Игры детей Финляндии





Мяч и гнезда

Игра типа лапты родилась в Азии и попала в Америку, вероятно, через Европу. Бейсбол — уже как американский экспорт — проник в Европу и Азию, и в наши дни он особенно популярен в Японии. Распространен он и в северных странах.

Песапалло — финский вариант бейсбола.

Принцип игры и основные правила совпадают с бейсбольными, поэтому здесь мы не будем на них останавливаться, но, так как форма площадки, расположение игроков и некоторые правила имеют отличия, о них надо сказать.

Размеры поля зависят от того, кто будет играть — мужчины, женщины или дети. На рисунке показано самое большое и наиболее часто встречающееся поле для мужчин. По форме оно напоминает кирпич, заостренный с одной сторны в виде клина. Этот клин — внутренняя площадка, отделенная от внешней разделительной линией. На внутренней территории располагаются дома, то есть гнезда (песа), вдоль них нужно бежать. У верхушки клина полукругом расположено ударное поле, называемое домашним гнездом. Посредине ударного поля имеется ударная тарелка. Бегуны бегут вдоль линии к первому, второму, а затем третьему гнезду, оттуда через внешнюю территорию площадки возвращаются обратно в домашнее гнездо.

Мяч как в теннисе, плотный; обтянут кожей или пластиком. Бита внутри полая, сделана из березы, цилиндрической формы, там, где ручка, она тоньше.

В одежде обязательны лишь перчатки, специальные, сделанные из мягкой толстой кожи, пальцы стянуты более тонким слоем кожи или сеткой. Эти перчатки, удобные для принятия мяча, называют гусиной лапой.

Расположение игроков несколько отличается от бейсбольного. Здесь тоже лишь один игрок ударной команды располагается на ударном поле, то есть в домашнем гнезде, остальные, не вошедшие в игру, выстраиваются за внешней границей защитной территории. Так, бьющий игрок стоит в домашнем гнезде с левой от тарелки стороны, а справа занимает место игрок полевой команды, бросающий, которого называют подавальщиком. Второй полевой игрок, ловящий, который занимает место в 10 м от бьющего игрока на внешней территории, чтобы подхватывать неправильно пробитые мячи и выбивать бьющего на коротком пути. 3, 4 и 5-й полевые игроки в качестве стражей находятся на территории трех гнезд (это нарисованные на земле маленькие поля, а не мешочки, как в бейсболе); на территории за гнездами стоят страхующие игроки (по одному за каждым), 6, 7 и 8-й игроки, а 9-й полевой игрок — защитник располагается вблизи задней линии внешней площадки. Вся длина площадки 90 м, поэтому расположение девяти игроков на этой просторной территории весьма важно.

Ход игры. Подавальщик резко бросает мяч в воздух так, чтобы он падал обратно над тарелкой. Но прежде, чем он коснется земли, очередной бьющий игрок с большой силой отбивает его в поле и бежит к первому гнезду. Если он добежит до него и полевые игроки его не выбьют (сожгут, как выражаются финны), настанет очередь следующего бьющего игрока, во время его удара прежний бьющий игрок, ставший бегуном, может бежать дальше вдоль гнезда, а из третьего гнезда в домашнее гнездо. Если бьющий игрок быстр и ловок, он может за время одного удара пробежать сразу через все три гнезда — это королевская пробежка, если она удается, в награду игрок из третьего гнезда может беспрепятственно идти в домашнее гнездо: тут его уже нельзя сбить. Каждая удачная пробежка дает одно очко.

Каждый следующий бьющий игрок имеет право на три удара, он может просить подавальщика дать три подачи и две из них пропустить. При игре первого бьющего это не имеет особого значения, а в дальнейшем находящиеся в гнездах бегущие игроки получают возможность продолжать перебежки, так как пропущенный удар тоже дает им право бежать. Они могут бежать уже в момент подброса мяча. Бьющему игроку в третий раз обязательно надо бить, а то он окажется в трудном положении. Если он пропустит и третий удар или промахнется, он все равно должен бежать. Подобранный мяч подавальщик бросает игроку, находящемуся в первом гнезде, и если мяч будет там раньше, чем бегун, значит, бегун сгорел.

Бьющий игрок сгорает, если кто-то из полевых игроков поймает пробитый мяч в воздухе. Он сгорает даже в том случае, если и не двинулся еще к первому гнезду; а находящиеся в гнездах игроки не могут бежать. Бегущие до тех пор могут бежать к следующему гнезду, пока страж его не получил в руки брошенный ему из поля мяч. Если это произойдет раньше, чем бегун туда добежит, он сгорел.

