Игры детей Турции





Топач-волчок

Волчок в Турции всеми любимое развлечение. Делают его из специального твердого дерева. Высота волчка 5—7 см, он довольно массивный, почти не стесанный, в заостренный конец его вбит гвоздь с округлой шляпкой. На волчок накручивают крепкую, но легко раскручивающуюся проволоку, другой конец которой игрок держит в руке и, когда бросает волчок, может регулировать его кручение. Устраивают соревнование для двоих и для команды, увлекаются этой игрой не только дети.

Есть и еще игра с волчком. На земле рисуют круг — в зависимости от числа игроков — больший или меньший. Игроки располагаются вокруг. По одному бросают волчок, который называется «топач». Его запускают в круг так, чтобы он вышел из него. Следующие игроки бросают топач так, чтобы он. не выходил из круга. Их задача — вращать топач в круге, чтобы он выбил из него как можно больше топачей противника, а потом вместе с другими топачами вывести свой. То есть нужно запустить волчок в круг и, пока он там вращается, выбивать им другие топачи. Игра требует довольно большой сноровки. Удачно выбитые топачи забирает тот, кто их выбил. Обычно играет много народу. Выигрывает набравший больше топачей.

Собравшие одинаковое количество топачей играют снова.

Лови вора!

Игроки становятся в круг. Выбирая игрока, который будет следить за вором, пользуются интересной считалкой. Все хором говорят стишок или считалку, вытянув к центру круга правую руку. Руки игроков почти соприкасаются. В ритме стишка или считалки игроки поворачивают ладонь вверх и вниз. Каждый начинает вращение ладони как хочет: кто вниз, кто вверх. Поэтому в конце считалки у одних игроков ладонь будет повернута вверх, у других вниз. При последнем слове ладони останавливаются. Смотрят, чья куда повернута. Каких ладоней меньше, те выходят из круга. Оставшиеся снова говорят стишок или считалку, и так продолжается, пока не останутся двое. В помощь им зовут третьего, чтобы можно было установить, каких ладоней больше — повернутых вверх или вниз. Но третьего при подсчете уже не принимают во внимание, он вспомогательное лицо. Тот, кто останется теперь в круге, будет водить.

Водящего в Турции называют «эбэ». Он подходит к стене, поворачивается к ней лицом и опирается на нее. В 6—8 м от стены проводят линию, на ней стоят игроки. Как только эбэ поворачивается к стене, они медленно и осторожно подкрадываются к нему. Осторожно потому, что временами эбэ оглядывается и, если замечает кого-либо из игроков в движении, ловит его и ставит на свое место. Однако, если воры ловки, эбэ никого не может схватить, сколько бы ни оглядывался. А игроки все продвигаются вперед и в конце концов окружают его и салят. И тут же бегут обратно на линию, а эбэ их преследует. Если он поймает кого-то прежде, чем тот достигнет линии, игрок становится на его место.

Другой вариант игры. В него охотно играют и взрослые. Эбэ должен догадаться, кто его щелкнул. Если это удается, игроки меняются местами.

Видка

Играют две команды по четыре-пять игроков — только мальчики. Игрой руководит судья. Он стоит спиной к стене. Игроки уже известным способом (см. игру «Лови вора!») решают, кто будет «верхней» командой, а кто «нижней», то есть эбэ. Нижние под руководством своего капитана отправляются к стене. Капитан наклоняется перед судьей и обхватывает его за пояс. Следующий игрок обхватывает сзади за пояс капитана, и так далее, пока все игроки не будут стоять, наклонившись и ухватив за пояс друг друга, т. е. не будет готова «длинная лошадь». Члены второй команды по очереди впрыгивают на эту лошадь: сначала капитан, затем остальные. Прыгать надо так, чтобы все игроки разместились на лошади. Когда все усядутся, капитан всадников показывает несколько пальцев правой руки, расставляя их вроде вилки, и спрашивает: «Сколько зубьев?» Капитан находящейся снизу команды должен назвать наугад цифру от единицы до пятерки. Если он угадает, команда его освободится от груза. Если не угадает, в новом туре снова его команда будет нижней, то есть эбэ. То же самое происходит, если стоящая внизу команда не выдерживает груза и хребет лошади переламывается. Эта игра еще и на выносливость.

Один к одному

Чехарда со строго установленными правилами. В Турции, «стране сильных людей», это и любимая народная игра, и способ помериться силами. Играют только мальчики и юноши. Один из них эбэ. Он сгибается и держит себя руками за щиколотки, а ведущий приказывает игрокам начать испытания. Он произносит: «Один к одному!», и все по очереди перепрыгивают через эбэ. Затем он говорит: «Два к двум!», игроки снова прыгают, но эбэ теперь немного выпрямляется. Так идет счет до-десяти, и эбэ все время распрямляется. Потом он стоит почти распрямившись, но через него тоже нужно перепрыгнуть.

Когда ведущий досчитал до десяти, он дает особые приказания. Эбэ снова сгибается, а ведущий говорит, каким способом нужно прыгать. Например, опершись одной рукой, опираясь на спину эбэ кулаками, не опираясь вообще или опершись лишь двумя пальцами, присев на минуту на эбэ и т. д. Если эбэ не выдержит нагрузки, споткнется или выпрямится, ему дают несколько минут отдыха, и испытание начинается сначала. Если какой-то игрок ошибется во время прыжка, он тотчас же меняется местами с эбэ. Но тогда испытания начинаются сначала.

Чехарда-эстафета. Две команды строятся в колонны. Первые игроки наклоняются, и члены команды перепрыгивают через них. Но тот, кто перепрыгнул, становится на шаг вперед и тоже наклоняется, и так — прыжками — команды продвигаются вперед. Игроки прыгают друг за другом, но, если кто-нибудь ошибается, он выбывает. Количество игроков в команде становится все меньше, в конце концов в какой-то из них остается только один. Это значит, что другая команда выиграла.

Башня из камней

Игроки выбирают эбэ. На земле чертят круг, посредине его ставят пустую консервную банку. В 15—20 м от круга проводят линию, за ней строится команда. Эбэ стоит у круга.

Игроки плоскими камнями по очереди бросают по банке. Если игрок не попадет в банку, он бежит к своему камню, поднимает его и бежит обратно. Если эбэ схватит его, они меняются местами. Если игрок добежит до камня и поставит на него ногу, эбэ не может его схватить, но эбэ может поймать его, когда он побежит обратно. Бежать за камнем необязательно.

Если кто-то попадет в банку, эбэ начинает «строить башню». Он собирает камни, за которыми не прибежали их владельцы. Складывает их друг на друга и прикрывает банкой. Игроки тем временем могут бежать за своими камнями, а эбэ может их ловить. Поэтому цель игроков — отбить банку как можно дальше, чтобы эбэ пришлось за ней идти. Если эбэ строил башню и никого не ловил, игроки, вернувшись домой со своими камнями, могут снова их бросать. Но если он успел схватить кого-то, пока строил башню, эбэ меняется с ним местами. Того, кто стоит на камне, ловить нельзя. Так как эбэ все время меняются, интерес к игре не утрачивается. Конечная цель есть лишь у эбэ: если ему удастся построить башню из всех камней, он выиграл.

Далее