Уроки рисования - Урок 4

(Подготовка к уроку и немного истории искусств)

Добрый день! С вами Анна.

Ну вот, снова пришло время нам вместе порисовать. Рисовать мы будем на мольберте, конечно, пока не на настоящем мольберте, а на той наклонной плоскости, что вы сделали.

Урок будет не очень большой, но важный.

Проверим материал, который мы приготовили к этому уроку:

- у нас должна быть приготовлена бумага;

- остро заточенные карандаши;

- рабочее приспособление (самодельный мольберт), которое вы сделали из большой книги, доски или куска фанеры.

Пока нам наш самодельный мольберт нужны только для знакомства нашей руки с новым положением карандаша и небольшого упражнения.

Попросите родителям помочь вам. Положите листок бумаги на вашу наклонную плоскость. По-возможности, закрепите ее прищепкой для бумаги:

Если вы приготовили наклонную доску, то можно «прикнопить» бумагу кнопками.

Приспособились, получилось?

Наша задача на этом уроке: научиться брать карандаш, как берут его настоящие художники, которые рисуют с натуры. И научиться двигать рукой и карандашом свободно.

Но, для начала, я расскажу, что это такое – «рисовать с натуры».

Обратите внимание на то, что художники рисуют мир руками, глядя на мир глазами. Но смотрят художники в разные источники. А источников этих всего только два.

Первый источник - это реальный мир, тот, что перед нами, тот, что перед нашими глазами, с того момента, как мы проснулись и до того момента, как мы ляжем спать.

Рисовать реальный мир это и называется – «рисовать с натуры».

Второй источник, который используют художники - наше воображение, наш внутренний мир.

Заглядывая в «телевизор» нашего воображения или памяти, мы рисуем все то, что можем вообразить или вспомнить. А там так много всего интересного!

Это называется - «рисовать по воображению» (еще говорят – «рисовать по представлению» или памяти).

При этом, глаза смотрят внутрь себя, как бы на внутреннюю стенку нашего черепа. В то место, где мы мечтаем или чего-то боимся, воображая разные «страшилки».

Теперь же мы с вами будем все это рисовать, чтобы ничего больше не бояться и, чтобы наши радостные мечты воплотись!

Когда художники учатся, они много рисуют по воображению и с натуры. Но потом, когда они хорошо «выучиваются», то многие выясняют для себя, что же им больше нравиться: рисовать с натуры или по воображению.

Художники, которые любят рисовать по воображению, становятся «иллюстраторами», делают рисунки к книгам, или становятся «аниматорами», делают мультфильмы, или рисуют разные космические миры, мифы и сказки.

Например, посмотрите на эти разные рисунки и иллюстрации:

Вот работа художника В. Юдина. Он делал иллюстрации к книге В. Катаева «Цветик–семицветик» и рисовал то, что представлял, когда читал эту чудесную сказку:

Конечно, он не рисовал с натуры и не сидел вместе с девочкой Женей на Северном полюсе, совсем без одежды. Белые медведи ему не позировали. Художник все это вообразил.

Вот еще пример. Это работа художника Муарица Эшера. Он много рисовал по воображению. А рисовал он волшебные миры, много сплетений лестниц, старинных замков, каменных переходов. И, конечно же, он все это воображал:



И последний пример. Узнаёте это рисунок?

Да! Правильно! Это один из тех рисунков, которые А. С. Пушкин рисовал на полях своих рукописей, когда продумывал и воображал героев своих произведений:

Художники, которые любят рисовать с натуры, чаще всего становятся «портретистами» - пишут портреты натуры или пишут натюрмортынатюрморт» - это красиво разложенные предметы на столе). Или становятся «пейзажистами» – пишут природу с натуры.

Пейзажисты приносят на улицу «этюдник» (переносной, раскладной мольберт), и рисуют всякие красивые пейзажи, траву, птиц, зверей, небо.

Давайте посмотрим вот такой вечерний пейзаж с натуры художника К. Коровина:

вечерний пейзаж К. Коровина

А это - быстрые рисунки детских головок с натуры художника А.Ватто:

рисунки детских голов А. Ватто

А это портрет с натуры В. Серова:

Портрет с натуры. В. Серов

Натюрморт художника А.Переда

натюрморт А. Переда

Рисовать с натуры очень интересно.

