Уроки рисования - Урок 6





(Продолжаем рисовать мамин портрет)

Добрый день!

Напомню. Мы приготовили ластик, тушь, кисточку, мамин портрет, карандаш и несколько листков бумаги А4.

Хорошо бы еще подложить под баночку с тушью газету, на всякий случай, чтобы не испортить стол.

Наша задача сегодня - нарисовать бровь, глаз, ухо, подчеркнуть губы и нос и нарисовать на портрете волосы.

На этом мы завершим портрет мамы.

Нарисовать глаз и ухо - не простое дело. Но мы сделаем их проще для понимания и рисования.

Отложите пока мамин портрет в сторону.

Берём карандаш, держа его обычным способом, как для письма (ведь мы не рисуем с натуры) и учимся рисовать глаз и ухо на наших вспомогательных листочках бумаги А4.

Учимся рисовать глаз

Когда я была маленькая, то меня моя мама учила рисовать глаз в профиль. Она говорила, что глаз в профиль рисуется, как «птичка» или «галочка». "Галочка" тоже выглядит, как «птичка».

Вот так:

И это верно. В профиль глаз похож на птичку, но он не просто птичка. У глаза есть верхнее веко и нижнее веко. И, если глаз в профиль похож на птичку, то эта птичка - особой формы.

Давайте внимательно изучим, как устроен глаз.

Вот классические образцы глаза:

Когда смотришь на эти рисунки, то кажется, совсем не просто.

Но вернёмся к маме и посмотрим на ее лицо и глаза в профиль. Обратите внимание: вот верхнее веко, оно находится чуть ниже бровей, а брови и «подбровье» (пространство под бровью) нависают над глазом, как небольшая скала.

Посмотрите, нижнее веко маленькое и оно ложится на покатое «подглазье» (пространство под глазом) и на щеку.

Зачем все это? Почему глаз спрятан глубже лба и глубже бровей? Потому, что глаз очень важная и ценная часть нашего тела.

Самая главная разница между нижним и верхним веком, когда мы его рисуем в профиль, в том, что нижнее веко заметно короче верхнего.

Поэтому глаз в профиль еще похож на крылечко с навесом. Навес выступает вперед, крылечко, по сравнению с ним, покатое. Ну, а сам глаз в этом случае - дверца в дом.

Такое «навесное» строение глаза неспроста: верхнее веко выполняет ту же задачу, что и навес у крыльца - защищает вход в дом (в глаз).

И это очень хорошо видно именно в профиль. Так же, как навес над дверью, верхнее веко, нависая, не пропускает дождик, снег и мусор в глаз.

Итак, верхнее веко больше выступает вперед, линия верхнего века – длиннее линии нижнего века. И это правильно - нам совсем не нужно, чтобы дождик попадал на наш глаз.

Можно проверить вот так: представим, что мы нарисовали глаз «вверх ногами». Тогда верхнее веко будет внизу, а нижнее наверху. А что будет, если мы перевернём крыльцо - навес внизу, а ступеньки наверху? Навес уже не будет защищать двери и вход в дом.

Так и с глазом - дождик, снег и всякий сор будет падать сверху в наше длинное веко (оно теперь внизу), как в мусорный контейнер. Короткое веко (что сейчас сверху) не сможет защитить глаз. Мусор же очень опасен для глаза!

Переворачиваем глаз обратно, так как он должен быть: длинное веко сверху, короткое веко снизу.

Теперь в него не попадет дождик и мусор.

Мы видим еще, что наше нижнее веко - образные «ступеньки» – имеют вид такого пологого ската, по сравнению с нависающей линией верхнего века.

Покатая линия переходит на щеку - это для того, чтобы слезы скатывались свободно. А слезы нам тоже нужны не только для того, чтобы плакать от обиды, но и, чтобы вымывать из глаз соринки и пыль. Поэтому такое строение самого глаза помогает слезам легко скатываться вниз по щекам.

Все это формирует, так называемый, «угол глаза».

Видите, природа предусмотрела все неспроста: в частности, строение человеческого глаза очень функционально.

Попробуйте много раз нарисовать точно такой глаз на ваших черновых листках, пока не получиться правильно.

Этот рисунок - образец рисования глаза пока только в профиль. Конечно, это еще не все умение рисовать глаз. Но это уже много.

Образец, который мы сейчас изучили, вам поможет нарисовать мамин глаз. Но образец есть образец. Это не совсем мамин глаз.

Нам придется ещё раз внимательно рассмотреть мамин глаз перед тем, как начать рисовать его на портрете.

А пока отложим образцы нашего глаза в сторону и займемся еще одной сложной частью в изображении человека в профиль – ухом.

