СЕДЬМОЙ ГОД ЖИЗНИ





Для детей седьмого года практический материал предлагается с целью дальнейшего совершенствования произносительной стороны речи. Особое внимание уделено закреплению навыков правильного произношения свистящих, шипящих звуков, их дифференциации (с — ш, з — ж, ц — ч, с(сь) — щ), глухих и звонких согласных (п — б, т — д, к — г, ф — в, с — з, ш — ж), твердых и мягких (п — пь, т — ть, в — вь, с — съ, л — ль, р — рь и др.), звуков л — р (ль — рь).

Работа по совершенствованию звуко-произношения осуществляется при помощи отчетливого проговаривания слов при назывании отдельных предметов или игрушек, путем повторения чисто- и скороговорок, при заучивании загадок, пословиц, поговорок, стихотворений, потешек, включающих определенные группы звуков. Большая работа проводится по совершенствованию дикции. В процессе заучивания и произнесения чисто- и скороговорок укрепляется артикуляционный аппарат ребенка, уточняется и совершенствуется произношение некоторых звуков, различных их сочетаний. При воспроизведении ребенком скороговорок необходимо добиваться, чтобы он не только произносил их быстро, но, что очень важно, отчетливо и ясно говорил слова и каждый звук. Скороговорки — незаменимый речевой материал для совершенствования дикции. Следует также широко использовать пословицы, поговорки. Для дифференциации определенных групп звуков в книге подобраны такие пословицы и поговорки, которые включают оба отрабатываемых звука.

Закрепление звуков, выработка четкой дикции осуществляются и в процессе описания иллюстраций. При назывании ребенком предметов, игрушек, изображенных на рисунках, взрослый следит за тем, чтобы он отчетливо произносил отрабатываемые звуки.

Работа по выработке правильного, четкого произношения звуков и по совершенствованию фонематического восприятия ведется параллельно. Иллюстрации, речевой материал подобраны так, чтобы одновременно с совершенствованием произносительной стороны речи упражнять ребенка и в различении определенных пар звуков на слух (свистящих и шипящих, глухих и звонких, твердых и мягких согласных, звуков л и р). При рассматривании иллюстрации ребенку предлагают среди разных предметов, игрушек найти и перечислить те, в названии которых есть определенные звуки (например, найти и перечислить сначала предметы - в названии которых есть звук с, потом те из них, в названии которых есть звук ш).

После отгадывания загадок, заучивания небольших стихотворений, в которых часто встречаются определенные пары звуков, ребенку предлагают назвать слова, в которых есть дифференцируемые звуки.

В процессе заучивания стихотворений, загадок, пословиц, а также при повторении отдельных слов следует обращать внимание на соблюдение ребенком норм литературного произношения.

Развитие голосового аппарата (умения пользоваться разной громкостью голоса и разным темпом речи, интонационными средствами выразительности) осуществляется в процессе повторения чистоговорок (с различной громкостью и скоростью), при чтении стихов, а также путем специальных упражнений, когда ребенку предлагают выделять из фраз голосом определенные слова, правильно пользоваться различными интонациями, выказывать при помощи смены тона голоса различное отношение к предметам и явлениям («Сегодня хорошая погода» — радостно, грустно и т. д.). Развитию речевого дыхания способствуют упражнения в произнесении ребенком на одном выдохе коротких пословиц, поговорок, чистоговорок, загадок. При произнесении длинных фраз следует обращать внимание на речевое дыхание, правильное использование пауз, своевременный «добор» воздуха.

Свистящие и щипящие звуки С-Ш, З-Ж, Ц-Ч

(СЬ)-Щ

1. Покажите ребенку рисунки «В магазине», «На прогулке», «Елка», «Елка в «Детском мире» и предложите назвать изображенные на них игрушки.

Проверьте, правильно ли ребенок произносит звуки с(сь), з(зъ),ц, ш, ж, ч, щ.

2. Используя упражнения «Умеешь ли ты слушать?», «Найди нужный предмет», проверьте, хорошо ли ребенок слышит и дифференцирует на слух свистящие и шипящие звуки, умеет составлять фразы.

УМЕЕШЬ ЛИ ТЫ СЛУШАТЬ?

Ребенок внимательно слушает и поднимает руку (хлопает в ладоши), когда в слове будет один из заданных звуков. Например, взрослый говорит: «Я сейчас буду произносить разные слова, а, ты, если услышишь в слове звук с, будешь поднимать руку. Какой звук ты должен услышать в слове? Что ты должен сделать? Если звук с отсутствует, руку поднимать не надо».

Взрослый произносит примерно такие слова: собака, машина, лиса, замок, шапка, кукла, санки, шарф, корзина, кошка, цветок, автобус, колечко, самолет, шуба (слова произносятся в медленном темпе с небольшими паузами). Если ребенок испытывает трудности, взрослый после каждого произнесенного слова спрашивает: «В слове собака есть звук с?» Затем можно предложить ребенку выделять среди вышеуказанных слов только те, в названии которых есть звук ш (при этом ребенку предлагают хлопать в ладоши).

Для различения на слух звуков з и ж используют слова замок, жук, чашка, зонт, жаба, щенок, коза, санки, ваза, крыжовник, кольцо, лыжи, роза, ласточка, ежик.

