Развитие интересов и постановка задач

От родителей мне нередко приходится слышать: «Я не хочу, чтобы он был гением. Пусть будет нормальным, счастливым, приспособленным к жизни ребенком». Подобные заявления вызывают множество вопросов. В основе такого отношения к одаренному ребенку в семье лежит комплекс отрицательных стереотипов. На самом деле именно такие высказывания родителей и побудили меня взяться за эту небольшую книжку в надежде, что в конечном счете она поможет детям.

Давайте прежде всего остановимся на вопросах, возникающих в ответ на подобные высказывания родителей.

Что значит «нормальный» применительно к одаренному ребенку? В генах ребенка заключаются биохимические основы его замечательных способностей и талантов. Для одаренного малыша вполне нормально быть любознательным, энергичным, чувствительным, сообразительным, все помнить, хорошо говорить и быть весьма самостоятельным. Для его обычного сверстника это не столь характерно, но еще раз повторяю — абсолютно нормально для одаренного.

Неужели родители хотят, чтобы в детях глушились их естественные реакции на окружающий мир, чтобы замедлился темп развития, запрограммированный их ДНК? Многие скажут, что желают ребенку избежать переживаний и отчуждения, характерных для одаренных людей в современном обществе. Но эта логика вырастает из того же стереотипа: быть одаренным — значит быть ненормальным и чуждым. Как же должен чувствовать себя ребенок, который слышит подобное от родителей или улавливает такое отношение — пусть и не высказанное вслух? «Мои родители не очень рады видеть меня таким, какой я на самом деле. Они хотят, чтобы я был «попроще», чтобы я скрывал свое "Я"». Для одаренного ребенка эта ситуация тяжела, она вредит формированию здорового образа-Я и углубляет чувство отчуждения.

Насколько же лучше вместе с ребенком радоваться всем сторонам его развивающейся личности, его уникальным талантам, основы которых заложены самими родителями. Такое отношение может уменьшить влияние негативных общественных стереотипов на ребенка—да и вообще ослабить стереотипы как таковые. Однажды в присутствии одного из самых одаренных мальчиков, которых я когда-либо видела, его дядя сказал: «Не хотел бы я быть таким умным, как Том: всю жизнь гнуться под тяжестью такого мозга». Когда близкие ребенку люди так говорят, они лишь увеличивают эту тяжесть. Но почему даже родные должны усиливать негативный стереотип (особенно если и сами они одаренные люди), привычно утверждая американский антиинтеллектуализм и чуть ли не превращая в идола «простого человека»?

Лишь на словах мы ценим личность и «неограниченные возможности». Давайте лучше проявлять действительную заботу о гармоническом развитии личности, развивать и адекватно реагировать на таланты, вместо того чтобы приглушать и нивелировать их неуместным выпячиванием ординарного.

Таким образом, нетрудно усмотреть противоречие в высказываниях родителей, желающих, чтобы ребенок был счастливым и хорошо приспособленным к жизни в обществе. Очень сложно приспособиться, если вся забота об этом ложится целиком на плечи самого ребенка. «Не говори таких ученых слов», «Не задавай столько вопросов», «Не спорь со взрослыми», «Не воображай», «Девочки не должны драться с мальчиками», «Подожди, пока другие справятся с заданием», «Не забегай вперед», «Не вздумай поправлять учителя» — вот лишь несколько высказываний из обширного родительского набора запрещений, лишающего ребенка инициативы. Этот набор должен казаться азбукой воспитания одаренного ребенка, призванной помочь ему адаптироваться.

Разумеется, в каких-то дозах это необходимо, и родители с тактом и пониманием могут пользоваться такого рода советами, чтобы помочь ребенку в установлении отношений с людьми самых разных способностей. Но разве адаптироваться должен только ребенок? Неужели школа да и все общество не должны проявлять больше понимания и меньше неприязни? Семья не должна являться передаточным звеном в процессе взаимной адаптации.

Дом — единственное место, где человек может рассчитывать на безусловную любовь к себе такому, каков он есть, а родители — незахменимый источник этой любви. В силах родителей вырастить ребенка счастливым и хорошо приспособленным, если они чутко воспринимают все аспекты его личности и делят с ним и беды и радости. Здесь необходимо подчеркнуть, что никто и ничто не может приспособить ребенка к жизни лучше, чем он сам.