Учимся рисовать ухо

Ухо устроено с виду сложнее, чем глаз.

Многие художники, скажу по секрету, совсем не любят рисовать уши и стараются их вообще не замечать. А, по возможности, прятать на портрете уши за волосы или под головной убор. Вот такие коварные штуки – эти уши.

Поэтому ничего страшного, если у вас не получиться нарисовать ухо сейчас. Вы тоже их может спокойно спрятать под волосы. Я думаю, что мама не обидится.

Но перед тем как прийти к такому решению, (а ведь нам нужно учиться), все же, попробуем немного изучить, как устроено ухо. А если и после не получится нарисовать сразу - не страшно, получится в следующий раз.

Для начала воспользуемся нашими собственными ушами. Пощупайте их руками. Чувствуете? Они упругие.

Если мы потянем себя большими пальцами за мочки ушей и помнем их, мы поймем, что мочки самое мягкое место на ушах.

Продолжаем ощупывать свои уши, потрогаем большими пальцами заднюю стенку ушей и поймем, что ухо сзади имеет очень выпуклую форму.

Еще про ухо говорят, что оно похоже на раковину, особенно во внутренней своей части.

Но внешне ухо очень походит на одну половинку глубокой тарелки для супа.

Представьте себе, что глубокую тарелку для супа аккуратно раскололи пополам и приставили половинки по бокам головы, выпуклой частью назад. Получилось бы похоже на оттопыренные уши.

Сзади ухо такое же выпуклое, как основание глубокой тарелки.

Это чувствуется даже пальцами, когда уши трогаешь руками.

Это выпуклое основание тарелки удерживает суп и не позволяет ему проливаться на стол.

Так и выпуклая форма уха тоже помогает удерживать звук, оставаться ему какое-то время в ушной раковине. Уши ведь должны помогать нам, слышать, даже очень тихие и далекие звуки.

Вспоминаем, как старые глухие дедушки и бабушки, когда не расслышат, приставляют ладонь «горсточкой» к уху, как бы делают ухо больше и глубже (как будто вырастает второе ухо), чтобы удержать в нём звук подольше.

Наши уши оттого, что имеют сзади выпуклую форму глубокой тарелки, становятся настоящими ловцами звуков.

И выпуклая «тарелочная» форма уха, очень нам понадобилась бы для рисования головы человека сзади. Она хорошо видна со спины при короткой стрижке. Посмотрите на картинку:

У некоторых людей ухо может сильно выделяется наружу. Ухо как бы, приставлено к голове почти под прямым углом, про таких людей часто говорят «лопоухий». «Лопоухий» - с оттопыренными ушами. (Толковый словарь под ред. C. И. Ожегова и Н.Ю.Шведовой).

Такое ухо, думаю, должно лучше улавливать звуки. Поэтому не стоит огорчаться, если у вас оттопыренные уши. Возможно, из таких лопоухих людей вырастали в прошлом великие охотники и следопыты. А у других людей «тарелка» уха, наоборот, может мало выделяться, и сильно прижата к голове.

Теперь мы знаем форму уха, ощупали и изучили свое собственное ухо и это поможет нам нарисовать его в профиль.

Но для начала мы сильно упростим форму уха и нарисуем его простыми средствами, по образцу.

Итак, посмотрим на ухо в профиль на фотографиях:



Попробуем нарисовать ухо сначала на наших учебных черновых листах.

Для начала нарисуем вот такой простой треугольник:

Поделим треугольник с одного края линией на две неравные части, так, как на рисунке. Линия деления идет немного под наклоном.

Ухо, если смотреть на него в профиль, прикрепляется к голове немного по косой линии. Угол наклона этой линии у каждого человека может быть разный, больше или меньше.

Повторю - делим наш треугольник так, чтобы левая сторона оказалась много больше, чем правая.

В этой левой части мы и будем рисовать наше ухо.

Теперь рисуем само ухо:

Ухо рисуем, как перевернутую букву «С», которая как будто немного прилегла на спинку. Края уха точно вписываются в больший, рабочий треугольник.

А теперь рисуем ушной проход. Хотя ушной проход, внешне кажется очень сложным, он рисуется совсем просто - только двумя линиями:

Если вы их запомните, как образец, уши для вас, как для художника ни когда не будут проблемой. Вписываем эти две линии в наш контур уха.

И вот что у нас получается:



Нарисуем на листочках-черновиках несколько раз ухо, в полной последовательности, чтобы хорошо запомнить. Тогда вы уже никогда не будете бояться рисовать уши.

Думаю, что у вас все получилось. Ведь, чтобы полностью нарисовать ухо в профиль, нам нужно запомнить только лишь три линии.