В упражнениях на различение звуков ц — ч дают слова цветы, шапка, очки, кольцо, стол, часы, школа, цыпленок, рыба, дочка, курица, чайник, огурец, машина, ключ; на различение звуков с — щ: слон, дом, щетка, лиса, ключ, ящик, самокат, шуба, клещи, жук, плащ, нос, замок, колесо, лещ. Упражнения проводят так же, как и на звуки с и ш.

НАЙДИ НУЖНЫЙ ПРЕДМЕТ

На столе — предметы или игрушки, в названии которых есть свистящие и шипящие звуки: с(сь), з(зъ), ц, ш, ж, ч, щ — и такие, в названии которых этих звуков нет. Например, солонка, стакан, ваза, значок, катушка, карандаш, ручка, чашка, щетка, клещи, книга, тетрадь. Ребенок должен перечислить сначала все предметы, а затем те, в названии которых есть звук с, потом - звук з и т. д. После того как ребенок правильно найдет предмет, ему дают задание составить с этим словом предложение.

Например, взрослый предлагает найти предмет, в названии которого есть звук с. Ребенок называет: «Солонка». «А теперь составь с этим словом предложение»,— говорит взрослый и дает образец: «Солонка стоит на столе. В солонку насыпали соли».

3. Выучите с ребенком чисто- и скороговорки и предложите ему произносить их с различной громкостью (тихо, умеренно, громко), в разном темпе (медленно, умеренно, быстро).

При подборе слов следует учитывать, что звонкие согласные в конце и в середине слова перед глухими согласными оглушаются: [еш], [гас], [крушка], [марос], вместо еж, газ, кружка, мороз, поэтому такие слова давать не следует.

  • Вымыли мышки миски для мишки. /Н. Егоров./
  • Смешные шутки у Сони и Мишутки.
  • Завизжала пила, зажужжала пчела.
  • Сачок зацепился за сучок.
  • У четырех черепах по четыре черепашонка. Л.Ульяницкая./

4. Ребенок отгадывает загадки, четко произнося отрабатываемые звуки в словах-отгадках. Желательно загадки, отмеченные звездочкой, выучить наизусть.

Золотое яблочко
По небу катается,
С утра улыбается.
А улыбки-лучи
Очень горячи.

(Солнышко.) *

Что за звездочки сквозные
На пальто и на платке?
Все сквозные, вырезные,
А возьмешь — вода в руке.

(Снежинки.)

  • Весной одевается, осенью раздевается. (Лес.)
  • Всю жизнь крыльями машет, а улететь не может. (Мельница.) *
  • Черен, да не ворон, рогат, да не бык, шесть ног без копыт: летит — воет, сядет — землю роет. (Жук.)
  • Черный Ивашка — деревянная рубашка, где носом ведет, там заметку кладет. (Карандаш.) *

На стене, на видном месте,
Собирает вести вместе,
А потом его жильцы
Полетят во все концы.

(Почтовый ящик)*
/В. Мусатов/

После отгадывания загадки спросите, какие звуки (с или ш, з или ж, ц или ч, с(сь) или щ) есть в словах-отгадках.

5. Выучите с ребенком некоторые пословицы и поговорки. Проследите, чтобы ребенок при повторении их четко произносил свистящие и шипящие звуки, короткие фразы, говорил на одном выдохе.

  • Делали наспех и сделали на смех.
  • Тише едешь — дальше будешь.
  • Меньше слов, да больше дела.
  • Мал золотник, да дорог.
  • Тяжко тому жить, кто от работы бежит.
  • Под лежачий камень вода не течет.
  • Было бы начало, а конец будет.
  • Чище мойся, воды не бойся.

6. Используйте рекомендуемые ниже стихотворения в качестве упражнений для выработки четкой дикции.

МЫШКИ И ПЫШКИ

На столе
Лежали
Пышки,
А в углу играли
Мышки.
— Если б не были здесь
Мышки
Были б целы
Эти
Пышки.
/Ю. Щербаков/

ПРО СОРОКОНОЖКУ

Как-то раз сороконожку
Пригласили на обед.
Ждут жучки, букашки, мошки,
А ее все нет и нет.
Наконец сороконожка
Появилась у стола.
- Опоздала я немножко,
Еле-еле приползла.
Ведь какое невезенье,
Как же мне не опоздать!
Там у входа объявленье:
«Просьба ноги вытирать!»
/Б. Блиох/

В ЖАРКИЙ ДЕНЬ

Пьет из чашечки жучок
Колокольчиковый сок.
Пьют веселые букашки
Сок пахучий из ромашки.
А нарядный мотылек
Земляничный любит сок.
Сока хватит всем в лесу!
Угощает шмель осу: —
Вот вам два стаканчика,
Сок из одуванчика.
/А. Масленникова/

Миновало лето,
Осень наступила,
На полях и рощах
Пусто и уныло.
Птички улетели,
Стали дни короче,
Солнышка не видно,
Темны, темны ночи.
/А. Плещеев/

Колокольчики мои,
Цветики степные!
Что глядите на меня,
Темно-голубые?
И о чем звените вы
В день веселый мая,
Средь некошеной травы
Головой качая?
А. Толстой

РЫЖИК

Под сосной
В хвоинках рыжих
Не ищи весною рыжик.
Рыжий рыжик
Рыж не зря:
Рыжик
Вестник сентября.
/В. Мусатов/

ДЕРЕВЯННЫЕ МАТРЕШКИ

Деревянная матрешка
Влезла с Машей на окошко.
По карнизу ходит кошка
И не может сосчитать:
То стоит одна матрешка,
То матрешек целых пять!
/Г. Лагздынь/ 7. Предложите ребенку выделить в тексте сначала слова, в которых есть свистящие звуки: с(съ), з(зь), ц, — потом слова, в которых есть шипящие звуки: ш, ж, ч, щ.

