ПЯТЫЙ ГОД ЖИЗНИ

На данном возрастном этапе закрепление звуков осуществляется в такой последовательности: с (съ), з (зь), ц, ш, ж, ч, щ, л (ль), р (рь). Делают это так: ребенок называет предметы, изображенные на картинках, которые показывает взрослый. При этом малыш выделяет интонацией отрабатываемые звуки в каждом слове: ссса-молет, лиссса и т. д.

Для закрепления звуков, а также для развития внимания к речи взрослых ребенку дают задания на договаривание слов в двустишиях или в небольших стихотворениях. Во время чтения текста взрослый просит малыша внимательно слушать, чтобы правильно закончить текст, т. е. подбирать слова не только близкие по звучанию, но и по смыслу. Например:

«Телефон опять звонит, от него в ушах ...»
Ребенок договаривает: «звенит».

При неудачном подборе слов текст читают повторно, ребенку дают правильный образец и требуют четкого произнесения отрабатываемого звука. Игры и упражнения для детей от 4 до 5 л. направлены как на формирование правильного звукопроизношения, так и на развитие фонематического восприятия (одни используются для закрепления звука, другие способствуют воспитанию умения слышать, узнавать звук в слове, третьи направлены на формирование умения из группы разных слов выделить только те, в которых есть заданный звук, и т. д.), т. е. работа по закреплению звуков должна идти параллельно с развитием фонематического восприятия.

Для закрепления звука во фразе, правильного употребления его в речи, для выработки четкой дикции ребенку предлагают повторять чистоговорки (чистоговорки используют также для развития артикуляционного аппарата, для тренировки в произнесении слов с различной громкостью: тихо, умеренно, громко, шепотом), заучивать и четко воспроизводить загадки (загадки рекомендуются, кроме того, для развития слухового внимания, т. е. умения внимательно слушать речь говорящего; фонематического восприятия, так как ребенку предлагают определить в слове-отгадке заданный звук), стихотворения, потешки, считалки, небольшие рассказы, насыщенные определенными звуками. На этом же речевом материале малыш учится читать стихи достаточно громко в нужном темпе, правильно пользоваться интонационными средствами выразительности.

С целью формирования правильного произношения звуков и развития фонематического восприятия используются также картинки: ребенку предлагают найти на рисунках такие предметы, в названии которых есть заданный звук, и произнести слова так, чтобы он звучал ясно и отчетливо.

Звук С (СЬ)

1. Покажите ребенку на рисунке «В магазине» лишь те игрушки, в названии которых есть звук с (съ): самолет, автобус, гусь, санки и др. Предложите назвать их так, чтобы ясно слышался этот звук:

сссамолет, автобуссс, гуссси, сссанки.

2. Прочитайте стихотворения так, чтобы ребенок мог закончить фразы, т. е. правильно подобрать слова, близкие по звучанию и по смыслу.

— И-го-го! — поет лошадка.—
Спи, мышонок, сладко... (сладко).
С. Маршак

Десять дней Айболит
Не ест, не пьет и не... (спит).
К. Чуковский

И сказала кочерга:
«Я Федоре не ...(слуга)».
К. Чуковский

Динь-дон. Динь-дон.
В переулке ходит... (слон).
И. Токмакова

Ночью темень. Ночью тишь.
Рыбка, рыбка, где ты ... (спишь)?
И. Токмакова

Для птенцов и для
Зверят
Тоже нужен
Детский ... (сад).

