Уроки рисования - Урок 15





Второй урок цвета

Здравствуйте, дорогие друзья. С вами Анна.

Сегодня мы продолжим изучать цвет. Напомню, что первый открыл природу цвета Исаак Ньютон. Он разложил белый луч, и увидел цвет, как систему. Система эта была проста. Цвета: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий и фиолетовый Ньютон поставил в ряд. В этой же последовательности увидел он их в луче света пропущенного через призму. Эти цвета взяты за основу художниками. Цвета, открытые Ньютоном, мы видим в радуге. И эти цвета же художники и ученные называют спектром.

Потом Ньютон соединил концы спектра в круг. И между красным и фиолетовым он поставил еще один цвет: пурпурный для плавности перехода.

Этот круг Ньютона является основой всех спектров.

Посмотрите на него: В нем 9 цветов. Девятый цвет это белый, который расположен в центре круга. Он говорит о том, что все цвета вокруг него вышли из белого. Это и доказал Ньютон, выделив эти цвета из белого луча. Мы вернемся к спектру чуть позже.

А сейчас я напомню, что на прошлом уроке мы изучили, что в глазу человека есть три воспринимающих цвет колбочки, они позволяют нам видеть три цвета: красный, желтый и синий.

Возьмите сейчас бумагу акварельную краску и положим на бумаге три мазка: красный, желтый, синий. У кого есть компьютер и кому чуть-чуть знакома программа photoshop (фотошоп), то можно сделать это задание «кистью» в фотошопе.

Три эти цвета являются основой нашего (человеческого) восприятия цвета.

В спектре мы видим в центре эти три цвета: красный, синий и желтый. Это цвета составляют равносторонний треугольник это своеобразный "костяк" всех спектров.

Попробуйте сделать такой спектр в акварели и на компьютере.

Хоть наши воспринимающие колбочки в глазу позволяют нам видеть только три цвета, огромное количество других цветов и оттенков мы видим потому, что в глаз поступает разные потоки света. Свет идет сверху подобно волне и как вода может проникнуть даже в маленькую щелочку. Свет по составу не одинаков. Он состоит из быстро движущихся частиц и волн. А состоящий из волн свет имеют волны разной длины.

И когда мы смотрим, например, на небо, то в глаз идут лучи света с преобладанием лучей с той длиной волны, которые вызывают у нас ощущение голубого цвета. Но, иногда, при определенном освещении солнцем, глаз может видеть сверкающие цветные точки или цветные пятна на небе. Это наш глаз уловил другие лучи, с другой длиной, которые попали в глаз. Так бывает, но в основном наш глаз устроен так, что он видит при смешивании лучей разных длин, тот один цвет, который преобладает. Каких лучей, с какой длиной больше. Мы видим только результирующий цвет. Это все происходит в мгновение ока. Нам самим ни чего делать не приходиться, глаз делает это все сам, настолько мгновенно, что мы этого не замечаем.

Что же нам дает, как художникам знание, что такое цвет и свет, как видит цвет глаз, что такое спектр? Сейчас попробуем выяснить.

Мы с вами поняли, что наш глаз, устроен так, что может воспринимать только три цвета. Красный, синий, желтый. Остальные цвета помогают нам видеть разные лучи света, которые попадают в наш глаз. Но вот на этом физиологический и физический, (связанный с устройством нашего глаза), процесс заканчивается. Начинается тема тонкая и красивая. Психологическая. Поскольку цвет воспринимается людьми очень индивидуально. И художник может передавать свое видение мира на картине. И люди, смотря на картину, понимают, как мир многоцветен и это вызывает радость. Мы уже знаем, что каждый человек, с разным настроением, здоровьем, с желанием или без, видеть, как можно больше цветов вокруг, воспринимает мир цвета не одинаково. Одни видят только грубо окрашенные поверхности, другие видят очень тонкие оттенки. Для кого-то все листья на дереве одинаково зеленного цвета. Для кого-то все дерево сверкает различными тонами, от голубого до желто-салатового, и пурпурного. Откуда в зеленом дереве пурпурный, спросите вы? Приглядитесь, возможно, вы его найдете в тенях? А желто-салатовый поищите в освещенных солнцем местах.

Почти у всех людей многие цвета связаны с воспоминаниями или образами. Например, при виде красного цвета многие представляют себе огонь.



При виде лазурной ткани многие вспоминают море. Такие живо вообразимые образы, появляющиеся при виде цвета, называются ассоциациями.



