Как приучить ребенка к чистоте

Прививать ребенку навыки чистоты тела необходимо с первых дней его жизни. Это заключается на первых порах в регулярной смене пеленок и поддержании постоянной чистоты тела. Как только ребенок начинает самостоятельно сидеть, его надо регулярно в одно и то же время до или после еды, перед сном или после сна, а также до прогулки или после нее на несколько минут сажать на горшок, чтобы новая привычка закрепилась как можно скорее. Чтобы приучить ребенка к горшку (горшок должен всегда стоять на полу и ни в коем случае на столе или в кроватке!), малышу надо с помощью мимики, жестов и слов объяснить, чего от него ждут. Показывая на горшок, надо всегда сопровождать жест звуком «а-а», чтобы ребенок понял, что этот предмет не для игры. Не стоит, сажая ребенка на короткое время на горшок, давать ему в руки игрушки. Малыш должен научиться полностью сосредоточиваться на своих «делишках». Можно порекомендовать также наблюдать за ребенком во время этого занятия, чтобы вовремя похвалить его и явно выразить свою радость по поводу удачного завершения «дела», а также и для того, чтобы предотвратить опрокидывание горшка.

Есть дети, которые уже к первому году жизни самостоятельно просятся на горшок и остаются таким образом в течение дня сухими. Некоторые остаются сухими даже ночью. Это не может не радовать родителей и избавляет их от хлопот, но такое поведение скорее исключение из правил, поэтому не стоит огорчаться, услышав рассказы других матерей о том, что их дети уже намного раньше оставались сухими. Честолюбивое рвение родителей в вопросах чистоты своего ребенка может скорее вселить в него чувство неуверенности и даже привести к душевным травмам.

В яслях детей регулярно (примерно в указанные выше часы) сажают на горшок. В этот период важно, чтобы и дома соблюдался такой режим, тогда у малыша быстрее вырабатываются необходимые привычки. Правда, надо отметить, что и в этом случае один ребенок не похож на другого. И не все качества развиваются у детей равномерно. Некоторые дети быстро начинают говорить, но поздно становятся на ножки, другие рано перестают пачкать пеленки, зато позднее овладевают речью, третьи не спешат ни с речью, ни с ходьбой. Мальчики, например, часто до шести месяцев отстают в развитии от девочек. Поэтому не стоит отчаиваться, если ваш ребенок в два года иногда еще «щеголяет» в мокрых штанишках или не может обойтись без пеленки (подгузника). И в этом случае требуется максимум терпения. Любой успех вашего малыша должен быть соответствующим образом вознагражден. На неудачах фиксировать внимание ребенка не стоит. Лучше тактично заметить: «Мы сейчас быстро переменим тебе штанишки, чтобы ты не замерз». При хорошем уходе, внимательном и последовательном воспитании и доверительных отношениях между родителями и ребенком к двухлетнему возрасту большинство детей остаются в течение дня сухими, а к четырем годам сухой остается и кроватка.

Отдельные «аварии», правда, еще возможны. Однако не стоит поднимать из-за них шум. И уж, конечно, нельзя наказывать или ругать за это ребенка. И хлопоты, связанные со сменой мокрого белья, не идут ни в какое сравнение с тем ощущением успеха, когда вы сможете похвалить малыша словами: «Ты стал таким большим, что и пеленок тебе теперь не надо!» Если же случится, что кровать все-таки однажды будет мокрой, надо успокоить ребенка словами, что он очень вспотел. Это избавит его от чувства неуверенности и страха снова испачкать постель. Внимание ребенка не должно быть сфокусировано на неудаче.

Чтобы постель оставалась сухой, несколько позже (после трех лет) можно посоветовать примерно через полтора часа вечернего сна разбудить ребенка для опорожнения мочевого пузыря. Не следует также кормить или обильно поить детей непосредственно перед сном.

Умение сохранять тело в чистоте, так же как и другие навыки, требует уверенности ребенка в себе, что, в свою очередь, зависит от хороших взаимоотношений между родителями и малышом, климата в семье и деликатного последовательного поведения родителей.

К оглавлению "Первые три года жизни"