Часто художник так увлекается, что не замечает, как течет время. А время пролетает быстро, «натура» (если это человек) устает. На улице меняется погода, темнеет и пейзаж видится художнику уже по-другому. Если художник пишет в комнате натюрморт, то к вечеру освещение тоже меняется и предметы выглядят иначе, чем при дневном или утреннем освещении.

Если бы не это, то многие рисовали бы очень долго и увлечённо. Но «живая натура» в живом, реальном мире меняется быстро и это заставляет художника быстрее работать и быстрее все замечать, заставлять руку резвее слушаться, а глаз отмерять и сравнивать. Быстрее-быстрее отобразить тот самый, самый красивый и важный миг, который его поразил.

А художники очень любят поражаться и «впечатляться».

Когда художник рисует по воображению, то он тоже пишет то, что его впечатлило и поразило (т.е. понравилось больше всего).

В этом случае он может дольше подумать, и «повспоминать»: «И что же такое я хотел нарисовать?»

А когда художник начинает забывать и плохо представлять, что же он хотел нарисовать, то обращается за помощью к «натуре» или к той книге или случаю, который его поразил.

Скажу вам по секрету, что художнику перед тем, как выбрать, что же больше нравиться и в какой «манере» хотел бы писать по жизни, придётся много учиться и тренироваться рисованию и с натуры, и по воображению.

Для настоящего художника, нужно развивать такие тонкие вещи, как наше воображение, глазомер и память. Эти качества развиваются, когда рисуем по воображению.

Но, самое главное - развить чувство красоты и любования тем, что мы видим, научиться поражаться и восхищаться! А для этого, в свою очередь, обязательно нужно много рисовать и писать красками с натуры.

Более того, скажу, что по-настоящему научиться писать красками, стать настоящим, тонким живописцем можно только, если много писать пейзажи с натуры в разное время суток, особенно в солнечный день.

Солнце - очень важный друг художника и самый любимый. Солнце вообще стимулирует глаз видеть и учит видеть именно прекрасное. Это наш природный учитель по «цветовидению» и красоте. А это важно и для тех, кто рисует с натуры, и для рисующего по воображению.

У художников, которые пишут по воображению, в голове всегда есть свое, «внутреннее» солнце. Но всё равно, нужно постоянно учить, и тренировать свой глаз, душу, любуясь нашим красным солнышком, т.е. все тем, что оно освещает. Любоваться всем, куда попадают его лучи. И, по возможности, чаще писать красками пейзажи с натуры.

В прошлом были такие прекрасные художники, которые много рисовали солнце. Их назвали «импрессионистами».

Многие из них жили во Франции, а во Франции слово «impression» означает – «впечатление».

«Импрессионисты» пытались быстро передать первое впечатление, миг, пока солнце не изменилось, не повернуло к горизонту, не спряталось за тучи. А это не такой уж большой миг, потому что природа все время меняется.

Они научились писать и рисовать очень быстро. Поэтому их картины такие свежие и яркие, такие же сверкающие и похожи на солнечные искры на воде. Они написаны как бы одним духом. Именно солнце помогало им видеть настоящий, чистый цвет вокруг себя.

Давайте посмотрим на три пейзажа Клода Моне. Какие на них яркие и сочные цвета:





Когда нет возможности писать пейзаж с натуры, художники просто наблюдают за природой, за солнышком, за его переходами в вечер или утро, за тем, как его свет пробивается сквозь тучи.

Ещё они наблюдают за всем тем, что заменяет наше солнышко: за живым огнем, костром, свечкой, или за светом луны, как она освещает мир ночью или поздно вечером.

Луна и огонь, как и солнце - первые друзья художника. Они проходят рядом всю жизнь.

Любованию и созерцанию у нас будут посвящены целые уроки. Но это чуть позже.

Пока, вернемся к нашему уроку рисования. Напомню, что мы сейчас учимся брать карандаш так, как берут его художники, которые рисуют с натуры.

Для рисования с натуры нам и нужен наш мольберт.

Он первый, неразлучный друг художника, рисующего с натуры.

Мольберт нужен не только для того, чтобы укрепить на нём бумагу.

Пожалуйста, послушайте дальше очень внимательно!

Когда мы рисуем с натуры предмет на столе или портрет человека, то в любом случае, между художником и «натурой» должно быть большое расстояние! Это расстояние должно быть в два раза больше того предмета (натуры), что мы рисуем. Например, мы рисуем стул, а на стуле лежащего кота, то эначит, и расстояние между нами и котом должно состоять, как минимум, из двух котов и двух стульев. Но это условный расчет.