Мы уже касались того, как ребенок открывает в себе таланты и способности. Обрести здоровое самовосприятие гораздо легче, если окружающие по-доброму тебя воспринимают и дают тебе понять, что ты уважаем и ценим как цельная личность.

Одна из статей об одаренных детях начиналась фразой: «Одаренных детей порой трудно учить, с ними не просто жить, но воспитывать их совершенно невозможно» (Johnson and Roth, 1985). Как в капле воды, в этой фразе отражаются чувства и социальные стереотипы, которые эта книжка призвана если не изжить, то по крайней мере ослабить.

Почему многие родители придерживаются именно такой точки зрения? Каковы корни такого мнения, кроющиеся во внутрисемейных отношениях? Что в формировании этого мнения привносится обществом и системой образования? Давайте попробуем спроецировать параллельное утверждение на систему социальных стереотипов: «Детей порой трудно учить, с ними не просто жить, но воспитывать их совершенно невозможно». Мы можем согласиться с первыми двумя частями этого заявления, но никак не с третьей.

Так не является ли третья часть этого утверждения просто гиперболой? Возможно ли в принципе сказать, что некоторую категорию детей воспитывать невозможно, если речь идет о таком важном для формирования личности процессе? Даже если подобное заявление не должно восприниматься буквально, как оно влияет на других родителей, а также и на тех, для чьих ушей оно не предназначено,— самих детей? Родителям такая точка зрения может сослужить лишь дурную службу, подрывая их уверенность в себе и оправдывая их собственные ошибки: и то и другое одинаково плохо для воспитания в ребенке здорового самовосприятия.

Я надеюсь, что слово «невозможно» мы заменим на «удивительно», «интересно», «увлекательно» и «восхитительно».

Для этого полезно рассмотреть возможные корни такого стереотипного утверждения. Каковы проблемы, вызывающие раздражение и разочарование в некоторых семьях?

Подростковый возраст, возраст переломный —это время большой напряженности в отношении родителей к одаренному ребенку. Описанное выше состояние асинхронности, дисбаланса между различными аспектами развития личности (например, интеллектуального, физического, социального, эмоционального, нравственного) применимо к нашей ситуации.

Что касается одаренных детей младшего возраста, об этом мы уже говорили, то их интеллектуальное развитие может быть ускоренным, а эмоциональное и физиологическое — более соответствовать возрасту. Развитие нравственное, в силу его связи с интеллектуальным - восприятием и повышенной чувствительностью, зачастую бывает более высоким, нежели у сверстников. Таким образом, нетрудно предположить, что в плане социальной приспособленности одаренный ребенок будет испытывать проблемы — при том что в интеллектуальном и нравственном развитии он опережает сверстников и идет вровень с ними в эмоциональном и физиологическом.

Первой родительской реакцией на подобные проблемы у ребенка должно быть использование некоторых приемов, описанных ранее в главе, посвященной проблемам поведения. Многие из этих проблем становятся явными прежде всего в отношениях одаренного ребенка с другими детьми в семье, если способности их весьма различны. Аналогичная ситуация возникает и тогда, когда ребенок поступает в школу: сравнение со сверстниками становится неизбежным, а отношение учителя имеет огромное значение. Следует отметить» что напряженность приводит к повышенным интересам и в подростковом возрасте. Для американцев традиционно считать процесс «взросления» затяжным, ведущим к искусственному сдерживанию развития независимости у молодежи.

Полезно было бы подумать и о том, что делает одаренного ребенка счастливым. Наверное, то же, что делает счастливым всех детей,— новые задачи и цели, новые объекты исследования, новые чувства и переживания, то есть развитие интереса и постановка новых задач.

Американские школы в этом плане могут удовлетворять потребности большинства детей с нормальным умственным, социальным и физическим развитием. В соответствии с требованиями родителей и законодателей разработаны соответствующие условия и требования для обыкновенных детей. Но в отношении наиболее талантливых детей школы располагают и меньшими средствами, и меньшими обязательствами по созданию оптимальных учебных условий.

