Уроки рисования - Урок 5





(Готовим портрет мамы в подарок за 2 урока)

Сначала, как всегда немного поговорим.

Я хочу рассказать о том, как учились художники в те далекие времена, когда были замки, рыцари, прекрасные дамы и, может быть, даже драконы. Давно, давно, во времена великих художников - Леонардо да Винчи и Альбрехта Дюрера.

А. Дюрер. Автопортрет:

Автопортрет. А. Дюрер

Леонардо да Винчи. Автопортрет:

Автопортрет. Леонардо да Винчи

Юные художники в те времена много копировали. Намного больше, чем рисовали с натуры.

Для этого они часто использовали кальку (специальную полупрозрачную бумагу) или, расчерченную на квадратики, бумагу для точности, или даже специальное приспособление из или натянутой на рамку кальки.

Они хотели воспроизвести точно, все изменения натуры, которые она претерпевает в пространстве. Такие приспособления для обводки назвали - завеса.

Разные виды завес мы видим на рисунках Дюрера:



Художники прошлого очень любили копировать и срисовывать. Хотя эти действия внешне похожи, но они отличаются друг от друга по подходу.

Давайте разберемся, что значит - копировать.

«Копировать» - это значит брать лучший рисунок за образец и постараться нарисовать точно-точно так же. Так стараться, чтобы получилось совсем одинаково. Так, чтобы человек со стороны, увидев, рисунок и его копию, не сумел бы отличить одно от другого.

Хорошие рисунки для образцов из года в год и из века в век накапливались. Художники стали называть их словом «канон».

«Канон» (в переводе с греческого) – лучший образец, правило. И поэтому с древнейших времен главным правилом обучения мастерству художника считалось научить его точно воспроизводить лучшие образцы. Ученик должен был достигнуть того же результата, что и мастер. Для этого он и старался сделать хорошие копии с работ мастера. Затем мастер давал ему первое задание: нарисовать какую-то часть в своей большой картине, фон, руку, одежду. И давалось это почетное задание только тем ученикам, которые много и прилежно копировали.

Художники, копировали, как и для учебы, так и для удовольствия. Ведь скопировать какую-то прекрасную картину в музее - это значит стать на какое-то время тем художником, что ее писал. Почувствовать то, что чувствовал он, думать, как думал он.

Посмотрите на картину Луи Беро «В музее»:

В музее. Луи Беро

Художница копирует музейную картину-образец. И я уверена - она сделает ее очень точно.

Обратите, кстати, внимание, как она держит кисточку. Рука слегка вытянута и находится далеко от работы.

Но вернемся к копированию. Как я уже сказала, художники всегда копировали много и старательно. Копировать можно не только в музее, но и дома, если взять репродукцию хорошего образца хорошего художника. И постараться повторить ее точно.

Для этого художники, часто подбирают точно такую же бумагу по цвету и фактуре, как на копируемой репродукции. Изучают технику художника. Копирование эта работа увлекательная, но не простая.

Но художники древности умели, и копировать, и срисовывать. Это умение им здорово помогало.

Что же такое тогда срисовывание?

«Срисовывание», в отличие от копирования, делается, не только с лучших образцов, с рисунков или картин больших художников, а иногда просто с понравившихся вам хороших картинок или рисунков, или фотографий. Такая работа часто помогают собрать материал для картины, или лучше изучить устройство какого-то предмета, механизма или натуры.

Такое срисовывание не ставит задачу - воспроизвести с фотографической точностью рисунок или картину, как это делает копирование.

Задача срисовывания – изучить, запомнить, понять, научиться видеть. Например, запомнить какое-то сочленение мышц и костей. Скажем, мы изучаем, как устроена нога у лошади и поэтому ее срисовываем с картинки или фото. Или учимся рисовать волосы, так, как делает это какой-то понравившийся нам художник. Или научиться рисовать так, как это делает какой-то художник, листву или деревья. То есть, изучить их «технику».

Срисовывание нужно также, чтобы изучить, как устроена телега, трактор или танк. Срисовывать можно и просто для удовольствия, особенно тогда, когда вы уже научились рисовать, для того, чтобы, например, развить новые приемы.

В этом случае фотография становиться частью процесса создания картины. Как это делал, например, художник В. Борисов–Мусатов.

