Уроки рисования - Урок 2





(подготовка к уроку и немного о важных «привычках» художника)

Добрый час, мой маленький и большой друг!

С вами Анна.

Рада нашей встрече!

Сегодня мы начнём готовить к рисованию рабочее место художника, необходимые инструменты и наше тело, руку, глаза к рисованию.

Да, да, не удивляйтесь! К рисованию нужно готовить своё тело также терпеливо и тщательно, как спортсмен готовит мышцы к соревнованиям, певец своё горло и лёгкие к концерту, а космонавт тренирует тело к полёту.

Но об этом поговорим после подготовки рабочего места.

Вообще, у настоящих художников есть специальные разные профессиональные «привычки». Это очень важно, потому что, когда художник рисует, то некогда отвлекаться на посторонние дела – точить карандаши, искать ластик, бегать за другим листом бумаги и т.п.

Раз мы решили стать художниками, то сразу вырабатываем «привычку» правильно готовить своё рабочее место, чтобы было удобно работать.

Готовим свое рабочее место

Убираем всё со стола, чтобы ничего не мешало, не падало на наш рисунок и не разливалось на бумагу, если случайно заденем чашку.

Выплёвываем в помойку жвачку, убираем жирные чипсы! Иначе так будет обидно, если следы от всех этих вреднющих «вкуснятин» попадут на рисунок, когда он будет почти готов!

Протёрли тряпкой стол, чтобы быть уверенными, что там тоже не осталось грязи.

Теперь можно приступить к заточке карандашей.

Художники любят работать очень острыми карандашами, и чтобы их было сразу несколько штук, как на рисунках:


Вот вам первое задание:

Заточите остро-остро, тоненько-тоненько 2-3 карандаша, и положите их со стороны той руки, которой вы привыкли писать. У кого-то это будет правая рука, а у некоторых людей (левшей) – левая рука.

Только, пожалуйста, поберегите руки, чтобы не порезаться! Или попросите маму или папу помочь вам заточить карандаши.

Открою вам один секрет: художники прямо пугаются, когда видят, что грифель карандаша стёрся. Начинают, как сумасшедшие, бегать и искать, чем бы срочно заточить карандаш, чтобы скорее продолжить рисовать, пока не улетело вдохновение! А вдохновение – это очень капризная особа, которая мгновенно улетает, как только художник отвлекается на посторонние дела.

Поэтому вы должны наработать «привычку» заранее, правильно готовить рабочее место и инструмент.

Итак, стол чистый, ничего лишнего, несколько остро отточенных карандашей под «рабочей» рукой, ластик и несколько листов бумаги.

Рабочее место готово. Осталось только помыть руки после заточки карандашей, иначе бумагу можно испортить графитной пылью, которая попала на руки, когда вы точили карандаши.

Чистыми руками берём лист бумаги и кладём перед собой на стол, как обычный тетрадный лист:

А вот теперь, как я обещала раньше, начинаем готовить к рисованию тело, руку и глаза. Это будет вторая наша «привычка» художника.

Когда мы все были маленькими, сначала нас кормили из соски, потом из ложечки, а потом, наконец-то, дали в руки ложку и вилку, чтобы ели самостоятельно. А мама всё время поправляла нашу руку, чтобы мы правильно держали «инструмент» для еды.

Что будет, если неправильно держать ложку, вилку, нож? Суп выльется на скатерть, а что ещё хуже – прямо на одежду. Кусочек мяса, если его просто подхватить вилкой, обязательно соскользнёт на колени или на пол, а картофельное пюре, сколько не тыкай, невозможно наколоть зубчиками.

Когда следующий раз вы сядете за стол, обратите внимание, что для разных видов еды, столовые приборы («инструменты») - вилку, ложку, нож - нужно брать по-разному.

Также и в рисовании, чтобы рисунок получился красивым, точным, правильным используются разные приёмы. Поэтому и рука в каждом случае должна держать карандаш особым способом.

Помните, мы говорили о руке художника. Что же это за особая рука такая? Попробуем разобраться.

Берем в руку карандаш. Рисовать можно разными способами. Помните, мы говорили о столовых инструментах, что их можно держать по-разному, когда едим разные блюда? Так и в рисовании художник складывает пальцы, когда держит карандаш, по-разному. Это зависит от того, что он хочет сейчас нарисовать. Например, рисует ли он тонкие детали: реснички, зрачок, листочек. Или более грубые формы: фон, волосы, тень или старый башмак.

От того, каким способом вы держите карандаш, зависит, получатся тонкие и короткие линии или грубые и длинные. А может быть, нужно сделать плоские, широкие штрихи или нужны длинные и острые.

