарушив его ритм, быстро проплыть определенное расстояние, а у наблюдающих за ним складывается впечатление о правильном согласовании движений и дыхания. Определить ошибку можно по внешним признакам: одышке, изменению цвета кожи (чаще по краснению) лица, шеи, плечевого пояса. Если же ритм дыхания не нарушен, указанные признаки отсутствуют.

Выполнение движений, держась за неподвижную опору. Для этого используют сливной желоб, специально изготовленные жерди и т. п. В условиях малогабаритных бассейнов этот прием наиболее целесообразно применять для улучшения функциональной подготовленности, когда движения ногами уже хорошо освоены в безопорном положении. Дети охотно делают это под музыку, где периодическое чередование соответственно медленного, среднего и быстрого темпа изменяет и темп выполнения движений. Если же данный прием применять для изучения движений ногами, то ребенок сможет выполнить их правильно лишь в том случае, когда примет и будет сохранять на протяжении всего упражнения правильное исходное положение, требующее предварительного освоения. Если же исходное положение будет неправильным, этот прием не принесет никакой пользы, а лишь затруднит и увеличит сроки изучения несложных движений (в частности, кроля). Вот почему автор (в отличие от многих своих коллег) не советует использовать этот прием для изучения движений, а настоятельно рекомендует лишь как тест для оценки качества их выполнения.

Методические приемы, систематизированные и разработанные автором и направленные на решение частных задач

  1. На прогулке обратите внимание детей на то, как прыгает воробей, — пусть они попробуют прыгать так же перед занятием в бассейне (на суше). «Кто покажет, как прыгает воробей?» Ребенок правильно отталкивается обеими ногами одновременно, располагая руки произвольно, хотя желательно держать их на поясе, однако детям 3—4 лет на суше делать это труднее, нежели в воде. Для этого спросите у ребенка: «Когда воробей прыгал, как он держал крылья?» Прижатыми к туловищу. Следовательно, ставим руки на пояс, приняв таким образом оптимальное положение для выполнения прыжков.
  2. Вы говорите: «Сегодня мы попробуем выполнять движения ногами и туловищем, как при плавании дельфином». В спортивной практике эти движения именуются одним словом — «волна», что вполне соответствует их технической характеристике. Дети стоят на берегу пруда или иного водоема, вы бросаете в воду камень, и они смотрят, как разбегаются волны (так называются движения, которые предстоит изучать). Перед входом в бассейн можно напомнить детям об этом, бросив в воду мяч или игрушку и проследив, как разбегаются волны.

    Если в саду есть аквариум, понаблюдайте с ребятами за движениями рыб и сосредоточьте их внимание на движениях хвостового плавника, пояснив, что именно эти движения способствуют продвижению вперед. Теперь спросите, как бежали волны, как плавали рыбы, — пусть дети покажут.

  3. Траектория движений руками во всех способах плавания по форме напоминает различные предметы: песочные часы, замочную скважину — в дельфине; лепесток, сердечко — в брассе; дугу, зигзаг, перевернутый вопросительный знак — в кроле. Для изучения движений в воде детям следует показать эти предметы. Например, на прогулке дети остановились у куста сирени. Попросите их внимательно посмотреть на листья («Это «лепесток»), запомнить их форму и здесь же попытаться выполнить обеими руками одновременно движение в форме лепестка. Объясните, что оно очень похоже на гребок руками брассом, а при изучении техники брасса обязательно напомните детям это движение, выполнив его во время подготовительных занятий на суше.

    Далее предстоит изучение движений обеими руками одновременно, как при плавании дельфином. Покажите песочные часы, объясните их назначение и попутно (в познавательных целях) доступно расскажите о том, что такое вообще часы, каких они бывают видов: ручные (как у меня), настенные (как в нашей групповой комнате), настольные, напольные и т. д. На прогулке пусть дети попробуют нарисовать песочные часы на земле, держа по прутику в каждой руке; то же в песочнице и т. д. Выполнив эти движения на физкультурных занятиях или на уроке плавания (на суше), приступайте к их освоению в воде. Все ребята стараются правильно выполнить задание. У большинства гребок получается хорошо, но пронос (подготовительное движение) рук над водой не удается. Поэтому вы спрашиваете: «Как махали крыльями бабочки, которых мы вчера видели во время прогулки (зимой— вороны)? Покажите, кто помнит». Ребенок выполняет скольжение, гребок обеими руками одновременно и пронос над водой — «Летит бабочка (ворона)». Движения крыльев не совсем точно соответствуют технике подготовительного движения (проноса), но важно выполнить их обеими руками одновременно и над поверхностью воды.