Он приобрел фотоаппарат в 1898 году и сразу начал использовать его. Фотография помогала ему быстро фиксировать впечатление. Почти все его произведения имеют подготовительные фото. Фото-архив художника очень аккуратно хранится в музеях. Так же аккуратно и тщательно, как и его прекрасные картины.

Сейчас предлагаю вам посмотреть картины В. Борисова-Мусатова и фото - прототипы его картин.

В. Борисов–Мусатов. «Автопортрет с сестрой»:

Автопортрет с сестрой. В. Борисов-Мусатов



В. Борисов-Мусатов. «Спящая девушка»:

Спящая девушка. В. Борисов-Мусатов

В. Борисов-Мусатов. «Водоем»:

Водоем. В. Борисов-Мусатов

В. Борисов-Мусатов. Портрет:

Портрет. В. Борисов-Мусатов

В. Борисов-Мусатов. «Дама в голубом»:

Дама в голубом. В. Борисов-Мусатов

При этом такое использование фотографии помогает художнику, а не вредит. Картина получалась не копией фотографии, а лишь отражением ее. И надо сказать, лучшим отражением.

Но, все же, часто в быту слово «срисовывание» имеет негативный смысл. Иногда люди с презрением говорят: «Фу, ты не сам нарисовал, ты срисовал».

Ну, во-первых, не пугайтесь этих слов, но запомните и поймите самое главное: СРИСОВЫВАНИЕ БЫВАЕТ УМНОЕ И ГЛУПОЕ. Умное срисовывание полезно художнику, а глупое - вредит и художнику, и его картине.

Вы должны понять и научиться срисовывать УМНО.

Чем ГЛУПОЕ И УМНОЕ срисовывание отличаются друг от друга?

Глупое срисовывание - это такое бездумное действие, когда мы не стараемся понять и научиться, а просто срисовываем. Даже не знаем зачем. Срисовываем что-то с первой попавшейся картинки, особо не интересуясь тем, как же устроено то, что мы срисовываем.

Например, вот мы срисовываем ту же лошадь с фотографии. И думаем не о живой и этой конкретной лошади: какая она; откуда у нее ноги растут и откуда растёт голова; какая она была бы, если бы повернулась к нам другим боком; высокая она или низкая; коротконогая и коренастая или высокая и тонкая; как она движется и чем она отличается, скажем, от собаки?

А скорее думаем только о линиях, которые срисовываем, линию за линией, полоску за полоской. И срисовываем «на глаз», как видит каждый раз брошенный взгляд, во время срисовывания.

Один раз взглянули на фото лошади и увидели ее ногу так - нарисовали эту линию. Отвели немножко глаза, и потом опять посмотрели на фото и увидели ту же ногу, но немного по-другому - нарисовали другую линию уже иначе - как увидели. Вот так и получаются у нас кривые срисованные лошади, похожие на собак. Одна нога идет вперед чуть в бок. Это происходит потому, что мы срисовывали не думая.

И это есть неверный метод срисовывания или глупое срисовывание.

Даже если бы мы срисовывали лошадь глупым срисовыванием с хорошего образца, например с рисунка А. Дюрера, то, при глупом, бездумном срисовывании ни чего бы хорошего не получилось бы:

Чтобы понять, к чему приводит бездумное срисовывание, расскажу один реальный случай.

Вы все знаете мультфильм режиссера и художник Юрия Норштейна «Ёжик в тумане». Вспомнили?

Этот мультфильм в 2003-м году был признан лучшим мультфильмом всех времён и народов по результатам опроса 140 кинокритиков и мультипликаторов разных стран.

И вот недавно я была на одной из книжных выставок в Москве, где автор этого мультфильма Юрий Норштейн рассказывал о себе, о своем чудном ёжике, и давал всем желающим свои автографы (расписывался своей рукой на чем-то памятном).

Вот одна женщина подошла к нему и попросила поставить автограф на открытке, где был нарисованный ёжик в тумане. Юрий Борисович Норштейн, как увидел этого ёжика, испугался. Ёжик был так криво и бездумно срисован, что Норштейн сказал: «Я не буду ставить свой автограф на этого ёжика, это не МОЙ ёжик».

Вот такой реальный случай, которому я была свидетелем: что даже с хорошего образца, можно при бездумном срисовывании нарисовать неузнаваемого ёжика.

А еще хуже, когда берутся для срисовывания совсем плохие образцы. Это еще одна и очень большая ошибка юных «срисовывателей» - срисовывание с модных картинок. Так же срисовывание с анимэ или срисовывание с картинок каких-то неумех, найденных в интернете. Ведь тогда невозможен сам процесс учения рисованию, потому что срисовывание с неверного и получается тоже неверным.