На сегодняшний день родителям приходится нести большую долю ответственности за создание необходимых условий для умственного и социального развития своего одаренного ребенка. Собственно, именно сознанием этой ответственности вызвано чувство неадекватности, напряженности и раздражения самими собой у родителей, обращающихся за советом к специалистам. Родителей часто пугает процедура формальной идентификации и градация детей в школе по способностям. И в этом случае — как и тогда, когда они еще в дошкольном возрасте видят в ребенке выдающиеся способности,—родители бывают озадачены, даже сломлены грузом ответственности за воспитание одаренного ребенка.

Озабоченность их обоснована тем, что они в настоящее время и в течение многих лет будут играть главную роль в сбалансированном интеллектуальном и социальном развитии ребенка. Но озабоченность должна быть источником радости и вдохновения для решения такой сложной проблемы, а не боязни потерпеть неудачу.

Никто не знает ребенка лучше, чем члены его семьи. В поиске занятий, призванных дополнить школьное образование, родителям следует прежде всего обратить внимание на интересы и увлечения самого ребенка. Стоит также проследить, чем вообще предпочитают заниматься дети этого возраста. Тот факт, что дошкольник способен освоить и чтение, и письмо, и арифметику, не означает, что родители должны немедленно окружить его всякого рода пособиями и учебниками: ему это и так предстоит весьма скоро и в более чем достаточном объеме.

Побуждайте ребенка заниматься и участвуйте сами, если возможно, в чем-то, что способно расширить опыт во всех сенсорных и кинестетических измерениях. Это не только весело и интересно, но и закладывает более надежный фундамент для будущих учебных и научных занятий.

Многие из одаренных детей очень много читают. Однако выбор литературы определяется больше возрастом, нежели способностями. Но по теме, составляющей предмет особого интереса, они выискивают и читают весьма серьезные книги. В этом плане помощь библиотеки важна и для ребенка и для родителей. Компьютерные терминалы и межбиблиотечные обмены заметно улучшили положение маленьких библиотек в США.

В чтении, в общении с природой, в кружках по интересам одаренные дети должны иметь возможность для исследования, эксперимента и одновременно для развития рабочих навыков. Им нужна практика и поддержка для того, чтобы завершать однажды начатое и проявлять избирательность в том или ином предприятии. Взрослым следует быть гибкими, если они хотят помочь ребенку развить трезвую оценку своих сил и практичность. Для одаренного ребенка не так уж необычно одновременно читать десять-двенадцать книг. Множество вещей, которые их интересуют, мешают им сделать правильный выбор в пользу тех дел и занятий, на которые у них в данный момент хватит времени и сил. Верно, что их энергия и степень интереса гораздо выше, чем у многих других детей, не стоит расходовать их попусту, замахиваясь на то, что пока совершенно не под силу, и тем самым обрекать себя на разочарование.

Высокоодаренные дети нуждаются в развитии независимости, сильного самоуправления и самодисциплины: школа, как правило, не ставит перед ними серьезных задач, поэтому они должны опираться на собственные силы и сами ставить себе цели в достижении совершенства. В школах, где не уделяется никакого — или мизерное— внимания исключительным талантам, одаренные дети функционируют с большим или меньшим успехом на одном из четырех уровней, описанных Маслоу (1954).

На первом уровне — выживания —ребенок лишь физически присутствует и отчаянно борется за самосохранение. Громадная психологическая энергия у него уходит на сохранение своего «Я» во внешне враждебном окружении.

На втором уровне — обороны — ребенок сохраняет сомовосприятие, найдя собственную «нишу безопасности», тратя массу энергии на удержание своих позиций и отражение того, что воспринимается как угроза.

На третьем уровне — уверенности — одаренный ребенок находит какой-то компромисс в преодолении общественного отчуждения и неприятия, направляя основную часть своей энергии на самоутверждение, развитие и учебу и лишь незначительную ее долю — на приспособление.

Четвертый уровень — процветание — конечная цель для одаренных детей и их родителей. В таком психологическом климате одаренный ребенок может почти всю свою энергию отдавать творческим, продуктивным занятиям. Дэвид Льюис (1979) составил для родителей список утверждений, вытекающих из обширного материала по изучению опыта тысяч семей, где имеются одаренные дети. Эти утверждения типизируют удачный подход к стимулированию позитивного умственного развития.

