Как выявить и исправить недостатки звукопроизношения





Дошкольники не всегда овладевают правильным произношением звуков не только к пяти, но и к шести годам. Зачастую причинами отставания являются не возрастные особенности развития детской речи (физиологическое косноязычие), а отклонения в строении артикуляционного аппарата, недостаточная подвижность отдельных его органов (губ, языка, нижней челюсти), недостаточный уровень развития фонематического восприятия (ребенок не различает на слух отдельные звуки, смешивает их).

Прежде чем приступать к исправлению недочетов звуко-произношения, необходимо выяснить, какие звуки ребенок нроизносит неверно и в чем выражается этот недостаток. При обследовании в первую очередь проверяется произношение звуков ш, ж, ч, щ (группа шипящих), С, СЬ, З, ЗЬ, Ц (группа свистящих), р, рь, л, ль. Чаще всего недостатки произношения этих звуков имеют место у детей старшего дошкольного возраста.

Недостатки звукопроизношения могут выражаться в искажении звуков (звук есть, но произносится неверно, например, с произносится с неприятным на слух присвистом); в замене одного звука другим (шапка— «сапка», рак— «лак»), в пропуске звуков (школа — «кола», лопата — «опата»); в смешении звуков (в одних словах звук произносится правильно, в других заменяется): шуба, но «коска» (кошка); рыба, но «клыска» (крышка).

Чтобы выявить у ребенка недостатки звукопроизношения, предложите ему прочитать стихотворение, пересказать сказку, рассказ. Внимательно вслушивайтесь в его речь, попытайтесь установить, какие звуки произносятся неправильно.

Более детальное обследование состояния звукопроизношения проводится с помощью предметных картинок, в названиях которых проверяемые звуки находятся в разной позиции. Например, для проверки произношения звуков с, сь, з, зь, ц; ш, ж, ч, щ; л, ль, р, рь можно использовать такой набор картинок: санки, капуста, автобус, селедка, осел, гусь; замок, коза, зебра, корзина; цветок, солнце, огурец; шапка, кошка, душ; жук, ножницы, еж; чашка, очки, ключ; щенок, клещи, плащ; ложка, пила, вол, лиса, слива; ручка, барабан, самовар, редиска, курица, букварь. При обследовании попытайтесь определить причину неправильного произношения (трудности в артикуляции или нарушения фонематического восприятия).

Чаще дети неправильно произносят какой-то один звук или же целую группу звуков, например всю группу шипящих, и лишь иногда отдельные звуки из разных групп, например звуки лиц. Обычно нарушения в произношении твердого согласного сопровождаются искажением его мягкого варианта. Нарушения произношения внутри одной фонетической группы (например, неправильное произнесение звука ш из группы шипящих) часто сопровождаются дефектами произношения других звуков данной группы (ж, ч, щ).

Поэтому при проверке звука ш или звука с обязательно обратите внимание на то, как ребенок произносит другие шипящие и свистящие звуки. Обязательно уточните, во всех ли словах малыш неправильно произносит проверяемый звук; каков характер нарушения (данный звук заменяется другим, опускается, искажается, смешивается с какими-то звуками); может ли он произносить звук изолированно,— для этого предложите ребенку повторить за вами тот звук, который он не произносит во фразовой речи, в отдельных словах.

Подобная проверка необходима, чтобы выбрать такие формы работы, которые в кратчайший срок помогут устранить дефекты звукопроизношения. Так, если ребенок опускает звук р (произносит слово сорока как «соока»), сначала надо вызвать (получить) его, а затем закрепить в слогах, словах и ввести в речь.

При неустойчивом произношении звука (в одних словах он произносится верно, в других нет) или когда ребенок правильно произносит звук в изолированном виде, работа по его постановке отпадает. В этих случаях надо только уточнить произношение звука, а затем закрепить в словах и фразовой речи. При замене одного звука другим, кроме занятий, направленных на постановку звука (получение изолированного звука), закрепление и введение в речь, необходимо одновременно проводить работу по различению вновь полученного звука и звука-заменителя. Например, при замене звука ш звуком с («коска» вместо кошка) надо провести ряд упражнений, направленных на то, чтобы научить ребенка различать звуки с и ш.