Потренируйтесь рисовать правое и левое ухо отдельно, потому что они на рисунке будут повёрнуты по-разному. Для этого ещё раз внимательно посмотрите на изображения правого и левого уха чуть раньше в нашем уроке.

Чтобы закончить обучение рисования головы человека в профиль, осталось изучить и нарисовать еще две вещи - ноздри и губы.

Мы нарисуем их сразу на нашем портрете.

Но пока нам нужно сделать еще одну очень важную вещь. Это научиться определять место для глаза и уха на голове человека в профиль.

Ищем место для глаза и уха

Для начала снова сначала потренируемся на наших листочках. Для этого изучим устройство головы и лица в профиль.

Посмотрите, голова человека в профиль, условно делиться на две части: круг и треугольник. Назовем условно эти две части так. Круг назовем черепом, а треугольник внизу, лицевую частью черепа – челюстью. Наш профиль будет смотреть вправо.

Нарисуем такой круг и треугольник на своем черновом листочке.

В том месте, где треугольник в верхней своей части соединяется с кругом, ставим точку и рисуем с правой стороны нос. Посмотрите, на рисунке эта точка выделена красным цветом. Рисуем нос в виде вот такого треугольника. Нижняя часть носа заканчивается немного выше середины вертикальной линии скулы. Сам нос занимает примерно одну треть этой вертикальной линии. (нижний рисунок)



Теперь, когда мы имеем нос, займемся кругом - нашим черепом. Делим наш круг двумя линиями на четыре равные части. И от верхней части носа проводим горизонтальную линию. Такую же горизонтальную линию проводим от нижней части носа. На рисунке они выделены красным цветом:

Красные линии - это не простые линии. При помощи них мы определили размер (высоту) нашего будущего уха.

Высота уха в среднем соответствует высоте носа. А теперь нам нужно найти место, где наше ухо прикрепляется к голове (в данном случае, к нашему кругу).

Найдем точку, где верхняя красная линии (горизонтальная) соединяется с вертикальной линией, делящей наш круг пополам. Проводим вниз косую линию под небольшим углом. Угол по направлению к лицу. Если сложно, то можно рисовать эту вспомогательную косую линию прямо из центра круга.

Теперь пробуем вписать наше ухо с левой стороны. Вот так:

Ухо вы уже научились рисовать в три линии, потому это будет не сложно.

Место брови и глаза определить тоже не составляет большой трудности.

Бровь рисуется по высоте той горизонтальной линии, которая делит наш круг-череп пополам.

А глаз? Если мы проведем косую линию, идущую внутрь, от внешнего края брови, то это и будет место нашего глаза. Вспомните, наш навес над порожком, проведите эту линию слега вглубь, чтобы дождик не попадал в глаз. Рисуем глаз, так, как мы уже его изучили. Глаз рисуется на уровне верхней красной линии.

Видите, наш человечек оживает.

Внешнюю контурную линию лба, носа, губ, подбородка мы слегка подправляем, как нам желанно. Но вписывая ее в треугольник «носа» и треугольник «челюсти». Но, при этом, рисуя, как бы сглаживаем края, потому, что и наши треугольники, и круг - это только вспомогательная схема. А человеческое лицо более изящно и мягко, чем схема. Оно не имеет острых углов.

Пробуем еще слегка наметить линию шеи. Она тоже идет вниз, примерно, под таким углом:

Поздравляю вас!

Вы, научились рисовать голову человека в профиль.

Пробуем это же сделать на мамином портрете

Теперь берем наш большой мамин профиль, нарисованный на бумаге и обведенный тушью.

В нем есть общий контур, но нет внутренних деталей: глаза, уха и линий ноздри и линии губ.

Ну, наконец-то мы впишем в наш контур все части лица.

Садимся удобно, берем карандаш и действуем мягкими линиями, ни в коем случае, не нажимая сильно на карандаш, потому что, во-первых, все вспомогательные линии мы будем стирать, а, во-вторых, с первого раза может не получиться так, как хочется, и придется использовать ластик.

Рисуем все по порядку, как изучили. Внутри контура маминого профиля рисуем и круг, и треугольники, и всю нашу схему рисования головы.

Когда мы найдем место для маминого уха, брови и глаза, при помощи круга и треугольников и вспомогательных линий, еще раз хорошо рассмотрим мамино лицо, голову в профиль.

Постараемся рисовать именно мамино ухо, бровь, и глаз. Опираемся в рисовании, на наш пример, но стараемся, чтобы получились все же, ни чей-то глаз и ухо, а мамины.