  1. Я отвечаю на все вопросы ребенка насколько возможно терпеливо и честно.
  2. Серьезные вопросы и высказывания ребенка я воспринимаю всерьез.
  3. Я поставил стенд, на котором ребенок может демонстрировать свои работы.
  4. Я не ругаю ребенка за беспорядок в его комнате или на столе, если это связано с творческим занятием и работа еще не закончена.
  5. Я предоставил ребенку комнату или часть комнаты исключительно для его занятий.
  6. Я показываю ребенку, что он любим таким, какой он есть, а не за его достижения.
  7. Я поручаю ребенку посильные заботы.
  8. Я помогаю ребенку строить его собственные планы и принимать решения.
  9. Я беру ребенка в поездки по интересным местам.
  10. Я помогаю ребенку улучшить результат его работы.
  11. Я помогаю ребенку нормально общаться с детьми из разных социальных и культурных
  12. Я устанавливаю разумный поведенческий стандарт и слежу, чтобы ребенок ему следовал.
  13. Я никогда не говорю ребенку, что он хуже других детей.
  14. Я никогда не наказываю ребенка унижением.
  15. Я снабжаю ребенка книгами и материалами для его любимых занятий.
  16. Я приучаю ребенка мыслить самостоятельно.
  17. Я регулярно читаю ребенку.
  18. Я приучаю ребенка к чтению с малых лет.
  19. Я побуждаю ребенка придумывать истории, фантазировать.
  20. Я внимательно отношусь к индивидуальным потребностям ребенка.
  21. Я нахожу время каждый день, чтобы побыть с ребенком наедине.
  22. Я позволяю ребенку принимать участие в планировании семейных дел и путешествий.
  23. Я никогда не дразню ребенка за ошибки.
  24. Я хвалю ребенка за выученные стихи, рассказы и песни.
  25. Я учу ребенка свободно общаться со взрослыми любого возраста.
  26. Я разрабатываю практические эксперименты, чтобы помочь ребенку больше узнать.
  27. Я позволяю ребенку играть со всяким хламом.
  28. Я побуждаю ребенка находить проблемы и затем решать их.
  29. В занятиях ребенка я нахожу достойное похвалы.
  30. Я не хвалю его беспредметно и неискренне.
  31. Я честен в оценке своих чувств к ребенку.
  32. Не существует тем, которые я совершенно исключаю для обсуждения с ребенком,
  33. Я даю ребенку возможность действительно принимать решения.
  34. Я помогаю ребенку быть личностью.
  35. Я помогаю ребенку находить заслуживающие внимания телепрограммы.
  36. Я развиваю в ребенке позитивное восприятие его способностей.
  37. Я никогда не отмахиваюсь от неудач ребенка, говоря: «Я этого тоже не умею».
  38. Я поощряю в ребенке максимальную независимость от взрослых.
  39. Я верю в здравый смысл ребенка и доверяю ему.
  40. Я предпочитаю, чтобы основную часть работы, за которую взялся ребенок, он выполнял самостоятельно, даже если я не уверен в позитивном конечном результате.

Я полагаю, родителям полезно познакомиться с этими утверждениями. Если вы согласны с 20% из них, то, вероятно, над остальными стоит еще подумать. Но если они вас устраивают полностью или хотя бы на 90%, пожалуй, вам следует несколько охладить воспитательный пыл и предоставить большую свободу как себе, так и ребенку. Нужно видеть разницу между стимулированием здорового развития и парниковым выращиванием. Одаренные дети—прежде всего дети. Я твердо верю, что родители, учителя и дети стремятся к тому, что кажется им лучше. А неудачи продиктованы не плохими намерениями, а отсутствием понимания или опыта.

Чтобы уменьшить ваши родительские тревоги и помочь вам черпать радость в воспитании своих одаренных детей, позвольте дать несколько советов.

Во-первых, не ограничивайте ребенка школьными рамками, а развивайте его интересы и ставьте перед ним новые, увлекательные задачи.

