Книжки для малышки

Многие педагоги сегодня удрученно разводят руками: десять лет назад дети читали с гораздо большей охотой. Но, представим себе, ребенок все-таки изъявил желание читать. Тогда что ему предложить?

Каждое утро моего беззаботного дошкольного детства начиналось с чашки сладкого какао и разогретого в духовке бублика. Эти завтраки были позаимствованы мамой из книжки Астрид Линдгрен про Карлсона и остались самыми вкусными в моей жизни. Забавно: когда я задала мужу вопрос о любимой книжке, он не долго думая тоже назвал Карлсона и не забыл про тефтели, из которых толстячок с пропеллером возводил пирамидки и башенки. “Мне тоже безумно хотелось съесть тефтельку”, - припомнил муж.

У каждого из нас в детстве была своя книжка. С годами вкусы менялись, мы откладывали в сторону историю о Винни-Пухе и погружались в мир грез вместе с Золушкой; позднее зачитывались историями Бианки о животных, на смену приходили романы Майна Рида и Жюля Верна. Откровенно говоря, про-изведения из школьной программы были лишь фоном нашей настоящей “книжной” жизни.

Пятилетние философы

Личность - это своего рода “поле”, и качество “урожая”, который будет собран с него, зависит от того, как “поле” будет “засеяно”. Так что же должна принести ребенку книга?

Все мы начинаем со сказок. Молодые мамы говорят, что их малыши больше всего любят красочные по оформлению, но незатейливые по сюжету сказки по мотивам мультиков Диснея. Динамично развивающиеся события и яркие картинки героев - мышонка Микки или олененка Бэмби - приковывают внимание ребенка. К сожалению, русские народные сказки тут проигрывают: длинное вступление, сложные метафоры - такой язык воспринимается трудно. Зато философию сказки дети схватывают на лету. Они с удовольствием разъяснят взрослому, почему дедка, бабка, внучка, Жучка и кошка не могли вытянуть репку, а помощь маленькой мышки пришлась как нельзя кстати.

- Ну как ты не понимаешь, бабуля, - изумляется пятилетний Саша.

- Просто надо было тянуть репку всей семьей, дружно, а без мышки семья была неполной, вот ничего и не получалось!

Становясь старше, дети начинают анализировать сказки и зачастую поражают взрослых своими выводами. Ребенок может заступиться даже за хитрую лису, которая строила козни волку или медведю: “Ну ведь лисичка - девушка, нельзя было мальчишкам ее обижать! - негодует шестилетняя Аня. - Неважно, что она была хитрая, женщина должна быть хитрой!” Парируйте, уважаемые взрослые, если сможете!

А от чрезмерного увлечения диснеевскими книгами педагоги родителей предостерегают. Бесспорно, четкая последовательность поступков героев и развития событий в них налицо. Но не хватает пищи для ума: все слишком понятно, слишком разжевано - не нужно задумываться. У ребенка нужно культивировать не только логику, но и воображение, развивая оба полушария мозга. Именно поэтому профессионалы дошкольного образования призывают читать как можно более разнообразную литературу. Повзрослев, ребенок сам решит, что ему больше пригодится в жизни - способности к математике или писательские навыки.

На смену сказкам приходят стихи. В три года ребенок заслушивается строчками Барто и Чуковского, в пять постигает Маршака и Михалкова, а потом наступает время Пушкина. Зарифмованные строчки оказывают на ребенка не менее магическое действие, чем витиеватые сюжеты. И если о сказках можно сказать, что они развивают воображение и, как мы уже убедились, склонность к анализу, то поэзия учит красиво оформлять эти “аналитические заметки”. Даже двух-трехлетний ребенок склонен рифмовать знакомые ему слова, а школьник переходит к бурному стихосложению, которое взрослые объясняют "началом переходного возраста". И, может быть, не стоит подтрунивать над юным поэтом, стыдливо прячушим тетрадку со своими виршами, даже если вы уверены в том. что его жизненное предназначение - медицина или фигурное катание? Как только не поворачивается судьба...

Приключенческие или исторические романы - отдельная "полка” в собрании сочиненинжпской литературы. Поклонники Дюма играли в мушкетеров, записывались в секции фехтования, а любители Фенимора Купера с энтузиазмом ходили в походы, подогреваемые страстью к приключениям.

Не упасть в грязь лицом

Но у любой медали есть своя обратная сторона. Современные книги, к сожалению, не всегда несут доброе и вечное. Если взрослый отдает себе отчет в том, что он читает, и его отношение к тем или иным книгам уже сформировалось, то ребенок - это "губка”, впитывающая и хорошее. и плохое одинаково быстро. Поэтому к выбору книг для ребенка следует подходить с особым вниманием.

