Игры детей США

Бейсбол

Это национальная игра Соединенных Штатов.

Основной принцип ее такой же, как у лапты. Бьющий игрок так же отбивает поданный мяч и затем бежит вдоль определенных «домов», чтобы выиграть очко. Происходит бейсбол от английской лапты, «раундэрса», различные варианты которой уже с XIV века известны в Англии. Сам Шекспир упоминает о ней. Один из вариантов раундэрса — «таунбол» — в начале XIX века возник за океаном, в Новой Англии. В него играли на прямоугольной площадке, бьющие игроки должны были обежать все столбы, стоящие на четырех углах площадки. В 1839 году полковник республиканской армии, некий Дабл-дей, занялся дальнейшей разработкой правил таунбола и изобрел современный бейсбол. Десять лет спустя правила его были официально утверждены нью-йоркским клубом «Никебокер». В 1865 году бейсбол уже считали американской национальной игрой. В Америке в него играют в основном в колледжах и университетах, но он хорошо известен также в Японии, Китае и Европе, в северных странах.

Как и в большинстве игр типа лапты, игра здесь идет на очки: бьющие игроки должны достичь определенных домов, или баз (бейз), в то время, пока мяч находится в поле, а полевые игроки стремятся им воспрепятствовать. Это основной принцип игры. Игра имеет довольно много уточняющих правил. Для игры необходима определенная площадка.

Площадка делится на внутреннюю и внешнюю. Общая величина ее 175X175 м. Внутренняя площадка имеет форму квадрата, поставленного углом: 27,5 X 27,5 м. Ширина коридоров, связывающих дома — по ним бегут игроки бьющей команды, — 90 см. «Отбивающая площадка» диаметром 18,5 см; бьющие поля, лежащие по обе ее стороны, 183 X 122 см.

Бита делается из березы, максимальная длина ее 106— 107 см, диаметр — 7 см. Она цилиндрической формы, ручка ее немного уже. Мяч плотный, сделан из пробки и шерстяной пряжи и дважды обтянут кожей, окружность его 23 см, вес 145 г. Игроки пользуются специальной одеждой, полевые игроки, например, носят толстые перчатки, ловящие, кроме того, краги и щитки, защищающие грудь и живот, а также шлемы.

В каждой команде по девять игроков. В команде бьющих участвует в игре лишь один очередной игрок и те, кто во время бега находятся в каком-нибудь доме. Остальные выстраиваются по сторонам бьющих полей.

Полевые игроки распределяются на территории площадки в определенном порядке. Первый полевой игрок—питчер (бросатель) — подает мяч бьющему; он стоит в середине внешней площадки на подающем щитке, сделанном из плотной белой резины, сойти с него он не может. Второй полевой игрок — кэтчер (ловящий) стоит позади, в 20 м от бьющего игрока. Задача его — схватить мячи, по которым промахнулся бьющий, и передать их в поле. 3, 4 и 5-й полевые игроки стоят возле домов, находящихся в углах внутренней площадки, и охраняют их. (Дома изображаются колышками или небольшими мешочками.) А 6, 7, 8 и 9-й полевые игроки располагаются на внешней площадке, чтобы как можно скорее подобрать отбитый мяч н передать его стоящим у домов товарищам по команде.

Игру направляют четыре судьи. Они стоят у домов возле двух линий ошибок. На поле в определенном месте находятся и тренеры.

