Когда и как научить ребенка читать

Большинство специалистов утверждает, что лучше оставить обучение чтению школе. Задача родителей сводится к тому, чтобы заинтересовать ребенка книгами, познакомить его с буквами и с самыми основами чтения. Что именно могут предпринять взрослые, чтобы подготовить своего малыша?

  1. Обучение ребенка чтению - это процесс, который начинается еще в младенчестве. Речь идет о чтении взрослыми детям. Уделяя чтению всего 20-30 минут в день, можно не только основать замечательную семейную традицию, но и привить ребенку любовь к книгам.

    Детские книги обязательно должны находиться в доступных местах, чтобы ребенок в любой момент мог взять то, что ему понравилось. Можно организовать отдельное место для чтения: например, положить подушки на пол возле книжной полки. Все эти мелочи позволят создать дополнительную заинтересованность.

    Во время чтения можно показать ребенку, как держать книгу, как переворачивать страницы, как читать текст (слева направо и сверху вниз).

  2. Даже самым маленьким слушателям нужно задавать вопросы о книге. Это эффективно развивает их способность понимать услышанное. Ребенок должен представлять себе персонажей, понимать, что они делают и сопереживать им.

    Вначале родители сами показывают детям на картинках предметы, о которых говорится в книге, и называют их. Дети постарше могут самостоятельно отыскивать персонажей и воспроизводить их голоса (например, мяуканье кошки).

    После 3 лет вопросы можно усложнить: помнит ли малыш содержание предыдущей главы, что, по его мнению, произойдет дальше, одобряет ли он поведение персонажей, как бы поступил на их месте и т.д. Это отличный способ развить критическое мышление.

  3. Ребенок должен видеть положительный пример со стороны родителей. Если мама и папа любят книги, ребенок будет воспринимать чтение, как нечто естественное и необходимое. Особенно важно мальчикам видеть, как читают их отцы, поскольку они вообще менее усидчивы и склонны к обучению.
  4. Иногда родители давят на малышей, чтобы обучить их чтению в 3-4 года, особенно если дети знакомых уже читают. Однако последние исследования показали, что большинство детей не готовы учиться читать до 5 лет. До этого возраста в мозгу еще не до конца сформированы связи, которые позволяют распознавать буквы и объединять их в слова. Конечно, дети могут запомнить алфавит после долгой зубрежки, но принуждение надолго (или даже навсегда) внушит ребенку отвращение к чтению.
  5. Лучше использовать т.н. практическое обучение. Детям всегда интересно, что написано на ярких вывесках или картинках, они очень быстро запоминают буквы своего имени или имен братьев и сестер. Хорошо помогают азбуки с привлекательными картинками и веселыми короткими стихами. Обычно дети любят раскрашивать, лепить и клеить. Если вырезать из бумаги большие буквы, можно здорово повеселиться, украшая их и, заодно, вспоминая все слова, которые на них начинаются.
  6. Если ребенок хочет двигаться дальше, можно предлагать ему книги, где простые картинки иллюстрируют простой текст. Например, картинка с изображением яблока на тарелке будет подписана: «На тарелке лежит яблоко». Некоторым детям больше подойдут комиксы или самодельные книги с историями, которые они придумали вместе с мамой. Главное – найти то, что действительно заинтересует юного читателя.

Чтение – не просто один из навыков, которыми должен овладеть каждый человек. Оно является основой для изучения всех других наук. Поэтому очень важно излишней настойчивостью не оттолкнуть ребенка от книг. Главное, чтобы он полюбил чтение и был готов с его помощью открывать все новые знания.