Организация и проведение занятий плавания





Урок — основная форма организации учебной работы. По своей структуре урок плавания делится на три части: подготовительную, основную и заключительную. Подготовительная часть урока может проводиться только на суше или на суше и частично в воде, основная — только в воде, заключительная — в воде и на суше. Каждая часть урока имеет свои конкретные задачи, причем основная задача урока решается именно в основной его части. Урок строится таким образом, чтобы задачи подготовительной и заключительной частей были направлены на решение основной задачи урока, подчинены ей. Например, основная задача урока — изучение скольжений. Следовательно, материал подготовительной части должен содержать упражнения, способствующие освоению этого важнейшего элемента техники, подготавливать занимающихся к освоению скольжений — координационно, функционально, физически и т. д. Основой работы с дошкольниками, если она осуществляется круглогодично, является урок именно такой структуры, его продолжительность — 45 мин.

Подготовительная часть (10 мин). Построение занимающихся, перекличка, объяснение задач урока в доступной форме, выполнение различных общеразвивающих и подготовительных упражнений (частично могут проводиться и в воде), знакомство с подвижными играми.

Основная часть (30 мин). Изучение нового материала и совершенствование ранее приобретенных навыков с помощью упражнений, игр, эстафет.

Заключительная часть (5 мин). Снижение физической и эмоциональной нагрузки. Самостоятельное плавание с индивидуальной работой, т. е. самопроверка освоения материала урока. Подведение итогов урока.

Первые уроки должны быть менее продолжительными — по 15—20 мин. Если температурный фактор не является помехой, то продолжительность урока зависит только от стажа занятий плаванием; после 4—5 уроков она стабилизируется и доводится до общепринятой нормы. Физическая нагрузка от урока к уроку должна постепенно увеличиваться; на каждом из них пик нагрузки приходится на вторую треть основной части, после чего происходит плавное ее снижение.

Выполнение различных по сложности упражнений, их дозировка в равной мере доступны мальчикам и девочкам дошкольного возраста.

Первый урок плавания проводится на глубине немного выше коленей для всех детей, второй и третий — на глубине до пояса, а на последующих уроках глубина зависит от степени освоения занимающимися учебного материала. Если занятия проводятся в бассейне с покатым дном или террасного типа, то эту проблему дети решат самостоятельно и довольно быстро — каждый расположится там, где ему наиболее удобно.

Специфика плавания состоит в том, что все движения пловец выполняет в горизонтальном безопорном положении. Вот почему на выполнение упражнений, направленных на изучение и совершенствование этого положения, должно отводиться до 80% времени основной части урока (включая игры, эстафеты, другие развлечения).

Бывают случаи целесообразного и вынужденного (по целому ряду причин) нарушения запланированной в уроке последовательности изучения материала. Опасаться тут нечего, нужно смело, обоснованно изменять и совершенствовать планирование. Что же может быть причиной таких изменений? Например, потеря интереса у детей к материалу данного урока. Как поступить в таком случае? Спросите у детей, что бы они хотели сегодня делать. Они ответят: то-то и то-то. Хорошо! Учтите их пожелания и постройте урок таким образом, чтобы решать его основные задачи (закаливание, физическое развитие, познание окружающего мира, формирование навыка плавания), используя новые, интересные нетрадиционные средства.

В процессе занятий плаванием с детьми дошкольного возраста могут применяться следующие типы уроков: учебный, учебно-игровой; игровой, массового купания, индивидуального обучения, контрольный.

Учебный урок. Посвящается изучению нового материала. Например, на одном из первых уроков дети выполняют ходьбу на небольшой глубине в различных построениях и различными способами: в шеренгах, «змейкой», по диагонали; грудью и спиной вперед и т. д. На следующем уроке эти же передвижения усложняются (быстрым шагом, бегом), изучаются новые варианты ходьбы — левым (правым) плечом вперед и т. д. На каждом последующем уроке целесообразно повторять материал предыдущего для его закрепления.