Ход игры. Бросающий с подающего щитка подает мяч бьющему, который отбивает его в поле как можно дальше, потом , бежит по отмеченному коридору к первому дому. Полевые игроки стараются поймать мяч еще в воздухе, тогда бьющий сразу выбывает. Если это не удается и мяч касается земли, полевые игроки подбирают его и перекидывают члену команды, который охраняет дом, куда бежит бьющий игрок. Если полевому игроку удается попасть мячом в дом прежде, чем бегущий доберется до него, бегущий также выбывает из игры. Но если бегущий добирается до дома и касается его, пока мяч в поле, тогда в поле выходит новый бьющий, а бросающий вновь подает. Бывший бьющий игрок, находящийся в доме, становится «бегуном» и во время нового удара бежит дальше. Игрок бьющей команды, успешно достигший всех трех домов и возвратившийся на бьющее поле, приносит своей команде очко, Во время удара бьющий может пробежать через несколько домов, ему предоставляется такая возможность. В одном доме одновременно может находиться один игрок, следовательно, во время ударов 2, 3 и 4-го игроков из каждого дома будет кто-то бежать. Это дает полевым игрокам большие шансы, они стараются подобранные мячи перекинуть к ближайшему дому, по направлению к которому бежит бегун, чтобы вывести его из игры. Полевые игроки могут вывести из игры во время удара нескольких бегунов, быстро перекидывая мяч, пока игрок бежит к дому., (Бегун выбывает, если полевой игрок, охраняющий дом, касается мячом дома, прежде чем бегун доберется и дотронется до него.)

После выхода из игры трех игроков команды меняются местами. Это положение невыгодно команде бьющих, ибо выигрывает очки только бьющая команда. Каждая команда имеет право девять раз быть бьющей. Выигрывает команда, которая за это время наберет больше очков.

Основные правила. Каждый очередной бьющий игрок имеет право на три попытки. Дважды может пропустить поданный мяч, а на третий раз должен бить и бежать, если:

  1. он сделал удачный удар;
  2. он и на третий раз не ударил или трижды промахнулся;
  3. он коснулся поданного мяча рукой или другой частью тела, за исключением того случая, когда может быть установлена намеренность такого броска подающего;
  4. судья установил, что подающий четыре раза неправильно подал мяч, и таким образом бьющий не имел возможности ударить, в этом случае он должен бежать, но до первого дома его нельзя выбить.

Бьющий игрок выбывает в следующих случаях:

  1. если он бьет вне очереди, или вышел из бьющего поля, или намеренно помешал ловящему игроку;
  2. если он промахнулся трижды, следовательно, обязан бежать, но в первом доме находится бегун;
  3. в том случае, если отбитый им мяч полевой игрок поймает еще в воздухе;
  4. если он, перебегая из дома в дом, выбежит за очерченные коридоры;
  5. если полевой игрок с подобранным или пойманным мячом в руке (это главное правило) коснется того дома, к которому бегун бежит, но еще не достиг его;
  6. если, перебегая из дома в дом, он помешает полевым игрокам поднять или передать мяч;
  7. если его самого, когда он бежит, коснется полевой игрок с мячом в руках (особое правило);
  8. если мяч следующего бьющего игрока коснется его во время бега (находящиеся в домах бегуны могут бежать с момента подачи);
  9. если он не коснется того дома, мимо которого пробегает;
  10. если следующий бегун застанет его еще в доме.

Дополнительные правила. Ловящий всегда стоит позади бьющего игрока. Его задача — ловить мячи, по которым промахнулись, и тотчас передавать их в поле, ибо находящиеся в доме бегуны могут бежать уже с момента подачи, и в этих случаях полевые игроки имеют возможность всех их вывести из игры. Ловящий берет мяч и тогда, когда бьющий случайно подаст мяч за спину или при третьей подаче промахнется, и обязан бежать, оставив мяч. Однако ловящий не может покинуть территорию бьющего поля, следовательно, занимается лишь передачей мяча в поле.

Мяч подан правильно, если бьющий игрок может его отбить на высоте между коленом и плечами. Мяч должен лететь так, чтобы пронестись над отбивающим щитком между бьющими полями.

Бьющий игрок отбивает мяч битой, которую держит обеими руками на высоте бедер. Техника удара многообразна, самым правильным ударом считают тот, когда мяч летит почти параллельно земле: так он пролетит дальше.

Бейсбол имеет еще много уточняющих правил, которые перечислять здесь излишне. Имеются, например, правила, устанавливающие, какую позу должен принимать защищающий дом полевой игрок, позу ловящего игрока, технику бегущего, виды ударов. Однако насколько необходимы все эти ограничения, становится ясно только во время игры, тогда о них и договариваются.

Нетбол

Эта игра напоминает баскетбол. Предок ее — голландский корфбол. Из Европы она попала в Америку. В последнее время она стала популярна и в Англии, особенно среди женщин.