Во-вторых, вам следует уделить специальное внимание проблеме развития и воспитания и искать информацию как в литературе, так и в общении с другими родителями и специалистами.

В-третьих, постарайтесь посвятить неделю тщательному наблюдению за ребенком, за его интересами и ежедневными занятиями. Это поможет определить направления, в которые лучше всего вкладывать время и силы. Пусть любознательность ребенка поможет вам определить, какие интересы вы должны развивать и какие задачи ставить. Дневниковые записи в течение недели могут обнаружить и перегруженность ребенка регламентированными занятиями, так что на размышление или импровизированные предприятия у него вовсе не остается времени. Если это так, возможно, вам стоит пересмотреть мотивацию ребенка в занятии тем или иным делом. Более всего ребенок хочет радовать вас и быть любимым вами, поэтому часто занимается чем-то, чтобы доставить вам удовольствие. С этих позиций следует подумать о том, что ребенку необходимо действительно свободное время. Просто помечтать или «поболтаться» может быть для ребенка полезной сменой темпа.

В-четвертых, в качестве общих установок для развития интереса и постановки задач вам следует рассмотреть три фактора, способствующих отличным достижениям: способности, возможности и индивидуальность.

Способности к острому, живому восприятию, абстрактному и сложному мышлению, речевой или математической легкости или к художественному творчеству являются одним из параметров одаренности. Выдающиеся способности одаренного ребенка должны быть восприняты и оценены окружающими людьми. Возможности должны включать ранние опыты, располагающие ребенка быть интеллектуально активным и заинтересованным, самому решать собственные проблемы, воспринимать все лучшее в окружающих, гармонизировать соотношение собственных интересов и личных отношений и воспринимать себя как человека уверенного и компетентного.

Индивидуальность может как способствовать раскрытию двух первых качеств, так и затруднять их развитие. Индивидуальность утверждается в ребенке с довольно раннего возраста и находит свое отражение в его характере. Однако детский характер может претерпевать определенные изменения под воздействием окружающего мира, который является благоприятным или неблагоприятным фоном для его становления. Например, такое индивидуальное качество, как медлительность, благодаря определенным условиям может быть ослаблено, хотя и не изжито вовсе. Стеснительность можно до некоторой степени преодолеть, но она никогда не уступит место повышенной общительности и балагурству.

Родители и дети могут обладать очень разными характерами, но это не должно мешать радости их общения. В то же время необходимо помнить, что хотя интересы и реакции ребенка резко отличаются от родительских, они отнюдь не менее ценны. Во многих случаях дети оказали серьезное влияние на развитие личности и характер родителей. Отсюда следует вывод, что отношения между детьми и родителями должны обладать двусторонним действием.

Нужно признать, что некоторые виды занятий, например выполнение домашних заданий, не стимулируют в одаренном ребенке большого интереса и не ставят перед ним больших задач. Тем не менее задания такого рода необходимы, так как они укрепляют чувство ответственности. Родители часто спрашивают, как заставить ребенка не растягивать школьные уроки. Вопрос этот рождает множество других, которые недостаточно обсудить на коротком родительском собрании. Применительно к этой проблеме, я полагаю, родителям следует рассмотреть несколько факторов.

Во-первых, не являются ли школьные уроки основным предметом общения между вами и ребенком? Может быть, ребенок копается с уроками только для того, чтобы получить необходимую дозу родительского внимания?

Во-вторых, уточнили ли вы программу домашних занятий с учителями? Может быть, ребенок излишне перегружен? В-третьих, не подвержен ли ребенок перфекционистским тенденциям, который могут чрезвычайно осложнить, выполнение домашних заданий?

Если же вы рассмотрели все эти возможности и ненашли удовлетворительного объяснения, подумайте, может быть, проблема в естественном человеческом нежелании заниматься неприятным делом? В таком случае подайте ребенку пример, занявшись чем-то нужным, но далеко не интересным. Помните — пример и рождает некое чувство солидарности.

