Как научить детей мыслить нестандартно

Умение оригинально мыслить присуще многим детям, ведь их мышление более гибкое и открытое. Но с возрастом эта чудесная способность испаряется: родители, учителя, другие дети, интернет, телевизор и просто окружающий мир могут влиять на маленьких людей таким образом, что их мышление как будто костенеет, становится шаблонным. Но что делать, если хочется вырастить своего отпрыска по-настоящему креативным и изобретательным человеком? Научить мыслить нестандартно!

Однако к делу нужно подойти комплексно и вовлечь в процесс всех, кто наставляет и обучает ребенка. Дома это будут родители и другие родственники, а вот за его границами в дело должны вступать учителя.

Что делать родителям?

1. Поощрять детей рисковать.

Взрослые любят устанавливать свои правила и требовать от ребенка их выполнения. К сожалению, этим грешат очень многие родители. Но слишком большое их количество не приведет к положительному результату. Дело в том, что правила не научат самостоятельному мышлению. Скорее наоборот, они вгоняют в рамки, из-за которых ребенок либо не станет рисковать вообще, либо пойдет на риск лишь в случае отсутствия наказания или возможности его избежать. А это, в свою очередь, может привести к тому, что юный человек будет бояться выходить из зоны комфорта, пробовать и искать что-то новое, находить нестандартные решения проблем.

Чтобы избежать подобного, нужно делать акцент на ценностях, а не правилах. Вместо указания правил, лучше объяснить, почему ценятся те или иные принципы и как их стоит применять.

Конечно, это не значит, что от правил нужно полностью отказаться. Но родителям нужно четко объяснить своему чаду, зачем они нужны и почему важны. Так ребенку станет понятно, что определенные вещи стоит делать или не делать по определенной причине, а не просто потому, что так сказала мама.

2. Объяснять требования.

Детям нужно объяснять, почему от них что-то требуется. Например, помощь с уборкой по дому требуется для поддержания порядка и чистоты в доме. Такой подход, во-первых, приучит к ответственности, а во-вторых, даст ребенку поучаствовать в общем деле, помочь своей семье. Если правильно формулировать и объяснять требования, то детям не будет казаться, что родители пытаются ограничить их свободу или наказать. Кроме того, такой метод воспитания привнесет в детские мысли и действия элемент осознанности.

Что делать учителям?

Учителя также участвуют в воспитании ребенка. Возможно, они не имеют такого авторитета как родители, но оказать положительное влияние на формирование личности ребенка могут. Поэтому и им тоже стоит использовать некоторые методы развития самостоятельного и нестандартного мышления у детей.

1. Методика мозаики.

Этот метод подразумевает совместную работу детей над каким-либо проектом. Упор сделан на то, что координирование всех действий научит ребят прислушиваться к другим, уважать чужое мнение и друг друга.

Таким образом, проект разбивается на части, которые, в свою очередь, делятся между детьми. Каждый ребенок работает над своей частью, а затем предоставляет готовый результат. Все итоги работы собираются в единое целое, словно мозаика. Но при этом дети рассказывают о проделанной работе и сделанных выводах отдельно, тем самым демонстрируя свою точку зрения.

Метод мозаики помогает ребятишкам лучше понимать других детей и позволяет увидеть проблему с другой стороны, благодаря чему и развивается нестандартное мышление.

2. Правильный подход к работе в группе.

К сожалению, командная работа не всегда бывает эффективной. Если группа детей устроит мозговой штурм, то результаты не будут отличаться оригинальностью. Кроме того, идей в итоге будет не так много, чем в случае самостоятельной работы каждого ребенка.

Впрочем, существует несколько причин, из-за которых командная работа иногда не настолько эффективна, как хотелось бы:

1. Нежелание ребенка выделяться. Некоторые дети не хотят или стесняются громко заявлять о своем мнении и отстаивать его. Из-за этого многие идеи просто пропадают.

2. Страх выглядеть глупо. Эта проблема свойственна не только детям, но и очень многим взрослым: страх сказать что-то не то и быть осмеянным заставляет оставлять интересные мысли при себе.

3. Неумение слушать. Дети часто любят говорить наперебой и поднимать галдеж. Но из-за этого хорошие идеи могут быть просто не услышаны.

Как итог: высказываются лишь несколько популярных мнений, а группа просто соглашается с ними. И никто не пытается найти и предложить новый способ разрешения проблемы.

Именно поэтому всем детям нужно давать время на самостоятельную работу и размышления. И только потом собирать всех в группу для высказывания и обсуждения проблем и идей. Это научит мыслить самостоятельно, а также комбинировать различные идеи, методы и способы работы над разного рода проектами и задачами.

3. Польза прокрастинации.

Прокрастинация известна как плохая привычка, от которой нужно избавляться. Но кроме прокрастинации существует прекрастинация, которая характеризуется желанием быстро взяться за дело и выполнить его раньше установленного срока.

На первый взгляд, это хорошая привычка, которая способствует продуктивности, но не все так просто. Прекрастинация враг творчества и креативности: мгновенное погружение в работу лишает возможности поразмышлять над решением задач, придумать новые идеи. К решению проблемы сложной подойти оригинально, если на это отводится мало времени. Более того, из-за этого можно остановиться на первых идеях и больше не вдаваться в раздумья. Так что прокрастинация не так плоха, как кажется.

Для успешного эксперимента с прокрастинацией преподавателям стоит давать детям определенное количество времени на работу с заданием. А затем подвинуть срок сдачи еще немного, посоветовав при этом лучше поработать с идеями, которые были отвергнуты на начальных этапах. Лишнее время даст возможность еще раз взглянуть на проблему и подойти к ее решению более нестандартно, чем раньше.

Этот метод развития оригинального мышления демонстрирует, как важно обучить детей придерживаться баланса и не впадать в крайности: не стоит браться за дело, не подумав, но и откладывать работу до самого конца тоже нельзя.