Площадка 30X15 м, на двух противоположных сторонах два столба высотой в 3 м, к ним прикреплено кольцо, как в баскетболе, но без щитка и сетки. Вокруг столба полукругом очерчен голевой круг, его радиус 4,5 м. В игре используют футбольный мяч.

Ход игры. В каждой команде по семь игроков: вратарь, защитник, центральный защитник, центральный игрок, полузащитник, нападающий, метатель. Вратарь и защитник не могут заходить в голевой круг противника, а нападающий и метатель не могут находиться в голевом круге своей команды. Центральный игрок (центр) не может заходить ни в один голевой круг.

Мяч в игру вводят броском. Все игроки передвигаются в пределах отмеченных секторов, границы сектора они не переступают и мяч могут бросать и получать только в положении стоя на месте и таким же образом передавать другому игроку команды. Особая сложность состоит в том, что мяч можно поймать и в прыжке, но в этом случае той ногой, которой игрок коснется земли, нельзя больше двигать, только другой ногой можно искать опору. Если после прыжка игрок коснется земли двумя ногами, тогда он может сделать шаг лишь одной, чтобы удержать равновесие. Этот захват мяча в прыжке придает игре специфический характер и требует от игроков большой ловкости.

Мяч можно бросать двумя руками и бить по нему, но не кулаком. Бить мячом по земле даже в своем секторе игрок не имеет права, исключая прием мяча, когда один раз можно ударить о землю только что полученным мячом. Нельзя ка- тить мяч, бить по нему ногой, бросать вертикально в воздух и снова ловить его; запрещено держать мяч более трех секунд.

При нарушении запрещений назначается свободный бросок, гол от которого не за-считывается. Гол может забросить только метатель или нападающий и лишь тогда, когда он получает мяч внутри голевого круга: с мячом в голевой круг входить нельзя.

Защитники могут забрать мяч при передаче от нападающих, поэтому они стремятся плотно прикрывать их. Защитник всегда может стать на пути брошенного мяча, исключая мяч, идущий на гол, который может схватить лишь вратарь.

Если нарушение совершено внутри голевого круга, следует штрафной бросок по кольцу с той точки, где было нарушение. Мяч, ушедший за боковую линию, вбрасывают согласно правилам. В начале игры, если за мяч схватились двое и судья не может решить спор ни в чью пользу, он вводит мяч в игру следующим образом: бьет им о землю, и отскочивший мяч стремятся схватить игроки обеих команд.

Каждый гол означает очко. Играют на время, о котором договариваются предварительно. (Варианты этой игры смотри: Голландия «Корфбол», Англия «Скрэмбл».)

Шафлбоард

В эту простую прицельную игру с кием и шайбой играли уже в древние времена, хотя правила, возможно, и изменились. За 1700 лет до нашей эры в Персии она была уже известна. В Европе, главным образом в Англии и Шотландии, в нее играли и в средние века, и в XVII и XVIII веках, однако порой ее превращали в азартную игру, и поэтому она много раз была запрещена. Около 1870 года одна из английских пароходных компаний ввела эту игру на пароходах для развлечения пассажиров, отсюда и происходит ее название: передвижение по палубе. Так игра попала в Америку, где в нашем веке стала очень популярной. С 1930 года устраиваются национальные чемпионаты.

Площадка. На рисунке видна узкая, как коридор, площадка размеры ее 16 X 2 м. Она должна быть гладкой, иногда это поле с подстриженной травой (часто играют на палубах пароходов). На площадке нарисована цель, по которой бьют попеременно то с одной, то с другой пусковой линии, всегда в направлении находящейся напротив (дальней) цели.

