Гиперактивность у ребенка

Чересчур активный малыш постоянно бегает, шалит и не знает, что такое состояние покоя, ему необходимо выплескивать свой непрерывный поток энергии и чем-то заниматься. Конечно, такой ребенок доставит много хлопот воспитателю или учителю в школе. Но что такое гиперактивность на самом деле? Как с ней бороться?

Для начала стоит разобраться, а какого ребенка можно назвать гиперактивным? Если малыш бегает, шумит и балуется – в этом нет ничего необычного, в норме ребенок должен так себя вести. Конечно, каждому родителю хотелось бы, чтобы их чадо всегда слушалось дома и сосредоточенно училось в школе, но не стоит тут же грешить на гиперактивность.

Приставка «гипер» означает «сверх», гиперактивные детишки страдают мгновенной возбудимостью, а на «процесс торможения» у них уходит много времени, хотя у остальных детей оба процесса занимают примерно одинаковое количество времени. В итоге гиперактивномуребенку намного труднее успокоиться и сосредоточиться на задаче, чем другим.

Признаки гиперактивности

Как правило, гиперактивные дети разговаривают очень быстро, громко и сбивчиво. Они пишут, пропуская знаки препинания, повторяя слоги и не дописывая слова. Также они часто отвлекаются даже от самых интересных дел, пытаются заниматься разными делами одновременно, словно не знают, что выбрать. Такие ребята мгновенно возбуждаются и подключаются к любой активности, часто делают абсолютно ненужные движения. Кроме того, дети не в состоянии постоянно следить за своим внешним видом и за порядком вокруг (в комнате или в портфеле), они часто роняют вещи или вовсе теряют их.

И все же основной признак – это потребность в активности, малыш нуждается в постоянном движении. Однако организм пытается контролировать и подавлять эти потребности, что в свою очередь вызывает стресс и сильное нервное напряжение.

К сожалению, не все родители гиперактивных детей обращаются к специалистам, списывая поведение малыша на невоспитанность и баловство. В таком случае ему приходится приспосабливаться к своим особенностям самостоятельно, что у ребенка может получиться неправильно или не выйти вовсе.

Ошибки в воспитании

Нельзя наказывать чадо за то, в чем он совсем не виноват. Малыш не может «не вертеться» и «не ерзать», ему просто необходимо хоть как-то двигаться. Такие замечания лишь приведут к переключению на другую активность, но ни коем образом не остановят его деятельность. Жестко ограничивать ребенка в активности или давать ему полную свободу – это две стороны одной медали, оба метода воспитания нежелательны. В первом случае ребенок лишается возможности реализовать свою потребность, что вызывает стресс, а во втором – малыш просто не научится контролировать себя.

Что делать?

Будет здорово, если ребенок сможет дать выход энергии там, где это действительно необходимо. Например, спорт будет отличным вариантом. Также важны зарядки по утрам, пробежки на переменках или другие движения в свободное время. После школы малыш может погулять и побегать с друзьями, а потом уже делать уроки. Важно предоставить возможность активного движения в любой перерыв.

В рацион можно добавить продукты питания, которым необходимо больше энергии на переваривание, например, мясо или орехи.

Следует постепенно учить ребенка контролировать себя, начать с малого отрезка времени и постоянно его увеличивать. Важно делать какие-либо упражнения, чтобы малыш научился концентрировать внимание и выполнять все задания до конца.

Также необходимо научить малыша опрятности: контролировать внешний вид и порядок.