Открытие ребенка

Ребенок делает открытие собственной одаренности. То, как это происходит, представляет громадный интерес и для родителей. Папы и мамы переживают, насколько адекватно ребенок реагирует на первое осознание собственной уникальности. У одних одаренных детей, находящихся в постоянном общении с братьями, сестрами и сверстниками, понимание собственного отличия может прийти рано. У других сознание своих особых способностей впервые происходит в школе с неизбежным сравнением себя с другими детьми.

Родителям важно, чтобы ребенок обладал здоровым самовосприятием и пониманием того, что способности и интересы других людей (как детей, так и взрослых) могут быть на ином уровне или в иной сфере, нежели его собственные. Социальные и эмоциональные последствия этих различий гораздо тоньше, чем простое понимание.

Одно дело — умом понимать, но совсем иное — чувствовать это. Здоровому самовосприятию одаренного ребенка очень поможет чувство общности с окружающими его людьми и хотя бы начальное понимание положительных качеств, ценимых в человеческом обществе. Почти во всем одаренный ребенок такой^же, как и все другие дети, а уникален лишь в чем-то немногом. Задача, стоящая в этом плане перед родителями, заключается в том, чтобы, учитывая раннее развитие таких детей, своевременно найти верный момент, правильные слова и примеры для ребенка. Такая коммуникация осуществляется не только с помощью речевого общения, но и выражается в реакциях и отношении родителей и других окружающих к ребенку.

Здесь необходимо отметить, что выдающиеся речевые способности многих одаренных детей приводят к тому, что родители и учителя делают слишком большую ставку на речевую коммуникацию. Это чревато возникновением лишь подобия понимания, которое может противоречить практике ежедневного общения. Процесс познания у ребенка затрагивает весь спектр восприятия и опыта. Слова — не главный канал для маленьких детей. Родителям необходимо не только беседовать с малышами, но и стараться вести себя так, чтобы укреплять в ребенке понимание системы ценностей, понимание того, чего от них ждут, и развивать здоровую основу самовосприятия.

Как складывается в человеке представление о самом себе? Психологи утверждают, что этот процесс представляет собой кристаллизацию того, как на нас реагируют другие люди. В ходе своих исследований окружающего мира ребенок узнает, что он может или не может сделать в реальном мире, а окружающие разными путями показывают ему, насколько эти достижения ценны. Поведение личности в большой степени определяется конечным результатом. Результат этот может быть внутренним или внешним, первичным или вторичным, материальным или духовным, а также кратковременным или долговременным — в зависимости от моделей, предлагаемых сторонниками разных психологических теорий. В любом возрасте человек продолжает и развивает те модели поведения, которые приносят желаемый эффект, и, напротив, оставляет те, которые такого эффекта не приносят.

Для маленького ребенка желаемые результаты напрямую связаны с приобретением механических навыков и изучением значения окружающих предметов и явлений. Также важно для него внимание и отношение родителей и окружающих людей. Родителям сравнительно несложно наблюдать, направлять и обучать детей, даже несмотря на бесконечные «почему». Труднее соблюсти баланс между выражением родительской заботы и предупреждением чрезмерного внимания ребенка (иногда неосознанно) к какой-то одной области, в которой малыш особенно преуспевает: это может создать у ребенка превратное представление о том, что родители действительно ценят.

Родителей часто беспокоит стремление одаренного ребенка преуспеть, так как стиль поведения, способствующий этому, часто болезненно сказывается как на самом ребенке, так и на окружающих.

Здесь надо заметить, что Бенджамин Блум (1982), который возглавлял исследования выдающихся достижений детей в плавании, теннисе, музыке, математике и скульптуре, считает это желание преуспеть одним из признаков признания в будущем. Он утверждает, что это стремление рождается и поддерживается семьей. Опубликованные сообщения об этих исследованиях были бы весьма интересны для родителей, которые пытаются определить свою систему ценностей и сформулировать свои надежды в связи с будущим ребенка.