Если звук произносится искаженно, следует выработать такое положение органов артикуляционного аппарата, при котором достигается правильное произношение. Затем звук закрепляется в слогах, словах и вводится в речь.

Работа по исправлению недостатков звукопроизношения состоит из трех основных этапов: подготовительные упражнения; постановка (вызывание) звука; закрепление звука в слогах, словах и введение его в речь.

Подготовительные упражнения.

Прежде чем приступить к подготовительным упражнениям, выясните, может ли ребенок произносить звук по подражанию. Например, предварительно дав образец, предложите ему воспроизвести рокот мотора (звук р), шум листьев на дереве или шипение змеи (звук ш) и т. д.

Если вызвать звук по подражанию не удастся, проведите подготовительные упражнения. Они должны быть направлены на развитие у ребенка правильного восприятия звука на слух (умение отличать правильно произносимый звук от неправильного), укрепление органов артикуляционного аппарата и уточнение их движений, выработку сильной воздушной струи и т. д.

Чем лучше и четче будет проведена такая подготовительная работа, тем быстрее ребенок научится правильно произносить звуки. Ее продолжительность зависит от степени нарушения подвижности мышц артикуляционного аппарата, состояния речевого слуха, а также от индивидуальных особенностей развития ребенка и может колебаться от трех занятий до целого ряда занятий в течение нескольких недель.

Постановка (вызывание) звука.

Чтобы поставить у ребенка правильный звук, взрослому следует тщательно изучить перед зеркалом положения органов речи при нормальной артикуляции, освоить способы вызывания звука. Запомнив положения губ, языка, зубов, нижней челюсти, усадите ребенка перед зеркалом и предложите ему произнести нужный звук. Определите, какое положение принимают органы речи ребенка, и сравните с собственной артикуляцией.

Далее задача будет заключаться в том, чтобы добиться правильного произношения изолированного звука (о способах вызывания звуков см. ниже).

Закрепление звука в слогах, словах и введение его в речь.

При закреплении звука важно соблюдать определенную последовательность. Сначала звук закрепляется в слогах, затем в словах и, наконец, во фразах. Для закрепления звука в словах используются картинки, в названиях которых он находится в разных позициях. Прежде всего звук отрабатывается в начале слова, затем в конце и далее в середине.

Закрепление звуков в речи осуществляется путем повторения ребенком вслед за взрослым чистоговорок, скороговорок, заучивания загадок, пословиц, поговорок, коротких стихотворений, насыщенных нужными звуками. Для введения звуков в речь используются пересказы сказок, составление рассказов по картине.

В задачу закрепления звука входит и работа по различению вновь вызванного звука и звука, близкого по артикуляции или по звучанию, например: ш и с, ж и з, р и л и др.

Приступая к исправлению звуков, следует объяснить ребенку цель этих занятий. В процессе работы по постановке звука следует учитывать, что ребенок не всегда способен сразу выполнить то или иное задание, придать своему языку, губам нужное положение и др. Поэтому нельзя требовать от него, чтобы он с первого раза выполнил то или иное упражнение или тем более произнес правильно звук. Работу по исправлению дефекта надо организовывать так, чтобы ребенок сам стремился как можно быстрее избавиться от своего недостатка. Любой, даже незначительный, успех, достигнутый ребенком, следует поощрять.

Занятия по исправлению звуков надо проводить систематически, желательно два раза в день (утром и вечером в течение 5 — 10 мин). В зависимости от вида занятий время может быть увеличено или сокращено. Так, при введении звука в речь, когда ребенку предлагается пересказывать рассказы (сказки) или составлять их по картинам, занятия могут продолжаться 15 — 20 мин и более.

ИСПРАВЛЕНИЕ НЕДОСТАТКОВ ПРОИЗНОШЕНИЯ ЗВУКОВ С, СЬ, 3, ЗЬ, Ц

При правильном произнесении звука с губы слегка оттянуты назад, как при улыбке, зубы сближены и оставляют щель примерно в 1 мм.

Кончик языка приближен к нижним резцам и слегка касается передних зубов (нижних резцов). Боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам. Посередине языка образуется желобок, по которому должна проходить сильная воздушная струя.

Звук з образуется, как звук с, но в отличие от него произносится с участием голоса. При произнесении звуков сь, зь средняя часть спинки языка несколько приподнята.

