Уроки рисования - Урок 10

Умение видеть и думать

Здравствуйте! С вами Анна!

Сегодня мы будем рассматривать глазами разные предметы и потом описывать их словами. Проще сказать, этот урок посвящен видению и умению думать, больше чем рисованию.

Это поможет нам впоследствии освоить технику наброска с натуры и по воображению. Набросок это очень древняя техника рисования. Сказать просто, набросок это очень-очень быстрый рисунок. Чтобы научиться рисовать живо и быстро художники и пользуются этой техникой.

Прислушайтесь к слову «Набросок», уже в самом этом слове проглядывается другое слово «бросать». Т.е. в работе над наброском художником не предполагается отступлений или ожиданий, перед ним находиться натура и рисовальное средство в руках, а натура вот-вот уйдет, убежит или улетит, и он спешно бросает штрихи на бумагу очень и очень быстро, чтобы успеть запечатлеть натуру. Чаще всего, набросок делается на бумаге небольшого размера и очень бегло. Рисуется быстрыми штрихами карандаша, не задерживая движения руки. Это рисунок всегда без окончательной отделки деталей, некоторые детали прорисованы, а другие только слегка намечены, а третьи упускаются совсем и только угадываются. Такие наброски делаются для «укрепления» руки художника, чтобы она была твердой, т.е. для учебы и практики и для собирания разного материала для картин. Или просто так для удовольствия. Можно назвать набросок охотой за натурой. Некоторые художники считают, что набросок это основа всех основ рисования. Если художник перестает делать наброски с натуры, то его работам со временем угрожает «омертвелость». Практика наброска вносит в работы художника живость. Наброски выполняются карандашами, фломастерами, гелиевыми ручками, угольками, мелками, кисточкой и краской. Все что не требует долгого приготовления и есть под рукой. В набросках художник старается схватить, то необычное в натуре, характерное и необычное, что его на данный момент поразило. Движение, поза, освещение, красоту дерева или здания.


Набросок из учебника

Самое главное в наброске это научиться видеть то важнейшее, что нужно нарисовать в первую очередь и то, что нужно упустить совсем или только наметить. То, что будет не самым главным и не важным не рисуется, а самые главные черты рисуются. Наброски, как я уже говорила, помогают схватывать движение быстро движущейся натуры. Например, животных и птиц. Ведь их нельзя уговорить позировать долго, скажем курицу или кота, если они живые, а не чучела. Даже если мы рисуем кошку, и она спит, то она в любую минуту может проснуться убежать или сменить позу. Единственная возможность успеть нарисовать, это рисовать быстро.


Набросок из учебника


Эмиль Лозе. Наброски птиц

Наброски из учебника

Мы начнем осваивать технику наброска пока на не движущихся предметах, например, будем сначала рисовать кастрюлю, чайник или табуретку.

Но перед рисованием проведем несколько важных упражнений, не рисуя, а только разглядывая предметы. Эти упражнения помогут нам понять, что выделять в наброске и рисовать, а что оставлять не проявленными и не изображать вообще. Ведь время на исполнение наброска всегда ограничено и потому важно научится выделять главное в предмете.

Итак, будем разглядывать предметы, и будем стараться быстро описать их словами.

Для этого нам нужны какие-то простые, бытовые предметы, что могут быть в каждой комнате дома.

Для начала мы рассмотрим такие предметы на фотографиях. При помощи их я расскажу вам, как мы будем делать это упражнение.

Упражнение

Наша задача рассматривать предметы и научиться выделять «типичное» и «не типичное» в предмете. Что это значит?

Когда говорят «типичный», «типичное» это означает, что человек или предмет, на который мы смотрим, обнаруживает что-то очень общее для многих людей или предметов.

Говорят, например, о доме: типовая постройка. Это означает простой дом, каких много, с обычной крышей, с обычными прямыми стенами и обычными прямоугольными окнами, все в нем похоже на сотни других таки же домов, без излишеств и индивидуальных черт. Это есть общее для многих домов. Но если в доме есть что-то очень индивидуальное, необычное, например, одна стена круглая, цилиндрическая, а крыша стеклянная, плоская, и в ней большое круглое окно, окна на самих стенах треугольные, то этот дом называют не типичным. Его называют не типовая постройка. Уникальная, редкая, не обычная, не простая, не типичная.