Самое главное, чтобы нам было удобно смотреть на то, что мы рисуем. И чтобы мы могли свободно охватить взглядом всего нашего кота и весь стул. А если смотреть с очень близкого расстояния, то придется все время водить глазами то с хвоста кота на его уши, то со спинки стула, на его лапы, и захочется отодвинуться.

Поэтому большое расстояние должно быть и между глазом художника и его листом бумаги. Иначе нашего глаза не хватит на то, чтобы охватить разом и кота, и стул, и свой рисунок.

Вы ведь помните, что мы учимся смотреть широко, как смотрят художники? Так широко мы учились смотреть, когда рисовали наши параллельные линии во втором задании.

Поэтому же работают художники с натуры часто на вытянутой руке, то есть, и карандаш, и кисточку (если рисуют красками) держат на вытянутой руке.

Вот от этого расстояния и появилось особое умение держать карандаш, так, как держат художники.

Когда мы начнем пробовать рисовать на мольберте, вы поймете, почему удобно держать рабочий инструмент художника так, а не иначе.

А умение держать карандаш, как держит «писатель» и все другие способы, нам еще понадобятся, когда мы продолжим учиться рисовать не с натуры, а по воображению и по памяти.

Упражнение

Сейчас мы опять подружимся с карандашом.

Повертите карандаш в руке несколько минут всякими способами - это разминка!

Теперь положите карандаш на ладошку:

Зажмите карандаш большим пальцем и сложите ладошку вот так:

А теперь сложите пальцы вот так:

Поздравляю! Вы правильно взяли карандаш для рисования натуры!

Возьмите карандаш, не совсем за «хвостик», а так, чтобы он удобно расположился в ладошке и не выскальзывал.

Вот такое положение карандаша и используют художники, чтобы рисовать с натуры.

Но пока мы ни чего не рисуем с натуры, а только изучаем положение руки и возможности карандаша.

Сядьте от вашего мольберта на некоторое расстояние, так, чтобы рука свободно двигалась, а глаз охватывал свободно и целиком всю вашу бумагу на мольберте.

Когда вы устроились, то попробуйте поводить карандашом по бумаге, чтобы получились разные длинные, ровные линии.

Когда будете проводить ровные линии, следите, чтобы рука работала полностью. Не одна кисть и не одно запястье. Помните, что мы говорили о плече. Мы ведь решили о нем вспоминать почаще.

Сейчас плечо должно обязательно участвовать в рисовании, а так же двигается и локоть.

Если мы будем рисовать прямые линии, двигая только кистью, т.е. одним нашим запястьем, то прямой линии не получиться. Наши линии станут закругляться. Значит, нам нужно учиться двигать всей рукой.

1. Попробуйте нарисовать широкие длинные линии по вертикали и по горизонтали:



Делайте линии легко, двигайте рукой свободно, как будто вы разбрызгиваете из шланга воду слева направо, справа налево. А затем сверху вниз и снизу вверх.

Для этой тренировки наш и нужен наш мольберт, чтобы вся рука двигалась и не опиралась на бумагу.

2. Сделайте несколько полукружий и кругов.

Когда будете проводить круг и полукружья, то заметьте, что плечо в этом деле станет участвовать меньше, чем запястье. Но зато локоть двигается хорошо, только не надо его прижимать к телу.





3. Попробуйте сделать разные штрихи.

Поводите карандашом плашмя, т.е. боком грифеля.

Сделайте такие острые и короткие штрихи.

При такой штриховке, можно коснуться мизинцем бумаги. Но не класть всю ладошку на бумагу.

Порисуйте разные штрихи и закорючки.

Вот такие кудрявые штрихи, точки, запятые, штриховые сеточки и все, что придем вам в голову:

На этом наше практическое занятие закончилось. Когда отдохнете, то попробуйте еще потренироваться у мольберта. Повторите задание еще несколько раз, пока не получиться делать это легко.

Что потребуется к следующему занятию

Нужно приготовить:

- один большой лист бумаги, ватман или бумагу размера А2;
- карандаши;
- кнопки;
- скотч;
- мягкую беличью кисточку;
- черную тушь или черную гуашь.

Я обещала, что скучные линеечки мы будем рисовать недолго?

Выполняю своё обещание!

Мы будем рисовать портрет мамы или сестры, или брата, бабушки или дедушки. Может и папы, или любого, кто согласится вам позировать 10-15 минут.

Желаю удачи! До встречи.

К следующему уроку

К списку уроков рисования

Анна
1 января 2012 года