Уроки рисования - Урок 13





(продолжаем исследовать рисование головы «в три четверти»)

Здравствуйте, с вами Анна!

Продолжим изучать голову. Нам нужно научиться рисовать голову в «три четверти».

Мы с вами сделали на прошлом уроке две болванки для начального понимания, как устроена голова, сделали коробок с носом и яйцо с носом.

Почему, как только мы сделали нос, наша болванка ожила? Попробуем понять.

Сейчас мы сделаем одно упражнение, стоя перед зеркалом:

Опустите руки. Держите голову очень прямо и медленно подойдите к зеркалу совсем близко. До того момента пока не коснетесь его.

Чем вы коснетесь его в первую очередь? Конечно, носом. При условии, что голову вы держите прямо, не наклоняете. Значит, нос человека это самая выступающая часть лица. Это доказал нам и Буратино, проткнув нарисованный очаг носом.

Когда мы сделали носы нашим коробке и яйцу, они сразу стали походить на людей. Нос очень приметная часть. Нос всегда впереди. Не зря нос называю любопытным и сующимся во все дела. Нос - это первое, что человек приносит с собой, входя в дверь. Можно сказать, что нос всегда идет впереди человека!

Но вернемся к яйцу и коробке.

Посмотрите на два портрета, где головы повернуты в «три четверти» и попробуем в них угадать коробок или яйцо.

Веласкес:


Карл Брюллов:


Посмотрите еще примеры и попробуйте мысленно вписать лица на портретах в круг или в коробку.

Художник Локтионов А. О.:

Лукас Кранах Старший:

Сальвадор Дали:

В целом человеческое лицо это что-то среднее между округлостью и квадратностью и имеет свою особую форму. Но все же, некоторые лица очень походят на форму яйца или напоминают прямоугольную коробку.

Женские и детские лица так и просятся в круг, мужские лица выглядят квадратными.

Посмотрите в зеркало и определите, какое ваше лицо? Во что его хочется вписать в круг или квадрат?

Круг, квадрат это внешняя форма.

Чтобы подробнее увидеть, как устроено лицо, представим лицо человека как ландшафт.

Например, мы будем рассматривать голову лежащего, связанного Гулливера, где лилипуты, как скалолазы, лезут на его голову, будто это скала.

И, конечно, самая высокая вершина для них был бы нос. Потом они штурмовали бы лоб и скулы, а самой низкой горой был бы подбородок. Глазницы показались бы лилипутам ямами. А со щек лилипуты скатывались бы как с горок.

Значит лицо наше, не просто плоский блин, ровное яйцо или сторона коробки, оно сложное, в одном месте выступает, в другом проваливается.

Многие художники древности, изучая строение головы, старались создать определенные каноны, которые бы помогли бы им научиться хорошо рисовать головы.

КАНОН (греч. kanon — "норма, закон", от kanon — "прави?ло, отвес, эталон"). Слово "канон" происходит из семит. kan — "мера длины". Канон- это строгий образец чего-либо, на который надо ориентироваться.

Эти каноны дали им возможность совместить видимость округлости и квадратности, когда они рисовали голову.

Художники древности соединили в рисунках канона и округлость яйца «рубленность» коробки.

Посмотрите на учебные рисунки. Слово «рубленность», когда его употребляют художники, означает специальное «огрубление» формы. Это помогает лучше понять форму. И хорошо выявить все плоскости.

Учебный рисунок:

Учебный рисунок:

Теперь мы можем еще дальше продвинуться в изучении головы и лица.

Подойдите к маме, папе или бабушке и попробуйте ощупать лицо руками, как вы уже делали это однажды.

Но сейчас мы сделаем это более осознанно.

Попробуйте ощутить руками то, что вы уже знаете:

Что нос выступает дальше всех. И с ним руки встретятся первыми. Потом лоб и скулы. Лоб имеет плоскость. Не зря, когда говорят: уперся лбом, то представляется, как человек уперся всей плоскостью лба в стену, а не одной точкой. Но если легонько упереться носом, то коснешься кончиком носа. Нос довольно острый. Зато нос имеет спадающие плоскости по бокам. Постарайтесь почувствовать эти плоскости.

Пусть учебный рисунок будет вам в помощь.

Найдите самую выступающая точку скул, плоскость лба и линию щек. Попробуйте ощутить это руками.

Повторим наше первое упражнение с зеркалом:

Коснитесь носом зеркала, как вы делали прежде. Голову держите прямо. Нос не оспорим. Он самый первый.

А если вы медленно из этого положения наклоните голову вперед, то заметите, что лоб тоже коснулся зеркала.

Значит лоб это вторая самая выступающая часть на лице. После носа, конечно. Нос вне конкуренции. По сравнению, скажем, с подбородком лоб выступает вперед очень сильно.

Если мы, стоя прямо перед зеркалом, задерем сильно голову вверх, то подбородок тоже упрется в зеркальную плоскость. Но задирать нам придется очень сильно, сильнее, чем наклонять. Значит, лоб находиться выше, чем подбородок. Лоб выступает сильнее.

Скулы тоже одна из самых выступающих частей человеческого лица. Просто мы их не можем прислонить к зеркалу, мешает нос.

У некоторых людей скулы выступает вперед сильнее лба. А у других людей наоборот лоб выступает вперед дальше скул.

От этого качества, что выше лоб или скулы и зависит форма основной линии лица. Назовем ее «силуэтной линией».

Посмотрите сейчас на силуэты, сделанные с людей, головы которых в положении «три четверти»:

Силуэт:

На этом силуэта линия лба, глазницы и скулы характерна тем, что лоб выше, он выступает сильнее скул (щёк).

Силуэт:

На этом силуэте лоб и скула на одной высоте.

Силуэт:

На этом силуэте щека выше, чем лоб.

Силуэтная линия очень важна!

Первое, что нам нужно будет нарисовать это силуэт головы:

Но будем мы учиться этому на следующем уроке. И нам пригодятся наши болванки яйцо и коробок.

К следующему уроку приготовьте:

  • бумагу А4
  • карандаш

До встречи!

К следующему уроку

К списку уроков рисования

Анна
05 ноября 2012 года