Уроки рисования - Урок 7

(Урок «смотрения»)

Здравствуйте! Свами Анна!

Сегодня мы не будем рисовать. Мы немножко, поговорим, но, в основном, сегодняшний урок будет уроком «смотрения».

Сначала, я хотела сделать простой урок, близкий к знакомству с историей изобразительных искусств. Но потом передумала. Познакомиться различными прекрасными образцами живописи мы еще успеем.

Сделаем урок истории изобразительных искусств позже.

Но раз уж эти слова: «история изобразительных искусств» прозвучали, я остановлюсь на их значении. История изобразительных искусств - это наука о том, как искусства развивались, от времени зарождения человечества и до наших дней.

Тема обширная. Представьте, нам надо охватить время от тех древних времен, когда человек впервые провел линии на стене пещеры, (а перед этим он нашел рисующий камень или кусок угля, мела, красной глины) и до сегодняшнего дня.

Сюда же надо включить все страны и все края на земле, ведь везде люди рисовали, лепили и тесали камень, значит, везде есть картины, скульптуры, росписи на стенах.

Тема настолько многогранна, что по опыту скажу, сами художники редко разбираются в истории искусств полноценно.

Многие из людей, которые любят искусство, делятся, как правило, на две категории: памятливых и не памятливых.

Первые, когда смотрят на различные шедевры, старательно запоминают автора, век и страну. Могут отличить одних авторов от других и поговорить о них при случае, показать свои конкретные знания.

А вторые только смотрят, но совсем не запоминают, ни автора, ни страну, ни век, они только восхищаются, замирают и отходят, не стараясь запомнить ни имен, ни стран, ни времен.

Зато они знают каждую черточку на картине, сколько воздуха в той или иной картине, сколько цвета, они пытаются там жить. И многим это удается.

Конечно, чтобы поговорить таким людям с кем-то другим о той или иной картине им нужно найти такого же мечтателя, как и они сами. Но чаще всего такие ценители картин молчуны и одиночки. Они только чувствуют.

Чтобы стать настоящим ценителем искусства нужно соединить эти две черты в одно. И запоминать и знать, и чувствовать.

А чтобы стать художниками, нам надо научиться чувствовать в первую очередь, а, научившись чувствовать, научимся любить искусство. Тогда начнем понимать его, запоминать и годы жизни разных мастеров, и страны, где они писали. Научимся сравнивать и отличать одних от других. Ведь каждый художник, вольно или невольно обращается к большому кругу людей, в общем-то, к целому миру.

Поэтому мы сейчас сделаем такой небольшой «экскурс» (экскурсию) по разным картинам.

Я попрошу внимательно читать авторов и название стран. Но при этом не старайтесь заучить или обязательно запомнить обозначения, сейчас задача ваша будет иная.

Поводом этого урока стали слова одного моего знакомого Олега, который недавно был на одной выставке-встрече и потом, поделившись, сказал: «Оказывается, если глядеть на картину долго, то минут через пять она "оживает"».

Что ж, давайте попробуем?

Я проведу вас по тем местам, которые сама люблю. А для начала расскажу, как сама «оживила» свою первую картину в пять лет.

Моя мама любила вышивать и вышила модную в 60-х годах «газетницу» из картона, обтянутую тканью.

«Газетница» висела на стене, на очень длинном зеленом шнуре. А вышита на ней была желтая дорожка, лес, одинокий домик с красной крышей и заборчиком.

Я лежала с мамой на диване, и мы рассматривали «газетницу».

Мама сказала, что ей очень хочется пойти по этой дорожке и посмотреть, как там в домике. Кто живет?

Мы мысленно пошли с ней по этой дорожке, но я не пошла в домик, а заглянула за него.

Там были коровки! Конечно, они не были вышиты на картине, их совсем не было. Их просто не было видно, потому что они были за домиком, но, как бы заглянув за угол домика, я их увидела и оживила.