Существует очень много общего между воспитательными приемами в отношении всех детей, и одаренных в частности: установление ограничений, воспитание ответственности, сохранение постоянного контакта, следование тем нормам, которые вы хотите привить ребенку. Особое внимание следует уделить остроте восприятия и чувству справедливости в одаренных детях, а также помнить о недопустимости фальши. Родителей волнует вопрос о том, как заговорить с ребенком и какой совет дать по поводу просыпающейся в нем сексуальности. Необходимо найти баланс между правом каждого человека на суверенитет, абсолютной честностью в самовыражении и пониманием того, что ребенку нужен мудрый и тактичный совет в период, столь важный в его физическом и эмоциональном развитии. Может быть, мама, разрывающаяся между тем, что она предписывает дочери, и сводм поведением в ее возрасте, подумает, как могло бы происходить ее собственное развитие, если бы у нее была возможность откровенно и по-доброму обсудить с родителями этот аспект своей личности. Она могла бы избрать другой путь—или повторить свой собственный. Но в любом случае — может ли она вспомнить то, что теперь скрывает от дочери, не желая, чтобы дочь тоже имела добрачные отношения с будущим супругом? Сказать, что это оказало отрицательное влияние на ее последующую жизнь, на супружество и семью?

Мы говорили о многих аспектах дифференцированного подхода к воспитанию детей по признаку пола. В популярной литературе немного говорится о разнице между тем, что сообщают отцы мальчикам, а матери —девочкам и мальчикам о просыпающейся в них сексуальности. Привычный двойной стандарт существует, и, может быть, во многих семьях и не собираются от него отказываться. Если так, одаренным детям необходимо объяснить причину такого дифференцированного подхода, иначе разность информации они воспримут как еще один пример бессмысленной или злонамеренной лжи со стороны взрослых. Однако для родителей это часто является проблемой. Тем не менее провести беседу с детьми необходимо. Тогда вся семья может вместе заняться решением проблемы (Feldhusen and Treffinger, 1977) или поиском рационального решения (Applegate and Evans, 1985).

Поскольку в воспитательной философии приоритет остается за семейной системой ценностей, было бы неправильно рекомендовать конкретные решения или ответы на часто задаваемые вопросы. Что можно рекомендовать— так это продуктивные общие подходы к решению проблемных ситуаций и максимально возможную информированность в любой проблемной сфере, что означает знакомство со многими источниками и их выбор с точки зрения применимости к конкретной ситуации или личности.

В понимании того, насколько удачны развитие интереса и постановка задач, родителям поможет простой вопрос, обращенный к ребенку: «Как ты думаешь, чем мы больше всего тебе помогли?» В ответ ребенок может нарисовать картину, написать рассказ или стихотворение. Вариантом такого вопроса может быть: «Что мы сделали для того, чтобы тебе было интереснее учиться?»

Исследования Фримана (1979) в Англии и У орда (1971) в Соединенных Штатах дают пищу для невеселых размышлений о влиянии социальных факторов на взаимодействие между детьми и родителями в области развития интереса и постановки задач.

Так, английские матери в рабочих семьях — в отличие от матерей в семьях среднего класса —не воспринимали ребенка как развивающуюся личность, росту которой они могли бы помочь. Они чувствовали себя сравнительно беспомощными и не стимулировали познавательного развития в ребенке.

Проведенные Уордом исследования в бедном негритянском районе Луизианы, похожем на все бедные негритянские районы США, также выявили, что матери не чувствовали и не демонстрировали никакой ответственности за предоставление ребенку чего-либо, помимо пищи, одежды и дисциплинарных установок. Ребенок не воспринимался как человек, с которым можно разговаривать, на которого нужно обращать внимание. По их мнению, «хороший» ребенок —тот, который молчит или гуляет во дворе.

Не могут ли столь ранние различия в окружении объяснить чрезвычайно высокую долю детей из семей среднего и высшего классов среди тех, кого мы определяем как одаренных? Сами поведенческие модели, которые более образованные родители научились распознавать как проявления одаренности,— ненасытное любопытство, опережающее языковое развитие и высокий энергетический уровень — во многих семьях «низшего слоя» считаются негативными и подавляются наказанием или неприятием.

Если вы пытаетесь наверстать упущенное и начинаете воспитывать своего 3—4-летнего ребенка, уделяя ему несколько часов в день, помните — вы опоздали. Воспитывать ребенка нужно с первых дней его жизни.

К оглавлению "Одаренный ребенок"