При произнесении звуков с (сь), з (зь) на тыльной стороне руки, поднесенной ко рту, ощущается выход холодной воздушной струи.

Звук ц образуется при быстром слитном произнесении звуков т и с (тс). Положение губ и зубов такое же, как при произнесении звука с. При правильном произнесении звука ц кончик языка упирается в нижние резцы, как при с. Одновременно выгнутая спинка языка касается верхних альвеол (ячейки, куда входят корни зубов) . После прикосновения к верхним альвеолам спинка языка опускается до положения, занимаемого при произнесении звука с; через образовавшуюся посередине языка щель проходит воздушная струя. Голос в образовании звука ц не участвует.

Неправильное произношение звуков с, сь, з, зь, ц чаще всего выражается в их искажении. Язык при этом может принимать самое разнообразное положение. В одних случаях кончик просовывается между зубами, в других — упирается в края верхних и нижних резцов, создавая тем самым преграду для свободного выхода воздуха. Иногда язык может лежать ребром, а воздушная струя проходить не но средней линии языка, а по бокам, отчего слышится неприятный на слух «хлюпающий» звук.

Ребенок может заменять звуки с, з нечеткими звуками ш, ж («штол» вместо стол, «жамок» вместо замок) или произносить их несколько смягченно («сёк» вместо сок, «зяйка» вместо зайка). Звук ц чаще всего заменяется звуком с («сыпленок» вместо цыпленок) и реже — звуком ч («чапля» вместо цапля).

При отсутствии с, з, ц или замене этих звуков другими прежде всего попытайтесь вызвать их по подражанию. Предложите ребенку «накачать велосипедную шину насосом» (ссс), показать голосом, как летит комар (ззз), успокоить куклу (ццц) и т.п. В случае неудачи покажите ему (перед зеркалом), какое положение принимают губы (растянуты в улыбке), язык (широкий с желобком посередине), и попросите протяжно произнести звук с или з.

Если не удастся вызвать звук по подражанию, следует провести подготовительные упражнения, направленные на выработку нужного положения органов артикуляционного аппарата. Так, чтобы выработать умение образовывать желобок посередине языка, предложите ребенку проделать следующие упражнения: улыбнуться, чтобы были видны все зубы (растягивание губ), и удерживать губы в таком положении некоторое время; высовывать при растянутых губах распластанный язык наружу и дуть на его кончик. Эффективен и такой прием: ребенку предлагают высунуть широкий кончик языка наружу, а затем, положив чайную ложку ребром на середину языка и сделав в нем небольшое углубление, просят выдувать воздух по этому желобку. Иногда малыш не может выполнить это задание, потому что у него еще недостаточно развиты мышцы языка. Укреплению мышц языка способствует дутье на ватку, на тонкие полоски бумажек. После того как ребенок научится легко удерживать язык в нужном положении, попросите его произнести звук с (язык убирается за нижние зубы, положение губ не меняется).

С ребенком, который произносит свистящие звуки при высунутом языке (звуки при этом искажаются), нужно проводить следующее упражнение: протяжно произносить звук с при растянутых губах и плотно сжатых зубах (язык поневоле будет упираться в нижние зубы).

Постановка звука ц осуществляется после освоения звука с. Ребенок сначала медленно, а потом быстро, на одном выдохе, произносит слитно звуки т и с до тех пор, пока не будет получаться ц.

Далее вызванные звуки закрепляются в слогах, словах, фразах.

Если ребенок умеет произносить свистящие звуки изолированно, но смешивает их с другими в словах и фразах (например, с с ц, ш; з с ж), необходимо научить его различать эти звуки на слух.

ИСПРАВЛЕНИЕ НЕДОСТАТКОВ ПРОИЗНОШЕНИЯ ЗВУКОВ Ш, Ж, Ч, Щ

При правильном произношении звуков ш, ж рот полуоткрыт, губы слегка округлены и вытянуты вперед трубочкой, между зубами — небольшая щель. Широкий кончик языка поднят кверху, но не касается твердого нёба. Боковые края языка касаются верхних коренных зубов. Между корнем и кончиком языка образуется небольшая впадина в форме чашечки, по которой проходит сильная воздушная струя. На тыльной стороне руки при поднесении ее ко рту можно ощутить выход теплой струи воздуха.

