Игры детей Венгрии





Круговая лапта

В эту игру играют в области Хевеш.

Площадка круглая диаметром 15—20 м, на окружности ее располагается команда подающих. Вторая команда занимает место внутри круга, это команда прячущихся. Два главных игрока — жеребьевкой выбирают, в какую команду они попадут, — берут два камня одинакового размера, один помечают и одновременно подбрасывают камни. Чей камень упадет на землю раньше, тот выбирает первым. Эта странная жеребьевка повторяется до тех пор, пока каждый игрок не попадает в какую-нибудь команду.

Каждый член подающей команды стоит на линии круга возле своей лапты (положенный или воткнутый в землю кусок дерева). Самый ловкий подающий — у него лапта большего размера, так называемая главная лапта — руководит игрой. Прячущиеся стоят в кругу и следят за подающими.

Члены обеих команд стараются выбить друг друга. Один из подающих бросает мяч другому подающему (мяч из тряпок или кожаный, набитый волосом), по возможности главному. Он прицеливается в какого-нибудь игрока прячущейся команды и бросает в него мяч. Если удается попасть, тот выходит из круга. Если нет, прячущиеся стараются завладеть мячом и выбить кого-либо из подающих. Прячущиеся могут передвигаться внутри круга, но подающие не могут сходить со своих мест. Они пытаются ввести в заблуждение прячущихся, передавая друг другу мяч.

Если выбивают главного подающего, на его место немедленно нужно поставить другого: без главной лапты игра продолжаться не может. Иногда в конце игры на месте остается один главный подающий. Он теперь может «крутиться», то есть бегать от лапты к лапте независимо от того, есть у него мяч или нет. Если он останавливается у лапты, его нельзя выбить. Выбить его можно лишь во время перебежки.

Случается, что прячущиеся не могут попасть ни в одного из подающих. Это называется «непорочной лаптой».

Если мяч попадает вне круга, «зажигают свечу» — игрок бросает мяч вертикально вверх. Тот, кто его поймает, продолжает игру за свою команду.

Выигрывает команда, выбившая раньше всех игроков противника.

Интересный вариант игры, когда участвуют трое. Два подающих и один прячущийся. Этот прячущийся, находящийся посреди круга, стоит двоих игроков. Если его выбивают, у него есть право играть еще раз. Выигрывает тот, кто выбивает противника (или противников) раньше.

Один в круге

Из многочисленных игр в мяч эта игра, которой больше века, и сейчас самая популярная в Венгрии.

Пятнадцать-двадцать игроков становятся в круг и бросают друг другу маленький мячик, пока кто-то не ошибется и не уронит его. Этот игрок входит в круг, становится посредине. Игроки продолжают передавать мяч, но следят, чтобы его не схватил стоящий посредине. Если игрок схватит мяч, брошенный ему с другой стороны, он старается выбить стоящего в центре. Если попадет в него, то упавший мяч ловят и ждут возможности бросить в стоящего в центре. Если бросавший не попадет в стоящего в центре, он идет на его место.

Если же стоящий в центре перехватит мяч, который игроки передают друг другу, он может бросить его в любого, В кого попадет, тот занимает его место.

Мячом, брошенным не с линии круга, сбить стоящего в центре нельзя.

Игра становится интереснее, если идет в хорошем темпе и быстрой передачей удается заставить хорошенько повертеться и попрыгать стоящего в центре.

Игра в чижик

Игра эта известна очень давно. Пришла она в Венгрию, по всей вероятности, из Азии, как и лапта. В Китае она называется «Прут и бита», в Индии — «Гооли-данда», в Афганистане — «Данда-кеиек». Похожие игры встречаются и в Северной Америке.

Венгерская игра в чижика несколько отличается от восточных вариантов.

Для игры берут брусок дерева, длина его равна расстоянию между большим и указательным пальцами, толщина 3—4 см, оба конца его заострены. Это чижик. Нужна бита длиной около метра, такой же толщины, как и чижик. Размечают ровную площадку, вырывают на ней небольшую ямку, кладут поперек ее чижик и бьют.

Играют две команды, капитаны отбирают себе игроков. Один капитан бросает другому биту. И когда тот ее поймает, начинают по очереди обхватывать рукой биту. Тот, кто последним схватит оставшуюся часть биты, выбирает первым. Выбирают попеременно, пока не наберут две равные по числу игроков команды.