Иногда при виде цвета возникают не только образы, но и представляются звуки, меняется настроение, многие цвета связываются в ассоциациях с температурой (горячий, холодный, теплый), цвета и дают ощущение расстояния.

Посмотрим. Например:

КРАСНЫЙ



Голубой:
Образ: Огонь. Кровь. Вино.
Температура: Горячий.
Расстояние: Близкий.
Влажность Сухой.
Звук: Громкий.

ГОЛУБОЙ



Голубой:
Образ: Вода. Холод. Море.
Температура: Холодный.
Расстояние: Далекий.
Влажность: Мокрый.
Звук: Тихий.

ОРАНЖЕВЫЙ


Оранжевый:
Образ: Апельсин. Осень. Солнце.
Температура: Теплый.
Расстояние: Близкий.
Влажность: Сухой.
Звук: Громкий.

Продолжить можете сами. Возьмите спектр в круге Ньютона и попробуйте, глядя на каждый цвет, ответить на вопросы: какой вы видите образ, ощущаете температуру, расстояние, влажность, звук.

Если у вас такие же впечатления и ощущения от цветов: красный, голубой, оранжевый, как в примере, то мы можем сделать такой вывод: если стены в доме окрашенные в красный цвет, то этот цвет создаст ощущение маленькой комнаты, потому что красный зрительно приближается (расстояние - близкий). А цвет голубой зрительно отдалит стены и даст ощущение большего пространства (расстояние – далекий)

Оказалось, что цвета вызывают ассоциации не только образа, звука, расстояния и температуры, но и веса. Ученные провели эксперимент, в котором группа людей таскала ящики, заполненные песком. Одни ящики были окрашены в ярко-оранжевый цвет. Другие - в темно- коричневый. Потом этих людей спросили, одинаковые ли ящики по весу, и какие ящики им кажутся тяжелее? И 90 человек из 100 ответили, что намного тяжелее были ящики коричневые. Но на самом деле все ящики были одинаковые по весу. Оранжевые ящики были радостными по цвету и показались людям много легче.

Однажды один человек пришел к врачу и сказал, что у него постоянно плохое настроение, и спросил, что мне делать. Врач сказал ему: впусти в свой дом радугу. Покрась стены и потолок в доме в радостные цвета. Перемени одежду на яркую, смени мебель, перекрась свою жизнь в радужные цвета. Человек так сделал, и настроение у него стало, с тех пор веселым и радостным.

Есть такое направление в медицине: цветотерапия. Лечение при помощи цвета. Человек очень восприимчив к цвету, который его окружает. Например, человек, долго живущий в серых цветах: серые стены, серая одежда, может почувствовать угнетение, подавленность. Ему нужно срочно перекрасить стены. А наоборот, человек, живущий долго среди красных стен, может почувствовать, раздражительность, возбудимость, злость, усталость глаз, у него даже может болеть сердце и повышаться давление крови на сосуды. А голубой цвет, наоборот, способствует понижению давления, быстрому заживлению ран, уменьшает головные боли, но может вызвать пассивность, ничего «нехотение», если жить среди голубых стен слишком долго. Да, не стоит жить долго в комнате со стенами одного цвета, лучше чаще менять окраску, чтобы она не повлияла на настроение и здоровье. Это же относиться и к картинам на стенах и к мебели.

Даже характер и культура того или иного народа может быть зависима от цветов среди которых эти народы живут. Например, народы крайнего Севера, живущие среди белого, синего и голубых цветов, имеют спокойный, неторопливый, даже флегматичный, характер. Поют песни длинные, долгие, заунывные, которые можно долго петь, глядя на белые просторы снега, вокруг, ни куда не торопиться. А вот народы Африки, где в природе много очень ярких цветов, всех оттенков, где много высокогорий, водопадов и рек, одеваются тоже очень ярко, и имеют задорный и подчас взрывной характер. И песни и музыка их, в сравнении с жителями Севера, быстрая, заводная, шумная, словно все цвета спектра отразились в ней.

А сейчас вернемся к спектру Ньютона. На спектре изображены основные цвета радуги плюс сиреневый. После Ньютона многие художники и ученные дополняли и развивали тему спектра и делали свои, новые спектры. Например, есть спектр с дополнительными оттенками между основными цветами. Их делали так тщательно, чтобы совсем уничтожить видимый переход между цветами.