Кий длиной 180 см, на конце его своеобразная насадка, которая плотно охватывает шайбу. Им толкают шайбу диаметром в 15 см, толщиной в 5 см, сделанную из твердого дерева. Играют вдвоем или двое на двое: с одной стороны площадки попеременно толкают шайбу к нарисованной цели. Каждый может толкнуть четыре шайбы и записывает себе столько, сколько очков на той части, где остановятся его шайбы. То есть 10 или 8, или 7 очков, но если он толкнет слишком далеко, то записывает минус 10 очков. Очки складываются. Игрок должен набрать как можно больше очков, поэтому он стремится толкнуть шайбу в сектор, где количество очков больше. Можно «торпедировать» шайбу противника, выбивая своей шайбой шайбу противника на поле с меньшим количеством очков или на минусовое, а свою шайбу ставить в более выгодное положение. Игроки попеременно толкают шайбы. Когда каждый игрок толкнул четыре шайбы, подсчитываются очки, и затем начинается новый тур.

Игра идет до определенного количества очков — сто, семьдесят пять или пятьдесят очков.

Дейнти

Древняя игра, распространенная по всему миру.

Длинной деревянной битой нужно далеко отбить короткие палочки — в Венгрии она известна как игра в чижика, особенно популярна в некоторых районах Северной Америки.

Бита длиной в 1 —1,5 м, палочки (дейнти) — 10 см, с обоих концов заострены. Бьющий игрок кладет палочки на невысокий предмет так, чтобы один конец оставался свободным. В 15—20 м от места удара рисуют небольшой круг диаметром не больше 25—30 см. Игрок ударяет по палочке, и она взлетает. В воздухе он бьет по ней еще раз, стараясь попасть в круг. Если палочка попадет в круг и ни один из ее концов не выйдет за его пределы, бьющему записывается 3 очка. Если она входит в круг частично, записывается 2 очка. Если она не попадет в круг, очко не записывается, и игрок пропускает один удар.

В первых двух случаях он имеет право бить еще раз, но не в круг, а на расстояние. Если он попал в круг, то имеет право на три удара, если дейнти не целиком вошла в круг — на два. Теперь палочку нужно выбить как можно дальше. Из трех (либо двух) ударов засчитывается самый дальний. Расстояние измеряется битой и записывается в пользу игрока (или его команды, если играют командами). Сколько раз укладывается в расстояние бита, столько и очков.

Играют обычно до 100 или 150 очков.

Палочки пима

Играют двое или командами. Игра и сейчас еще популярна среди индейских племен, живущих на территории Соединенных Штатов и Канады. Древняя родина игры Восточная Азия (см. «Палочки-ют», Корея). Иногда эти палочки заменяют кости, когда надо подсчитывать очки.

Для игры необходимы четыре палочки и две тросточки. Палочка 15—20 см длины, 3—4 см ширины. Одна сторона у нее плоская, другая в форме полуцилиндра. Делают палочки из веток, расщепленных пополам. На плоской поверхности каждой палочки вырезаются ножом цифры и закрашиваются черным.

Полуцилиндрическая сторона палочки красная. Две тонкие тросточки длиной 30 см — пешки. На земле чертят площадку в 3 м2, а по сторонам этого квадрата вырывают маленькие ямки, как показано на рисунке.

Один из игроков втыкает тросточку в ямку угла А, а другой — в ямку угла Б. Тросточки движутся вдоль сторон квадрата, от одной ямки к другой. Таким образом игроки обходят площадку.

С помощью палочек пима устанавливают, как продвигается тросточка. Игрок берет в одну руку четыре палочки, бросает их в воздух. Если все четыре палочки падают вверх цилиндрической поверхностью, это означает 10 очков.

Если все они падают плоской стороной вверх — 5 очков. Если одна палочка падает плоской стороной вверх, значит, бросок принес столько очков, сколько на ней обозначено (7, б, 3 или 2). Если три или две палочки падают плоской стороной вверх, учитывают только самую большую цифру.

В соответствии с этим количеством очков тросточка движется по ямкам. Тросточка А сначала обходит полукруг, затем возвращается к ямке в углу квадрата и отсюда движется по квадрату влево. Тросточка Б тоже обходит полукруг и движется по квадрату вправо. Если при броске палочек игрок попадает в ямку, в которой уже стоит тросточка противника, он выбивает ее, и противнику нужно отправляться к начальному пункту. Но если одна тросточка проходит мимо тросточки противника, это не считается выбиванием.