На даче в лесу
Были разные птицы:
Сороки, стрижи, Воробьи и ... (синицы).
Н. Полякова

Жарким днем лесной тропой
Звери шли на водопой.
За мамой-слонихой
Топал ... (слоненок).
За мамой-лисицей
Крался ... (лисенок).
А. Екимцев

И рыщут по дороге
Слоны и ... (носороги).
К. Чуковский

Вдруг видят: стоит у колес
Огромный взъерошенный ... (пес).
С. Маршак

Часто к озеру напиться
Ходит рыжая ... (лисица).
В. Голяховский

Ходит рыжий, пьет из лужи,
Не боится лютой стужи.
Хвост лохматый, черный нос...
Кто же это?
Рыжий ... (пес).
И. Киуру

3. Работу по рисунку «Лисья школа» целесообразно распределить на две части: в первой части «А ты так можешь?» ребенок упражняется в четком произнесении звука с (сь), во зторой части «Умеете ли вы слушать? ставится задача развития слухового внимания и фонематического восприятия.

А ТЫ ТАК МОЖЕШЬ?

Летела мимо леса сорока и увидела на поляне лису с лисятами. Кого увидела сорока на поляне? Сорока была очень любопытной. Решила она послушать, о чем это лиса говорит со своими малышами. Подлетела поближе, села на ветку и слушает. А лиса в это время учила своих лисят (это была лисья школа) правильно и четко говорить звук с. Какой звук? Скажет лиса какое-нибудь слово, а лисята повторяют вслед за ней это слово так, как она сказала. Скажет лиса: «Ссснег». И лисята так же: «Ссснег». Скажет она: «Хвоссст». Лисята повторяют. Как? «Усссы»,— говорит лиса. И лисята произносят: ... Как?

Занятие продолжается. Взрослый просит ребенка повторять слова, которые произносит лиса, например, ссскамейка, сссанки, лиссс, колесссо, носсс, лессе и др. Важно проследить, чтобы малыш четко, протяжно произносил в данных словах звук с.

УМЕЕТЕ ЛИ ВЫ СЛУШАТЬ?

Утром прилетела сорока на поляну, а лиса и лисята уже сидят на своих местах. «Сейчас,— говорит лисятам лиса,- я проверю, умеете ли вы сидеть тихо и внимательно слушать. Я буду называть слова, а вы, когда услышите в слове звук с, поднимете cвои лапки. Что вы должны услышать? Еще раз напоминаю,— говорит лиса,— вы поднимете лапку лишь тогда, когда услышите в названии предмета звук с. Какой звук? А если в слове звука с нет, поднимать лапку не надо». Когда не надо лисятам поднимать лапку? (Если ребенок молчит, взрослый еще раз говорит, когда не надо поднимать лапку.) И вот лиса стала называть слова: сссахар. Надо поднимать лисятам лапку?

Для упражнения в правильном выделении слов со звуком с можно использовать такие слова: ссстол, дерево, кусст, трава, елка, лессc, сссорока, чаcссы, ветка, гриб. При этом надо следить за реакцией ребенка на каждое названное слово; если он ошибается, взрослый спрашивает: «В слове дерево есть звук с? Если нет, руку поднимать не надо».

4. Предложите ребенку четко с обычной громкостью повторить за вами чистоговорки.

Су-су-су — тихо осенью в лесу.
Носит Сеня сено в сени, спать на сене будет Сеня.

5. Ребенок должен отгадать загадки и определить, есть ли в слове-отгадке звук с (звук с взрослый выделяет голосом). Загадки, отмеченные звездочкой, ребенок должен выучить.

У кого из всех зверей хвост пушистей и длинней? (Лиса.)
Бел, да не сахар, нет ног, а идет. (Снег.)
Бел, как снег, в чести у всех. В рот попал — там и пропал. (Сахар.)
Висит сито не руками свито. (Паутина.)
Семьдесят одежек и все без застежек. (Капуста.)

Непоседа птица эта —
Одного с березой цвета.
(Сорока.)
/В. Мусатов/

Не щетка и не веник.
Урчит он неспроста,
Всего одно мгновенье —
И комната чиста.
(Пылесос.)