Команда на площадке — бьющая, другая — вне площадки — полевая. Капитан, что последним ухватил биту, имеет право объявить свою команду бьющей в первом туре.

Один из находящихся внутри игроков подсовывает биту под лежащий поперек ямки чижик и выбивает его так далеко, как только может. Находящиеся снаружи располагаются на площадке и стараются схватить подброшенный чижик в воздухе. Если им это удастся, бьющий игрок выбывает, и команды меняются местами. Если же им не удастся, тогда следует новая попытка.

Бьющий игрок опять укладывает чижик поперек ямки, и кто-то из находящихся снаружи старается с той точки, куда при первом ударе упал чижик, попасть в него, бросив биту. Если это ему удастся, бьющий игрок также выбывает, и обе команды меняются местами. Если не удается, следует третья попытка.

В третий раз бьющий игрок помещает чижик на небольшом возвышении и бьет по одному из его заостренных выступающих концов битой, и пока чижик в воздухе, старается как можно больше раз по нему ударить. Очень существенно, сколько раз ему удастся ударить по чижику, пока он в воздухе. Если один раз — это одно очко, два — два, три — три, четыре — четыре. Самые ловкие могут ударить и пять-шесть раз.

Теперь бьющий игрок снова, как в самый первый раз, выбивает чижик из ямки как можно дальше. Он может сделать три попытки: считается самый дальний удар. Расстояние этого удара запишут на его счет в очках.

Подсчет очков происходит следующим образом: бьющий игрок идет к упавшему чижику и оттуда отмеряет расстояние до ямки длиной биты. Если при третьей попытке он сумел только раз ударить по чижику в воздухе, тогда число, указывающее, сколько раз легла бита по своей длине, удесятеряется. Если он ударил два раза, число умножается на двадцать, три — на пятьдесят, четыре — на сто.

Если он выдержал успешно все испытания и набрал для своей команды очки, следующий член команды пытается проделать то же самое, затем третий и так далее, пока бьющий игрок не выбудет или пока все члены команды не ударят по очереди. Очки отдельных членов команды складываются. Если игрок выбывает при какой-то попытке, другая команда становится бьющей. Команды заранее договариваются, сколько туров они играют — сколько раз можно меняться местами. Побеждает команда, набравшая большее количество очков.

Варианты. Игроки рисуют на земле круг любого размера. Бьющие игроки, то есть находящиеся внутри, выбивают чижик из ямки, находящейся посредине круга, так, чтобы он упал вне круга. Если это не удастся, бьющая команда выбывает. То же самое случается, если находящийся вне круга полевой игрок сумеет схватить чижик в воздухе и бросить в круг.

Остальные правила такие же, как ранее описанные. Игра в чижик с промером. В этом варианте чижик выбивают не из ямки, а из двух камней, между которыми он положен. Команд нет, каждый играет за себя. Первый игрок берет биту и выбивает чижик на такое расстояние, на какое он хочет. Однако если чижик упадет ближе, чем пять длин биты, игрок выбывает. Если удар был правильным, остальные спрашивают у него, на каком расстоянии находится чижик. Игрок оценивает расстояние и говорит, сколько раз уложится в нем бита. Он может считать только пятерками, следовательно, говорить: 5, 10, 15, 20 и т. д. Остальные или принимают его подсчет и в очках записывают в его пользу, или не принимают и начинают мерить. Если бита укладывается большее число раз, чем оценил игрок, он выиграл, и ему записывают двойное количество очков. Если он оценил больше, чем на самом деле, ему ничего не записывают, и он выбывает из игры.

Играют еще и так: игроки заранее договариваются, на какое расстояние они отбросят чижик. Первым бьет назвавший самое большое расстояние. Ему записывают очки только в том случае, если он выполнил то, что хотел. Если он бросил дальше, то по предварительному соглашению получает особое награждение. Если ударил ближе, получает штраф: лучший игрок выбивает чижик так далеко, как может, а штрафник должен допрыгать до него на одной ноге и так же вернуться обратно.

Игра в рому

Старинная венгерская игра.