Неверное закрепляется, даже заучивается и кривое перестает замечаться. Например, при глупом срисовывании не замечается уже, что у какой то фигуры, вторая нога растет из живота, а вторая рука из спины. А пальцев на руке три, а должно быть пять. Или заучиваются для рисования преогромные глаза и очень маленькие рты. Забывается, что бывает и наоборот - глаза могут быть маленькие, а рты большие. А ведь все люди и существа разные. Так бывает, когда много срисовывается с анимэ.

Когда юные «срисовыватели» срисовывают с анимэ, они забывают, что все герои анимэ рисовались для движения, для анимации. И именно движение делает их живыми. А застывшие и вырванные из движения, они становятся порой очень искусственными, и не полезными, даже вредными, для срисовывания.

Вредность заключается в том, что часто юные «срисовыватели» так много срисовывают глупым способом, что уже не могут ничего нарисовать сами. Даже если имели раньше какие-то неплохие способности к рисованию.

Поэтому нам нужно понять, что такое умное срисовывание.

Умное срисовывание - это тоже срисовывание, но не поверхностное, а с пониманием.

Опять-таки, от чистого копирования оно отличается тем, что мы не стараемся сделать все в точности так же, как на образце от начала до конца. Но если, мы рисуем с хорошего образца, какого-нибудь хорошего художника, то срисовывание должно быть, по возможности, очень похожим. Иначе может получиться, как с «Ёжиком в тумане» на открытке. Неумелый художник, который срисовывал Ёжика в тумане, не захотел или не смог увидеть именно того ёжика, которым все мы восхищаемся. И получился, какой-то другой ежик. Он увидел лишь линии и пятна, которые срисовывал без понимания.

Способность видеть жизнь за линиями и пятнами на плоскости, не дается от рождения, а приобретается. Не сразу и не быстро. Нужно просто пробовать, пробовать, смотреть во все глаза, играть, слушать, общаться и рисовать.

Мы будем этому учиться.

Не слушайте тех, кто говорит, что срисовывать нехорошо. Они просто не понимают, как это нужно правильно делать и пугают вас. Мы с вами теперь знаем, что срисовывание бывает разное. И художники древности знали, как это делать, умели работать по образцам и называли это умным срисовыванием и копированием.

Как же срисовывать умно? Делается это особым способом.

Как срисовывать умным способом, я сейчас попробую рассказать, и мы попробуем вместе сделать это «в живую».

Задание: нарисовать портрет мамы

Для этого практического урока мы приготовили наш материал. Повторю: большой лист бумаги; заточенные карандаши; скотч; небольшая беличья кисточка; черная тушь или гуашь, баночка с водой.

Еще нам понадобиться: настольная лампочка с длинным шнуром и, конечно, наш натурщик, наша модель. Модель - это тот, кто нам согласиться позировать 15-20 минут.

«Позировать» - значит, посидеть очень тихо хотя бы 10 минут. Не шевелясь, замерев, совсем спокойно и постараться дышать ровно. Не разговаривать и не смеяться. Кого вы смогли бы уговорить на такой подвиг?

Допустим, это будет мама или может быть это будет бабушка или дедушка? Тогда мы будем делать им портрет в подарок. А может это будет даже папа, если сильно постараться его уговорить.

Представим, все же, для нашего объяснения, что это наша мама. Посадим нашу маму на стул недалеко от стены. Чтобы ей было удобно сидеть, можем подложить ей подушку под спину. И начнём изучать нашу натуру так, как изучают ее художники.

Изучаем натуру

Как художники изучают натуру?

Художники ходят вокруг натуры кругом, как вокруг ёлки или, как вокруг костра. Вот такие хороводы водят, так долго, пока досконально не изучат натуру.

Мы будем рисовать портрет. «Портрет» - это изображение какого-то конкретного человека, изображение одной только головы или по пояс, с руками или без, а может быть и во весь рост.

Слово «портрет» произошло от французского - portraire — воспроизводить что-либо черта в черту. На Руси раньше вместо слова «портрет» говорили про нарисованное изображение человека «парсуна» — от слова «персона», личность, особа. «Персоной» же еще в Греции назвали театральные маски.

Мы сейчас будем рисовать мамин портрет. Поэтому мы изучаем очень тщательно мамину голову, мамино лицо. Так подробно, словно мы ее никогда раньше не видели.