Над цветком порой замрет
Разноцветный самолет.
На былинке посидит,
Вдруг вспорхнет — и полетит.
(Стрекоза.)
/В. Кремнев/

Маленькое сдобное
Колесо съедобное.
Я одна тебя не съем,
Разделю ребятам всем.
(Бублик.)
/А. Рождественская/

Какой это мастер
На стекле нанес
И листья, и травы,
И заросли роз?
(Мороз.)
/Е. Благинина/

6. Выучите с ребенком стихотворения. Следите, чтобы при чтении малыш четко произносил звук с (сь).

ЩУКА

Стой, плотва и караси!
И пощады не проси!
Я хозяйка здесь, в пруду.
На охоту я иду.
А. Леонтьев

ПЕС

Молодого злого пса
В нос ужалила оса.
— Не скули,— сказал я псу,—
Прогони скорей осу.
А. Максаков

ЗАЯЦ

Мчится заяц от лисы.
Хвост дрожит, дрожат усы.
Встали сосны на пути.
От погони не уйти!
Нет спасения в бору!
Прыгнул к ежику в нору...
Е. Александрова

Весело, весело,
Весело кругом!
Октябрю мы песенку,
Песенку споем.
О. Высотская

7. Прочтите ребенку рассказ.

В САДУ

Вася и Оксана вынесли в сад стол и два стула. Вася принес бумагу, краски и две кисточки. Дети сели за стол и стали рисовать. Вася нарисовал самолет и автобус. А Оксана — снеговика, санки и маленькую собачку.

Предложите малышу ответить на вопросы:

- Что вынесли в сад Вася и Оксана?
- Что принес Вася?
- Куда сели дети?
- Что нарисовал Вася?
- Что нарисовала Оксана?»

8. Взрослый вместе с ребенком рассматривает иллюстрацию «Чья мама?», малыш отвечает, что на ней изображено. Затем взрослый просит найти на картинке животных, в названии которых встречается звук с (сь).

Звук 3 (ЗЬ)

1. Покажите ребенку рисунок «На прогулке» и на нем лишь тех животных и предметы, в названии которых есть звук з (зъ): зонтик, коза, зебра, корзина. Предложите назвать их так, чтобы ясно слышался этот звук: коззза, корзззина.

2. Предложите ребенку закончить фразы, т. е. правильно подобрать слова, близкие по звучанию и по смыслу. При этом малыш должен четко произносить отрабатываемый звук.

Побежала мышка-мать,
Стала щуку в няньки ... (звать).
С. Маршак

Заглянула в дверь коза.
Очень грустные ... (глаза).
Н. Полякова

Сперва от магазина
Несла покупку ... (Зина).
С. Михалков

Он и плачет, Медведь, и ревет,
Медвежат он из болота ... (зовет).
К. Чуковский

3. Прочитайте рассказы. В беседе с ребенком по содержанию первого рассказа «Покупки» следите, чтобы малыш, отвечая на ваши вопросы, правильно и четко произносил отрабатываемый звук, второго — «Отгадай, кому что подарили» — внимательно слушал вас и определял, в каких словах есть звук з.

ПОКУПКИ

Вечером Зоина мама пришла домой с покупками. Она купила много разных вещей себе, папе и маленькой дочке Зое. Дочке она купила маленький зонтик, а себе большой ... Что? (Если ребенок не называет, то взрослый сам договаривает.) Еще она Зое купила для цветов маленькую вазочку, а себе большую ... Что? В выходной день папа, мама и Зоя собирались поехать в лес за грибами, и мама принесла Зое маленькую корзиночку для грибов, а папе купила большую ... Что? Когда покупки были разложены на столе, папа спросил Зою, что мама купила ей, что себе, а что ему. Какие предметы купила мама?