С — Ш

Соня и Шура играют в шашки. Славе купили новую машину.

3 — Ж Жора видел на поляне зайца. Женя чинил Зоин зонт.

БЕРЕЗА

И стоит береза
В сонной тишине,
И горят снежинки
В золотом огне.

/С. Есенин/

Ц - Ч

Девочка поливает цветы. Солнце скрылось за тучи.

С(СЬ) - Щ

В ящике уснул щенок. Саша поймал щуку и леща.

ДОЗОР

Мой щенок веселый
За лето подрос.
Стал красивый, умный,
Стал ученый пес.

/3. Александрова/

8. Предложите ребенку рассмотреть картинки и назвать среди предметов и игрушек такие, в названии которых есть звуки с, з, ц, затем перечислить игрушки и предметы, в названии которых есть звуки ш, ж, ч, щ
«В магазине»,
«На прогулке»,
«На даче»,
«Елка»,
«Елка в «Детском мире».

- Звуки Л (ЛЬ) и Р (РЬ) -

1. Покажите ребенку рисунки
«В комнате»,
«Кто что делал?»,
«Мы лепим»,
«Овощи и фрукты»

и предложите назвать изображенные на них игрушки и предметы.

2. Проверьте, как ребенок различает звуки л(лъ) и р(ръ), правильно ли подбирает слова на эти звуки.

ПОСЛУШАЙ СЛОВА

Взрослый произносит группу слов, ребенок должен выделить сначала те слова, в которых есть звук л (когда ребенок услышит слово, в котором есть звук л, он поднимает руку), потом слова со звуком р (когда ребенок услышит этот звук в слове, он хлопает в ладоши): лампа, кошка, рыба, ландыш, ручка, вагон, слон, шкаф, корова, стол, сумка, сыр, потолок, чайник, кран.

ЗНАЕШЬ ЛИ ТЫ ИМЕНА?

Предложите ребенку назвать 3—5 женских или мужских имен. Сначала таких, в названии которых есть звук л(ль): Володя, Леша, Клава, Лена, Лиза; потом таких, в названии которых есть звук р(ръ): Роза, Рая, Сережа, Гриша, Андрей. При их назывании предложите ребенку выделять отрабатываемые звуки голосом (произносить протяжно). Обратите внимание, что в одних именах звуки л и р звучат твердо (Володя, Рая), в других — мягко (Рита, Лена). Если ребенок затрудняется подобрать нужные имена, взрослый сам их называет и спрашивает: «В имени Рая, какой звук есть?»

НАЗОВИ ПРОДУКТЫ

Предложите ребенку сначала назвать такие продукты питания, в названии которых есть звук л(ль): лапша, хлеб, молоко, сало, колбаса, потом такие, в названии которых есть звук р(рь): рыба, морковь, редис, горох, макароны. Спросите ребенка, какой звук есть в слове макароны, и предложите повторить его протяжно: макаррроны.

3. Поупражняйтесь с ребенком в произнесении скороговорок в разном темпе, с разной громкостью.

По утрам
У Айболита
До обеденной
Поры
Лечат зубы:
Зебры,
Зубры,
Тигры,
Выдры
И бобры.
/Н. Тополева/

Краб забрался на трап,
И заснул крепко краб,
А кальмар
Не дремал,
Краба в лапы поймал.

/Н. Егоров/

4. Попросите ребенка отгадать загадки и определить, какой из звуков — л(лъ) или р(рь) — есть в слове-отгадке. Выучите с ним загадки, отмеченные звездочкой. Проследите, чтобы ребенок голосом выделял эти звуки.

Три глаза —
Три приказа.
Красный -
Самый опасный,

(Светoфор) /В. Мусатов./ *

  • Я, сознаюсь, виновата: я хитра и плутовата, я в курятник вечерком часто бегаю тайком. (Лиса.)
  • Мчится дом по мостовой — две руки над головой. (Троллейбус.) *

5. После заучивания пословиц и поговорок предложите ребенку произнести их на одном выдохе.

  • Кто много говорит, тот мало делает.
  • Рыбка мелка, да уха сладка.
  • Без труда не вынешь и рыбку из пруда.

6. Заучивая помещенные ниже стихотворения, следите за тем, чтобы ребенок четко и ясно произносил слова и звуки л и р (ль и рь).

ПРОСТОЕ СЛОВО

На свете
Добрых слов
Живет немало,
Но всех добрее
И важней одно:
Из двух слогов
Простое слово: «ма-ма»,
И нету слов Нужнее, чем оно!..