Особое место в этих исследованиях отводится сообщениям родителей некоторых юных дарований о том, что другие их дети обнаруживали в раннем возрасте такие же или даже большие способности, но никогда не проявляли такого стремления преуспеть, как «звездные» дети.

Тем, кто воспитывает одаренных детей, необходимо присмотреться к своей собственной реакции на ребенка, чтобы найти истоки этого стремления преуспеть. Какие аспекты поведения ребенка обычно находят сильнейший отклик у родителей? Что в его поведении вызывает родительскую улыбку, одобрительный взгляд, внимательный поворот головы? О каких ребячьх достижениях с любовной гордостью рассказывают родители в телефонных разговорах, которые обычно слышат и прекрасно понимают впечатлительные малыши? Какие события пересказываются бабушкам и дедушкам?

А как легкомысленны могут быть дедушки и бабушки, из добрых побуждений балуя детей и тем принося им серьезный вред. Способность бабушек и дедушек аловать внуков общеизвестна, но, сами того не сознавая, они могут многое в воспитании поставить с ног на голову. Представьте себе, как гордый дедушка во время семейного выхода в ресторан произносит поверх светлой курчавой головки 3-летней внучки, сидящей у него на коленях: «Сейчас Джанет нам меню прочитает. Вот послушайте, сейчас Джанет нам расскажет, что там написано, что мы можем заказать. Ну, почитай нам, Джанет». И тут же все глаза обращаются в ожидании на Джанет — и семья, и официанты, и другие посетители глядят на 3-летнее чудо. Далее следует само представление. Все в восторге, раздаются ахи и охи, а Джанет, вероятно, понимает это так: более всего окружающих впечатляет ее умение читать. То, что она строит песочные замки и куличики, может сама одеваться, помогает маме или терпеливо дожидается своей очереди, не вызывает таких восторженных похвал и соответственно не может быть столь же стоящим. Все это, разумеется, не означает, что проявление способностей и талантов надо игнорировать, но все же не стоит восторгаться ими сверх меры, за счет других полезных навыков и достижений.

Когда внимание к уникальной способности ребенка в чем-то одном становится гипертрофированным, самовосприятие малыша может стать совсем не таким, какого желают гордые родители. Одаренные подростки с эмоциональными нарушениями, вспоминая раннее детство, почти всегда рассказывают, что родители никогда не воспринимали их как личность, что они видели в них только способности и достижения. Похоже, очень часто блеск таланта ослепляет родителей. Такое случалось и в семьях одаренных музыкантов, спортсменов и интеллектуально талантливых людей.

Блум полагает, что некоторые родители склонны выискивать в ребенке признаки какого-то таланта и эти признаки переоценивать. Родители, сами наделенные каким-то талантом или имеющие интересное увлечение, обычно уделяют ему слишком много внимания и ожидают от ребенка таких же способностей и проявления интереса к своему увлечению. Личностные факторы и разнообразие семейных интересов и увлечений приводят к тому, что дети в одной семье часто реагируют по-разному — и положительно, и отрицательно — на родительские приоритеты.

Родители могут плодотворно думать и взаимодействовать в определении их собственных человеческих и социальных ценностей, Что самое важное в жизни? Что хотят они дать ребенку? Все согласны, что на первом месте стоят здоровье и счастье — здоровье как физическое, так и моральное. В свете этих вселенских приоритетов какие же добродетели они воспитывают, какие слабые стороны получают развитие в их семейной жизни каждый день и каждый час? Какие награды даются за готовность помочь, за терпение, упорство, ответственность, щедрость души, оптимизм, храбрость и честность, когда все эти черты проявляются в маленьких делах маленького человека? Действительно, если подумать — эти свойства никак не менее ценны, чем выдающиеся умственные способности или абсолютный слух. Для родителей, задающихся этими вопросами, положительные результаты — это, скорее всего, верное соотношение того, на что они обращают внимание, чему довольно улыбаются, что хвалят и что выделяют, рассказывая о поведении ребенка. Родительские оценки для ребенка — одновременно и награда и мерило его самовосприятия и самооценки.