ОТГАДАЙ, КОМУ ЧТО ПОДАРИЛИ

У Зои есть маленький братишка. Зовут его Вова. Когда у Зои был день рождения, к ним пришли гости. Они принесли подарки не только Зое, но и маленькому Вове: зайчика, медвежонка, козочку, котенка. Зоя никак не могла догадаться, какие подарки гости принесли ей, а какие Вове. А мама говорит: «В имени Зззоя есть звук з, и ей, наверное, принесли такие игрушки, в названии которых есть этот звук».—«Ты права,— сказал папа.— Пусть Зоя назовет игрушки и скажет, в каких из них слышится звук з». Зоя стала перечислять: «Зззайчик, медвежонок, козззочка, котенок». Затем подумала и сказала:

... Что сказала Зоя? В названии каких игрушек есть звук з? Какие игрушки получила Зоя? Предложите ребенку произнести слова зззайчик, козззочка, выделив в них голосом звук з. Спросите, какие игрушки получил Вова. Если ребенок затрудняется назвать самостоятельно, взрослый четко произносит слово зззайчик, спрашивает: «Здесь есть звук з? Значит, кому подарили эту игрушку — Зое или Вове?» Затем взрослый произносит слово котенок, уточняет, есть ли здесь звук з, и спрашивает: «Кому подарили эту игрушку?»

4. Ребенок повторяет чистоговорки четко и чуть громче обычного.

У Зины звонок звенит звонко.
У маленькой Зины зайка спит в корзине.

5. Ребенок должен отгадать загадки, выучить их и определить, есть ли в слове-отгадке звук з. (Звук з взрослый выделяет голосом.)

Не лает, не кусает, а в дом не пускает. (Замок.)
Зимой белый, летом серый. (Заяц.)
Без рук, без топоренка построена избенка. (Гнездо.)

6. Выучите с ребенком стихотворения.

ПАРОВОЗИК

Пыхтит паровозик,
Гудит паровозик,
Покоя нет никому.
Устал паровозик,
Уснул паровозик,
Четыре годочка ему.
А. Седугин

ПЕРЕПЛЕТЧИЦА

Заболела
Эта книжка:
Изорвал ее Братишка.
Я больную Пожалею:
Я возьму ее И склею!
Б. Заходер

В процессе разучивания стихотворения «Переплетчица» важно не только следить, чтобы ребенок четко произносил звук з (зь), но и обратить внимание малыша на хороший поступок девочки, починившей книжку, сказать, как надо относиться к книгам — беречь их, аккуратно класть на отведенное для них место.

7. Прочитайте ребенку рассказ.

В ЗООПАРКЕ

В нашем зоопарке много зверей. Здесь живут полосатые зебры, сильные зубры, горные козлы. Рядом с обезьянами расположилось семейство зайцев. Змеи любят тепло, и они живут в отдельном доме. Мы часто ходим в зоопарк. В беседе по содержанию рассказа можно задать ребенку примерно такие вопросы:

- Кто живет в зоопарке?
- Где живут зайцы?
- Где живут змеи?
- А ты был в зоопарке?
- Каких животных ты там видел?»

Следите, чтобы ребенок четко и немного громче обычного произносил звук з (зь).

Звук Ц

1. Покажите игрушки, изображенные на рисунке «В магазине», в названии которых есть звук ц: цыпленок, курица, яйцо. Предложите назвать их так, чтобы ясно слышался этот звук: цццыпленок, куриццца, яйцццо.

2. Прочитайте стихотворные тексты так, чтобы ребенок мог закончить фразы, т. е. правильно подобрать слова, близкие по звучанию и по смыслу.

Часто к озеру напиться
Ходит рыжая ...
(лисица).
/В. Голяховский/

На даче в лесу
Были разные птицы:
Сороки, стрижи,
Воробьи и ...
(синицы).
/Н. Полякова/

К нам на пестрые страницы
Прилетели две ...
(синицы).
/А. Барто/

По ночам сове не спится,
Ведь сова — Ночная ...
(птица).
/В. Шульжик/

3. Для отработки произношения звука ц можно организовать игры, например, «Что взял мишка», «Есть звук или нет?».

ЧТО ВЗЯЛ МИШКА

Для игры потребуются 3—4 предмета или игрушки (картинки), в названиях которых есть звук ц: блюдце, кольцо, ножницы, сахарница, цыпленок, курица, заяц.