Во время одного бега можно достичь нескольких домов, но нельзя ни один обходить и отходить от намеченного пути, ибо это тоже означает, что игрок сгорел. Во время одного удара может сгореть сразу несколько игроков. Если, например, страж гнезда получит из поля мяч, сгорает игрок, приближающийся ко второму гнезду. Однако страж тут же передает мяч стражу третьего гнезда, и, если он это сделает быстро, тогда сгорает не добежавший до третьего гнезда еще один игрок.

В одном гнезде одновременно может находиться лишь один бегущий. Если при каком-то ударе в каждом гнезде имеется по бегущему игроку, тогда происходит вынужденный бег: каждый бегун должен выбежать из гнезда, чтобы дать место следующему. В таких случаях особое значение имеет трехкратное право удара бьющего игрока. Если бегун приближается к гнезду, где находится его сотоварищ, тот сгорит.

Счет. Очки получает лишь бьющая команда. Каждая удачная пробежка (когда бегун вернется в домашнее гнездо) — одно очко. Если полевая команда сожжет трех игроков противника, команды меняются местами, и теперь уже другая команда получает возможность набирать очки. Во время одного тура каждая команда должна один раз быть бьющей. Сколько очков она за это время наберет, записывается на ее счет. При соревнованиях бывают один, два, три и четыре тура.

Какая команда наберет больше очков за определенное время, та и выигрывает. Играют на очки и так: какая команда раньше наберет 50, 75 или 100 очков. Система счета не единая даже во время состязаний и чемпионатов.

Жеребьевка. Какая команда будет полевой или ударной, решают своеобразной жеребьевкой. Два капитана команды становятся друг против друга; один подбрасывает биту вверх, другой ловит и, держа вертикально в руке, протягивает противнику. И начинается обхват биты. Оба попеременно крепко обхватывают биту — с того места, где ухватил ее поймавший игрок. Капитан, которому удастся схватить биту последним, выбирает.

Горящий мяч

«Выбить мячом» у финнов называется «сжечь». Вот один из вариантов такой игры. На земле чертят круг, внутри его стоят игроки. Диаметр круга 6—8 м; если участвует больше игроков, то и диаметр больше. Сжигающий стоит с мячом вне круга и старается попасть в игрока. Если это удастся, игрок, в которого попали, выходит из круга и становится помощником сжигающего. Теперь они уже могут бросать мяч друг другу, делать обманные броски в круге. Число находящихся вне круга растет, находящихся внутри уменьшается. Кто останется в круге последним, тот самый ловкий, он и выигрывает.

У кого валек?

Играет любое количество людей. Выбирают водящего. Он считает до пятидесяти, а остальные в это время прячутся среди кустов и деревьев. Водящий стоит посреди площадки для игры, у большого камня или вблизи дома. Один из спрятавшихся игроков держит какой-либо предмет. В старину обычно брали валек, которым женщины стирали белье.

Досчитав до пятидесяти, водящий начинает искать. Если он кого-то находит (недостаточно увидеть, надо дотронуться до спрятавшегося), тот становится пленником и больше в игре не участвует. Цель водящего — найти игрока с вальком. Если это произойдет, игра закончена, и они меняются местами.

Если водящий удалится от камня так далеко, что игрок, у которого находится валек, успевает добежать до камня, он кричит: «Валек вернулся в дом!» Все игроки выходят, а водящий снова считает.

Во время игры все участники следят за тем, куда пошел водящий, и предупреждают того, у кого валек, далеко ли водящий, стоит ли бежать к камню. Так как пойманным считается лишь тот игрок, кого водящий коснулся, каждый, в том числе и владелец валька, может перебегать с места на место.

Закопченный горшок

Это вариант «оброненного платка» — игры, известной у многих народов. Правила те же, что в европейских и африканских вариантах. От финской старины дошло до нас и название игры. Игроки — закопченный горшок и картофелины — встают в круг; за кругом расхаживает повар. Кто не заметит оброненного за его спиной платка, становится в круг. Если все, кроме одного, находятся в кругу, повар кусочком дерева «протыкает» надутые щеки игроков, то есть картофелин, чтобы узнать «мягкие ли они, сварились ли». Таким образом он может снова выпустить игроков в круг и продолжить с ними игру.

Далее