Учебно-игровой урок. Предполагает изучение новых упражнений и их последующее совершенствование в игре или игровой форме или же совершенствование материала предыдущего урока. Здесь может быть несколько вариантов.

  1. На уроке изучаются новые упражнения или элементы техники, на что отводится определенное время. Далее проводится игра, содержащая только что изученные упражнения, затем эти же упражнения вновь изучаются в учебной форме и т. д.
  2. Примерно две трети основной части урока посвящаются изучению нового материала в учебной форме, после чего в оставшееся время проводится игра, содержащая этот материал и направленная на его дальнейшее изучение и совершенствование.
  3. Изучается новый и достаточно сложный материал, после чего проводится игра, не cодержащая только что изученные упражнения, а имеющая главным образом эмоциональную направленность. Далее проводится другая игра, уже насыщенная движениями, составляющими новый материал. Делается это для физической и психологической разгрузки организма ребенка.

Выбор варианта определяется физической и плавательной подготовленностью занимающихся, степенью освоения материала, температурными условиями, предыдущей или последующей занятостью детей и т. д.

Игровой урок. Содержит игры и развлечения. Задачи такого урока могут быть самыми различными: изучение и совершенствование нового материала; проверка степени его освоения; эмоциональное воздействие и т. д. Однако нельзя исключать одно очень важное обстоятельство, которое в работе с дошкольниками может сыграть отрицательную роль в дальнейшем освоении навыков плавания: не следует увлекаться командными и даже сюжетными играми на самых первых уроках, когда у детей различная степень плавательной подготовленности. Если совершенно неподготовленный к пребыванию в воде ребенок будет настойчиво вовлекаться в такого рода игры, а педагог не будет замечать шалости уже «опытных» детей (например, брызгание в лицо), то подобные вольности могут развить у робкого от природы малыша водобоязнь. Сначала выполняются несложные упражнения, затем они повторяются в игровой форме, далее проводятся игры, с которыми дети предварительно знакомятся на суше, — таков путь детей, впервые вступивших в контакт с «большой» водой. После прохождения начального курса — изучения неcложных упражнений — проведение игровых уроков, содержащих уже знакомый материал, становится необходимым и обязательным. Игровые уроки вариативны. Например, изучаются дыхание и скольжения: можно проводить игры, содержащие только скольжения на груди или на спине, и после каждой из них выполнять упражнения на дыхание; возможно чередование игр в такой последовательности: содержащие скольжения на груди, затем с преимущественными выдохами в воду и, наконец, преимущественно со скольжениями на спине. В игровых, как и в любых других, уроках выполнение упражнений на дыхание строго обязательно.

Урок массового купания. Его можно проводить с дошкольниками в летнее время на естественных водоемах, соблюдая при этом необходимые правила (см. стр. 20— 21). Уроки этого типа, как правило, призваны способствовать закаливанию детей, их активному двигательному развитию, выработке умения ориентироваться в воде, совершенствованию ранее приобретенных навыков. Основные средства, используемые на уроке, — игра и проведение упражнений в игровой форме. Остальные средства в этом случае менее эффективны, ибо даже кратковременные остановки детей для словесных объяснений могут стать причиной переохлаждений либо перегревов.

Урок индивидуального обучения. Проводят, как правило, родители в естественных условиях или домашних бассейнах. Независимо от условий проведения такой урок имеет свою специфику и требует тщательной организационной (см. стр.22) и методической подготовки. Индивидуальное обучение в домашних бассейнах имеет свои преимущества и недостатки. Во-первых, ребенок находится у себя дома, в привычной обстановке, в окружении родных и близких, и маленький домашний бассейн уже знаком ему. Во-вторых, он занимается у своего постоянного (что в данном случае обязательно) домашнего педагога. И в-третьих, все время и внимание взрослых уделяются только ему одному, что как раз можно отнести к недостаткам. Ребенок находится вне коллектива, ему не с кого брать пример, некому подражать, не с кем состязаться. Если в данных условиях домашний педагог сумеет заменить малышу сверстника, то воспитательное значение урока будет неоценимым.