Выигрывает тот, кто скорее вернется в начальный пункт. При возвращении ему не нужно обходить дугу.

Игра со стрелой

Когда-то воины индейских племен использовали эту игру для того, чтобы научиться метко стрелять. Теперь это только игра.

В игре принимают участие две команды. Они выстраиваются на одной линии. На расстоянии 15 м от линии намечается цель. Ею служит стрела, воткнутая в невысокий холмик.

Игроки обеих команд попеременно стреляют по цели из лука. Кто попадает в стрелу или в круг, очерченный вокруг нее, тот выигрывает команде очко. В конце подсчитываются очки. Вместо лука может быть рогатка или легкий мяч, но целью неизменно служит стрела.

Состязания в мяч

В среде индейцев игры в мяч очень распространены. Древний мяч представлял собой шарик из дерева (10—13 см в диаметре) , который обтягивали кожей животных. Сейчас играют и резиновым мячом.

Каждый игрок получает мяч и со стартовой линии должен с ним добраться до финишной, которая находится в 20—30 м. Мяч толкают ногой, но далеко бить нельзя, так как финишную линию игрок должен пересечь вместе с мячом. Кому из игроков это удастся раньше, тот выиграл. Кто коснется мяча рукой, того исключают из игры.

Стоит заметить, что при этом состязании плотный мяч лучше, чем надутый воздухом, так как с ним труднее продвигаться к финишу. Для этой игры удобнее всего индейский мяч.

Мяч из шкуры косули

Обычно играет десять игроков, в две команды, у каждой есть «вождь». Мяч — деревянный шар, обтянутый шкурой косули. У каждого игрока имеется бита. Это одинаковой длины ветки дерева, на концах которых имеется сук либо нарост: им и бьют.

Отмечают площадку в 20 м, двое «ворот» намечают камнями. Посреди поля проводят линию. Команды становятся по обе стороны средней линии, кто-то вбрасывает мяч между ними, и вождь должен поймать его. Та команда, чей вождь поймал мяч, начинает. Цель — забить мяч в ворота противника с помощью бит. Особых правил нет, после гола мяч снова вбрасывают. Грубость наказывается удалением. Определенного игрового времени нет; обычно о нем уславливаются заранее.

Папаго

Играют двое или командами. В нашем описании два участника игры.

Для игры требуется четыре чашки или другие глубокие посудины и маленький камешек или шарик. Один из игроков берет в руки четыре чашки и в одну из них незаметно опускает камешек. Затем все четыре чашки он наполняет песком. Протягивает их все противнику. Тот по очереди берет чашки, начать может с любой. Когда заберет все четыре, он по очереди высыпает из них песок. Если первой он берет чашку, в которой находится шарик, тот, кто его спрятал, получает 10 очков. Если эту чашку он берет второй, тот, кто спрятал чашку, получает 6 очков, если третьей — 4, а если чашка с камешком остается последней, то спрятавший ничего не получает.

Затем роли меняются; так попеременно они прячут и выбирают, пока один из игроков не наберет 50 очков. Он и считается победителем.

Где палочка?

В этой игре принимает участие не менее восьми человек, разделенных на две команды. Берут две гладкие палочки. Одна из них помечается краской.

Две команды сидят друг против друга на расстоянии одного метра. Палочки у капитана одной из команд. Он отводит руки за спину и меняет в них палочки. Потом протягивает руки вперед, и находящийся напротив игрок должен догадаться, Б какой руке помеченная палочка. Одновременно может отгадывать лишь один член команды. Если он отгадает, команде записывается очко, он получает палочки и прячет их. Если он ошибся, команда прячущих получает очко и право снова прятать палочки. В таком порядке меняется роль команд: внутри команды роль прячущего и отгадывающего каждый раз достается другому игроку. Команда, раньше набравшая 15 очков, выигрывает.