Взрослый кладет предметы на стол, предлагает ребенку перечислить и хорошо запомнить их. «Сейчас мы с тобой поиграем в игру «Что взял мишка» (показывает мишку). Мишка будет играть вместе с нами. Ты закроешь глаза или отвернешься, а мишка в это время возьмет со стола какой-нибудь предмет — ножницы или блюдце, кольцо или сахарницу. Когда я тебе скажу, ты откроешь глаза, посмотришь на стол и скажешь, какой предмет взял мишка».

Взрослый просит закрыть глаза, быстро убирает один из предметов, например, ножницы, и говорит: «Открой глаза и посмотри, что взял мишка». Ребенок называет отсутствующий предмет. Можно спросить: «Для чего мишке понадобились ножницы?» — и уточнить, знает ли ребенок назначение предметов, лежащих на столе. После того как ребенок ответит о назначении, например, ножниц, их можно положить на место. Затем надо предложить малышу вновь закрыть глаза и убрать другой предмет. Игра продолжается до тех пор, пока все предметы не будут названы. Необходимо следить, чтобы ребенок четко и правильно произносил звук ц.

ЕСТЬ ЗВУК ИЛИ НЕТ?

Взрослый показывает ребенку два предмета (чашку и блюдце либо ножницы и бумагу) или две игрушки (цыпленка и куклу либо курицу и машину), предлагает назвать их, а затем определить, в названии какого предмета есть звук ц. «Это чашка, а это блюдце»,— говорит взрослый. В каком слове есть звук ц? Если ребенок затрудняется ответить, взрослый помогает:

«Чашка — здесь есть или нет звука ц? А в слове блюдццце?» Попросите ребенка назвать предмет так, чтобы ясно слышался этот звук.

4. Предложите ребенку повторить чистоговорки вполголоса, четко произнося отрабатываемый звук.

Цу-цу-цу — дали нам по огурцу.
Цы~цы-цы — мы помыли огурцы.
Нет конца у моего кольца.

5. Ребенок отгадывает загадки, а затем определяет, есть ли в слове-отгадке звук ц.

У двух матерей по пять сыновей, одно имя всем. (Пальцы.)
Явился в желтой шубке. Прощайте, две скорлупки! (Цыпленок.)

Эти загадки ребенок может выучить.

В воде родится, а воды боится. (Соль.)
Четыре грязных копытца залезли прямо в корытце. (Поросенок.)
Может и разбиться, может и свариться; если хочешь, в птицу может превратиться. (Яйцо.)
На цветке — цветок, пьет цветочный сок. (Бабочка.)
/(В. Кремнев.)/

6. Выучите с ребенком стихотворения, они также окажут помощь в отработке звука ц.

ЖИРАФ

Рвать цветы легко и просто
Детям маленького роста,
Но тому, кто так высок,
Нелегко сорвать цветок.
С. Маршак

ОСЕНЬ

Если на деревьях листья пожелтели,
Если в край далекий птицы улетели,
Если небо хмурое, если дождик льется,
Это время года осенью зовется.
М. Ходякова

ВЕРБЛЮД

Вот верблюд — живое чудо!
Два горба есть у верблюда.
Вдосталь он пока напьется
Может выпить полколодца.
Но зато потом в пустыне,
Где воды нет и в помине,
Может он по многу дней
Не тревожиться о ней.
Н. Косгарев

7. Прочтите рассказ.

ЦЫПЛЕНОК ЦЫП

У мамы-курицы было тринадцать цыплят. Самого маленького цыпленка звали Цып. Цып был очень любопытным цыпленком. Однажды, собирая цветы, Цып увидел колодец, решил заглянуть в него и чуть-чуть не упал туда. Мама-курица отвела Цыпа домой и больше никуда одного не пускала.

После чтения рассказа задайте ребенку вопросы:

- Сколько цыплят было у мамы-курицы?
- Как звали самого маленького цыпленка?
- Каким был Цып?
- Что увидел Цып, когда он собирал цветы?
- Куда чуть-чуть не упал Цып?
- Как мама-курица наказала Цыпа?