Мама ведь отличается от всех других мам. И тем, что она наша мама и внешне. Чем?

У нее свой цвет глаз и свой разрез глаз, свой особый подбородок и нос. Своя особая манера смотреть и свои особые брови.

Рассмотрим все. Для этого на минуточку вспомните, как выглядит мама вашего друга или мама вашей подруги, а потом посмотрите на свою маму и сравните черты.

Вы увидите, что черты у вашей мамы особые, ни на кого не похожие. Разве только на вас. Запомните особость ее лица.

Про человека говорят – вот он стоит «в профиль» или стоит «в анфас», или стоит «в три четверти».

Что это значит?

«Анфас» - это значит тогда, когда мы смотрим на человека прямо, в лицо. Так фотографируют на документы.

Подойдем и рассмотрим мамино лицо в анфас. Рассмотрим, какие у мамы глаза. Какой нос, волосы.

А потом обойдем маму с боку и посмотрим «в профиль».

«Профиль» - это такое положение головы человека, когда мы находимся сбоку от него. Профиль - самый ценный поворот головы для изучения натуры художником. В каком бы положении художник не решил рисовать человека, он всегда смотрит, какой у человека, которого они сейчас рисуют, профиль.

В профиль не виден второй глаз и не видно второго уха и щеки. Но зато очень хорошо видно все самые характерные индивидуальные черты человека.

Например, какой длины нос, какие губы и подбородок. Если смотреть человеку прямо в лицо, то совсем не видно, что нос выходит далеко вперед. А в профиль видно, на сколько нос выходит вперед. А у всех людей он выдвинут на лице по-разному. И образует, так называемый, «профильный угол».

Вы, наверное, слышали о древнем театре теней. Этот театр профилей, в нем нет героев, которые были бы изображены в анфас. Все бумажные куклы театра теней сделаны только в профиль.

В профиль хорошо видно, что глаза находятся в углублениях, а вот скулы находятся впереди глаз, но все же сзади носа. Так что, художники очень любят смотреть на профиль и, если они не видели профиля человека, не садиться рисовать.

Вот мы сейчас хорошо изучаем профиль мамы.

А теперь посмотрим на голову мамы со стороны «в три четверти».

«Три четверти» - это такое положение головы, когда она видна не совсем в анфас и не совсем в профиль, а видны часть и того, и другого. Виден второй глаз, но совсем немножко, и еще видна вторая щека, но тоже совсем немножко.

Рассмотрим маму с этого положения.

Вот так мы походим вокруг, походили сзади, не забыли и затылок и прическу посмотреть.

Теперь, вспомним, как слепые люди узнают и запоминают лица. Они их ощупывают руками. Слепые делают это так же, как скульпторы лепят свои скульптуры - руками.

Подойдите к маминому лицу, закройте глаза, и нежно ощупывайте ее лицо. Так нежно, как если бы вы гладили лицо хрустальной принцессы, двумя ладошками проведите медленно от носа вбок к ушам. Потом положите обе ладошки выше, и проведите еще от середины лба к вискам. Ощутите, что самая выдающаяся часть лица - это нос.

Представьте, что вы лепите скульптуру и чувствуете материал под пальцами. Вот лоб – он выше и выпуклее, чем щеки, а глаза, оказывается, сидят так глубоко в глазницах, как в ямках.

Не спешите и ощупывайте все нежно, чтобы не зацепить пальцами. Ощупайте так же подбородок и скулы.

Когда вы хорошо представите или как говорят художники «увидите пальцами», и у вас представиться в закрытых глазах образ маминого лица, резко откройте глаза и сравните свой представленный образ с реальностью.

Вот теперь вы готовы рисовать портрет!

Приступаем к портрету

Осветите маму с одного бока лампочкой так, чтобы тень от головы упала на стену, так ярко, как это можно. И так, чтобы тенью вырисовался профиль мамы на стене со всей возможной точностью. Для этого надо попросить маму сесть так ближе или дальше от стены, чтобы мамин профиль из тени получился идеально точным.

Вот этот мамин профиль из тени мы будем сейчас обводить.

Есть старое поверье, что первым рисунком на земле была линия, очерченная вокруг тени человека. Первым художником стала сама природа, а человек лишь закрепил ее достижение.

Сейчас мы будем тем первым человеком.