И ладонь руки может, как опираться на бумагу во время работы, так и висеть в воздухе.

Ваша рука знакома с карандашом, потому что вы уже умеете и привыкли писать им буквы. Вы уже имеете «привычку» держать карандаш для письма. Назовём это рукой и карандашом «писателя». Они друг друга понимают и слушаются, как самые неразлучные друзья.

Но вам нужно выработать «привычку» художника.

Давайте познакомим вашу «руку художника» и «карандаш художника» снова, как будто они до этого не знали друг друга. Помните, как в книжке «Алиса в стране чудес»?

- Знакомься, Алиса, это пудинг! Пудинг, это Алиса!

- Знакомься «Рука художника» – это «Карандаш художника»! «Карандаш художника» – это «Рука художника»! ?

И так, мы берем карандаш и вертим его в пальцах. Укладывайте, пожалуйста, карандаш по-разному в ладошке. Представьте себе, что этот ваш карандаш, не карандаш вовсе, а вилка и вы хотите зацепить у соседа кусок селедки с тарелки или дотянуться и уколоть ею бок вкусной курицы, которая лежит перед вами.

Наблюдайте, как сложатся по-разному пальцы на карандаше, в зависимости от того, что вы хотите сделать – подцепить кусочек селёдки или уколоть курицу.

Пусть карандаш знает разные положения в вашей руке, а не только одно, когда вы пишете только буквы. И рука пусть поймет, что для карандаша есть разные способы, каким его можно держать.

А теперь представьте, что карандаш - это указка, и вы учитель, который показывает ученикам на доске что-то важное.

А теперь возьмите карандаш так же, как медсестра берет шприц...

как правильно держать карандаш
как правильно держать карандаш

как правильно держать карандаш

как правильно держать карандаш

А теперь представьте, что карандаш - это шпага, а вы – мушкетёр, который делает выпад на противника.

Возьмите карандаш за «хвостик». Это очень важное упражнение. Обращайте внимание, как рука и пальцы, по-разному, схватывают карандаш.

Вы видели когда-нибудь, как ведёт бой спортсмен-фехтовальщик или мушкетёр в кино? Важно не только правильно взять рукоятку оружия, но важно и положение локтя, плеча, шеи, спины, ног и даже другой руки…

Искусство рисовать чем-то сродни боевому искусству, когда участвует не только пальцы и кисть руки, но и локоть, плечо, позвоночник и глаза…

Учителя по таким боевым искусствам, как фехтование шпагой, ножом, кинжалом, или копьем, говорят, что оружие является не сами по себе отдельной шпагой, мечом или копьем, когда мы работаем с ними, а они - есть продолжение нашей руки. Как будто оружие выросло из нашей руки или вросло в нее, и оно такое же послушное, как любой из наших пальцев. По сути, для воина оружие является продолжением его руки, рукой, только железной.

Так и наш карандаш - это тоже оружие, но оружие художника. Карандаш - продолжение руки, только деревянное. И наша задача сделать карандаш послушным, сделать его продолжением нашей ладошки, нашего тела …

Конечно, это не значит, что каждый профессиональный художник, перед тем, как сесть рисовать, несколько минут вертит в руках карандаш. Думаю, за многие года он превосходно с ним сроднился.

Но мы с вами начинаем с самого-самого начала, с азов.

И вот вы с большим удовольствием повертели карандаш, фехтовали им, как шпагой. Теперь стало понятно, что в этих движениях участвуют не только пальцы, кисти рук, но и локоть, плечо, шея, спина…

Особенно важно ПЛЕЧО! Какое бы движение карандашом вы не делали, НЕ ЗАБЫВАЙТЕ О ПЛЕЧЕ! Как оно себя чувствует?

О плече забывают почти все, но оно очень важно для того, чтобы рисовать. Когда вы рисуете, плечо своей рабочей руки не должно напрягаться. Сделайте его мягким и податливым. Вспоминайте о нем чаще. Тогда, в какой-то момент вы почувствуете, что рабочий карандаш, стал продолжением не только вашей ладошки и руки, но и вашего плеча и всего вашего позвоночника.

Сначала придётся постоянно думать о своём теле, пока не появится «привычка» Как только «привычка» наработается и станет незаметной для вас, тогда рисунок как бы сам, естественно будет «выливаться» на бумагу из руки через карандаш.

Китайцы и японцы, которые были специалистами по каллиграфическому письму и рисункам, считали, что кисточка каллиграфа растет из его позвоночника и рисует художник иероглифы всем телом.





К следующему уроку

К списку уроков рисования

Анна
23 декабря 2011 года