Урок сохраняет общепринятую структуру; его продолжительность в домашнем бассейне или естественных условиях определяется изложенными выше факторами. В первом случае, в начале курса обучения, он длится 2—3 мин на суше (подготовительная часть) и 3—5 мин в воде (основная часть). По мере адаптации ребенка время его пребывания в воде целесообразно увеличить до 40— 45 мин активных занятий. Для детей 1—2 лет упражнения подготовительной части, которые они будут выполнять под руководством домашнего педагога, пока неизвестны. В связи с этим рекомендуется поступить следующим образом: ребенок становится перед зеркалом, а за его спиной — домашний педагог. Начинается упражнение. «Правую руку в сторону», — говорит и выполняет педагог; то же должен сделать и ребенок. Если малыш самостоятельно не справляется с заданием, педагог берет его правую руку в свою и отводит ее в сторону, повторяя, что это правая рука и она отведена в сторону. Ребенок видит в зеркале движения педагога и свои движения и подчиняется словесным указаниям. Хорошо развитый рефлекс подражания поможет малышу освоить такие движения за несколько уроков и выполнять их самостоятельно под команды педагога. Количество упражнений и их дозировка вначале незначительны: 3—5 упражнений повторяются по 3—4 раза каждое.

Во время занятий в воде каждое упражнение должно сопровождаться речевым сигналом (командой): для начала большинства упражнений — «МАРШ!», для окончания — «СТОЙ!». К команде «МАРШ!» необходимо добавить конкретно исполняемое движение, действие или направление: «В воду — МАРШ!», «Шагом — МАРШ!», «Левым боком — МАРШ!», «Спиной вперед — МАРШ!», «Прыжками — МАРШ!», и т. д. Сигнал «СТОЙ!» означает прекращение любых движений и принятие вертикального положения. Есть и другие команды: «ОТДЫХ!», «СЕСТЬ!», «ВСТАТЬ!», «ВЫДОХ!», «НЫРЯТЬ!», «ПЛЫВИ!», «УПОР ЛЕЖА!», и т. д. На первый взгляд, эти сигналы сложны, но через несколько уроков ребенок может выполнять их без подсказки жестами.

Обязательно следует (особенно в условиях домашнего бассейна) вести дневник учебного процесса, где фиксируются: четкий план каждого урока с учетом освоения материала; изучаемые упражнения и их поурочная дозировка; степень и длительность освоения упражнений; используемые методические приемы, игрушки и вспомогательные средства, их воздействие на детей в процессе освоения материала. Все это очень важно для правильной организации занятий плаванием с малышами и дошкольниками.

Контрольный урок. На нем анализируются результаты текущей и итоговой успеваемости. Под текущей успеваемостью подразумевается освоение отдельных групп упражнений плавательного курса или подготовительных упражнений (для освоения с водой и т.д.). Итоговая успеваемость (в условиях детских садов) отражает, как правило, итоги работы за год. Анализ текущей успеваемости целесообразно проводить в тестовой или соревновательной форме, итоговой — в соревновательной, однако при этом дети не должны выполнять какие-либо произвольно установленные, но введенные в ранг обязательных нормативы.

Наиболее успешно учебный материал осваивается в том случае, если он изучается комплексно почти на каждом уроке. Представим себе, что на уроке будут выполняться только упражнения для изучения движений ногами. Дети быстро устанут физически и психологически и, если подобное однообразие будет продолжаться в течение нескольких уроков, могут потерять интерес к занятиям плаванием. Вот почему урок необходимо насыщать разнообразными упражнениями, играми, содержащими как новый, так и пройденный материал, способствующими решению задач технической, функциональной, качественной, специальной подготовки. Кроме того, большинство упражнений должно оказывать и эмоциональное воздействие. Каждый урок имеет основную задачу, связанную, как правило, с изучением нового материала. На успешное ее решение направлено большинство упражнений урока.