И последнее - у нас не хватает для завершения портрета две вещи: линии ноздри и линии губ.

Чтобы нарисовать эти две важные вещи нужно вспомнить, что у всех людей они тоже разные.

Учимся рисовать линию ноздрей и губ

Помните, на первом практическом уроке, мы учились рисовать параллельные линии так, чтобы, рисуя одну линию, уметь смотреть и видеть предыдущую. Теперь наше умение нам пригодится.

Я раскрою вам один большой секрет, художники, когда рисуют, всегда проводят мысленно горизонтальные или вертикальные линии вокруг натуры. Это помогает им сравнивать сложные изгибы натуры с прямыми, воображаемыми линиями горизонтали или вертикали.

Натура, как мы уже поняли, очень сложная вещь. Её линии совсем не прямые, а формы не всегда бывают треугольные или квадратные.

У природы не было грубых инструментов и одинаковых кирпичей для строительства, потому нарисовать ее творения порой бывает не просто. Каждая вещь и существо уникально. Поэтому художники, рисуя, всегда призывают на помощь две очень ценные линии: горизонталь и вертикаль.

Горизонталь - это прямая линия, параллельная линии горизонта.

Вертикаль - линия, направленная перпендикулярно к линии горизонта.

Если привязать к длинной нитке грузик и опустив вниз, держать ее за свободный конец, то линия нитки четко покажет нам вертикаль.

Напоминаю, что эти две линии - самые первые помощники художника. Художники воображают эти две линии всегда, когда им нужно уточнить, какой-то сложный изгиб или сложный угол натуры, чтобы вернее его изобразить.

Сейчас мы должны вспомнить и заметить, что линии губ и линия ноздрей у людей не бывает вертикальными. Они бывает только горизонтальными. Поэтому, нам нужно позвать на помощь воображаемую горизонтальную линию.

Значит, рисуя мамин рот и ноздри, мы еще раз внимательно смотрим на ее профиль и проводим над носом и ртом мысленные горизонтальные линии.

Чтобы эти мысленные линии получились верными, посмотрим перед этим, на линию подоконника или линию крышки стола. Они горизонтальные и вы не ошибетесь.

Если вы сумели провести эти воображаемые линии хорошо, то увидите, под каким углом к горизонту расположена линия маминого рта и под каким углом к горизонту расположена линия и форма маминой ноздри.

Примерно так, как вы видите на примерах:



Рисуем их.

Я уже говорила, что все люди очень разные. Это особенно хорошо видно в профиль, посмотрите, насколько разными бывают профили.



Теперь, когда мы все это изучили, расчертили на линии и треугольники мамин профиль, определили место для глаза, уха, линии губ и мягко нарисовали их, то еще раз хорошо рассмотрим маму. Сравним линии её живого профиля и линии рисунка и, если надо, внимательно поправим, еще раз глаз, ухо, бровь, линию губ и ноздри.

Правим мы уже более твердо, нажимая на карандаш сильнее. Отходим немного в сторону и осматриваем портрет и нашу маму одновременно еще раз.

Если вас не все устраивает, поправляем рисунок, пока не будет все хорошо. Потом берем кисточку и тушь и обводим тушью нарисованные глаз, бровь, линию губ и линию ноздри.

Даем просохнуть.

Все вспомогательные линии стираем ластиком.

Обмакиваем кисточку в тушь и рисуем мамины волосы, широкими мазками.

Стираем, то, что еще не стерто, смахиваем мусор от ластика.

Мы может даже, по желанию, немного оттенить карандашом мамину щеку на нашем портрете, чуть добавить тона под бровью и под скулой.

УРА! НАШ ПОРТРЕТ ГОТОВ!

Ставим внизу дату и свою подпись. Вы можете повесить портрет на стену и даже попросить маму оформить портрет в багет. Багет - это такая планка для изготовления рам к картинам и фотографиям. Планки бывают разные и по цвету, и по резному профилю. Изготовление багетных рам заказываются в багетной мастерской или любом фотоателье. Иногда к раме делается «паспарту». Это такой свободный кусок картона вокруг портрета. Его можно заказать любого цвета и даже раскрасить самому по желанию.

Вы можете пойти с мамой в фотоателье вместе со своим портретом и заказать такую рамку:

Я надеюсь, что у вас все получилось.

Следующий урок мы с вами будем только разговаривать, и рассматривать разные картины.

Так что, пока для урока готовить ничего не надо.

А пока для закрепления рисования головы в профиль, вы можете тем же способом нарисовать портрет своего друга или подруги и заодно научить их рисовать профили.

Удачи и творческих успехов!

К следующему уроку

К списку уроков рисования

Анна
25 февраля 2012 года