Демонстративные дети





Демонстративность представляет собой часто встречающуюся личностную особенность. Из названия видно, что проявляется она в том, что малыш старается продемонстрировать себя окружающим, привлечь внимание. Иногда эта потребность настолько сильна, что маленький человечек стремится все время быть в центре внимания.

Как правило, детям с высокой демонстративностью присуща любовь к украшениям. Впрочем, привлечения внимания подходят все имеющиеся в его арсенале средства: сознательное нарушение правил поведения, кривлянье, подчеркнуто "идеальное" поведение, нарочитая застенчивость, агрессивное поведение, игнорирование просьб взрослых и пр.

Демонстративность – это хорошо или плохо?

Подобно прочим личностным особенностям, сама по себе демонстративность не является нежелательной или отрицательной чертой, хотя время от времени может приводить к сложностям в воспитании. Она может быть источником чрезвычайно действенной мотивации, к примеру, человек с повышенным уровнем демонстративности будет затрачивать серьезные усилия на деятельность которая может принести ему успех и внимание окружающих. Подавляющее большинство отличников относятся к детям с высоким уровнем демонстративности. Более того, демонстративность требуется для занятий любым видом искусства и деятельности требующей публичности. Если у ребенка нет потребности в привлечении внимания окружающих к своим переживаниям и себе лично, он вряд ли станет и сможет успешно выступать на сцене или играть на гитаре, рисовать. Демонстративность имеет чрезвычайно высокое значение для актерской деятельности.

Мнимые болезни

Зачастую, для привлечения дополнительного внимания к своей персоне демонстративные дети начинают "эксплуатировать" имеющиеся у них заболевания. Как правило, это выражается в преувеличении симптомов, а иногда они сами "создают" себе болезни. Причем для этого не требуется особых усилий, достаточно внимательно прислушаться к организму. "Что же у меня болит? Может горло? Вроде бы нет. Голова? Тоже нет. А, у меня в животе ощущения неприятные и немного тошнит, кажется". Наши внутренние органы очень "не любят" пристального внимания к своей работе. Подобное прислушивание нарушает автоматическую регуляцию процессов – и спазмы, боли и тошнота действительно могут возникнуть. Вызванная плохим самочувствием суета побуждает ребенка все чаще прибегать такому способу привлечения внимания.

Негативное самопредъявление

Здесь ребенок привлекает внимание окружающих посредством нарушения правил поведения. Он "играет" плохого ребенка, поскольку считает, что иным способом стать заметным и выделиться среди других детей ему не удастся. Причем именно взрослые своим поведением поддерживают его в этом заблуждении: они ругают его и читают шалуну нотации, пока он пакостит, и забывают о нем, как только бесчинства прекращаются.

В этой ситуации формы обращения выбранные взрослыми для наказания, парадоксальным образом становятся для него поощрением. Лишение же внимания является истинным наказанием. Любые эмоциональные проявления воспринимаются малышом как безусловная ценность, и неважно выступают они в форме улыбки, одобрения и похвалы, или в виде ругани, наказания, замечания. Добиться от взрослых положительной реакции значительно труднее, тогда как отрицательная следует незамедлительно, и ребенок избирает самый простой путь.

Как вести себя с "негативистом"

Главный принцип: внимание уделяется тогда, когда он хороший. Обращайте внимание на ребенка когда он незаметен, не скандалит, не балуется. Замечания по поводу отвратительного поведения необходимо свести к минимуму, даже если он ходит на голове.

Если проступок серьезен и оставить его без внимания нельзя, наказание должно быть безэмоциональным. К примеру, если малыш продолжает, невзирая на запрет, играть на компьютере – выключить его и убрать шнур, а затем не реагировать на крики.

Удовлетворить потребность во внимании ребенка с негативным самопредъявлением очень непросто. Крайне важно найти область, в которой он сможет реализовать присущую ему демонстративность. Могут подойти, к примеру, театральные занятия, поскольку такой ребенок постоянно играет какую-то роль. Дайте ему возможность играть на сцене, а не в жизни.

Уход от деятельности

Иногда завышенная потребность во внимании непосредственных поведенческих проявлений не находит, потому что они сдерживаются высокой тревожностью. Такое сочетание психологических особенностей вызывает внутренний конфликт. Ребенку хочется быть замеченным, вести себя ярко, но из-за высокой тревожности малыш опасается вызвать отрицательную реакцию у других людей. Благодаря развитию защитного фантазирования этот конфликт разрешается. Внешне такой ребенок пассивен, поскольку подлинная жизнь малыша проходит в мечтах.

Как вернуть ребенка на землю

В этом случае необходимо направить воображение малыша на решение реальных задач и найти сферу применения, которая насытит неудовлетворенную потребность ребенка во внимании. Эти цели могут быть достигнуты одновременно благодаря искусству, – скажем, отдайте ребенка в кружок рисования. Необходимо сразу обеспечить ребенку внимание, эмоциональное подкрепление, ощущение успеха.

При отсутствии художественных способностей, можно посоветовать занятия абстрактной живописью. Покажите ему репродукции художников, или картины на выставке. Пусть он убедится, что абстрактная живопись на самом деле существует и пользуется популярностью. Затем предложите создать нечто подобное самостоятельно. Яркие декоративные рисунки превосходно удаются детям с развитым воображением. "Украшайте квартиру его "шедеврами", показывайте всем гостям.

Как правило, слушая подобные рекомендации, учителя и родители нередко высказывают опасения в правильности такого подхода. По их мнению, при повышенном внимании и постоянном нахваливании у ребенка может повыситься "самомнение", то есть демонстративность усилится. Демонстративность – не недостаток. Это личностная особенность, которая, может привести как к положительным, так и отрицательным проявлениям, все зависит от обстоятельств развития ребенка. При правильном, естественном развитии она приведет к адекватной самооценке, умению преодолевать неудачи и трудности. Крайние ее проявления - нежелательны и требуют коррекции, о которой говорилось выше.