Например, основная задача урока — изучение движений ногами. Для ее решения упражнения для освоения движений ногами целесообразно чередовать с упражнениями для изучения и совершенствования движений руками, играми, эстафетами, ранее освоенными упражнениями, а изучение движений руками будет дополнительной задачей урока. Напомню, что после упражнений с задержкой дыхания (а именно такими и являются приведенные выше) обязательно выполняются упражнения на дыхание.

Перед началом нового учебного года руководители детских садов вносят необходимые коррективы в программу, составляют график освоения учебного материала для всех возрастных групп. На каждый урок составляется план-конспект, куда заносятся все упражнения данного урока, игры, развлечения, эстафеты, организационные и методические указания (построения, перестроения, передвижения, порядок и последовательность выполнения упражнений, их дозировка и т. д.). Если в процессе занятий руководитель совершенствует какие-то упражнения, систематизирует их в новой, обоснованной последовательности, апробирует новый методический прием, то все эти нововведения необходимо фиксировать в конспектах предстоящих уроков и в перспективных планах.

Подготовка к новому уроку обязывает педагога тщательно ознакомиться с содержанием предыдущих, особенно если они посвящены изучению определенной темы. (например, подготовительные упражнения для изучения спортивных способов плавания, используемые упражнения и методические приемы и степень их воздействия на формирование навыков), и на основании этого установить необходимость повторения отдельных упражнений для тех ребят, которые не освоили данный материал, а также определить для остальных занимающихся подбор новых упражнений и методы их освоения.

Педагог в учебно-воспитательном процессе играет главенствующую роль. Его авторитет в глазах занимающихся любого возраста, и особенно детей, базируется прежде всего на высоком профессионализме, что означает творческое отношение к делу, знание техники плавания, упражнений на суше и в воде, методов и средств обучения, возрастной физиологии и психологии, методических приемов повышения активности детей, постоянный поиск новых, нетрадиционных, доступных и интересных методов и средств обучения. В учебном процессе дети подчас сами подсказывают педагогу, что и как следует изучать. Вот почему не следует сдерживать их инициативу, а, напротив, надо предоставлять им возможность проявлять активность и самостоятельность, всячески поощрять любые проявления творчества (естественно, не выходящие за рамки правил поведения в бассейне).

Сегодня детские сады с крытыми плавательными бассейнами становятся привычным явлением, но здесь в отличие от абонементных групп, как правило, работают педагоги без специального физкультурного образования. Как известно, практические успехи невозможны без фундаментальной теоретической базы, поэтому у дошкольных работников возникает настоятельная потребность в дополнительных специальных знаниях. Повышать квалификацию можно на заочных отделениях институтов физической культуры или на факультетах физического воспитания пединститутов; кроме того, решению этой задачи способствует постоянный обмен практическим опытом на конференциях, семинарах, а также самообразование. Педагогу необходимо постоянно пополнять свою личную и служебную библиотеку специальной литературой, обязательно пользоваться ею при подготовке к урокам, следить за книжными новинками по данной тематике.

Помимо учебных целей урок имеет и огромное воспитательное значение. Именно поэтому в педагогической деятельности необходимы строгость и справедливость, а в случае необходимости и наказания (если нарушения дисциплины стали причиной ушибов и тем более травм). Когда словесные формы воздействия не дают положительных результатов, нарушителей дисциплины удаляют с урока, не разрешают присутствовать на следующем занятии и т. д. В этом случае в конце урока педагог должен огласить меру наказания нарушителю в присутствии всей группы и предупредить, что за подобные проступки любой из них будет наказан так же строго.

Домашним педагогом ребенка может стать любой член семьи или родственник, лучше всего имеющий склонность к педагогической работе. О требованиях, предъявляемых к домашнему педагогу, уже рассказывалось ранее, они ничем не отличаются от общепринятых. Однако следует помнить, что родственная близость не может служить причиной для смягчения этих требований, напротив, необычные условия работы, ее специфика должны способствовать укреплению дисциплины ребенка и неуклонному выполнению правил поведения на уроке плавания.

