Третий класс

Прежде чем начать занятия в третьем классе, надо обязательно получить разрешение врача. Если окажется, что малыш прибавляет в весе меньше, чем положено, врач выяснит, чем это объясняется. Может быть, у матери мало молока? Если эта или другие причины отпадают, ограничьте нагрузку: сократите число гимнастических упражнений на пеленальном столе и продолжительность занятий в ванне, увеличьте интервалы для отдыха между плавательными упражнениями, проводите уроки не 5—6, а 4 раза в неделю.

Не огорчайтесь, что из-за этого ребенок будет третьеклассником несколько дольше. Ведь наша цель — не сделать из него рекордсмена или во что бы то ни стало пораньше научить плавать, а прежде всего закалить, укрепить здоровье. Значит, надо соблюдать главные принципы закаливания — систематичность, постепенность, осторожность.

Третий класс рассчитан примерно на 50—60 занятий, и обучение продолжается примерно два месяца. Основное, что надо усвоить за это время, — упражнения, предваряющие активные движения ногами, но теперь только одним, избранным в предыдущем классе способом. Тренироваться надо до тех пор, пока ребенок не начнет энергично двигать ногами сам. Если ваш малыш не сделает этого на протяжении всех двух месяцев, не огорчайтесь и не ослабляйте свою настойчивость. Упражнения, которые ребенок выполняет с вашей помощью, полезны сами по себе, и не беда, если конечная цель будет достигнута позже.

Итак, ребенок лежит на спине в «чепчике русалки», Взяв в руки его стопы, начинайте упражнения. Выполняются они сериями, по две минуты с перерывами по минуте. На следующем занятии можно не надевать ребенку «чепчик» — пусть ассистент поддерживает его голову пальцами, затем используйте подвески (под затылок).

Вероятно, малыш уже освоил статическое плавание, то есть умеет самостоятельно держаться на воде. Если это так, на третьем занятии попробуйте обойтись вообще без поддержек.

В положении на груди упражнения выполняются так же, как и на спине. Но поскольку самостоятельно лежать на воде в положении на груди ребенок еще не способен, ему надо облегчить задачу, надев «пояс Нептуна». Об этом несложном приспособлении мы уже рассказывали в прошлый раз. Добавим, что на худой конец вместо надувной подушки можно использовать грелку. И на то и на другое надевают плотный чехол, к которому пришит легкий матерчатый пояс, укрепляемый вокруг живота ребенка так, чтобы центр подушки располагался на пояснице. Такой пояс применяется тогда, когда ребенок уже начал хорошо держать голову.

Первое время (на двух-трех занятиях) можно, если в этом есть необходимость, слегка поддерживать ребенка под подбородок или под живот.

К середине обучения в третьем классе подушку «пояса Нептуна» надувайте примерно на треть меньше. По мере того, как ребенок будет осваивать активные движения, надувайте ее уже наполовину. Такое постепенное ослабление поддержки приучает ребенка к самостоятельному плаванию. С "поясом Нептуна" выполняются не только упражнения для ног, но также проводки и скольжения по поверхности воды тремя рекомендованными раньше способами; держа ребенка за вытянутые вперед руки, обхватом со спины под мышки, толкнув пятки вытянутых ног.

С восьмого—десятого занятия упражнения для ног чередуйте с упражнениями для рук. Назначение их то же: стимулировать самостоятельные движения, позволяющие передвигаться в воде.

Ребенок лежит на спине без поддержки, а если это все еще затруднительно для него, то с небольшой опорой: можно надеть «чепчик русалки" либо воспользоваться помощью ассистента, держащего подвески. Учителю надо встать у головной части ванны, а если габариты ванной комнаты не позволяют, то сбоку.

Из трех вариантов движений вам предстоит выбрать тот, который будет удаваться ребенку лучше всего. Прежде чем сделать выбор, каждое упражнение повторите на трех занятиях, а затем сравните результат.

Первый вариант: руки ребенка вытянуты в стороны и слегка вверх; обхватив их снизу за область локтевых суставов, одновременно с нарастающей скоростью, стараясь, чтобы ладони ребенка были повернуты вовнутрь и стояли перпендикулярно к поверхности воды, загребайте воду прямыми руками, после чего сразу же через верх над водой возвращайте их в ИП. Повторите подряд 8—10 раз, затем отдых 15—20 секунд, и снова повторите от 4 до 8 раз.

Второй вариант: руки ребенка вытянуты вдоль туловища. Обхватив их чуть выше лучезапястных суставов, попеременно нажимайте ладонями на воду, делая гребок вниз на 45—50 градусов. Когда одна рука загребает воду, другая возвращается в ИП. Темп движений вначале медленный (10 гребков за 30 секунд), лотом быстрый (8—10 гребков за 20 секунд). После 20—30 беспрерывных движений дайте ребенку 15—20 секунд отдыха и снова повторите движения 4—8 раз за урок.

Третий вариант: движения типа «велосипед»; проводятся в том же порядке.

