Обидчивый ребенок

Если в семье наблюдается ситуация, когда ребенок очень часто обижается на других детей или взрослых по малейшему поводу, это серьезная причина задуматься. Как ни странно, причиной подобного поведения малыша может быть то, что он не знает, как иначе реагировать на разные негативные моменты, или знает, но не пробовал. Почему так бывает? В основном, потому что привычное поведение (обида, слезы) – более безопасное, знакомое, а другой вариант – непонятный и неизвестна реакция на него. Роль взрослых в такого рода ситуациях – научить ребенка по-разному реагировать (не только обидой).

Выделяют несколько способов или видов реакций. Наиболее популярными есть:

  • нет обобщению;
  • прямое выражение своих чувств;
  • игнорирование;
  • использование поговорок;
  • метод «трех шагов»;
  • интерес к другим;
  • самооценка.

Нет обобщению

Часто от обидчивого малыша можно услышать фразу: «Меня все обижают», то есть ребенок не называет, кто конкретно плохо относится к нему, а обобщает всех. В таком случае нужно спросить у малыша, кто его конкретно обижает. Например: «Маша тебя обижает», «Саша тебя обижает». Можно перечислить всех. Так ребенок поймет, что не все его знакомые плохие и лишь некоторые могут обидеть. Зачем это нужно? Привычка обобщать все и все плохая, поскольку мешает активному действию. Осознав, что только некоторые дети могут обидеть, ребенок не будет бояться дать отпор.

Прямое выражение своих чувств

Родителям желательно приучить ребенка к тому, что если некто обижает его, говорит неприятные вещи, то не следует молча обижаться, а нужно прямо сказать обидчику о своих чувствах. Например: «Мне неприятно (больно), когда ты так говоришь (делаешь). Пожалуйста, не говори (не смейся, не обзывай) так». При этом желательно, чтобы малыш сделал паузу, скорее всего, обидчик ослушается и прекратит. Такой способ помогает выйти из ситуации без обид и защитить себя.

Игнорирование

Возможен и способ игнорирования обидчика. Это бывает тяжело сделать, особенно для детей эмоциональных, принимающих все близко к сердцу. Они быстро срываются. Но чем старше будет ребенок, тем лучше у него будет получаться этот способ.

Поговорки

Метод поговорок часто используют дошкольнята или школьники младших классов. Это своеобразный способ дать отпор обидчику, показав свое остроумие и умение шутить (подкалывать).

Метод «трех шагов»

Данный метод используют, если речь идет не только об обидных словах, но и агрессивных действиях. Первый шаг – это сказать обидчику: «Мне неприятно то, что ты говоришь (делаешь)». Главное – сказать это уверенным, но не агрессивным тоном. Когда такой способ не помог – переходят ко второму шагу. Можно сказать (предупредить): «Мне неприятно. Если ты не перестанешь, я тебя ударю». Если не помогло (это на крайний случай) – можно ударить. Благодаря такому подходу ребенок научится сдерживать свой гнев (эмоции).

Интерес к другим

Интерес к другим связан с тем, что обидчивый ребенок чересчур сосредоточен на себе и своих переживаниях. Ему кажется, что все только на него смотрят и смеются. Родителям нужно развивать в малыше личность, привлекать его внимание к другим детям, развивать желание узнать их интересы. Можно аккуратно расспрашивать ребенка, задавать больше личных вопросов.

Самооценка

Самооценка очень важна для обидчивых детей. Родным нужно научить их самостоятельно оценивать свои достижения, гордиться своими успехами, стремиться к достижению целей. Чтобы меньше обращать внимание на оценку со стороны, в том числе и негативную, должен быть стержень внутри себя. При этом ребенок должен научиться адекватно себя оценивать – определять, что получилось, а что нет.

Если малыш очень обидчивый, ранимый – это фактор, который в первую очередь влияет на самого малыша и его отношения с окружающими. Роль родителей в такой ситуации – максимально помочь ребенку легче реагировать на негативное поведение других детей, обрести уверенность в собственных силах, словах, возможности дать словесный отпор обидчику. Условно выделяют несколько способов «борьбы» с обидами. Но выбирая любой из них, нужно обязательно учитывать характер, возраст, темперамент малыша.