/И. Мазнин/

СПАТЬ ПОРА

Наступает ночка,
Ты устала, дочка.
Ножки бегали с утра,
Глазкам спать давно пора.
Ждет тебя кроватка.
Спи, дочурка, сладко!

/П. Воронько, перевод с украинского С. Маршака/

Я СЕГОДНЯ МЕДСЕСТРА

Я сегодня медсестра,
Кукол я лечу с утра.
Я пою их чаем с медом,
Раны смазываю йодом,
Витамины дам но штучке:
Курам, уткам, кошке, Жучке,
А колючему ежу
Ножку я перевяжу.
Медвежонку Тяпке срочно
Нужно вырвать зуб молочный.
Кукол я лечу с утра,
Я сегодня медсестра.

/Ю. Шигаев/

7. Предложите ребенку выделить в тексте сначала слова, в которых есть звук л(ль), затем слова, в которых есть звук р (рь); после того как ребенок научится выполнять это задание четко, ему можно предложить выделить слова, в которых есть оба этих звука.

  • Мама купила Володе красный карандаш.
  • Рая укладывает куклу спать в кроватку.
  • Я хочу напиться чаю,
    К самовару подбегаю,
    Но пузатый от меня
    Убежал, как от огня.

    /К. Чуковский/
  • Лара видела в зоопарке маленького крокодила.
  • Руслан целый день работал на огороде.

8. Рассмотрите с ребенком иллюстрации
«В комнате»,
«Отгадай, что купили».
Предложите ему рассказать, что на них изображено, а затем перечислить предметы, в названии которых есть только звук л (ль) или только звук р (рь). Проследите, чтобы ребенок эти звуки произносил отчетливо.

Глухие и звонкие согласные
П-Б, Т-Д, К-Г, Ф-В, С-З, Ш-Ж

1. Назовите ребенку два слова и предложите внимательно послушать, как звучат в них начальные согласные звуки (первый звук в слове произносится протяжно, более отчетливо): шшшу-6а — жжжук, шшшапка — жжжаба, сссанки — зззабор, сссок — зззонт, фффонарь — вввата, ккконь — гггость, тттопор — дддудочка, пппалка — бббанка.

Предложите ребенку назвать первые звуки в данных словах. Если он не может выполнить задание, помогите ему определить, какой согласный звук глухой, а какой звонкий. Следите, чтобы ребенок четко произносил звуки, а не буквы: ссс, ззз, а не сэ, зэ.

2. Проверьте, как ребенок различает на слух звонкие и глухие согласные. Предложите ему определить, в каких словах есть звук п, в каких б: пальто, бумага, платье, шапка, шуба, банан; в каких словах есть звук т, в каких д: туча, домик, Даша, торт, вата, вода; в каких словах есть звук к, в каких г: кот, гость, корова, сокол, гусь, бумага; в каких словах есть звук ф, в каких в: фартук, валенки, ворона, сарафан, туфли, паровоз; в каких словах звук с, в каких з: сандалии, замок, сумка, лиса, коза, гроза; в каких словах есть звук ш, в каких ж: шахматы, жаворонок, ежик, кошка, пушка, лыжи.

Когда в слове есть заданный глухой согласный, ребенок поднимает руку, когда звонкий — хлопает в ладоши. Если ребенок часто допускает ошибки, отрабатываемые звуки произносятся взрослым немного протяжно: фффонарь, ввворона.

3. Заучивая с ребенком скороговорки, поупражняйте его в произнесении текста с различной громкостью.

  • Потерялись бусы у нашей бабуси.
  • Бублик, баранку, батон и буханку пекарь из теста испек спозаранку. /Г. Лагздынь./
  • В огороде Фекла
    Ахала и охала: —
    Уродилась свекла
    Не на грядке. Около.
    — Жалко Фекле свеклу,
    Жалко свекле Феклу,
    Жаловалась Фекла:
    — Заблудилась свекла.

    /Ю. Могутин/

4. Загадайте ребенку загадки. Попросите его сказать, какой первый звук в слове-отгадке, звонкий или глухой.

Его обижают и звери, и птицы.
Он каждого кустика в поле боится.
Зимою под елкой
Он так замерзает,
Что летом шубейку
Свою не снимает.

(Заяц.)

Рыжая плутовка,
Хитрая да ловкая,
В сарай попала,
Кур пересчитала.

(Л и с а.)

5. После заучивания пословиц и поговорок, ребенок должен при их воспроизведении четко и ясно произносить слова.

  • Любишь кататься, люби и саночки возить (п — б).
  • Делу время, а потехе час.
    Труд даром не дается
    (т — д).
  • Век живи — век учись.
    Вьюги да метели в феврале налетели
    (ф — в).
  • За правду стой горой (с — з).

6. Выучите с ребенком стихотворения (по желанию). Предложите прочитать их выразительно, с учетом содержания текстов.

БЕРЕЗКА

У красы-березки
Платье серебрится.
У красы-березки
Зелены косицы.
Со двора к березке
Выскочили козы.
Стали грызть березку,
А березка —
в слезы.
Защищать березку
Стали мы гурьбою,
Чтоб краса-березка
Выросла большою.
/П. Воронько, перевод с украинского Г. Абрамова/

ЗАЯЦ

Заяц учится писать,
Не нужна ему тетрадь:
Чисто поле исписал,
На другое поскакал.
Без конца он пишет фразу,
Чтоб лиса прочла не сразу!