Педагог должен порой проявлять максимум упорства, терпения, настойчивости: далеко не все дети имеют одинаковую способность к освоению «плавательной грамоты», все они по-разному понятливы и любознательны, а навык плавания необходим каждому. И научить плавать можно и нужно каждого — только в одном случае для этого потребуется затратить меньше времени и труда, а в другом — больше. Вот почему педагог должен тщательно и терпеливо искать пути и средства, с помощью которых ребенок в детском саду, абонементной группе бассейна, в процессе индивидуального обучения приобретет хотя бы начальные навыки, а в дальнейшем научится плавать.

Урок как форма обучения предусматривает целый комплекс требований, предъявляемых как непосредственно к его содержанию, так и к педагогу (внешний вид, манера держаться, культура речи, умение управлять группой, владение материалом урока и т.д.). Успешному освоению учебного материала, выработке внимания, ориентировки в новых условиях, дисциплины способствуют сигналы: звуковые (голос, свисток, хлопки в ладоши, удары в гонг, барабан, бубен и т.д.), зрительные (с помощью жестов) и комбинированные(сочетание звуковых и зрительных). Например, трель свистка призывает сосредоточиться детей, плывущих на спине с помощью только ног. Движение одной руки к затылку, а указательного пальца другой руки вверх означает, что затылок следует держать на воде и смотреть строго вверх. Жесты могут определять направление, его изменение во время движения, способы передвижения и положения рук, темп выполнения упражнений, а также имеют чисто техническое назначение. Детям наиболее понятны и интересны сочетания команд, указаний и распоряжений голосом и жестами. Например, дети должны выполнить ходьбу «улиткой» (или «спиралью»). Педагог командует: «Улиткой — МАРШ!» — и, одновременно выполняя ходьбу на месте, одной рукой указывает направление движения, а другой медленно выписывает в воздухе спираль — «Улитка вползает в раковину». Своим темпом ходьбы на месте педагог определяет и темп движений детей, замедляя его по мере «скручивания» улитки. Далее следуют команда «СТОЙ!», поворот кругом и движение в противоположном направлении — «Улитка выползает из раковины».

При обучении плаванию малышей команды применяют в особых случаях — например, когда детям необходимо быстро покинуть водоем и т. д. Однако выше были приведены команды «МАРШ!» и «СТОЙ!», без которых в работе с любым контингентом обойтись практически невозможно; в приведенных случаях их подают растянуто, напевно: «М-А-А-А-Р-Р-Ш!», «С-Т-О-О-О-О-Й!», что больше соответствует не команде, а распоряжению. С основными распоряжениями, сигналами и жестами детей подробно знакомят до начала занятий в воде — в зале, на прогулке, на площадке, а в бассейне до и во время выполнения заданий педагог лишь напоминает их и подсказывает.

В детских садах (особенно в начальный период обучения) педагог находится в воде и оттуда руководит уроком: подает команды, следует во главе строя, указывая голосом и жестами направление движения и его смену; поощряет проявления инициативы и самостоятельности; чередует направляющих; останавливает шалунов и подбадривает робких малышей; постоянно выявляет детей, способных стать лидерами.

Выбор места для проведения занятия, его смена в процессе урока (особенно если педагог находится в воде) определяются условиями проведения занятий, возрастом детей, их плавательной и физической подготовленностью. Но где бы ни находился педагог — в воде или на бортике, он всегда должен располагаться таким образом, чтобы дети могли видеть его, а он, в свою очередь, видел бы всех занимающихся одновременно. Перед уроком целесообразно наметить основные «руководящие точки» и пути перемещений детей — индивидуальных или групповых. Например, дети впервые осваивают ходьбу по квадрату: педагог следует во главе колонны до угла бассейна, показывая и подсказывая, как выполнять повороты на 90 ° без остановок; дети продолжают движение вдоль бортика, а педагог, сместившись в сторону и назад, показывает и объясняет то же самое другим детям, стоя в углу бассейна. При повторном прохождении квадрата детям предоставляется возможность выполнить упражнение самостоятельно, что стимулирует их дальнейшие действия.