Пика и кольцо

Для игры нужно кольцо диаметром 15 см. Его делают из сухих кукурузных листьев или лыка, сплетают и перевивают белым и красным шнурами. Разноцветные шнуры делают кольцо красивым. Затем подготавливают четыре маленькие пики: они могут быть из стеблей кукурузы, в один конец стебля вставляют два птичьих пера, в другой — деревянный зубец длиной в 20 см, за который и держат пику, когда ее бросают. В игре участвуют четыре человека. По два игрока в команде. Игроки одной команды встают друг против друга на расстоянии 2—3 м и по очереди катят кольцо друг к другу. Два игрока второй команды становятся по линии, перпендикулярной той, по которой катят кольцо, и друг за другом пытаются попасть пиками в катящееся кольцо. Команда имеет право на десять попыток, потом роли меняются. Выигрывает та команда, у которой после десяти попыток будет большее число попаданий в катящееся кольцо.

Эстафета с согнутой палкой

Играют две команды, и, как принято в эстафетах, члены команд выстраиваются друг за другом в колонны. Перед каждой командой лежит слегка согнутая палка, примерно 25 см длины. По условному сигналу первые игроки команд начинают продвигать палку ногой до отмеченной на расстоянии 20 м линии и потом возвращаются с ней обратно. Палку толкают только ногой, подкидывать ее в воздух нельзя, она должна скользить по земле. Игрок, подкинувший палку в воздух, штрафуется: он должен снова пробежать всю дистанцию. Когда первый игрок возвращается, он передает палку второму и так далее. Выигрывает та команда, последний игрок которой раньше вернется с палкой в точку отправления.

Мяч с перьями — передача по кругу

Это простейший вариант английского бадминтона.

Игроки становятся в широкий круг, у каждого в руке деревянная ракетка. Это плоский деревянный круг диаметром примерно в 20 см, который насажен на ручку. Так изготовляется примитивная ракетка для пинг-понга. Мяч с перьями обычно делают так: берут пробку большого размера, режут ее пополам и в нее вставляют три коротких птичьих пера.

В кругу игроки стоят на расстоянии 2—3 м друг от друга. Один из игроков подает мяч соседу справа. Тот тоже передает направо, и так идет по кругу. Игрок, который не сумел передать мяч дальше или плохо принял его, выходит из круга. Количество игроков все время убывает, наконец остаются лишь двое, они соревнуются между собой, стоя на таком же расстоянии друг от друга, как стояли в начале игры. Когда один из них промахнется, второй объявляется самым ловким, то есть победителем.

Индейский мяч

Игра распространена среди северных, то есть канадских, индейцев. Размечается площадка — 50 м в длину, на противоположных сторонах ее двое ворот шириной 2 м. В центре поля втыкается шест. В обеих руках у игроков по ракетке. Ракетки круглые, с деревянной ручкой, на ракетках неплотные сетки, сделанные из кожи или сплетенные из ивы. Ракетки меньше теннисных. Мяч делается из дерева и обтягивается козьей шкурой. Число участников не ограничено, команды могут состоять из любого количества игроков. Обычно в игре принимает участие много народа: эта игра — вариант старинных больших состязаний племен.

Мяч вводят в игру броском. Цель — провести его в ворота противника. Первоначально играли на огромных площадках и лишь до первого гола. Теперь площадки меньше, и играют до 3—6 голов.

Дубинка-пахее

Короткую дубинку делают из специального дерева: гавайские жители называют его улей, или каулиор. Дубинка на конце утолщается, а там, где ручка, утончается.

Дубинку-пахее бросают по травянистой поляне или ровной дороге. Надо, чтобы она почти скользила по земле. Для такого броска требуется определенный опыт, поэтому местные жители смолоду делают себе дубинки, чтобы впоследствии быть ловкими в игре. В дубинку играют вдвоем или командами. Игрок или команда, чья дубинка окажется дальше, получает очко. В состязании нужно набрать десять очков. Кто раньше набрал, тот и выигрывает.

Ноа

Две команды с одинаковым числом игроков сидят друг против друга на земле. Между командами лежит длинная рогожка, на ней пять маленьких холмиков-кучек из толстой пористой коры, которую называют здесь тапой. Холмики или кучки — они все недалеко друг от друга — имеют традиционные гавайские названия: Кихипука, Пилимое, Кау, Фихилука, Кихимое. Под ними нужно спрятать плоский камешек или кусок дерева, который носит название «ноа», как и сама игра.

