Игры детей Афганистана

Данда и кеиек

Афганистан расположен между Индией, Советским Союзом, и Ираном — странами, которые славятся своей культурой, своими давними традициями. Естественно, культура каждой из них оказывала на него свое влияние. Это можно проследить и в играх.

В данной игре используют палочку длиной 10 см, оба конца которой заострены: это кеиек. Битой служит более длинная палка, называется она «данда». В земле вырывают ямку длиной 15 см, сужающуюся к концам, по форме она напоминает рыбу. Поперек этой ямки кладут кеиек. Сначала нужно выбить кеиек из ямки битой, и как можно дальше. Игрок имеет три попытки. Сначала он должен выбить кеиек битой из ямки как можно дальше. Если игроки, стоящие в поле, не поймают его в воздухе, то игрок, к которому ближе всех упал кеиек, бросает его обратно в ямку, а бьющий игрок отбивает его дан-дой. Если удара не получилось, то игрок у ямки, щелкнув по заостренному концу, закручивает кеиек в воздухе и бьет по нему. Здесь он может сделать только одну попытку; если этот довольно трудный удар не получился, игрок выбывает из игры. В Индии он имеет право на три попытки.

После последнего удара устанавливается общее число очков. От упавшего кеиека битой отмеряется расстояние до ямки: сколько раз можно уложить данду, столько очков. Затем бьет следующий игрок.

Двенадцать коз

Игра «Двенадцать коз» пришла из арабского мира, где очень любили играть в шашки.

Для этой комбинационной шашечной игры на земле рисуют квадрат. Для игры берут камешки или кусочки дерева. Квадрат разделен на шестнадцать клеток, а линии квадрата, горизонтальные и вертикальные, образуют двадцать пять точек пересечения.

Игроки размещают двенадцать шашек на точках пересечения таким образом, что нижних два ряда занимает один, а верхних два — другой, средний — занимают так, как показано на рисунке, центральная точка остается свободной.

Первый ход решают жеребьевкой, Игрок делает ход в центральную точку, а противник немедленно перепрыгивает его шашку, «съедает». Цель игры: перескочить и «съесть» как можно больше шашек противника. Игроки ходят попеременно, и каждый следит, чтобы меньше получалось таких положений, когда его шашку можно «съесть», в то Же время старается создать невыгодную для противника ситуацию. Это требует некоторого навыка и сообразительности. Шашек в процессе игры становится все меньше. С оставшимися шашками игрок старается забраться в один из углов: там шашки нельзя «съесть». Отсюда можно выходить, но только в случае удобного расположения шашек противника. Игрок, «съевший» все шашки противника, выигрывает. Если у игроков останется по одной-две шашки и они уже не смогут одолеть друг друга, объявляется ничья.

Далее