8. Предложите ребенку рассмотреть рисунок «На даче» и рассказать, что на нем изображено. Затем попросите найти предметы, животных, в названии которых есть звук ц.

Звук Ш

1. Покажите ребенку на рисунках «Елка», «Елка в «Детском мире»

лишь те игрушки, в названии которых есть звук ш: шишка, шар, хлопушка и др. Предложите назвать их так, чтобы слышался звук ш: шшшишшшка, шшшар, хлопушшшка.

2. Ребенок должен закончить фразы, правильно подобрать слова, близкие по звучанию и по смыслу.

Прицепившись к задней шине,
Мишка едет на ...
(машине).
/В. Лебедев-Кумач/

И шалить без передышки
Целый день могли ...
(мартышки).
/С. Сабашников/

Долго, долго крокодил
Море синее ...
(тушил).
/К. Чуковский/

Клеить детские игрушки
Поручается ...
(Андрюшке).

<Со своим большим мешком
Еле-еле шел ... (пешком).
/А. Барто/

Уронила белка шишку,
Шишка стукнула ...
(зайчишку).
/В. Шульжик/

Ночью темень.
Ночью тишь.
Рыбка, рыбка, где ты ...
(спишь)?
/И. Токмакова/

Говорит мартышка мышке:
— Я в гостях была у ...
(мишки).

— Нет, твой голос нехорош,
Слишком тихо ты ...
(поешь)!
/С. Маршак/ 3. Организуйте с ребенком игры, в которых он должен упражняться в произнесении звука ш и определять, в названии каких игрушек есть данный звук.

ПОДБЕРИ ПОХОЖЕЕ СЛОВО

Маша, Миша, Даша и Гриша играли во дворе. Миша говорит ребятам: «Давайте играть в салочки. Я и Гриша будем ловить Машу и Дашу».— «Ой! Как складно ты сказал,— удивился Гриша.— Машу — Дашу, а я так не умею».— «А это очень просто,— сказал Миша.— Тебя как зовут?» — «Гриша»,— сказал мальчик. «А меня Миша. Миша — Гриша. Складно?»

А теперь я тебе скажу слово, а ты назови похожее. Взрослый произносит: «Мышка»,— и просит ребенка сказать, какое слово похоже по звучанию. Подсказывает, если ребенок испытывает затруднения: «Так же называет и другие слова: ножка (ложка), книжка (шишка), пушка (сушка), Саша (Маша), шина (машина), мошка (кошка), картошка (Антошка), мишка (мартышка)» и др.

Слова взрослый произносит в медленном темпе, слегка выделяя голосом звук ш (мышшшка), просит ребенка называть слова так же.

ПОДБЕРИ ИГРУШКИ

Подберите из имеющихся у ребенка дома 3 — 4 игрушки, чтобы в их названии был звук ш: машину, погремушку, мишку, Петрушку (матрешку). Если нет нужного количества игрушек, можно использовать предметы, например, карандаш, ложку, чашку, крышку, ножницы, а также 2— 3 предмета, в названии которых звука ш нет: вилку, тарелку, блюдце (игрушки: юлу, куклу, пирамидку). Предложите малышу рассмотреть игрушки, назвать, а затем отобрать среди них только те, в названии которых есть звук ш.

После того как ребенок перечислит эти игрушки, взрослый спрашивает: «Это что? (Показывает на машину.) Назови так, чтобы ясно слышался в этом слове звук ш: машшшина».

4. Предложите ребенку сначала четко, громко, а затем тихо произнести чистоговорку.

Нашей Маше дали мало каши.

5. Выучите с ребенком загадки, отмеченные звездочкой. Называя слова-отгадки, ребенок должен четко привносить звук ш.

Предложите определить, есть в отгадке этот звук или нет.

