КОРРЕКЦИЯ ПОДРОСТКОВОЙ СЕКСУАЛЬНОСТИ





Упражнение «Двое на скамейке»

(модифицированное из книги С.В. Гиппиус)

Ведущий. Сидит юноша, ждет приятеля. Подходит девушка, садится рядом. Итак, рядом сидят два незнакомых человека. И вдруг в какой-то момент, приглядевшись, юноша понимает, что где-то видел девушку. Но где? Однако ему неудобно начинать разговор. Задача юноши – вспомнить как можно больше мест, где можно было бы встретиться, и улучить момент, когда удобно завязать разговор.

Группа делится на пары, каждая пара должна показать этюд. По окончании происходит обсуждение:

- Что вы чувствовали, когда она села рядом с вами?
- Что мешало сразу заговорить?
- Что помогло заговорить?
- Какие места возможных встреч пришли в голову?
- О чем вы думали, когда сидели рядом?
- Чувствовали ли вы, что с вами пытаются (хотят) заговорить?
- Что чувствовали, когда с вами заговорили?

Упражнение «Табу»

Нередко любопытство или желание изведать запретный плод или стремление продемонстрировать свою смелость руководят подростком в его поступках. Хорошо, когда он знает, какие чувства им управляют, это позволяет сделать осознанный выбор.

Ведущий ставит в центре круга небольшую шкатулку или коробочку, в которой лежит неизвестный предмет. «Там лежит то, что нельзя», – говорит ведущий.

Затем он предлагает каждому как-то проявить себя в отношении этого предмета. Участники могут вставать или оставаться на месте, выражая отношение мимикой или жестами; они могут подходить к шкатулке, брать ее в руки, заглядывать внутрь, – каждый поступает так, как считает это нужным.

Даже если кто-то останется на месте, ничего не предпринимая, – это тоже будет способом реагирования на ситуацию.

При выполнения упражнения важно помнить, что это упражнение действия, а не объяснений, поэтому, если кто-то будет пытаться просто рассказать словами о своей позиции, задача ведущего побудить его «показать» свое отношение.

Упражнение «Искусство ответить Нет»

Время проведения: 60 мин.

Цель: определить возможные факторы, подталкивающие парня или девушку к половой близости. Найти способы воздействия на эти факторы. Рассмотреть ситуации, в которых молодые люди могут подвергать себя риску заражения ВИЧ-инфекцией и ИППП. Проанализировать различные варианты поведения (поступков) молодежи и закрепить навыки тактичного отказа.

Материалы: бумага, ручки, карандаши.

Разделите группу на подгруппы по 3-4 человека (в зависимости от количества участников). Подгруппы могут быть однополыми или разнополыми. Как показывает опыт, в ряде случаев, лучше начать с однополых групп, а затем собрать всех в одну группу для обмена идеями и соображениями. Каждая группа в течение 10-15 мин. должна придумать доводы, которые, по их мнению, люди используют в качестве объяснений, оправданий своего сексуального поведения. Ситуации для обсуждения могут быть следующими:

«Если ты не хочешь вступать в половую связь, значит с тобой что-то происходит. Может, ты болен?»

«Но это и мой первый случай».

«Не волнуйся, это останется между нами».

«Я просто не поверю, что ты меня любишь, если ты не согласишься».

После того, как работа завершится, каждая подгруппа зачитывает доводы, которые она придумала. После обсуждения результатов предыдущего задания, необходимо дать возможность группе отработать навыки отказа в парах. Для этого группу надо разбить на пары. Необходимо, чтобы у участников была возможность меняться ролями и демонстрировать свои варианты поведения. Когда навыки тактичного и твердого отказа будут отработаны, попросите двух добровольцев из аудитории разыграть подобную ситуацию перед всеми. Затем можно обсудить какие варианты поведения были наиболее удачными. Во время обсуждения поинтересуйтесь у группы:

- считают ли они, что теперь смогут более уверенно действовать в конкретных ситуациях?
- сработают ли выбранные варианты в жизни?
- звучат ли слова «отказывающего» убедительно?
- как чувствовали себя участники, давая отрицательный ответ?

Ролевая игра «Аптека»

Время проведения: 30 мин.

Цель: отработать навыки приобретения средств защиты в аптеке, т.к. многие подростки испытывают чувство смущения при приобретении презервативов.

Для проведения игры требуется 6 добровольцев. Ведущий просит трех человек на время покинуть помещение. Эти люди не будут знать, что будет происходить дальше. Только входя в комнату, они получат инструкцию: «Вы посетитель аптеки, ваша задача купить презерватив». Покупатели будут входить по очереди.

Из числа оставшихся участников выбирается один аптекарь, сидящий за прилавком, на котором выставлены разнообразные образцы презервативов. Остальные два участника изображают посетителей аптеки.

Далее участники получают инструкцию: первому покупателю аптекарь должен обстоятельно отвечать в вежливой и доброжелательной, но навязчивой форме. Посетители должны давать много советов и рекомендаций.

Во втором случае поведение аптекаря и случайных посетителей аптеки должно быть противоположным, т.е. они должны стыдить, грубить, делать некорректные замечания и т.д.

В третьем случае поведение аптекаря и случайных посетителей должно быть спокойно безразличным. Аптекарь должен отвечать только на высказанные покупателем вопросы и просьбы (по принципу спросили - ответил). Случайные посетители вообще не вмешиваются в этот процесс, спокойно ждут своей очереди.

По окончании игры каждому из покупателей предлагается ответить на следующие вопросы:

- Как Вы себя чувствовали в роли покупателя?
- Влияло ли на Ваше решение поведение аптекаря и посетителей аптеки?
- Если планируются последующие встречи, можно предложить участникам реализовать полученные в игре навыки, т.е. купить презерватив в - реальной аптеке и принести его на следующее занятие для отработки навыков его использования. В этом случае можно попросить участников вновь ответить на те же вопросы, т.е. как они себя чувствовали в реальной ситуации.

Упражнение «Инь и Янь»

Время проведения: 45 мин.

Цель: позволяет осознать влияние стереотипов на отношения между мужчинами и женщинами.

Тренер делит группу на две части: первая – юноши, вторая – девушки. Каждой группе дается задание, в течение 10 мин. на листе бумаги написать качества, которыми должен обладать идеальный представитель противоположного пола. Затем каждая подгруппа делает презентацию полученного портрета. После, в общем круге, проводится обсуждение.

Вопросы для дискуссии: - Согласны ли вы с портретом идеального представителя вашего пола, который получился у другой группы?
- Какие качества из списка вы бы хотели добавить или убрать? Почему?

Очень важно, в процессе дискуссии, вывести участников на то, что восприятие представителей противоположного пола, часто основывается на стереотипах, существующий в семье и обществе.