Помню, что их было три, пятнистые и одна коричневая, они паслись, и трава была очень зеленая. С тех пор, в «газетнице» для меня всегда жили коровки. Хотя их почти больше никто не видел.

Конечно, прошло столько лет и сама та «газетница», не сохранилась. Но в моей памяти сохранилась хорошо картинка, и особо памятно то, что я увидела сама, заглянув за домик. Луг, коровки, расстояние до дальнего леса, ветерок и запах.

Можно было бы пройти дальше, заглянуть в лес и посмотреть, что там. Но на лугу было так много того, что можно было рассматривать.

Честно говоря, тогда было страшновато идти в лес, вдруг там живут волки… А собаку, сколько не ходила по лугу, я не нашла.

Когда я училась в институте кинематографии на художника постановщика мультфильмов, то у нас было такое упражнение: не обходя, какой-то предмет со всех сторон и не переворачивая его, нужно представить в воображении его изнанку и даже оживить ее.

Например, ну-ка, вспомним, как устроено брюшко у божьей коровки? Или как выглядит мамин любимый цветок в горшке с той стороны, которая всегда от нас отвернута?

И если посмотреть на стебель этого цветка вблизи, представить его близко-близко с той стороны, то не копошатся ли там, у корней, крошечные феи?

Или было такое задание: одушевить какой-то предмет: чайник или дверную ручку и нарисовать их одушевленными.

Представить, как себя чувствуют чайник и дверная ручка, если бы у них были мордочки и глазки.

Только вообразите себя на их месте: вас все время трогают руками, чтобы открыть дверь или налить воду. Впору вспомнить сказки Ганса Христиана Андерсена.

Но мы увлеклись…

Давайте смотреть и попробуем оживлять картины.

На мой взгляд, первый художник, в пейзажи которого очень легко «попасть» - русский художник Николай Петрович Крымов.

Утро. 1910:

Крымов. Утро. 1910

Летний пейзаж с избами, 1920:

Крымов. Летний пейзаж с избами, 1920

Пейзаж, 1916:

Крымов. Пейзаж, 1916

Если смотреть на его пейзажи больше пяти минут, то становится реально жарко. Даже душно:

Летний день, 1915:

Крымов. Летний день, 1915

Раннее утро, 1914:

Крымов. Летний день, 1914

Николай Петрович Крымов - непревзойденный мастер пространства и воздуха.

Попробуйте, мысленно пробежать к воде, на этой картине. Почувствуйте, как воздух становится из душного и знойного прохладнее, по мере приближения к воде.

Попробуйте заглянуть на дальний луг. Что там за деревьями? Поют ли птицы и жужжат ли насекомые?

Плечи-то начинает припекать.

А собственная тень под ногами становиться очень густая и синяя. Идти ли дальше или вернуться к воде? Решайте сами.

Когда станет очень жарко, заглянем в картину Крымова.

Зимний вечер, 1919:

Крымов. Зимний вечер, 1919

Здесь морозно. Солнце слегка греет лицо. Не забудьте представить на себе теплую, зимнюю одежду. Можно пройти вправо или влево, поискать начала двух тропинок. Пойти или за возами, или за гуляющими женщинами к деревне. Похрустеть по снежку.

А что там во дворах?

Солнечный день, 1906:

Крымов. Солнечный день, 1906

Кому очень «не в моготу» и охота «полетать», то в картине «Солнечный день» можно посетить сразу дальний «план» – деревья. Посмотреть, а что там за домами? Морозная дорога? Следующий дом? Хрустящий запах снега и сладкий запах, потому что кто-то из соседей печет пирог? Тишина там или птичий гомон, и крики играющих ребятишек?

Не буду дальше описывать, потому что каждый может найти то, что ему ближе.

А теперь еще погреемся.