Мягкие лапки, а в лапках царапки. (Кошка.)
Мала, а никому не мила. (Мышь.)
Висит груша, а нельзя скушать. (Лампа.) *
На зеленой хрупкой ножке вырос шарик у дорожки. (Одуванчик) *
/(В. Кремнев.)/

Живет в норке, грызет корки.
Небольшие ножки, боится кошки.
(Мышь.) *

Ростом разные подружки,
Но похожи друг на дружку,
Все они сидят друг в дружке,
И всегда одна игрушка.
(Матрешка) *
/А. Рождественская/

6. Выучите с ребенком стихотворения. Следите за тем, чтобы, читая их, малыш четко произносил звук ш.

ВОРОБЕЙ

Воробей, чего ты ждешь?
Крошек хлебных не клюешь?
— Я давно заметил крошки,
Да боюсь сердитой кошки.
А. Тараскин

ШЛЯПА

Вова взял у папы шляпу,
Чтоб похожим стать на папу.
Надевает шляпу эту...
Где же Вова? Вовы нету.
А. Власов

ЕЖ

— Был бы, еж,
Ты хорош,
Только в руки
Не возьмешь.
— Не хорош?
Ну и что ж.
Без иголок
Я не еж.
Л. Корчагина

МИШКА И МУШКА

Мишка брел лесной опушкой.
Повстречался мишка с мушкой.
Закричала мушка грозно:
— Уходи, пока не поздно! —
Гром тут грянул, как из пушки.
Убежал медведь с опушки.
Мушка кличет:
— Эй, друзья!
Прогнала медведя я!
Асен Босев, перевод с болгарского В. Викторова

МЫШЬ И КАМЫШ

Камышам пищала мышь:
— Шшорох вашш нарушшил тишшь!
Шепчут шумно камыши:
Тишше, мышшка, не шшурши!
Шшелест твой услышшит кошшка.
Шшла бы к бабушшке, ты, крошшка!
Не послушшаешшься, мышшка,—
Кошшка сцапает, глупышшка!
В. Кремнев

МЫШИ (считалка)

Вышли мыши
Как-то раз
Поглядеть,
Который час:
Час.
Два.
Три.
Четыре.
Мыши дернули за гири.
Вдуг раздался
Страшный звон...
Убежали
Мышки
Вон.
С. Маршак

7. Прочитайте ребенку рассказ.

НАТАША И МИШКА

На день рождения Наташе подарили плюшевого мишку. Наташа сшила ему рубашку и штанишки, а бабушка связала шарф и шапочку. Вечером Наташа вышла с мишкой на прогулку. Во дворе они встретили Мишу, у которого была большая машина. Миша предложил Наташе покатать мишку на машине.

После чтения рассказа можно задать примерно такие вопросы:

- Что подарили Наташе на день рождения?
- Что Наташа сшила мишке?
- Что связала мишке бабушка?
- С кем вышла Наташа вечером на прогулку?
- Кого Наташа встретила во дворе?
- Что было у Миши?
- Кого предложил Миша покатать на машине?

Надо следить за тем, чтобы ребенок в ответах на вопросы четко произносил звук ш.

Звук Ж

1. Покажите ребенку на картинках «Елка», «Елка в «Детском мире» и «На поляне» животных, предметы и игрушки, в названии которых есть звук ж. Предложите назвать их так, чтобы ясно слышался этот звук: жжжук, ежжжик, флажжжок.

2. В процессе чтения двустиший ребенок должен закончить фразы, т. е. правильно подобрать слова, близкие по звучанию и по смыслу.

Как на тоненький ледок
Выпал беленький ...
(снежок).

Солнце светит очень ярко,
Бегемоту стало ...
(жарко).
С. Маршак

А слониха, вся дрожа,
Так и села на ...
(ежа).
К. Чуковский

А рядом бегемотики
Схватились за ...
(животики).
К. Чуковский

3. Организуйте такие игры, чтобы ребенок упражнялся в произнесении отрабатываемого звука (например, «Жора и Женя»), и в определении на слух наличия этого звука в слове («Поймай мяч»).

