Какие игрушки нужны ребенку?





Наблюдать за играющими детьми интересно и весело. Они полностью отдают себя такому серьезному для них занятию. Игрушки, кубики, машинки, зверюшки, куклы оживают в детских руках. Игра для ребенка—доступная ему форма деятельности, средство познания окружающего мира. И он получает большую радость от этого занятия. Для гармоничного развития ребенка игра не менее важна, чем еда, питье и чувство защищенности. Игры приносят ребенку радость, обогащают его знаниями, развивают умения и навыки, будят его фантазию. В игре малыш учится распознавать взаимосвязи явлений, сравнивать, подражать. Оттачивается наблюдательность, мышление ребенка. Кроме того, игра имеет большое значение для подготовки человека к его будущей деятельности, так как он привыкает к физическим и умственным усилиям, необходимым для выполнения работы.

Как уже упоминалось в главе «Этапы развития ребенка», во второй четверти первого года жизни ребенок начинает хватать предложенные ему предметы, исследовать их и манипулировать ими. Одновременно растет интерес и к собственному телу, которое также становится предметом изучения и игры.

На протяжении всего первого года жизни ребенок играет с предметами (ощупывает, бьет одним предметом о другой, роняет и т. д.). Этот простейший вид игры чрезвычайно важен для общего развития ребенка, а кроме того, тренируется его моторика и развивается ловкость.

На втором году жизни главными партнерами по игре по-прежнему остаются взрослые (родители, старшие братья и сестры, воспитательницы яслей), потому что они знакомят ребенка с многообразием окружающего мира. Малыш подражает действиям своих партнеров по игре и удовлетворяет таким образом свою растущую потребность в контактах.

Очень важно, чтобы ребенок мог наблюдать и за тем, как родители работают. Наряду со своими погремушками, зверюшками и кубиками он знакомится также с кастрюлями, крышками, пластмассовой посудой, бумагой, материалами, пустыми пластиковыми бутылками и многими другими безопасными бытовыми предметами.

Ребенок интересуется буквально всем, и если не ограничивать различными запретами его естественное любопытство, он может научиться очень многому.

Не надо бояться, что ребенок создаст беспорядок в доме, главное — не подавить его тягу к знаниям.

Конечно, необходимо уже в этом возрасте познакомить малыша с возможными источниками опасности дома (горячая плита, электрические розетки и др.)- Надо научить ребенка простейшим безопасным действиям, например, как спускаться с дивана (спиной назад и опираясь на ноги). Так под контролем взрослых ребенок накапливает необходимый опыт и самостоятельно делает выводы. В дальнейшем родители могут отказаться от ненужных запретов, так как малыш уже и сам знает, что можно, а что нельзя.

В первой половине второго года жизни ребенок при деятельном участии родителей и в силу врожденной подражательной способности переходит от манипулирования и ощупывания предметов к простейшим действиям с ними. Он складывает сначала два, потом три кубика, строит башню, тянет за собой игрушечного зверька на колесиках, открывает и закрывает ящик и т. д.

Примерно с середины второго года жизни можно заметить, как малыш начинает копировать поведение взрослых, изображая, например, как мама или папа вытирают стол или производят другие действия. Занимается этим ребенок с видимым удовольствием. От подражания простым действиям он переходит к копированию человеческих отношений. Это проявляется, например, в его отношении к куклам, за которыми он старательно и нежно ухаживает. Взрослые должны помогать ребенку в его усилиях. Надо учить малыша правильно обращаться с игрушками, будить его фантазию. Малыш быстро перенимает опыт и использует его в своих отношениях с внешним миром.

По мере накопления опыта ребенок на третьем году жизни уже не просто копирует внешнюю форму определенной деятельности взрослых, но все больше постигает и воспроизводит ее содержание. Он купает свою куклу, «кормит» ее из бутылочки, укладывает спать или сам превращается в «тракториста», «строителя» и др. Поначалу это простые формы игры, но позднее, когда ребенок начинает ходить в детский сад, характер игр все более приближается к действительности, количество ролей увеличивается в зависимости от того, что нового малыш узнал об окружающем его социальном мире. Особенность ролевых игр состоит в том, что ребенок мысленно перевоплощается в другого человека и соответствующим образом действует. Ролевые игры достигают своего апогея к пяти-шести годам.