У мельницы, 1927:

Крымов. У мельницы, 1927

Постарайтесь мысленно «полетать» по пространству этой картины, как большой невидимый дух. Ощутите именно пространство и заполненность картины густым воздухом. Разглядите ее маленькую, объемную вселенную со всех сторон - видимых и невидимых.

Осень, 1918:

Крымов. Осень, 1918

А вот картина очень похожая на картинку из моего детства:

И вот еще последняя для первого знакомства картина этого художника:

Пейзаж с женской фигурой в красном. Первая половина 1910-х:

Крымов. Пейзаж с женской фигурой в красном

Погуляйте и подышите на ней сами.

Мягкость цветового решения и умение им оживлять пространство заставляет вспомнить быстро сменяющиеся картинки сна.

Ничего не буду больше писать.

Поиграйте в это сами...

Если захотите посмотреть еще картины Николая Петровича Крымова, наберите его имя в «поисковике».

Годы жизни художника 1884-1958.

Многие картины Крымова находятся в Третьяковской галерее (Москва), если у кого есть возможность посетить галерею и посмотреть его работы воочию, обещаю, что это будет незабываемое впечатление.

Еще «на закуску» я хочу вас познакомить с некоторыми, любимыми мной, художниками-иллюстраторами. Вы ведь любите книжки с иллюстрациями?

Героиня книги Льюиса Кэрролла «Алиса в стране чудес» считала, что книжка без картинок или хотя бы без разговоров – книжка не интересная.

Эти художники-иллюстраторы совсем по-иному передают впечатления и для того, чтобы полноценно побывать в пространствах их картин, желательно хоть чуть-чуть быть знакомыми с той или иной сказкой, повестью, которую они иллюстрируют.

Но сейчас мы ставим задачу только мысленно прорвать двухмерное пространство картины и оживить ее.

Попробуем это сделать вне зависимости от того, знаем мы саму сказку или нет.

В картинах многих художников-иллюстраторов попасть внутрь картины очень легко и встречать можно там все, что пожелаешь, без ограничений. Но если мы уж и не побываем внутри картины, так хорошо, как хотелось бы, то просто полюбуемся ими.

Знакомьтесь:

Чёлушкин Кирилл Борисович

Родился в 1968 году в городе Хотьково Московской области.
В 1994-м окончил Московский Архитектурный институт.
С 1993 года — член Международной федерации Союза графиков.
Работы находятся в частных коллекциях в Польше, Швейцарии, Испании, Австрии, США, России.









Геннадий Спирин

Геннадий Константинович Спирин родился в Орехово-Зуево 25 декабря 1948 г. Учился в Московской Художественной Школе при Академии Искусств, затем в Университетe имени Строганова. За эти годы он развил свой собственный, уникальный стиль. С 1979 г. начал иллюстрировать детские книги, на данный момент Спирин — один из лучших художников-иллюстраторов.









Николай Устинов.

Николай Александрович Устинов родился в 1937 году. Учился в Московской средней художественной школе (1948-1955). В 1961 году окончил Московский государственный художественный институт имени В.И. Сурикова.
Мастер великолепных пространственных иллюзий. Вы удивитесь, как легко и приятно внутри них полетать и побродить.
Любимая тема художника – наша природа, природа средней полосы России. Он передает ее в своих иллюстрациях так, что из его картин не хочется выходить. Так бы и остался там жить. Одна из статей про этого прекрасного художника называется: «Замыкание в «Устиновском пространстве»».
Если рассматривать долго иллюстрации Устинова, то внутрь его картин просто затягивает. Его пейзажи так выразительны, что, наглядевшись на них, невольно начинаешь видеть природу его глазами: «Как у Устинова!»













На этом наш сегодняшний урок заканчиваем.

Каждый из вас, взрослый и ребенок, может вспомнить свою первую иллюстрацию или картину, которая вас затянула в свой мир и пространство.

До следующей встречи!

К следующему уроку

К списку уроков рисования

Анна
15 марта 2012 года