Команды прячут камешек попеременно. Самый ловкий игрок команды проходит мимо холмиков и у каждого делает вид, что прячет под ним камень. Игроки другой команды не должны видеть, куда он действительно положит ноа.

Проходя мимо холмиков, он приговаривает: «Вот сюда я его положу, под Кау, под Пили, под Кихи, вот куда я спрятал ноа!»

Затем наблюдающая команда пытается догадаться, под каким холмиком лежит ноа. Если она сразу догадается, то получает очко. Команды меняются ролями.

Состязание выигрывает команда, раньше набравшая 10 очков.

Пухеохео

Корни этой игры уходят в глубину народных обычаев. Молодежь собиралась в праздничные ночи, кто-то из жителей кричал призывно в рупор: «Пухеохео!» Так назывался и рупор. И тогда другой житель выходил в круг и пел веселую песенку. Потом снова призыв и снова песенка.

Что означал этот обычай, мы сейчас уже не знаем. От него осталось лишь время игры — ночь. Играют в нее и взрослые. И остался призывный клич: пухеохео.

В игре принимают участие не меньше пятнадцати человек, но может быть и тридцать—тридцать пять. Для нее нужен большой кусок ткани или циновка, которую плетут из уже упомянутой тапы. Иногда этот кусок ткани и называют «та-пой», что означает отбитое полотно. И плоский камень — ноа.

Как и при игре в ноа, здесь две команды сидят друг против друга, у одной из них ноа. Ведущий кричит: «Пухеохео», и тогда трое назначенных игроков поднимают длинную циновку из тапы и, словно занавес, натягивают между двумя командами. Игрок, у которого ноа, передает его какому-нибудь члену команды. После этого занавес падает. Члены команды, у которой находится камень, сидя, наклоняются вперед, опускают глаза в землю, чтобы случайно не выдать себя взглядом. Вторая команда пытается угадать, у кого камень. Каждый член команды может делать три попытки. Если он ответит правильно в первый же раз, команда получает очко. Затем роли меняются, камень прячет вторая команда. Набравшие первыми 10 очков выигрывают.

В настоящее время в эту игру играет и белое население Гавайских островов. Вместо циновки из тапы они пользуются простой оберточной бумагой, на которую иногда наносится индейский рисунок коричневых и апельсиновых тонов. Бумагу сминают, она делается мягкой и в игре заменяет занавес и тапы.

Охота на кита, или Приключения эскимоса

Эта игра известна на Аляске. Играют двое. Для игры нужна ромбовидная фанерка — 10 см в ширину и 15 см в длину. В середине делают отверстие диаметром 2 см. (На севере такие пластинки вытачивают из кости кита, а бруски — из клыков моржа.) Маленький брусок в форме призмы делается из хвойного дерева. Его размеры: 5 X Х7Х10 см. Если для бруска берутся другие породы дерева, его размеры меняются, так как он выполняет роль гири. К двум концам ромбовидной фанерки, как это видно на чертеже, прикреплено два шнурка: на одном из них висит брусок, а за другой фанерку вешают на перекладину или ветку дерева таким образом, чтобы отверстие в середине находилось на высоте пояса. Затем делают две полуметровые палки. Концы палок закругленные и тупые, но достаточно тонкие, чтобы они легко входили в отверстие фанерки. Палки шлифуют наждачной бумагой.

На земле проводят две параллельные линии на расстоянии полутора метров одна от другой. Если играют дети, линии чертятся ближе. Посредине между линиями вешают фанерку. Обязательно нужно проверить, велико ли расстояние между линиями, чтобы игроки не причинили вреда друг другу во время игры. Задача игроков, стоящих на линиях, — просунуть палки в отверстие фанерки и в то же время помешать противнику сделать то же, стараясь отбить своей палкой его палку. И хотя на первый взгляд задача довольно простая, первая же попытка убедит вас, что игра требует большой ловкости.

Играют на время: каждое попадание дает одно очко. Выигрывает тот, у кого большее количество Очков.

Далее