Конечно, идеальный вариант, если родители сами ознакомятся с содержанием рассказа или сказки, прежде чем отдать ее в руки ребенку. И сделать это нужно незаметно и уж конечно не вырывая книгу с криком: "Что ты читаешь? Ну-ка немедленно дай сюда!" Вы не добьетесь желаемого результата. Дух противоречия заставит ребенка снова потянуться к "запретному плоду”, но в следующий раз он сделает это уже тайком!

Предварительно ознакомившись с детской книгой, вам будет легче объяснять непонятные термины. И когда дочка или сын придут к вам, тыча пальчиком в строчку: “Тут написано “куртуазно”, что это значит?” - вероятность того, что вы с растерянным видом полезете в словарь, окажется гораздо ниже. Опять же умение вносить ясность добавит вам авторитета. Кстати, история про куртуазность не выдумка, я встретила это слово в сказке о приключениях маленькой принцессы! Повороты сюжета также могут оказаться неожиданными и непонятными для ребенка. Нынешние сочинители, бывает, слишком увлекаются реализмом, прикрываясь намерением приспособить ребенка к суровой действительности. Но возникает вопрос: а надо ли? Каждый родитель ответит на него по-своему.

Сказка - ложь, да в ней...

Ребенка в детстве пугали спрятавшейся в углу Бабой Ягой? А теперь он вырос, но до сих пор боится темноты и замкнутых пространств. Маленькая девочка обожала сказку о Спящей Красавице? А потом родственники удивляются, почему девушка все ждет Прекрасного Принца.

Последствия прочитанных в детстве сказок, даже напетых на ночь колыбельных часто обнаруживаются только в сознательном возрасте. Моя знакомая каждый раз, засыпая, не могла высунуть из-под одеяла руку или ногу - что-то ей мешало. На сеансе у психолога женщина вспомнила, как тайком плакала, когда бабушка пела про “серенького волчка”, который “ухватит за бочок”. Мелочь? А у человека - невроз.

Другая женщина, окончив технический вуз и несколько лет проработав по специальности, маялась от тоски. И вдруг занялась цветоводством, ландшафтным дизайном и теперь совершенно счастлива. А все потому, что однажды, придя с нелюбимой работы, она нашла зачитанную до дыр в детстве книжку “Учитель ботаники” - историю школьного учителя, прививавшего ученикам любовь к природе и растениям.

Психологи утверждают, что детские литературные пристрастия сказываются на дальнейшем формировании личности. Поэтому не стоит читать на ночь чересчур впечатлительному ребенку историю графа Дракулы. А для жалостливой и ранимой натуры трогательная история Муму может стать настоящей трагедией. Разговаривайте с ребенком, просите его делиться впечатлениями от прочитанных им историй. В ваших руках - возможность разобраться в его вкусах и настрониях на самом начальном этапе, гда все еще можно скорректировать - и молоды, и гибки не только кости, но и душа... “Встречают по одежке, а провожают по уму” - помните об этой народной мудрости. Читайте детям, увлекайте их чтением и они будут грамотными, образованными, уверенными людьми, для торых слово “умница” будет жeланной и справедливой похвалой.

Растите книгочея!

Прежде чем браться за чтение, посмотрите на книгу пристальным взором. Вот на что следует обратить внимание:

  • Сейчас встречаются детские книги крайне сомнительного содержания. Прошли те времена когда издание перед выходом в свет посматривали 25 комиссий, теперь преграда между ребенком и дурновкусием одна - это его родители. Лучше всего ознакомиться с книгой еще в магазине, а если это подарок от родственников - когда ребенка не будет дома.
  • Обратите внимание и на оформление: книг должна доставлять ребенку еще и эстетическое удовольствие. Подумайте, вы сами стали бы читать книжку, напечатанную мелким шрифтом на желтой бумаге? Большие, яркие картинки выполненные хорошим художником, точно привлекут внимание малыша, а крупные буквы вдохновят на самостоятельное чтение.
  • Детские книги должны быть безупречны и с точки зрения корректорской работы. Помимо того, что книга учит человека размышлять, что в идеале - должна прививать грамотность. Активно читая, ребенок запоминает, как правильно пишется то или иное слово, а потом достаточно только взгляда, чтобы “поймать” режущую глаз ошибку.
  • Читайте сами не вслух - чтобы заинтригов ребенка. Ему станет интересно, что же это за книга, от которой даже мама не может оторваться. А когда маленький читатель убедится, что история и вправду оказалась захватывающая, то будет и дальше доверять вашему мнению.
  • Не переоценивайте умственное развитие своего ребенка. Наверное, не стоит читать пятилетнему малышу учебник по зоологии, даже если он любит возиться с котятами. Куда больше в этом случае подойдут рассказы Дж. Дарелла или Виктора Бианки.

(Светлана Герасимова)