  4. При изучении кроля на груди многие дети выполняют движения сильно согнутыми ногами, образуя массу брызг, а не вспенивая воду. Здесь существует несколько понятий, с которыми необходимо ознакомить детей для лучшего понимания и изучения движений. Первое понятие — изучение попеременных движений слегка согнутыми или прямыми ногами: педагог ударяет барабанными палочками по барабану. «Палочки прямые? Да! Как они стучат? Попеременно — та-та-та-та! Попробуем так же выполнить движения ногами в воде». Сгибание в коленях стало почти у всех оптимальным, но ноги высоко подняты к поверхности воды, что опять-таки создает брызги вместо пенистого следа. Теперь переходим к другому понятию: во время мытья рук акцентируйте внимание детей на обильном образовании мыльной пены — так надо вспенивать воду ногами. Можете показать в воде ее вспенивание или привлечь для демонстрации успевающего маленького пловца. Можно выполнить, и такое упражнение: дети хлопают ладонями по воде попеременно каждой рукой, создавая брызги, — это неправильно! Слегка погрузив руки в воду, дети выполняют те же движения, образуя пенистый след — пену («Моем руки»). А теперь пусть попробуют так же выполнить движения ногами в заданном положении. Детям, которым трудно управлять своими движениями, можно применить «стопор».
  5. Переходите к изучению движений руками в кроле на груди. У квалифицированных пловцов траектория гребка сугубо индивидуальна и по форме, как уже говорилось, напоминает различные предметы. Здесь следует использовать изложенные выше методические приемы, напоминая детям о том, что во время гребка они «сметают крошки», «сгребают песок», выполняя это движение рукой под грудью по направлению к одноименному бедру.
  6. На прогулке можно в интересной форме разучивать фигурную маршировку. Начертите прутиком или выложите камешками на земле квадрат, примерно равный размеру бассейна: ходьба по квадрату; ходьба по диагонали — прочертили, выполнили, стерли; ходьба по кругу — очертили круг, выполнили; ходьба петлями, обозначив петли разного размера, — выполнили, стерли; ходьба «восьмеркой» — очертили, выполнили, стерли и т. д. Попутно знакомьте детей с каждым из этих понятий. Например, у каждого на одежде есть петли; объясните, для чего они, какова их форма, а затем попросите выполнить маршировку в форме одной короткой петли, одной длинной и т. д. Вначале направляющим является педагог, затем наиболее смышленые дети, проявляющие склонность к лидерству.

    Особое внимание следует уделять выполнению «восьмерок», и не только потому, что это одна из форм фигурной маршировки. «Восьмерки» (горизонтальные, наклонные, вертикальные) — основное упражнение для формирования техники гребка в любом способе плавания. Кроме того, выполняя такие движения руками в положении «Сижу на стуле» или лежа на спине, а также «Поплавок у стенки», ребенок не только свободно удерживается в безопорном положении, но и продвигается на спине.

  7. Дети выполняют упражнение «Винт»: во время скольжения нужно перевернуться на 360° без остановок вокруг продольной оси, оставаясь в горизонтальном положении. Почему упражнение называется «Винт»? Что такое винт? Объясните детям назначение винта, его форму, почему он ввинчивается в дерево (потому что имеет резьбу, коническую форму и острый конец).

    Вот так, удерживая руки в вытянутом положении, нужно «ввинчиваться» в воду, продвигаться. Ребенок получает не только необходимую информацию о выполняемом упражнении, но и элементарные технические знания.