Инструктор (тренер) абонементных групп, как правило, проводит урок, стоя на бортике. Здесь необходимо учитывать условия для занятий (глубину и площадь бассейна, возможность беспрепятственного передвижения по бортику для срочного оказания помощи и в случае необходимости быть поближе к детям и т. д.) и исходя из них определять организационную и методическую структуру каждого урока.

Лексикон педагога должен быть понятен всем занимающимся, его основу составляет профессиональная терминология. Речь педагога должна быть точной, конкретной, свободной от всяческого сюсюканья, уменьшительных и ласкательных выражений (ножка, ручка, пальчик и т. п.), за исключением профессионально необходимых, например «Звездочка», «Бегемотик» и т. п. Следует всегда помнить о том, что дети очень обидчивы и легко ранимы, порой болезненно реагируют на не заметные взрослым «мелочи». Я был свидетелем такого случая. Молодая женщина-тренер вела урок в абонементной группе дошкольников, хорошо справляясь со своими профессиональными обязанностями, однако излишне насыщала речь ласкательными выражениями. И вдруг одна девочка (казалось бы, беспричинно) горько заплакала и перестала выполнять задания. Все попытки тренера выяснить, в чем дело, и успокоить ребенка не дали результатов — девочка плакала навзрыд. В конце концов ее успокоили и выяснили, что плакала она потому, что тренер почти всех детей называла уменьшительными именами — Танечка, Машенька, Оленька, а ее просто Верой.

Педагог всегда должен быть подтянутым, аккуратно одетым и причесанным, своевременно начинать урок. Любая небрежность в одежде, прическе, лексиконе или жестах будет замечена, особенно детьми старшего дошкольного возраста, и может отрицательно сказаться на авторитете педагога.

Необходимый для данного урока инвентарь следует готовить заранее; для этой цели нужно привлекать и детей, назначая дежурных в каждой группе. Каков он и в каком количестве нужен для каждого конкретного урока — это определяет педагог, под руководством которого дежурные (по количеству занимающихся) раскладывают инвентарь на заранее указанные места. После урока инвентарь и игрушки убираются так, чтобы перед очередным занятием дежурные смогли легко и быстро подготовить все необходимое.

На уроке плавания, особенно в подготовительной его части, можно использовать музыкальное сопровождение, что требует тщательной подготовки: магнитофон или проигрыватель должны быть исправными; кассеты с записями или пластинки должны соответствовать задачам данного урока; необходим также план-сценарий, согласно которому каждое упражнение выполняется под определенную мелодию (или определенную часть одной и той же мелодии). На занятиях в воде, когда упражнения выполняются в игровой форме или проводятся подвижные игры, музыкальное сопровождение целесообразно и даже обязательно. Приучать детей к музыке на уроках плавания нужно постепенно, начав предварительную подготовку в зале или на площадке, непродолжительную по времени. Музыка создает хороший эмоциональный фон, способствует развитию ритма, культуры движений, выявлению музыкального слуха, служит средством повышения настроения и эстетического воспитания детей.

Занятиям в бассейне обязательно предшествуют гигиенические процедуры. Перед тем как принять душ, дети обязательно посещают туалет, чтобы предотвратить нежелательные явления в воде. Затем они тщательно, но быстро моются в душе, приучаясь делать это самостоятельно или с помощью сверстников. Если у ребенка во время занятий возникнет потребность высморкаться, сделать это можно только в сливной желоб или в другом специально отведенном месте. После занятий дети вновь принимают непродолжительный душ, вытираются полотенцем, сушат волосы, одеваются и отдыхают.

На уроке у всех детей должна быть единая форма: специальные купальные трусики, резиновая или матерчатая шапочка. И трусики, и шапочка должны быть плотно облегающими, чтобы во время урока не было курьезных случаев.

Правила поведения в плавательном бассейне для занимающихся любого возраста едины и предусматривают строжайшее их соблюдение, беспрекословное подчинение руководителям.