Правильно ли говорит ваш ребенок?





Порою умственно и психически нормально развивающиеся дети испытывают трудности в овладении речью. Чаще всего это бывает в тех случаях, когда ребенок много болеет, по каким-то причинам часто отсутствует в детском саду. С такими детьми, как правило, требуется индивидуальная работа над звукопроизношением. От своевременного формирования правильного произношения зависят общая культура речи и, следовательно, нормальное речевое общение ребенка со сверстниками и взрослыми, успешное овладение грамотой, а после поступления в школу - усвоение школьной программы.

Произносительная сторона речи в основном формируется в дошкольном детстве. На занятиях и в повседневном общении воспитатель упражняет детей в четком произнесении слов, в правильном использовании интонационных средств выразительности, учит говорить достаточно громко, не спеша, развивает фонематический и речевой слух. Однако нельзя забывать и о том, что ребенок много времени находится вне детского сада: в кругу семьи, со сверстниками во дворе и т. д. В общении с окружающими обогащается его словарь. Высказывая свое мнение по тем или иным вопросам, малыш учится правильно произносить звуки, строить фразы. Ребенок успешнее овладевает речью, когда с ним занимаются не только в дошкольном учреждении, но и в семье. Правильное понимание родителями задач воспитания и обучения, знание некоторых методических приемов, используемых воспитателем в работе по развитию речи детей, несомненно поможет им в организации речевых занятий дома.

Пропаганда знаний среди родителей по вопросам речевого развития детей осуществляется воспитателем прежде всего в беседах и на консультациях. Эффективны и другие формы работы: наглядная агитация, например организация стендов, где даются сведения о степени сформированности звукопроизношения у каждого ребенка, вывешиваются таблицы с указанием правильного ударения в трудных для детей словах; небольшие заметки, статьи по развитию речи детей дошкольного возраста в уголке для родителей; чтение лекций с привлечением специалистов (например, логопеда, который может рассказать родителям, как предупредить и исправить некоторые недостатки звукопроизношения).

Воспитатель может рекомендовать для заучивания с детьми дома стихи, загадки, пословицы, потешки, считалки, чистоговорки, скороговорки; посоветовать, какие книги следует читать детям разного дошкольного возраста; организовать выставку новых книг. В процессе работы с родителями воспитатель указывает, чем и как следует заниматься с ребенком дома, как пользоваться практическим материалом, чтобы малыш в процессе таких занятий не только получал знания, вырабатывал определенные навыки и умения, но и испытывал интерес к речевым занятиям.

На одном из собраний родителей воспитатель специально заостряет их внимание на задачах развития речи, стоящих перед детским садом, на том, какую помощь в овладении ребенком звуковой стороной речи может оказать семья, рекомендует способы устранения некоторых недостатков в произношении звуков. Он доводит до сведения родителей, как развивается речь их ребенка, указывает, какой раздел малыш не усвоил или усвоил слабо и в каких дополнительных занятиях нуждается.

Интересными и полезными для молодых родителей являются собрания, на которых выступают и делятся своими впечатлениями о воспитании речи в условиях семьи сами родители. Педагог может заранее договориться с некоторыми из них, попросив рассказать, как они совместно с детским садом устраняли те или иные недостатки в речи своего ребенка. Полезны открытые занятия по развитию речи, где могли бы присутствовать родители; использование папок-передвижек.

Учитывая то, что овладение правильным произношением звуков и других сторон звучащей речи не у всех детей идет равномерно, родители часто интересуются, не отстает ли их ребенок в речевом развитии, когда он научится правильно произносить тот или иной звук. Воспитатель может провести беседу о том, когда и какие звуки в процессе овладения правильным звуко-произношением появляются у детей, какие несовершенства речи связаны с возрастными особенностями развития ребенка.

Недостатки произношения могут быть результатом нарушений в строении артикуляционного аппарата: отклонения в развитии зубов, неправильное расположение верхних зубов по отношению к нижним и др. Чтобы предупредить дефекты речи, очень важно следить за состоянием и развитием зубочелюстной системы, вовремя обращаться за советами к стоматологу, устранять дефекты, лечить зубы.