/М. Садовский/

ХРАБРЕЦ

Ничего я не боюсь:
Пусть шипит сердито гусь,
Бородой козел трясет,
Град по крыше звонко бьет,
Барабанит дождь в окно,
А на улице темно.
Не боюсь я грома...
Если мама дома.

/А. Сидоров/

Пусть ребенок запомнит считалку:

Над горою солнце встало,
С неба яблоко упало.
По лазоревым лугам
Покатилось прямо к нам!
Покатилось, покатилось,
В речку с мостика свалилось.
Кто увидел — не дремли,
Поскорей его лови!
Кто поймал, тот молодец,—
Ведь считалочке конец!

/Пересказал Л. Кузьмин/

7. Прочитайте ребенку стихотворения и предложите ему выделить сначала глухие согласные, потом звонкие: п — б, т — д, к — г, ф — в, с — з, ш — ж. Например, прочитав отрывок из стихотворения А. Барто «Любочка», предложите сначала назвать слово, в котором есть звук п, потом слово, в котором есть звук б:

П — Б

ЛЮБОЧКА

Но если к этой Любочке
Вы придете в дом,
Там вы эту девочку
Узнаете с трудом.

/А. Барто/

Т - Д

ПОЖАР

Мать на рынок уходила,
Дочке Лене говорила:
«Печку, Леночка, не тронь,
Жжется, Леночка, огонь!»

/С. Маршак/

Мой товарищ, мой дружок,
Я дарю тебе флажок
Со звездою не простой —
Со звездою золотой.

/А. Кузнецова/

К — Г

КРАДЕНОЕ СОЛНЦЕ

Солнце по небу гуляло
И за тучу забежало.
Глянул заинька в окно,
Стало заиньке темно.

/К. Чуковский/

Ф — В

АЛЛО

У нас сломался телефон.
Молчит уже неделю он.
И папа просит: «Лора,
Ты вызвала б монтера».

/Ю. Могутин/

С — 3

Звери задрожали,
В обморок упали.
Волки от испуга
Скушали друг друга.

/К. Чуковский/

Воды зашумели
Быстрого ручья,
Птички улетели
В теплые края.

/А. Плещеев/ Ш — Ж

ЗИМА

Белый снег пушистый
В воздухе кружится
И на землю тихо
Падает, ложится.

/И. Суриков/

8. Рассмотрите в книге рисунки и предложите ребенку составить по одному из них рассказ, затем найти и перечислить сначала такие предметы, игрушки, животных, названия которых начинаются с глухих согласных (твердых и мягких), потом со звонких. Например, взрослый показывает рисунок Концерт и говорит: «Посмотри внимательно на картинку и скажи, названия каких предметов, животных начинаются с глухого согласного, например со звука п (пь): попугай, платок, пианино». Затем предлагает перечислить названия животных и предметов, начинающиеся со звонкого согласного, например со звука б (бъ): барабан, белка, баран и др.

Твердые и мягкие согласные
М-МЬ, Б-БЬ, Т-ТЬ, С-СЬ, Л-ЛЬ, Р-РЬ и др.

1. Назовите два слова и предложите ребенку внимательно послушать, как звучат в них начальные звуки (первый звук в словах произносится протяжно, более отчетливо): мммал — мммял, пппылъ — пппил, бббыл — бббил, тттук — тттюк, дддыни — Дддина, Нннадя — ннняня, кккот — кккит, Сссоня — Сссеня, зззамок — зззяблик, лллук — лллюк, рррак — рррис.

Ребенок должен определить, в каких словах звуки звучат твердо, в каких мягко. Например, взрослый, произнося слово мммал, говорит: «Здесь м звучит твердо ммм, а в слове мммял — мягко: мммььь».

2. Предложите ребенку определить, в каких словах есть звук , а в каких ть: тапки, кот, тень, тигр, стол, сеть, пять, топор;
в каких словах есть звук с, в каких сь: сок, сахар, сельдь, Сима, Север, слон, стол, санки;
в каких словах л, в каких ль: лампа, лента, пальто, соль, колесо, лиса;
в каких словах р, в каких рь: рука, репа, сарай, корова, море, крепость, сахар, январь.

Если есть твердый согласный, ребенок поднимает руку, если мягкий — хлопает в ладоши.

3. Выучите с ребенком чистоговорки и скороговорки. Следите, чтобы ребенок, повторяя тексты, произносил звуки ясно и четко.

  • Где мед, там и мухи.
    В знойном поле через перекати-поле прыгали перепела с перепелятами.
    /Ю.Аленков.
  • Бегемот разинул рот: булки просит бегемот. /С. Маршак./
  • Опять пять ребят нашли пять опят. /Н. Егоров./
  • Тополь-тополек надел теплый платок. /Т. Кириллова./
  • Дятел дерево долбил, деда стуком разбудил.
  • Дед Данила делил дыню: дольку — Диме, дольку— Дине. /Т. Кириллова./
  • Ткет ткач ткани на платье Тане.
  • На горе дубы, под горой грибы.
  • Прохор и Пахом ехали верхом.
  • У Фани фуфайка, у Феди туфли.
  • Водовоз вез воду из водопровода.
  • Сын Сени накосил стог сена.
  • Зина — зайкина хозяйка.
    У Зины в корзине спит зайка.
  • Пол мыла Лара, Лиля Ларе помогала. (В. Хлебникова.)
  • Съел молодец тридцать три пирога с пирогом, да все с творогом.
  • Егорка быстро говорит скороговорку.