В кино и театре есть такое выражение «типаж». Многие режиссеры кино любят работать не с профессиональными актерами, а с обычными людьми с улицы. И приглашают таких простых людей часто даже на главные роли. И ищут их по всей стране именно по принципу типичности. Типажа. В зависимости от того каков есть герой по сценарию кинофильма они ищут похожего на него человека. Ведь если внешне человек очень похож на нужного героя, то возможно у него и характер тоже соответствует внешности, и тогда человек будет играть самого себя. И практика подбора типажей в массовку из простых людей с улицы очень распространена. И поскольку в театре и в кино, так же, как в наброске, живописи и рисунке актеры и гримеры обязательно что-то специально выделяют ярко, а что-то специально не проявляют вообще, прячут, то человека похожего на типаж ищут очень тщательно. Например, нам нужно найти типаж для очень злого и хитрого героя, главного вредителя всем другим положительным героям. Привычные, типичные черты для такого героя будут такие: крючковатый нос, черные прямые волосы, черные брови, блестящие, черные глаза, тяжелый взгляд. Например, вот такие, как у профессора Снега в фильме «Гарри Поттер». По внешности он выглядит, как очень типичный злодей. Т.е. имеет ряд общих черт, которые характерны для определенного типа злых людей. Злых и коварных.

Есть типичные, общие черты для всех добряков: веселые глаза, полное, улыбчивое лицо, курносый нос, светлые глаза и волосы, мягкий голос. Если вдруг в фильме злой и коварный герой выглядит наоборот, таким простачком с курносым носом и голубыми глазами, то про такого героя говорят нетипичный. И по сценарию этот злодей специально прячется за маску доброго дядюшки, чтобы ему потом легче было тайком делать злые вещи. И то, что он злой обязательно узнается нами в конце фильма. Но бывает и наоборот, как было с профессором Снегом. Злой внешне он оказался совершенно другим внутри. Если бы Снег в начале фильма выглядел бы таким типичным добрячком с нежным голосом и движениями, то не было бы нужной интриги. Ведь мы бы тогда сразу догадались бы, что он добрый, но нам надо было узнать об этом только в конце фильма. Потому внешне для всех его сделали типичным злодеем. Про такие лица говорят типично злое лицо. И оно нс и обмануло.

Про все, что выходит за рамки типичного (общих черт для определенного вида людей или предметов), называют не типичным, единственным в своем роде, уникальным, редким, неповторимым, исключительным, не похожим на все остальное.

Сейчас рассмотрим это на простых предметах. Например, кружки.

Посмотрите на кружку.

Эта кружка имеет все черты типичной кружки. Т.е. общие черты для всех кружек одновременно. Обратите внимание, ни стаканов, ни чашек, а именно кружек. Описываем их. Простые, типичные кружки имеют круглое дно и вверх. Эти два круга, верхний и нижний одинаковой величины. Имеет высокие, прямые стенки. Её форма приближается к цилиндру. Типичная кружка имеет одну кольцевидную ручку. Не имеют рисунка.

Кружка родилась для практических и быстрых нужд, для горячего и холодного питья, она всегда достаточно высока и более объемна, чем, например, чайная чашка, у которых верхний овал, вспоминайте, много больше, чем донышко, от того чашки всегда выпуклые и короткие. Чашки более изящны. И они рассчитаны на долгое, церемониальное чая питие за столом, а не в походе, часто с использованием блюдца. От этого ее форма совсем другая, чем у чашки.

Но самое главное, что нам нужно отметить, в кружке на рисунке 5-10, что в ней есть типичное для всех кружек : это одинаково круглое донышко и вверх, прямые стенки и одна ручка. Про такие кружки говорят: простая кружка, типичная кружка.

Вот еще кружка.

Эта кружка отличается от типичной кружки своими индивидуальными чертами. И это сразу видно при первом взгляде на нее. Чем она отличается от типичной кружки? Эта кружка не круглая сверху. Имеет интересной формы ручку, потому что сама форма кружки с необычным прогибом.

Посмотрите на другие не типичные кружки. Со своими индивидуальными, отличными от типичной кружки чертами. Рассмотрите их сейчас и опишите сами.









Вот еще примеры.

Это типичная табуретка. Типичные черты табуретки: прямое квадратное сидение, четыре, прямые ножки, четыре доски вверху(четыре царги), по бокам табуретки для соединения ножек, которое позволяет значительно укрепить конструкцию. На такой табуретке может сидеть спокойно тяжелый человек. Типичная табуретка не крашенная, из маренного дерева.

А вот табуретка не типичная.

Опишем эту табуретку. Чем она отличается от типичной? У нее хоть и четыре ножки, но они округлые со сложным рисунком вверху, впереди и внизу. С четырьмя тонкими перекладинами снизу. И форма сидения сложная, тоже полукруглая, с мягкой тканевой подушечкой, с решетчатыми подлокотниками.

Еще не типичные табуретки. Опишите их сами.







А вот еще пример, типичная кастрюля и кастрюли не типичные, посмотрите. И попробуйте описать их сами.







Теперь само задание. Пройдитесь по комнате, кухне, прихожей выберете какой-нибудь не сложный, бытовой предмет. Любой. И попробуйте описать его словами. Так как мы делали с фото, выбирая сначала все типичное для этого предмета, а потом уже индивидуальное, необычное.

На следующем уроке мы сделаем еще одно небольшое упражнение по описанию и видению. А потом приступим к самому рисованию в технике наброска.

Удачи вам.

К следующему уроку

К списку уроков рисования

Анна 24 мая 2012 года