Родители должны спросить себя: «Что я вижу и что ценю в своем ребенке и как мне показать ему это?» Тогда система родительских оценок, в которой ребенок видит себя, будет точнее и полнее отражать одаренного ребенка во всей его многогранности. Тогда ребенок не будет видеть себя как в комнате смеха, где какой-то его талант акцентируется вне всяких пропорций.

Приводя в качестве примера такую крайнюю ситуацию, автор рискует «промахнуться»: отец или мать скажут: «Ну, с нами-то такого не бывает. Хотя у знакомых мы это встречали». К счастью, такие примеры нечасты, 3 существует определенная неравномерность в том, какие стили поведения поддерживаются родителями, а какие — нет. Родители должны быть бдительными и честными перед собой, чтобы не допускать нездоровых искажений в семейной системе поддержки и развития одаренного ребенка.

Итак, родители играют главную роль в том открытии, которое делает одаренный ребенок. Помимо того, чего родителям следовало бы избегать, надо сказать и о том, что им делать, когда ребенок начинает задаваться вопросами о своей исключительности. Что и как должен сказать взрослый, чтобы ребенок его понял? Какие детские опыты вызовут у него вопросы?

Следующая, вероятно апокрифическая, история может служить хорошим «правилом буравчика» для родительских объяснений. Однажды 5-летний Брайан пришел домой из садика и попросил маму рассказать ему про Марс. «Спроси у папы, когда он придет,— ответила она. — Он ведь астроном». На это Брайан ответил: «Да, но я не хочу столько знать». Все дети в этой семье с тех пор произносят слово «Марс», когда ответ на какой-либо вопрос грозит гораздо большей информацией, чем спрашивающий хотел бы получить.

При разговоре с ребенком родители обязательно должны принимать во внимание и ситуацию, вызвавшую то или иное поведение ребенка. Нередко одаренный ребенок быстрее и лучше делает что-то, чем старшие брат или сестра. Это вызывает их раздражение. Объясните малышу, что каждый человек осваивает разные вещи по-своему, что он обладает счастливой способностью быстрее понимать, чем другие, и что любовь и доброта должны помочь ему быть терпеливым к другим. Познакомьте его с другими детьми, которые столь же быстры, как и он. Удовольствие, которое ребенок получает от своих способностей, должно быть сбалансировано пониманием того, что его сверстники и товарищи обладают другими, столь же уникальными качествами.

Более интеллектуально развитой одаренный ребенок часто склонен командовать сверстниками — иначе ему становится скучно с ними. Один из приемов, подходящих в таких ситуациях,— это ролевая игра. Поскольку ребенок 3—5 лет обычно не может принять точку зрения другого человека, а обучается естественным путем возьмите на себя роль такого же одаренного ребенка: поставьте перед малышом задачу с недостаточными условиями, скажите ему ответ прежде, чем он сумеет найти его сам, и пожурите за неправильную или слишком медленную реакцию.

Такие ситуации одаренный ребенок редко встречает в повседневной жизни, и ему трудно понять, как его собственное поведение влияет на других детей. Фразы вроде: «А если бы ты был на его месте?» или «Хорошо бы тебе было, если бы он с тобой так поступил?» — часто не оказывают серьезного воздействия на детей дошкольного возраста. И не вызывают желаемой реакции сопереживания, так как не подкреплены собственным опытом ребенка. Обычный для детей такого возраста эгоцентризм не позволяет им принять чужой опыт близко к сердцу. В этом случае взрослые, окружающие ребенка, должны найти иной способ помочь ему воспринять все так, как следует.

Игра «по ролям» представляется лучшим заменителем обычного опыта и инструментом, с помощью которого родители и учителя могут добиться впечатляющих результатов. Восприимчивые родители, уделяющие внимание игровому обучению, интуитивно улавливают преимущества, которые дает ролевая игра в сравнении с обычной родительской беседой,—и это несмотря на то, что их 3—5-летний ребенок превосходно владеет искусством речевой коммуникации.