Движения для активизации рук надо проделать и в положении на груди, тоже в трех вариантах, каждый в течение трех уроков.

Малыш лежит на груди, поддерживаемый "поясом Нептуна" или подвеской в руках ассистента. Руки его вытянуты вперед, учитель стоит лицом к нему.

Первый вариант: возьмите ребенка за кисти и, повернув ладони кнаружи, одновременно выполняйте ими гребок в сторону (на 50—60 градусов), напоминающий брасс. После этого руки ребенка возвращаются в ИП и через 2 секунды повторяют гребковое движение. Надо проделать 8—10 гребков, затем, как обычно, дать ребенку отдохнуть и повторить упражнение с перерывами на отдых 6—8 раз.

Второй вариант: возьмите ученика за руки (повернув ладони вниз) и поочередно нажимайте ими на воду, на глубину 45—50 градусов (как в положении на спине, с той же продолжительностью и теми же перерывами).

Третий вариант: поочередно делайте руками ученика более глубокие гребки (на 60—70 градусов), перед каждым гребком вытягивая руку вперед. Сделав гребок, сгибайте руку ребенка в локтевом суставе и выводите ее в ИП. В этот момент начинается такой же гребок другой рукой. После 15—20 гребков дайте ребенку отдохнуть и снова повторите движения 3—6 раз.

Упражнения для рук начинайте спустя 2—3 недели после того, как в программу уроков вошли движения ногами. Движения для ног и для рук, положение на спине и на груди обязательно чередуются. Мы ведь уже не раз говорили, что однообразие, однотипность движений утомляют ребенка, и об этом надо помнить всегда.

Выбрав оптимальный вариант, от остальных откажитесь и упражняйтесь только в этом.

Успешному освоению попеременных движений руками, имитирующих кроль или «велосипед», способствует следующий методический прием: учитель 10—15 раз повторяет их одной правой рукой ребенка, затем левой и только после этого поочередно обеими руками. Такой же прием можно применить и тренируясь в попеременных движениях ногами.

Во второй половине обучения в третьем классе старайтесь больше побуждать ребенка к самостоятельности. Выполнив 5—6 быстро чередующихся движений, слегка толкните его вперед, стремясь к тому, чтобы он продолжал начатые с вашей помощью движения ногами, а позже и руками. Такие упражнения повторяются по 10—15 раз за одно занятие и настойчиво продолжаются до появления у ребенка самостоятельных движений.

Мы уже говорили о том, что занятия должны вызывать у малыша только положительные эмоции. Отправляясь в ванную комнату на урок, захватите с собой игрушки, особенно те, которые он любит, умеет хорошо захватывать и держать. Они нужны будут не только для того, чтобы развлекать ребенка, но и побуждать выполнять определенные задания учителя. Каким образом? А вот, к примеру, так.

Ученик лежит на груди, поддерживаемый «поясом Нептуна». Только что учитель провел с ним несколько серий движений ногами и руками. И тут перед ним появляется любимая игрушка. Ребенок тянется к ней, но учитель потихоньку продвигает ее к противоположному концу ванны, побуждая малыша дотянуться. Это повторяется несколько раз, пока ребенок не поймет, что лишь приплыв, он получит желаемое.

Такой же прием можно применить, когда ребенок лежит на спине без поддержки: вначале игрушка появляется над его лицом, затем медленно удаляется назад, завлекая малыша и побуждая его начать активные движения ногами. Обычно удается добиться успеха: ребенок впервые самостоятельно преодолевает — пусть небольшое — водное пространство...

Поначалу, попытавшись плыть в положении на спине, он может потерять равновесие, и лицо погрузится под воду. Это будет для него неожиданным, так как до сих пор он погружался под воду из других положений: на груди или стоя. И, чтобы он не испугался, его нужно предварительно подготовить. Вначале мягко и медленно, прикасаясь своей ладонью, слегка притапливайте малыша под воду из положения на спине, под привычную для него команду «ныряй!». Затем это же советуем проделать в движении, во время прямой проводки на спине, поддерживая его за вытянутые назад руки. В том и другом случае погружайте не более чем на 4—5 секунд.

В третьем классе можно освоить новое упражнение — «качели». Учитель поддерживает ребенка над самой поверхностью воды, лицом вниз, придерживая его одной рукой под подбородок («дугой»), а ладонью другой руки — под область таза или бедер обхватом сверку. В таком положении два раза раскачайте малыша из стороны в сторону, а на третий погрузите в воду и несколько раз (по счету до пяти) проведите в ней от одного конца ванны к другому и обратно.

После 4—5 занятий, включающих такое упражнение, на середине ванны отнимите руки, оставляя ребенка одного в воде, и тот по инерции доскользит под водой до конца ванны, где вы снова подхватите его. Еще через 2—3 занятия дайте ребенку возможность самому выбраться из-под воды. Если он сам не выныривает на поверхность, то помогите ему.

Погружать ребенка можно не более 4—5 раз за одно упражнение, а проделывать такие упражнения в течение урока следует не более двух раз, и то лишь к концу третьего класса.