Звук ш в отличие от звука ж произносится без участия голоса.

Звуки ч и щ — сложные звуки. Звук ч произносится как тъшъ, звук щ — как шыиъ.

При произнесении звука ч губы и зубы принимают такое же положение, как при ш, средняя часть спинки языка поднимается к твердому нёбу, касается его, а затем, быстро опускаясь вниз, образует щель. Язык напряжен, воздушная струя выходит толчкообразно.

Положение органов речи при произнесении звука щ мало чем отличается от положения органов речи при произнесении звука ш: губы выдвинуты вперед, зубы сближены, кончик языка поднят к верхним альвеолам и образует в этом месте щель. Воздушная струя проходит посередине языка. Корень и спинка языка приподняты (в отличие от звука ш). Спинка языка немного приближена к передним зубам. Боковые края языка касаются верхних коренных зубов. Весь язык напряжен.

Звуки ч, щ произносятся без участия голоса.

Неправильное произношение шипящих звуков у детей дошкольного возраста наблюдается довольно часто. Чаще всего дефект выражается в замене этих звуков свистящими (ш — звуком с, ж - з, чц, щсъ) и реже — звуками ть, ф, в. Например, слова шапка, ежик, жаба, очки, клещи ребенок может произносить как «сапка», «езык», «заба» («ваба»), «оцки» («отьки»), «клесси». Шипящие звуки произносятся с высунутым между зубами кончиком языка. Иногда язык принимает неправильное положение. В этом случае произносимые звуки воспринимаются на слух как смягченные, приглушенные, недостаточно четкие.

Если шипящие звуки отсутствуют или заменяются другими, попытайтесь вызвать их у ребенка по подражанию. Сначала покажите ему перед зеркалом, какое положение должны принимать язык, губы, зубы. Затем используйте звукоподражания, например, попросите малыша воспроизвести шелест листьев на деревьях или шипение змеи (шшш), жужжание жука (жжж), пыхтение паровоза (ччч), «пение» пили (щщщ). Если звук будет вызван, переходите к его закреплению, а затем и дифференциации с другими звуками. Подготовительные упражнения для постановки шипящих звуков направлены на развитие движений органов артикуляционного аппарата (в основном на выработку умения придавать нужное положение языку) и фонематического восприятия.

Для выработки движений органов артикуляционного аппарата проведите следующие упражнения:

  • при сомкнутых зубах, слегка округлив губы, вытянуть их вперед, стараясь удержать их в таком положении как можно дольше;
  • высунуть широкий кончик языка и поднять его кверху (если ребенок не может сделать язык лопаточкой, предложите ему, высунув язык, произнести звукосочетание пя-пя-пя);
  • высунуть язык, поднять широкий кончик его кверху (язык принимает форму чашечки) и облизывать верхнюю губу (при этом язык двигается сверху вниз);
  • поднять широкий кончик языка кверху (не касаясь им твердого нёба), придать языку форму чашечки; при слегка округленных и вытянутых губах (язык при этом принимает форму чашечки), равномерно выдувая воздух, произносить звук ш.

Одновременно с отработкой движений органов артикуляционного аппарата необходимо тренировать ребенка в различении на слух шипящих и свистящих звуков. Например, взрослые произносят слоговой ряд (ша, ва, са, жа, ша, ча, са, ша, ща, са, за, ша, за, ша, на, са), а ребенок поднимает руку, услышав слог с заданным звуком. Далее аналогичное упражнение можно провести на словарном материале.

Исправление звуков ч, щ осуществляется после освоения звуков ш, ж.

Вызвать звук ч можно, предложив ребенку многократно произносить на одном выдохе звуки ть и шь. В случае неудачи попросите малыша несколько раз подряд произнести слоги ать, отъ (уть), одновременно нажимая пальцами на углы рта и слегка выдвигая губы вперед. При этом вместо слога ать должно получиться ач, вместо отьоч, вместо утьуч.

Если ребенок правильно произносит звуки ш, ж, ч, научить его верно воспроизводить звук щ не представит особого труда. Предложите малышу произносить длительный смягченный ш (шыиьшь) или мягкий с, поднимая при произнесении с кончик языка к верхним альвеолам чайной ложечкой, до получения чистого звука щ. После вызова звука следует переходить к его закреплению.