Чтобы научиться четко и правильно произносить звуки, слова, ребенок должен прежде всего слышать их. Слуху принадлежит важная роль в овладении ребенком речью, в правильном и своевременном усвоении звуков. Слыша слова, а в словах одни и те же звуки, малыш начинает и сам произносить их. Однако даже при незначительном снижении слуха он лишается возможности нормально воспринимать речь. Поэтому важно обращать внимание родителей на роль слуха в развитии речи ребенка. Указывать на необходимость оберегать его от постоянных сильных звуковых воздействий (включенные на полную громкость радио, телевизор), а при заболеваниях органов слуха — на своевременное лечение, и не домашними средствами, а в медицинских учреждениях.

Следует советовать родителям беречь еще неокрепший голосовой аппарат ребенка: не допускать чрезмерно громкой речи, особенно в холодную погоду, приучать дышать через нос, предупреждать хронический насморк.

Важное значение в усвоении и в правильном произношении звуков и слов отводится состоянию и сформированности фонематического восприятия. Благодаря ему ребенок способен отличать одни звуки (фонемы) от других, различать близкие по звучанию слова: мал — мял, рак — лак, том — дом. Каждая фонема имеет определенные, только ей присущие акустические свойства, признаки. Речевой звук (фонема), как наименьшая единица речи, сам по себе не несет никакой смысловой нагрузки, но он является основным строительным материалом слова, от правильности и четкости произношения которого зависит чистота речи, правильное ее понимание окружающими.

Воспитатель, проводя с родителями беседы, консультации о том, как помочь ребенку овладеть правильным звукопроизношением, подчеркивает, что чрезмерное форсирование речевого развития не рекомендуется. Вредно нагружать малыша сложным речевым материалом, заставлять повторять непонятные ему слова, заучивать сложные по форме, содержанию и объему стихотворения, учить правильно произносить звуки, которые в силу неподготовленности артикуляционного аппарата ему еще не доступны (например, в 2 — 3 г. учить правильно произносить шипящие, звук р), читать художественные произведения, предназначенные детям школьного возраста. Беседуя с родителями, воспитатель объясняет им, к чему может привести перегрузка ребенка непосильным для него речевым материалом (например, к заиканию, неправильному формированию звуков — боковые шипящие, горловое произнесение звука р и др.).

Воспитатель в беседах неоднократно подчеркивает, что речь не передается по наследству, ребенок перенимает опыт речевого общения от окружающих, т. е. овладение речью находится в прямой зависимости от окружающей речевой среды. Поэтому так важно, чтобы взрослые в разговоре с малышом следили за своим произношением, говорили с ним не торопясь, четко произносили все звуки и слова. Нечеткая, торопливая речь взрослых отрицательно скажется на речи ребенка, впоследствии он может так же не заботиться о том, как его речь воспринимается слушателем. Если дома постоянно говорят громко, торопливо, раздраженным тоном, то и речь малыша будет такой же. Дима (5 л. 4 мес.) торопливо п недостаточно четко произносил слова, в результате пропускал звуки, «проглатывал» окончания. В беседе с матерью выяснилось, что ребенок много времени проводит в обществе бабушки, речь которой ускоренна и недостаточно чиста. Речь мамы также была несколько ускоренной. Все эти недостатки речи взрослых Дима, к сожалению, и усвоил.

Нередко причиной неправильного произношения звуков является подражание ребенком дефектной речи взрослых, старших братьев, сестер, товарищей, с которыми малыш часто общается. Шестилетний Алеша произносил звук л, как нечеткий звук в. Он произносил слово лапша как «ваиша», слово лампа как «вампа». Мальчик с раннего возраста усвоил неверно этот звук от матери.

Важно обращать внимание родителей и на то, что в общении с ребенком, особенно в раннем и младшем дошкольном возрасте, нельзя «подделываться» под детскую речь, произносить слова искаженно, употреблять вместо общепринятых слов усеченные слова или звукоподражания («Где бибика?»; «Ляля хочет бай-бай?»), сюсюкать. Это ничего, кроме вреда, ребенку не даст — будет лишь тормозить усвоение звуков, задерживать своевременное овладение словарем. Отрицательно сказывается на речи малыша частое употребление взрослым слов с уменьшительными или ласкательными суффиксами, а также слов, недоступных для его понимания или сложных в звуко-слоговом отношении.

Если ребенок неправильно произносит какие-либо звуки, слова, не следует передразнивать его, смеяться или, наоборот, хвалить. В то же время нельзя требовать правильного произношения звуков в тот период жизни малыша, когда этот процесс не закончен. Очень важно постоянно напоминать родителям о том, в какие сроки и какие звуки ребенок должен произносить правильно, объяснять, что неправильное произношение некоторых звуков на определенных возрастных этапах связано с физиологическими особенностями развития детской речи. Это необходимо для того, чтобы вовремя обнаружить недостатки произношения, своевременно принять меры к их исправлению.