4. По предложению взрослого ребенок отгадывает загадки, а затем определяет, какой из звуков в слове-отгадке твердый, какой мягкий. Загадки со звездочкой можно выучить наизусть. Например, взрослый загадывает ребенку загадку:

Гладит все, чего касается, а дотронешься — кусается! (Утюг.) *

Ребенок отгадывает, взрослый спрашивает: «В слове утюг, какой звук т, или ть

  • Летом гуляет, зимой отдыхает. (Медведь.) *
  • Поверчу волшебный круг, и меня услышит друг. (Телефои.) *
  • Ходит город-великан на работу в океан. (Корабль.) *
  • Легко, кругло, а за хвост не поднять. (Клубок.)
  • Сер, да не волк, длинноух, да не заяц, с копытами, да не лошадь. (Осел.)
  • Нагнут меня ребятки, и дождь пойдет на грядки. (Лейка.)

Не смотрел в окошко
Был один Антошка,
Посмотрел в окошко —
Там второй Антошка!
Что это за окошко,
Куда смотрел Антошка?

(Зеркало.) Что же это за девица.
Не швея, не мастерица,
Ничего сама не шьет,
А в иголках круглый год.

(Елка.)
/А. Рождественская/

Я вырос на грядке,
Характер мой гадкий:
Куда ни приду,
Всех до слез доведу.

(Лук.)

Я в любое время года
И в любую непогоду
Очень быстро в час любой
Провезу вас под землей.

(Метро.) *

  • Сквозь землю прошел — красну шапочку нашел. (Гриб.)
  • Красное коромысло над рекой повисло. (Радуга.)
  • Зубов много, а ничего не ест. (Расческа.)

5. Предлагаемые ниже пословицы и поговорки могут быть использованы как упражнения для работы над дикцией (отмеченные звездочкой желательно выучить наизусть).

  • Капля мала, а по капле — море.
  • В тесноте, да не в обиде.
  • Терпенье и труд все перетрут.
  • Один в поле не воин *.
  • Нет дыма без огня.
  • Купил кота в мешке.
  • Много снега — много хлеба *.
  • Капля по капле и камень долбит.
  • Палец слаб, а кулак силен.
  • Где снег, там и след.
  • Зима не без морозов.
  • Кончил дело, гуляй смело *.
  • Гуляй, да дела не забывай *.
  • Маленькое дело лучше большого безделья *.
  • Семь раз отмерь, один раз отрежь *.

6. Выучите с ребенком стихотворения (по желанию). Предложите прочитать их выразительно.

НОВЫЙ ДОМ

Я утром очень рано встал.
Пилу поющую достал
И ножик поострее,
И доски поровнее.
Я целый день пилил, строгал,
С размаху гвозди забивал,
И славный домик вышел -
С наклонной гладкой крышей.
Ну что ж, не зря прошел денек.
Под крышей будет жить щенок
Коричневого цвета.
И мне приятно это.

/Перевод с адыгейского Г. Фальковича/

ГВОЗДИКА

Погляди-ка, погляди-ка,
Что за красный огонек?
- Это дикая гвоздика
Жаркий празднует денек.
А когда настанет вечер,
Лепестки свернет цветок,
«До утра! До новой встречи!» -
И погаснет огонек.

/Е. Серова/

СЧИТАЛОЧКА

Раз,
два,
три,
четыре,
пять, Негде зайчику скакать:
Всюду ходит волк, волк,
Он зубами — щелк, щелк!
А мы спрячемся в кусты,
Прячься, заинька, и ты.
Ты, волчище, погоди,
Как попрячемся — иди!

/Перевод с белорусского И. Токмаковой/

7. Прочитайте ребенку небольшие стихотворения, предложите ему назвать сначала такие слова, в которых есть один из заданных твердых согласных, потом слова, в которых есть мягкий согласный.

Р — РЬ

Все лицо и руки
Залепил мне снег...
Мне в сугробе — горе,
А ребятам — смех!

/И. Суриков/

Не ветер бушует над бором,
Не с гор побежали ручьи,
Мороз-воевода дозором
Обходит владенья свои.
Идет — по деревьям шагает,
Трещит по замерзлой воде,
И яркое солнце играет
В косматой его бороде...

/Н. Некрасов/

М — МЬ

Мед в лесу медведь нашел,—
Мало меду, много пчел.

/С. Маршак/

Л — ЛЬ

Этот
чистит валенки,
моет сам
калоши.
Он
хотя и маленький,
но вполне хороший.

/В. Маяковский/

8. Предложите ребенку рассмотреть картинки "Концерт" и "Карусель" и найти среди предметов и игрушек такие, в названии которых есть твердые согласные, а затем назвать такие предметы, "Карусель", предложите ребенку перечислить сначала предметы, в названии которых есть звуки т, д, н, затем со звуками ть, дъ, нь.