Иногда бывает, что углубленный в игру ребенок попадает в тупик, и тогда взрослые должны прийти ему на помощь в роли определенного персонажа игры (шофера, строителя или родителей куклы), чтобы не потерялась ее смысловая нагрузка. Этим же приемом можно воспользоваться, когда надо прервать или окончить игру. Конечно же, «бригадир строителей» имеет больше оснований объявить перерыв или конец работы, чем мать ребенка.

Какие игрушки нужны ребенку?

На активность самых маленьких детей хорошо воздействуют погремушки, ярко окрашенные зверюшки-пищалки, т. е. все, что издает звуки, что ребенок может схватить или даже укусить.

Конечно, все эти предметы должны легко отмываться и быть достаточно большими, чтобы ребенок нечаянно что-нибудь не проглотил. С другой стороны, они не должны быть слишком большими, иначе ребенок не сможет взять их в руки.

В возрасте от десяти месяцев до полутора лет, когда ребенок сперва начинает ползать, а потом уже и самостоятельно ходить, его любопытство и любознательность поистине не знают границ. Теперь наступает очередь (об этом уже говорилось выше) всяких интересных предметов из различных материалов всевозможных форм и с разнообразной поверхностью (от гладких до жестких). Наряду с безопасными предметами обихода это могут быть игрушки, кубики, книжки с картинками из прочного материала, мячи и др.

Когда ребенок научился ходить, ему особенно интересны игрушки, которые он может тянуть за собой на веревочке: забавные зверюшки на колесиках, которые смешно покачиваются, тарахтящие машинки и пр. Такие игрушки очень притягательны для маленьких детей, так как они соответствуют их потребности двигаться.

Предметы с пазами для соединения их друг с другом и строительства башен, кубики, пирамидки из колец также являются материалом для игр детям от года до полутора лет. Много времени нужно уделять играм с пальцами, которые так любят дети («Сунь пальчик — там зайчик...» и др.).

Игры с пальцами важны для детей, особенно в процессе развития речи.

Двухлетний ребенок уже охотно взбирается на трехколесный велосипед, управляется со своим самокатом или толкает кукольную коляску.

Помочь малышу расширить представление о цвете и формах поможет доска с отверстиями для укрепления в них цилиндриков или геометрических фигур. Для развития подвижности пальцев ребенка рекомендуются различные предметы, которые можно свинчивать и развинчивать, кубики, а также рисование цветными карандашами на больших листах бумаги.

В середине третьего года жизни ребенок начинает в своих играх отображать мир, возводя различные сооружения (дом, гараж, зоопарк), или постепенно переходить к ролевым играм. В это время ему требуются следующие игрушки: строительный материал в большом количестве, различные машинки, маленькие и большие зверюшки, куклы, кукольная одежда, кукольная посуда и др.

Для игр на воздухе нужны мяч, трехколесный велосипед, самокат, педальная машина, совок, ведерко — предметы, которые помогут реализовать малышу его потребность в движении. Игра с куклами на пальцах особо притягательна для маленьких детей. Она способствует развитию речи, помогает преодолевать различные комплексы, развивает сосредоточенность и будит фантазию ребенка. Одна из кукол на пальцах мамы или папы может выполнять функцию «воспитателя», который не без помощи матери или отца следит за тем, чтобы на тарелке ничего не оставалось, надлежащим образом совершался вечерний туалет и т. д.

Книги с картинками имеют очень большое значение для развития малыша. Разглядывая изображения людей, животных и предметов, отражающих их основные признаки, ребенок в возрасте от одного года до полутора лет узнает окружающий мир, расширяет свой словарный запас и закрепляет свои знания. Одновременно тренируются его память и понимание речи других людей.

Книжки с картинками для двух- и трехлетних детей необычайно развивают речь и фантазию детей, понимание ими речи других людей. Они способствуют развитию у ребенка мышления (когда он осмысливает увиденное на картинке), учат распознавать взаимосвязь и делать моральные оценки. А постоянное повторение для двух- и трехлетних детей стишков, песенок и считалок, которые они быстро запоминают и начинают воспроизводить самостоятельно, вырабатывает у детей чувство родного языка, умение правильно произносить слова, а также способствует — за счет тесного контакта со взрослыми — развитию их эмоциональности.

К оглавлению "Первые три года жизни"