ИСПРАВЛЕНИЕ НЕДОСТАТКОВ ПРОИЗНОШЕНИЯ ЗВУКА Л (ЛЬ)

При правильном произношении звука л губы принимают положение последующего гласного, передняя часть языка напряжена и касается верхних альвеол или верхних резцов, корневая часть языка приподнята, между верхними коренными зубами и боковыми краями языка имеется щель, через которую проходит воздушная струя.

При произнесении мягкого л передняя часть языка сильнее упирается в верхние альвеолы, чем при произнесении твердого л, средняя часть языка приподнята, корневая опущена.

Звуки л, ль произносятся при участии голоса.

Недостатки произношения звуков л, ль встречаются реже, чем дефекты произношения шипящих или звуков р, рь. Однако данные звуки также являются трудными. Дефекты произношения их могут выражаться в следующем: звук полностью опускается: «ошадь» вместо лошадь, «ента» вместо лента; заменяется звуками у, й, нечетким в: «вожка» вместо ложка, «стуй» вместо стул; звук л заменяется звуком ль: «столь» вместо стол, звуки л, ль произносятся межзубно, язык при этом распластан и лежит между верхними и нижними резцами.

Прежде всего попытайтесь вызвать у ребенка звук по подражанию. Покажите ему перед зеркалом, какое положение должны принимать язык и губы при правильном произнесении звука л (ль), затем попросите произнести звук л протяжно («гудит пароход»). Если таким способом вызвать звук не удастся, предложите ребенку проделать ряд упражнении, направленных на подготовку артикуляционного аппарата, развитие фонематического восприятия.

Для выработки правильного произношения звука л (ль) необходимо укрепить и развить подвижность кончика языка, губ. Для этого проделайте с ребенком следующие упражнения (обязательно добейтесь четкого их выполнения):

  • движение губ трубочкой, с растягиванием их как бы в улыбке (добейтесь умения удерживать губы в улыбке некоторое время);
  • при открытом рте и высунутом языке наружу поднимать кончик языка вверх (при этом нижняя губа не должна принимать участия в движении, нижняя челюсть остается неподвижной);
  • поднимать кончик языка кверху и «чистить» им верхние резцы то с внутренней, то с наружной стороны (кончик языка резко ударяется о зубы);
  • делать лакательные движения кончиком языка, облизывая при этом верхнюю губу;
  • с широко открытым ртом производить быстрые движения кончиком языка, касаясь при этом верхних зубов и верхней губы (при «подключении» голоса слышится звукосочетание бл).

Если ребенок заменяет звук л другим звуком (например, ль, р) или смешивает его в речи (например, со звуком р), необходимо сначала научить его различать эти звуки на слух: выделять из группы слогов, слов только те слоги и слова, которые имеют звук л.

После таких подготовительных упражнений можно перейти к вызыванию звука. Исходными для вызывания звука л могут служить звуки ы, а, у. Например, при разомкнутых губах широко распластанный кончик языка прикусывают резцами (передними зубами), произнося при этом звук ы (ыыы...), в результате получается межзубный звук л (проследите за тем, чтобы губы ребенка не смыкались с языком). Затем предложите ребенку, постоянно удерживая кончик языка между зубами, произносить этот звук то при сомкнутых, то при разомкнутых зубах с добавлением гласного звука (ыыы-а).

Когда таким образом будет достигнута четкость произношения звука л, язык постепенно убирается за верхние резцы. Нормальное произношение звука закрепляется, затем он вводится в речь. При замене звука л звуком в необходимо проследить, чтобы в процессе выполнения ребенком вышеописанного упражнения губы не принимали участия в произнесении звука. Для этого надо вначале придерживать движение губ с помощью пальцев. Затем, используя вышеуказанный прием, можно переходить к вызыванию звука.

Дефекты мягкого л встречаются реже. Постановка этого звука осуществляется после постановки и закрепления твердого л. При вызывании ль необходимо следить, чтобы язык ребенка был более напряженным, а передняя часть языка сильнее упиралась в верхние резцы.

ИСПРАВЛЕНИЕ НЕДОСТАТКОВ ПРОИЗНОШЕНИЯ ЗВУКА Р (РЬ)

При правильном произношении звука р органы артикуляционного аппарата имеют следующее положение: рот открыт до такой степени, чтобы можно было четко произнести следующий гласный звук; передняя часть языка поднята кверху и касается альвеол; боковые края языка плотно прилегают к коренным зубам.