Развитие слухового внимания, фонематического и речевого слуха

1. Прочитайте ребенку стихотворение, предложите ему внимательно вслушаться в содержание и сказать о замеченном смысловом несоответствии.

Январским ясным утром
В начале сентября
Взошла луна, а звезды
Упали на поля.
Нарцисс закукарекал,
Расцвел петух-чудак.
А я в подвал спустился,
Чтоб подмести чердак.

/Пересказал с английского А. Жуков/

После того как прочтете это стихотворение, спросите ребенка, что здесь неправильно. Если он не сможет найти ошибки, задайте по содержанию вопросы, затем прочтите текст еще раз.

2. Поупражняйтесь с ребенком в различении на слух близких по звучанию слов, в нахождении недостающих и лишних звуков в словах, в четком произнесении изолированных звуков. (Упражнения направлены на развитие фонематического и речевого слуха.)

КАКОЙ ЗВУК ПРОПАЛ В СЛОВЕ?

Незнайка написал зайке письмо в стихах, но в некоторых словах он пропустил один звук. Отгадай, какие слова он хотел написать? Какой звук пропущен? (Если ребенок легко справляется с заданием, ему можно предложить сказать, где пропущен звук: в начале, середине или конце слова.)

Написал письмо я зайке,
Но забыл приклеить ...арки
(марки).
/А. Максаков/

Какое слово хотел написать Незнайка? (Ребенок отвечает: «Марки».) Правильно, вместо слова «арки» надо было сказать марки. Какой звук пропущен? («Звук м, который находится в начале слова марки».)

Своей младшей дочке Тосе
Заплетает мама ...осы
(косы).

Подарили нам игрушки:
Целый день стреляли ...ушки
(пушки).

Землю роет старый к...от (крот),
Под землею он живет.

В зоопарке живет с...он (слон),
Словно дом огромен он.

Мама кукле шар... (шарф) вязала,
Ей Наташа помогала.

Серый вол... (волк), голодный, злой,
Бродит по лесу зимой.

Нам темно. Мы просим папу
Нам включить поярче ла...пу
(лампу).

Прыгал птенчик по дорожке
И клевал большие к...ошки
(крошки).

Друг приехал из Полтавы,
Он привез письмо от ...лавы
(Славы, Клавы).

На арену вышли ...игры (тигры),
Мы от страха все притихли.
/А. Максаков/

КАКОЙ ЗВУК ЛИШНИЙ В СЛОВЕ?

Незнайка написал новые стихи, но в некоторых словах у него оказался лишний звук. Скажи, какое слово Незнайка написал неверно? Какой звук оказался лишним в слове?

Говорит Володя Коле:
Стройку получил я в школе.

В нашем доме па окошке
Сидят серенькие крошки
(кошки).

Вадик спит и видит слон (сон).
Что летит в ракете он.

3. Предложите ребенку найти ошибки, правильно подобрать нужные слова.

НАЙДИ ОШИБКУ И НАЗОВИ СЛОВО ПРАВИЛЬНО

В других стихах Незнайка в словах перепутал звуки: вместо шишки написал «фишки», вместо дом — «ком». Найди ошибку и скажи, какой надо поставить звук, чтобы было правильно. («Вместо слова «фишки» надо было сказать шишки. Здесь Незнайка перепутал звук ш со звуком ф».) Верно. А здесь что неправильно?

Ой! — кричат вокруг хозяйки —
В огород забрались ... «майки»
(зайки).

(Ребенок исправляет: «Зайки».) Какой звук в слове майки надо заменить, чтобы получилось слово зайки? («Вместо звука м надо сказать звук з — зайки».)

Так, в процессе чтения рифмованных фраз взрослый стремится сосредоточить внимание ребенка на своей речи, совершенствуя его слуховое, фонематическое восприятие и звукопроизношение.

Доски на гору везем,
Будем строить новый ... «ком»
(дом).

Между гор издалека
Течет бурная ... «щека»
(река).

Мишка плачет и ревет:
Просит пчел, чтоб дали ... «лед»
(мед).

Писем мы не написали
...«Тучку»
(ручку) целый день искали.

Любопытные мартышки
Собирают с елок ... «фишки»
(шишки).

Здесь хорошее местечко —
Протекает мимо ... «печка»
(речка).

Слезы льются у Оксанки:
У нее сломались ... «банки»
(санки).

Стужа. Снег. Метут метели.
Темной ночью бродят ... «двери»
(звери).

Прилетел из леса ... «лук» (жук)
И залез под толстый сук.

Жил в лесу один чудак
Разводил в саду он ... «лак»
(мак).

Мышка спряталась под горку
И грызет тихонько ... «норку»
(корку).

Утром ... «кости» (гости) к нам пришли,
Всем подарки принесли.

Сшил себе котенок тапки,
Чтоб зимой не мерзли ... «шапки»
(лапки).

Под водою рак живет,
В поле красный ... «лак»
(мак) растет.

Подарила мама ... «ночке» (дочке)
Разноцветные платочки.

Очень рада ... «бочка» (дочка)
Маленьким платочкам.
/А. Максаков/

Проследите, чтобы ребенок при замене в словах одного звука другим правильно называл изолированные звуки, особенно при произнесении мягких согласных в словах мед, лед звуки мь и ль, а не м, л (твердые согласные надо произносить правильно: к, м, а не «кэ», «эж»).