В нашей стране широко развита сеть оказания помощи детям, страдающим различными нарушениями речи. Исправление речевых недостатков осуществляется в специальных детских учреждениях: в яслях, детских садах, в стационарах при детских больницах и детских психоневрологических диспансерах. При некоторых дефектах такая помощь оказывается начиная с двухлетнего, возраста. Исправление недостатков произношения звуков осуществляется в логопедических кабинетах при детской поликлинике по месту жительства. Занятия по формированию правильной речи проводятся специалистом-логопедом.

Но ряд недостатков в произношении звуков, в употреблении слов устранить легко, и доступно это не только воспитателю, но и родителям. В семье обычно поправляют ребенка, когда он неправильно произносит тот или иной звук или слово, но делают это не всегда верно. Воспитатель указывает родителям на то, что к исправлению речевых ошибок надо подходить очень осторожно. Нельзя ругать малыша за его плохую речь и требовать, чтобы он немедленно и верно повторил трудное для него слово. Часто это не дает положительного результата, а иногда ведет к тому, что малыш старается вообще не употреблять какие-то слова, заменяя их другими (порою неудачными), или вообще отказывается говорить, замыкается в себе. Исправлять ошибки надо в тактичной форме, доброжелательным тоном. По возможности не надо повторять неправильно произнесенное ребенком слово. Лучше дать образец его произношения. Например, ребенок научился правильно произносить звук р, но употребляет его не всегда или не во всех словах. «Сегодня «холошая» погода»,— говорит Костя (5 л. 3 мес.) В данном случае взрослый может спросить: «Костя, как надо сказать хорошая! » — выделив голосом слово; или: «Ты умеешь говорить р, а в слове хорошая ты произнес его неверно. Скажи слово так, чтобы ясно было слышно р; хорррошая».

Ошибки в произнесении слов могут выражаться не только в неправильном звукопроизношении, но и в несоблюдении норм литературного произношения (например, неправильное употребление ударения), в лексической неточности, грамматической неправильности. Оксана (4 г. 11 мес.) говорит маме: «Они звонят, звонят, а им не открывают». Чтобы исправить, а потом и закрепить правильное произношение этого слова, можно предложить девочке в игровой форме неоднократно произнести его (например, в игре в телефон).

Занимаясь с ребенком дома, читая ему книгу, рассматривая иллюстрации, родители нередко предлагают ему пересказать содержание сказки (рассказа), ответить, что изображено на картинке. Дети легко справляются с такими заданиями, но при этом нередко допускают речевые ошибки. В беседе воспитатель подчеркивает, что не следует перебивать ребенка, надо предоставить ему возможность закончить высказывание, а затем указать на ошибки, дать образец.

Нельзя уклоняться от вопросов ребенка, хотя порою на них трудно ответить сразу. В таких случаях можно пообещать ему дать ответ, когда он поспит (поест, погуляет, уберет игрушки и т. п.), взрослый же за это время сможет подготовиться к рассказу. Тогда малыш не только получит правильную информацию, но и увидит в лице взрослого интересного для себя собеседника и в дальнейшем будет стремиться к общению с ним. Педагог советует родителям обязательно выслушивать ребенка до конца, когда он делится своими впечатлениями об увиденном во время прогулки, о прочитанной ему книге, о просмотренном мультфильме.

Воспитатель подчеркивает, что в семье для ребенка необходимо создавать такие условия, чтобы он испытывал удовлетворение от общения со взрослыми, старшими братьями и сестрами, получал от них не только новые знания, но и обогащал свой словарный запас, учился верно строить предложения, правильно и четко произносить звуки и слова, интересно рассказывать.

В беседах с родителями воспитатель постоянно напоминает им, что овладение ребенком речью находится в тесной взаимосвязи С его умственным и психическим развитием. Расширяя круг представлений ребенка об окружающих предметах и явлениях, знакомя его с художественными произведениями, беседуя с ним на различные бытовые темы, близкие и доступные пониманию малыша, родители будут тем самым не только расширять его кругозор, но и способствовать быстрейшему овладению правильной речью.

Важной задачей для педагога является обобщение передового опыта воспитания детей в семье и доведение его до сведения родителей на собраниях, в стенной газете.

Далее