На другом же конце спектра изучавшихся Блумом семей находятся родители, которые почитают за лучшее не уделять внимания детским талантам. Широко распространенные антиэлитарные настроения в Америке заставляют многих родителей в средних и низших слоях весьма настороженно относиться к тому, чтобы их дети считались интеллектуально одаренными. Такие родители игнорируют ранние проявления понимания своей исключительности у детей и избегают вслух обсуждать их замечательные способности. Главное, чтобы Их Дети были «нормальными».

Такое отношение родителей может оказать нежела тельное воздействие на одаренного ребенка. Особые таланты ребенка не исчезнут, если их просто не замечать. Ведь для ребенка эти его способности являются нормальными, они — неотъемлемая часть его самого. Тогда ребенку приходится самому разбираться во всех социальных последствиях и сложностях своих неординарных способностей.

Цену своей неординарности ребенок познает на собственном опыте, но в этом случае он будет лишен возможности рассмотреть и обдумать ее вместе с людьми, важнее которых для него нет никого в целом свете,— с мамой и папой.

Специалисты, занимающиеся изучением человеческого поведения, замечают, что под игнорированием нельзя понимать нейтральное отношение. Это сильно выраженное негативное чувство, которое бихевиористски настроенные психотерапевты часто используют для того, чтобы погасить в ребенке нежелательные поведенческие модели. Родители, предпочитающие не уделять никакого внимания особым талантам ребенка, на самом деле не менее красноречивы, чем любящий дедушка в ресторане: «Твои способности нас не радуют, и этот аспект твоей личности нас не интересует».

В такой ситуации маленький ребенок делает вывод, что важнее всего на свете — быть таким, как все. Тогда он начинает скрывать свои способности, из-за которых вынужден воспринимать себя «белой вороной». Детей сбивает с толку само обладание способностями и возможность (или невозможность) их использовать. Таким образом, открытие собственной личности омрачается и тормозится невозможностью свободно в себе разобраться и получить поддержку умных и тактичных родителей.

Некоторые одаренные дети, даже до столкновения с другими детьми в классной комнате, уже научились вести себя как все и не выказывать свои таланты. Может быть, ребенку в этом случае легче сходиться со сверстниками, да и родителям не приходится решать столь сложные задачи. Но ведь для ребенка такое поведение является ложным. Поскольку то, чему он таким образом научился,— это не расчетливая адаптация к оцениваемой ситуации, а постоянная фальсификация собственного «Я». Удобная обыденность — не слишком ли большая цена за потерю в потенциальном развитии личности?

Равенство возможностей должно предполагать наиболее полное раскрытие всех возможностей каждого. Оно не предполагает и не должно предполагать равные результаты.

Одаренный ребенок вправе рассчитывать, что его способности найдут понимание и поддержку родителей в поиске наилучшего использования таких способностей и для него самого, и для окружающих. Отношения между ребенком и родителями — это самое важное в воспитании добрых чувств и к нему самому, и ко всему миру.

Ниже мы приводим ряд советов родителям. Следуйте им в обращении с ребенком, который открывает себя.

  • Проанализируйте вашу собственную систему ценностей в отношении воспитания детей. Способствует ли она реализации личности и одаренности в обществе?
  • Будьте честными. Все дети весьма чувствительны ко лжи, а к одаренным детям это относится в большей степени.
  • Оценивайте уровень развития ребенка. Речевой обмен даже с очень развитым ребенком дошкольного возраста не является наиболее эффективным путем к пониманию.
  • Избегайте длинных объяснений или бесед.
  • Старайтесь вовремя уловить изменения в ребенке. Они могут выражаться в неординарных вопросах или в поведении и являться признаком одаренности.
  • Уважайте в ребенке индивидуальность. Не стремитесь проецировать на него собственные интересы и увлечения.

К оглавлению "Одаренный ребенок"