И именно спектр помогает понять закономерности цветовых сочетаний. Он дает понять, какие цвета сочетаются друг с другом, а какие нет, «не дружат». И художнику это важно знать. Ведь любой цвет в мире, не воспринимается сам по себе, он всегда находиться в соседстве. И потому мы всегда видим его рядом с другими цветами, сочетающимися или не очень. Французский философ Д. Дидро писал в своей книге о живописи, что есть дружественные и враждебные цвета. И что некоторые из них настолько трудно объединимы, что, находясь рядом, они просто «режут» глаза, и «кричат» о своей несовместимости.

Например, посмотрите, цвета в сочетании друг с другом, где они не дружат и «кричат»



Почему они не дружат? Посмотрите внимательно, главный минус их «дружбе», в том, что они оба одинаково яркие и одинакового размера. Представьте, что вы живете в стенах с такими цветами. Будет тяжело. Значит, один из цветов может существовать, но второй нужно подбирать по спектру, чтобы он гармонировал.

Есть много способов, как гармонировать цвета. Многие художники рисовали сложные спектры и искали в этих схемах сочетающиеся цвета при помощи геометрии математики.

Позже я расскажу вам как это делать. Но, сначала, я вам открою один древний секрет старых мастериц вышивки, как подобрать гармонично сочетающиеся цвета. Этот способ прост и гениален, как все народное. Работает он безукоризненно.

Вышивальщицы в основном работают на белых полотнах. Вышивая, они подбирали одну цветную ниточку к другой. Один цвет к другому. Имея перед собой белую основу, они идеально подбирали правильный цвет. Как они это делали? Например, вышивальщице нужно подобрать гармонично сочетающийся цвет зелени к уже имеющейся кроваво красной розе.

Представим цвет ниток лепестков розы и поищем к ней гармоничный цвет зелени при помощи красок.



Можно искать до бесконечности, особенно пока ваш глаз «не настроен» на цвет, как глаз художника. Будет получаться не очень.

Но можно сделать проще. Не нужны здесь и краски. Вышивальщицы делали так, клали на белую ткань, прямо перед лицом, ту красную нитку, которой вышивалась роза. Потом пристально смотрели на эту нитку несколько секунд. И быстро убирали нитку. И если продолжать смотреть на то место где только что лежала нитка, вы увидите на белом полотне зеленый цвет. Он великолепно и точно сочетается с красным цветом. Остается только его запомнить и подобрать нужную ниточку. Попробуем.

Возьмите белый лист бумаги. Нарежьте несколько маленьких квадратиков или кружочков из цветной бумаги. Можно использовать старый журнал. Смотрите только, чтобы цвет квадратика был однородным. Красный должен быть чисто красный. Без примесей другого какого-нибудь другого оттенка. Размером квадратик сделайте примерно с 10 копеечную монетку. Приготовьте три квадратика: ярко красный квадратик, ярко желтый и ярко фиолетовый. Но для эксперимента достаточно и одного красного. Положите квадратик в центре белого листа бумаги. А бумагу положите на стол перед собой. Наклонитесь над листом и пристально смотрите на красный квадратик. Смотрите достаточно долго. Не мигая. Потом рукой быстро уберите красный квадратик с листа бумаги. Сама бумага остается. Лучше даже попросит кого-нибудь, помочь вам, быстро убрать квадратик, чтобы вам не терять внимания. Продолжайте смотреть на то место, где был красный квадратик, и точно на этом месте засветиться бумага и проявиться зеленый цвет. Нужного нам оттенка зелени. Может быть он с дополнительной желтизной или голубизной, что будет точно сочетаться с цветом вашего красного квадратика.

Когда вышивальщица вышивала розу, то ее красная нитка могли быть разных оттенков красного. От алого до малиново-красного или буро-красного. Мы знаем, что красный цвет бывает разный. В нашем эксперименте красный цвет даст на бумаге тон именно того зеленого, который лучше всего подходит к нему.



Пробуйте. Я уверенна, что у вас получиться. Если не удалось с первого раза, не отчаивайтесь, попробуйте еще и обязательно получится.

Если вы будете проводить такой же эксперимент с желтым квадратиком, то скажу, что на белой бумаге должен появиться оттенок фиолетового цвета. А с фиолетовым квадратиком, наоборот - желтого.

На следующем уроке мы закончим тему цвета и будем делать цветовую композицию.

К списку уроков рисования

Анна
14 апреля 2013 года