Кризис первого года жизни

Малыш открыт для познания мира. Время, когда он не умел ходить, уже в прошлом, а в настоящем уйма увлекательного и неизвестного. Ребенку интересно абсолютно все. Теперь он сам способен найти себе развлечение без чьей-либо помощи. Первые попытки познать окружающий мир наталкиваются на запреты со стороны родителей. Ведь недостаточная сформированность речи не дает возможности объяснять и договариваться, а заставить силой сделать какое-либо действие уже не получается. Слово «нельзя» непонятно ребенку, вызывает протест, выражаемый недовольством и душераздирающим плачем.

Обычно первые признаки приближающегося кризиса замечаются ближе к первому дню рождения. Мамы видят изменения в поведении. Ребенок становится капризным, требует к себе больше внимания. Причем и днем, и ночью. Для понимания ситуации стоит осознать, что малыш стоит на пороге нового этапа в своей жизни. Меняется мироощущение, восприятие окружающих людей и предметов. Это и обуславливает проявление излишней самостоятельности с его стороны. Он пытается сделать сам некоторые манипуляции, ставшие ему доступными. Вырывает ложку из рук мамы, проливает компот на новую футболку. У мамы нервы на пределе, а малыш одаривает ее очаровательной улыбкой. Начинает проявляться характер крохи. Он осознает, что взрослые не такие, как он, и свобода выбора их действий также порождает протест. Ребенку кажется, что запреты мешают ему, не дают открывать и исследовать новые пространства. Все это порождает непослушание.

Советы родителям

Как и все в нашем мире, кризисы скоротечны, только нужно грамотно реагировать на данные возрастные этапы.

Нельзя потакать малышу, нужно сглаживать конфликтные ситуации и выворачивать их на свой лад. То есть если малыш стремится к самостоятельности, стоит создать обстановку, в которой он мог бы ее проявить без вреда для себя. Нужно показать ему алгоритм тех действий, выполнение которых положительно скажется как для него, так и для психического здоровья мамы. Например, научить ребенка правильно держать ложку, есть самостоятельно. Не лишним будет запастись терпением, если половина приготовленного окажется на полу.

Очень важно адекватно реагировать на капризы. Ни в коем случае не стоит перекрикивать и шлепать малыша. Взрослый должен осознанно относиться к своей родительской миссии и учиться справляться с первыми трудностями.

Не стоит постоянно разбрасываться словом «нельзя». Таким образом, оно постепенно утратит свое значение. Вполне реально давать ребенку для игр бытовые предметы неопасные для жизни. А все то, что может навредить, немедленно убрать из поля зрения, дабы не провоцировать новые истерики. Если скрыть запрещенные вещи нет возможности, нужно найти альтернативу. Трудностей с этим не возникнет, так как внимание ребенка не способно долго концентрироваться на одном предмете. Другими словами, взрослому нужно переключить внимание с одного на другое. На кухне малыша привлекает абсолютно все запретное: горячие кастрюли, острые ножи и вилки. Стоит лишь заменить их на небьющуюся посуду или корзинку с яблоками. И малыш увлечется новой полезной игрой – перебиранием фруктов. Важно включить фантазию и менять обстановку. Естественно одна и та же игра быстро надоест. Постоянно меняя атрибуты и антураж, взрослый способен удовлетворить любопытство ребенка.

Чаще всего на этом этапе игрушки перестают быть интересными, гораздо привлекательнее них работающий компьютер или стиральная машина. В этом случае стоит попробовать организовать совместную деятельность. Она же способна сблизить маленького исследователя с родителями. Как вариант, вместе разгружать или загружать белье. В процессе называть вещи, тем самым расширяя словарный запас.

Только любовь и забота помогут ребенку преодолеть первый, но далеко не последний кризис в своей жизни. Заодно будет заложен фундамент для развития гармонично развитого человека.

К оглавлению "Первые три года жизни"