  8. «Воздушный шар». Чтобы правильно выполнять некоторые упражнения, необходимо научиться во время погружений задерживать дыхание. Покажите детям воздушный шар, а теперь надуем щеки как «воздушный шар» и выполним задание. С этой целью и для изучения активного выдоха можно поручать детям надувать круги для плавания и другие резиновые игрушки: вдох — щеки как «воздушный шар» — выдох и т. д.
  9. Правильному выполнению выдоха в воду на на чальных этапах обучения во многом способствует одновременное гудение в воде, напоминающее гудок паровоза: у-у-у-у-у. Если ребенок «гудит» достаточно продолжительно и громко — выдох выполняется правильно, а «гудок» слышен над водой («Слышу гудок»). Если выполнять это упражнение в игровой форме, то в качестве арбитров целесообразно привлекать детей, распределив их по парам, четверкам и т. д.
  10. «Звездочка» — основное упражнение для изучения горизонтального статического положения. Ребенок должен лежать на воде, как «морская звезда»; вершины ее (руки и ноги ребенка) раскинуты в стороны.
  11. В групповой комнате все дети сидят на стульях. Педагог стоит лицом к сидящим и говорит: «Пусть каждый скажет: «Сижу на стуле» — и запомнит, как он сидел (спина прямая, прижата к спинке стула, ноги согнуты, смотрим вперед). Теперь поставьте руки впе-ред-в стороны и начнем движения руками в форме горизонтально вытянутых, вертикально вытянутых и наклонных «восьмерок». Это основное начальное упражнение для изучения техники гребка во всех способах плавания, когда кисть удерживается наклонно по отношению к траектории движения.

    По ходу выполнения упражнения изменяются темп и амплитуда движений, руки сгибаются в локтях и выпрямляются. На уроке плавания эти же упражнения выполняются в воде: приседая, дети будто садятся на стул и сразу начинают движения руками в форме горизонтальных «восьмерок»; чтобы сохранить позу «Сижу на стуле», нужно выполнять их активно. По мере овладения «восьмерками» изменяется положение ног: колени вместе, голени в стороны; то же, но стопы на «себя», придать голеням и стопам положение «плавника»; ноги выпрямить и развести, носки «на себя» — «Растопырка».

  12. Во время скольжения тело должно быть выпрямлено — «как стрелка часов», «как струна». Эти понятия определяют в первую очередь прямое по форме тело. Во время выполнения скольжений, если тело будет принимать неправильное положение, необходимо дать соответствующее указание: «Вытягивайся, как струна, как стрелка часов».
  13. При плавании кролем на груди гребок нужно заканчивать у бедра. Как научиться этому? Малыш держит руку в кармане. Предложите ему вынуть ее из кармана — примерно так заканчивается гребок в кроле на груди, после чего начинается пронос руки по воздуху.
  14. Дети получили задание: «Падаем, как столбики». А известно ли им, как падают столбики? Вряд ли. Можно использовать для этого кегли, палку, карандаш или другой подобный предмет. Обратите внимание детей на то, что падают они прямыми, — так и в воде нужно падать вперед, назад, на бок только в выпрямленном положении, удерживая руки согласно заданию педагога.
  15. На прогулке педагог подвел детей к пруду, где плавают утки. Наблюдая за ними, педагог акцентирует внимание детей на том, как утка заныривает за кормом — при этом она поднимает хвостик. На уроке плавания пусть дети попробуют выполнить такое же движение, когда необходимо достать со дна игрушку. Назовите этот прием «Утка-нырок», а «хвостиком», который должен обязательно показаться над водой, будут ноги ныряющего.

Покажите детям на фотографии или рисунке кита, выпускающего фонтанчик воды, — пусть они попробуют так же сильно выдыхать, погружаясь в воду, особенно в положении упора лежа («Как кит»); сильно отталкиваясь обеими ногами, выныривать из воды («Как дельфин»); плыть на спине, работая руками («Как мельница») и т. д.

В качестве методических приемов можно использовать и различные ориентиры — постоянные и временные.

Постоянные ориентиры — выложенные цветной плиткой продольные и поперечные линии на дне бассейна; мозаика на его бортиках, квадраты на торцовой части и т. д. Временные ориентиры — стоящий на определенном расстоянии педагог; установленный на бортике предмет; подвешенный обруч, свешивающаяся с бортика цветная лента и т. д.