Рома — это колышек, сделанный из твердого дерева, 30 см длиной, толщиной в руку, один конец его заострен. Рому берут за незаостренный конец и резко бросают ее в землю, так чтобы она крепко встала в ней заостренным концом. Играют двое или командами. Один вбивает рому в землю (земля должна быть рыхлой), противник старается вбить свою рому точно возле первой, чтобы сдвинуть ту с места. Это удается редко, чаще первая рома только покачнется. Но в результате столкновения и вторая рома не стоит прочно на земле. Теперь снова может бросать первый игрок. Он пытается выбить вторую рому. Игра идет, пока кто-то не выбьет противника.

Если играют командами, то члены команд, попеременно сменяя друг друга, стараются ослабить положение ром противников, а свои покрепче вбить в землю. Чью рому выбьют, тот выходит из игры. Игра длится до тех пор, пока все ромы будут выбиты, за исключением одной. Владелец оставшейся ромы приносит своей команде победу.

Особый вариант. Игроки, держа в руках ромы, становятся в широкий круг, каждый на определенном месте. Ромы по очереди бросают в центр круга, стараясь их прочно вбить. Кому это не удастся, тот должен пробежать оговоренное ранее расстояние туда и обратно. Остальные в это время на его месте копают ромами землю и выкопанную относят в сторону. На чьем месте после трех кругов выкопают больше земли, того ставят с завязанными глазами, и остальные бросают ему на ноги вырытую землю.

Перетягивание каната

Все знают обыкновенное перетягивание каната, оно распространено во многих странах мира. Мы здесь опишем вариант, который популярен в Венгрии.

Кто тянет лучше? Два конца веревки связывают, трое игроков становятся так, чтобы каждый находился друг от друга на расстоянии четырех-пяти метров. Веревка у каждого игрока на поясе, и они растягивают ее так, чтобы образовался треугольник. Игроки стоят по трем углам лицом наружу. На расстоянии метра от каждого игрока находится шест. И по сигналу каждый игрок пытается подтянуть к себе двух других. Кто раньше достигнет своего шеста, сдвинув противников, победитель.

Варианты эстафет

Две команды строятся в две колонны рядом. В 15—20 м от команд в землю воткнута палка, обозначающая границу. По сигналу игроки, стоящие первыми, бегут к палке, обходят ее и возвращаются к команде, становясь последними в ряд. Затем бежит второй, третий и т. д., пока не пробегут все. Побеждает команда, чей последний игрок вернулся раньше.

Эстафета с мячом. У первых игроков команд в руках мяч. По сигналу мяч над головами передают назад. Последний с мячом бежит и становится впереди шеренги. Все повторяется до тех пор, пока команды не оказываются в первоначальном Положении. Побеждает команда, которой это удастся раньше.

Эстафета с ударами по мячу. У обеих команд по легкому мячу. По сигналу они бегут до отмеченной границы и обратно, все время ударяя мячом о землю. Это повторяет каждый игрок. Кто неправильно это делает или не обходит палку, выбывает, а его команда проигрывает. Иногда требования усложняются: надо попеременно ударять мяч то правой, то левой рукой.

Мяч волнами. Игроки становятся в колонну и передают мяч назад. Но не над головами, а первый игрок отдает мяч на высоте пояса с правой стороны, второй с левой, третий снова с правой и т. д. Передаваемый таким образом мяч создает иллюзию волнообразного движения и делает игру не только труднее, но и забавнее.

Шутливые эстафеты

Часто в эстафетах придумывают какие-нибудь шутливые требования:

  1. Бегущие скачут на одной ноге туда и обратно. Держат поднятую ногу сзади рукой.
  2. Скачут, держа левое колено двумя руками.
  3. Бегут, присев на кор точки.
  4. Держа на голове книгу.
  5. Бегущий держит в ложке сырое яйцо.
  6. Туда бегут, обратно кувыркаются.
  7. У пограничной палки надо выполнить какое-нибудь задание: встать на руки, перекувырнуться, вдеть нитку в иглу, ответить на головоломный вопрос.
  8. Из одной команды одно временно бегут два игрока: один идет на руках, другой держит его за ноги.
  9. Два игрока бегут обняв шись.
  10. Становятся спиной друг к другу, руки сзади сцепляют и так бегут.
  11. Один несет другого на спине.
  12. Прыгают двумя но гами.
  13. На четвереньках,
  14. Прыгают по-лягушачьи.
  15. Добираются по цветочным горшкам. У бегуна два перевернутых горшка, они связаны веревкой длиной около трех метров. Бегун тянет веревку и перемещает вперед горшки, ступать можно только по ним.

Далее