4. Предложите ребенку внимательно слушать, правильно заменять один звук другим.

ЗАМЕНИ ЗВУК ДРУГИМ

Взрослый просит ребенка сказать, из каких звуков состоит слово мышка (какой звук первый, второй, третий и т. д.). Затем предлагает заменить в слове один звук другим так, чтобы образовалось новое слово: мышка — мишка, мошка, мышка (в стихотворении «Мышка в норке»).

МЫШКА В НОРКЕ

Мышка в норке росла,
Мышка грызла корки,
Только грызла тоска
Мышку в этой норке.
И решила от тоски:
«Я меняю ы на и!»

Какое получилось новое слово? («Мишка».)

Мишка в норке живет,
Мишка лапу сосет.
Косолапый тужит:
«Очень скудный ужин!
В этой норке тесно,
Жить неинтересно,
Как-то сыро и темно...
Я меняю и на о!»

Какое же теперь образовалось новое слово? («Мошка».)

Мошка в норке живет,
Мошка крошку сосет.
«Неуютно дома -
Целые хоромы.
От кровати до ворот —
Очень длинный перелет.
Это не годится:
Я ведь вам не птица!
Нет ни в чем моей вины,
Я меняю о на ы!»
Мышка в норке сидит,
У нее довольный вид.

/Н. Голь/

А теперь какое слово образовалось? («Мышка».)

5. Предложите ребенку отгадать загадки, а затем назвать, с какого звука начинаются слова-отгадки.

Плутовкой издавна слывет,
В округе курам счет ведет
И ловит мышек ловко,
Хотя не мышеловка.

«Кто это?» — «Лиса».— «С какого звука начинается это слово?» — «Со звука ль».

Бредут вразвалку
По тропинке
К воде подушки
Да перинки —
Они пловцы
Прекрасные,
На ножках —
Ласты красные.
(Гуси.)

Речка — льняная,
Лодка — стальная.
Проплывает она —
Пропадет волна.
(Утюг.)

Из пшеницы и овса
Смотрят синие глаза.
(Васильки.)

Обожгу — попробуй тронь! —
Хоть я вовсе не огонь.
(Крапива.)

Кружок дырявый
Поверчу —
И говорю,
С кем захочу.
(Телефон.)

Покажет,
Хоть без рук,—
Где север,
А где юг.
(Компас.)

На клумбе голубой
Бубенчик золотой
По утрам расцветает,
Свет и жар излучает.
(Солнышко.)
/В. Кремнев/

Учите детей говорить выразительно

1. Ребенок упражняется в произнесении фраз с заданной интонацией.

Взрослый говорит фразу, например: Наконец-то выглянуло солнце. Ребенок воспроизводит фразу с той же интонацией.

  • Машина приехала.
  • Мама купила мне велосипед.
  • На деревьях появились листочки.
  • Завтра я пойду в детский сад.

Полезно предлагать детям самим придумывать фразы и произносить их также с разной интонацией.

2. Взрослый произносит фразу, выделяя каждое слово. Например: Наташа подарила Саше лошадку. Задает ребенку вопросы и просит дать полный ответ:

«Кто подарил лошадку?» — «Наташа подарила Саше лошадку».
— «Что сделала Наташа?» — «Наташа подарила Саше лошадку».
— «Кому подарила Наташа лошадку?» — «Наташа подарила Саше лошадку».
— «Что подарила Наташа Саше?» — «Наташа подарила Саше лошадку».

  • Светит солнышко.
  • Дети весело поют.
  • Кошка ловит мышку.
  • Катя купила маме цветы.
  • Мила мыла мишку мылом.

3. Выучите с ребенком стихотворения. Проследите, чтобы он правильно использовал интонационные средства выразительности.

СЛУШАЙ ХОРОШЕНЬКО

«Слушай хорошенько,—
Кукле я сказала.—
Полно наряжаться!
Это баловство.
Ты уже большою
Девочкою стала,
А еще не знаешь
Ровно ничего.
«Здравствуйте» при встрече
Взрослым говорят.
За подарки, помощь
Всех благодарят.
Старикам в трамвае
Место уступают.
Вежливые дети
Все так поступают.
Будь и ты такою,
И тебя тотчас
Попрошу зачислить
В первый класс».

/С. Капутикян/

ДЕНЬ ПОБЕДЫ

Был великий День Победы
Много лет тому назад.
День Победы помнят деды,
Знает каждый из внучат.
Чтит великий День Победы
Вся Советская страна.
В День Победы наши деды
Надевают ордена.
Мы про первый День Победы
Любим слушать их рассказ -
Как сражались наши деды
За весь мир и за всех нас!

/Л. Некрасова/

Разучивая с ребенком это стихотворение, можно спросить, когда бывает праздник Победы, как советский народ его отмечает.

ПЕСНЯ О МИРЕ

Зачем шуметь и ссориться?
Нам нечего делить!
У дружных — дело спорится,
Водой их не разлить!
Мир — это главное слово на свете,
Мир очень нужен нашей планете!
Мир нужен взрослым,
Мир нужен детям,
Мир нужен всем!
Летит оно над странами,
Несется сквозь эфир -
Заветное, желанное,
Большое слово МИР!

/С. Богомазов/

Далее