Остальная часть языка опущена. Под напором сильной воздушной струи кончик языка приходит в движение: он то касается верхних альвеол, то оттягивается внутрь рта. Таким образом происходит вибрация кончика языка.

При мягком р передний край языка касается шеек верхних резцов, а спинка языка несколько приподнята.

Недостатки произношения звука р (рь) у детей дошкольного возраста встречаются довольно часто.

Существует множество вариантов неправильного произношения этого звука. В одних случаях ребенок может совсем не произносить этот звук («ыба» вместо рыба), в других — заменять его звуками, более легкими по артикуляции. Чаще всего звук р (рь) заменяется звуком л (ль) или й («лука», «люка», «юка», вместо рука); реже — звуками ы, н, в, у, г (с призвуком х). Иногда звук р может заменяться звуком рь. Звук р (рь) произносится искаженно, когда вместо вибрации кончика языка вибрирует мягкое нёбо или только язычок мягкого нёба. На слух такое произношение приближается к нормальному. Иногда звук р (рь) может произноситься недостаточно раскатисто, реже вместо вибрации кончика языка он образуется от дрожания губ.

При устранении недостатков произношения звука р сначала следует попытаться получить его путем подражания. В случае отсутствия или замены звука предложите ребенку вслед за вами изобразить рычание собаки (ррр), карканье вороны (каррр); шум мотора автомашины при его запуске (т-ттт-тррр).

Предварительно покажите ребенку, где должен находиться кончик языка (работа проводится перед зеркалом, чтобы он мог сравнить положение органов речи у себя и у вас).

Однако вызвать звук только по подражанию у детей пяти-шести лет удается не всегда. В большинстве случаев постановке звука предшествует длительная и упорная работа по «настройке» артикуляционного аппарата, выработке нужных движений языка, воспитанию умения отличать правильный звук от неправильного.

Если ребенок затрудняется придать языку нужное положение, проведите с ним следующие упражнения:

  • высовывать язык, а потом убирать его (сначала это упражнение выполняется медленно, затем в быстром темпе);
  • высунуть язык и делать им движения налево и направо (как двигается маятник часов);
  • высунуть язык и загнутый кончик языка поднимать кверху, а затем опускать вниз к подбородку;
  • пощелкать языком (кончик языка присасывается к твердому нёбу, а затем опускается). При выполнении этого упражнения не допускайте, чтобы ребенок вместе с кончиком языка поднимал вверх нижнюю челюсть;
  • кончик языка поднимать кверху и, удерживая его в таком положении, касаться альвеол.

Данные упражнения надо выполнять не более 5 мин 2 — 3 раза ежедневно. Переход к каждому предыдущему упражнению осуществляется только после четкого усвоения предыдущего.

Иногда отсутствие звука р бывает обусловлено слабостью выдоха и недостаточной вследствие этого вибрацией кончика языка. В таком случае проделайте с ребенком дыхательную гимнастику. Например, предложите ему дуть на ватку, на подвешенные полоски бумажек. Силу выдоха тренируют надувание шаров, резиновых игрушек, игры на детских музыкальных инструментах: кларнете, саксафоне, свиреле, свистульке.

Если ребенок заменяет звук р звуком л или смешивает их в речи, следует потренировать его в различении данных звуков на слух.

После подготовительных упражнений можно переходить к вызову звука. Предложите ребенку при открытом рте и поднятом кончике языка вверх к альвеолам произносить звук д в постоянно ускоряющемся темпе: дддд..., затем нроизносить звук д в сочетании с гласными: ддд-ы, ддд-а, ддд-у, ддд-о. Произнесение звукосочетаний осуществляется на одном выдохе. Одновременно под кончиком языка производятся специальной лопаточкой или ручкой чайной ложки быстрые колебательные движения (в горизонтальном направлении). Кончик языка то смыкается с твердым нёбом, то отрывается. Таким образом достигается вибрация кончика языка. Когда ребенок с помощью взрослого станет произносить звук р достаточно четко, нужно добиваться от него самостоятельной артикуляции. Получив четкий звук, переходят к его закреплению в слогах, словах, фразах.