Прикрепите наш лист бумаги скотчем к стене или к какой-то другой вертикальной поверхности. Это может быть и боковина шкафа или большое зеркало. Посоветуйтесь с мамой, где это лучше сделать, чтобы нечаянно не испортить обои или новую покраску стены.

Итак, крепим бумагу, ориентируясь по тени так, чтобы мамина голова и шея поместились полностью на бумагу, вместе с затылком и прической. И поместились так, чтобы за затылком на бумаге было меньше свободного места, чем перед самим лицом.

Когда художники рисуют профиль или голову в три четверти, они оставляют на бумаге впереди нарисованного лица больше сводного места, чем сзади него.

Вот три примера.

Великолепная работа студента Санкт-Петербургского Академического института живописи, скульптуры и архитектуры имени И. Е. Репина. С выставки (http://www.art.astrakhan.ru/events/2011/academy.php):

Портрет работы Василия Сурикова:

Портрет. Василий Суриков

Томаса Райта:

Художники всегда размещают голову рисованной модели так. А свободное место впереди, как они говорят, оставляется «для взгляда» и «воздуха». Ведь нарисованный человек тоже, как бы «живой» и ему нужно свободное пространство, чтобы «смотреть» и «дышать». Иначе нарисованный человек будет казаться сдавленным на листе бумаги или упершимся в стену, а это не совсем уютно.

Подвигайте бумагу туда сюда, чтобы получилось точно или попросите кого-нибудь из семьи помочь вам закрепить ее верно.

Когда мы прикрепили бумагу, то возьмем карандаш, попросим маму постараться сидеть как можно смирнее и не шевелиться 5-10 минут. Теперь осторожно обведем мамин профиль из тени карандашом. Обводить надо не торопясь.

Вот сейчас и встал вопрос о правильной обводке.

Помните, мы говорили о вредном срисовывании и о полезном копировании? Сейчас мы как бы срисовываем мамин профиль по тени. Но срисовываем после того, как мы хорошо мамино лицо изучили. И когда вы будете обводить, не торопитесь. Главное помните и чувствуйте, что тень на бумаге хоть и плоская, но за ней живая мама, у которой есть не только профиль лица, но и анфас и три четверти. Такой, какой вы ее помните и знаете, она может улыбаться, целовать вас в лоб и, вообще, она самая лучшая мама на свете.

Рисуйте не одной линией, да у вас и не получиться одной, потому что придется приспосабливаться к своей собственной, отбрасываемой тени. Ваша тень от руки может мешать вам, поэтому придётся много раз отрывать руку с карандашом от бумаги.

Значит каждая ваша линия карандашом, рисуете ли вы лоб, или нос, или губы должна рисоваться с пониманием, что тень это только «обрис», а форма маминого лица как бы заключена в нем. Почувствуйте это.

Если постараться почувствовать, а это будет не трудно, раз мы так тщательно изучили мамино лицо до начала работы, все получиться отлично!

Вот с таким ощущением художники копируют, а не срисовывают.

Напоминаю:

Срисовывать можно, не думая. Но получается плохо и не полезно для художника. Копировать - это значит ощущать форму, когда рисуешь, рассмотреть ее хорошо, изучить, как она устроена, даже если ее срисовываешь с картинки или фотографии, или обводишь тень маминого лица. Как говорят художники: «Рисуешь профиль - помни о том, как человек выглядит в анфас. Рисуя в анфас – помни о профиле». То есть, о живом человеке, а не о просто линиях.

Завершение первой части портрета

Когда мы обвели мамин профиль, аккуратно снимаем бумагу со стены. Кладем на стол, обводим еще раз по карандашу на этот раз кистью с тушью (или с гуашью). Постараемся при обводке тушью так же думать о том, что мы обводим не просто линии, а форму маминого лица.

Обвели? Отлично! Но это еще не все.

Нам нужно дорисовать мамин портрет до конца. Нужно нарисовать еще глаз, ухо и подчеркнуть нос и губы.

Отложим пока эту задачу до следующего урока.

Для следующего урока нам потребуется:

  • наш недорисованный портрет;
  • карандаш;
  • тушь;
  • кисточка;
  • добавим ластик;
  • несколько листков бумаги размером А4.

Не забудьте аккуратно отклеить скотч от стены, а там где скотч остался на бумаге, отрежем ножницами свободные кончики скотча.

До встречи!

К следующему уроку

К списку уроков рисования

Анна
29 января 2012 года