ЖОРА И ЖЕНЯ

Жора и Женя жили в одном доме. Женя, так звали девочку, часто приходила к Жоре, чтобы поиграть с ним. Однажды Женя говорит Жоре: «Давай играть с тобой, в такую игру: я буду называть, какой у меня есть предмет (или игрушка), а ты будешь говорить, что у тебя есть два таких предмета (или две игрушки). Например, я скажу: «У меня есть нож». А ты скажешь: «А у меня есть два ножа (окончание взрослый произносит более отчетливо). Договорились?» И Женя стала называть: «У меня есть медвежонок». А что ответил Жора? Далее взрослый предлагает ребенку ответить и на другие вопросы: «У Жени уж, а у Жоры? У Жени еж (чиж, верблюжонок, жук, журавль, жвачка), а у Жоры?»

Проследите, чтобы ребенок четко произносил звук ж, правильно согласовывал существительные с числительным два.

ПОЙМАЙ МЯЧ

«Сейчас мы с тобой поиграем в такую игру,— говорит взрослый.— Я буду называть предметы, а потом бросать тебе мяч. Но ты будешь ловить его лишь тогда, когда в названии предмета услышишь звук ж. Какой звук?

Если в названии предмета нет звука ж, ловить мяч не надо, будешь его отбрасывать обратно».

Взрослый еще раз повторяет, когда ребенок должен ловить мяч и когда отбрасывать. Затем становится в 3—4 шагах от малыша, произносит, например, слово жаба и бросает мяч. Ребенок ловит его. Затем взрослый говорит слово стул и снова бросает мяч. Ребенок отбрасывает мяч от себя. Слова надо произносить не спеша, интервал между произнесением слова и подачей мяча должен быть 2 — 3 с.

Примерный набор слов: жук, лыжи, картина, ножницы, велосипед, диван, ежата, трамвай, медвежонок, кубики, дерево, лужа, ножи, кровать. Аналогичные игры можно провести и на другие звуки.

4. Предложите ребенку повторить чистоговорки, произнести их шепотом (на ушко медведю, кукле).

Жа-жа-жа — убежали два ежа.
Жу-жу-жу — ежу кофточку вяжу.
Хорош пирожок, внутри творожок.

5. Ребенок отгадывает загадки и говорит, есть ли в слове-отгадке звук ж. (Загадки про ежа можно выучить.)

Не портной, а всю жизнь с иголками ходит. (Ежик.)
Два кольца, два конца, посредине гвоздик. (Ножницы.)

Лежала между елками
Подушечка с иголками.
Тихонечко лежала,
Потом вдруг убежала.
(Еж.) *
Л. Ульяницкая

6. Эти стихотворения помогут ребенку закрепить произношение звука ж.

РЫЖИЙ КОТЕНОК

Вышла девочка на лыжах,
А за ней котенок рыжий.
От нее не отстает,
Добежал до горки — ждет.
Прокати, Аленка,
Рыжего котенка!
М. Солдатенко

Над Жорой жук, жужжа, кружит.
От страха Жора весь дрожит.
Зачем же Жора так дрожит?
Совсем не страшно жук жужжит.
А. Стародубова

ЕЖ И ЧИЖ

Есть иголки у ежа,
Клюв и крылья у чижа.
Молока дадим ежу,
Крошки вкусные чижу.
А. Максаков

ПЕСЕНКА ЖУКА

Я веселый Майский жук.
Знаю все Сады вокруг,
Над лужайками Кружу,
А зовут меня Жу-жу.
Почему зовут Жу-жу?
Потому что я Жужжу.
А. Береснев

ЕЖ И ЛИСА

Бежит ежик
Вдоль дорожек
Да скользит на льду.
Говорит ему лисица:
- Дай переведу!
Отвечает серый ежик:
У меня две пары ножек,
Сам я перейду!
Чешская песенка, пересказал С. Маршак

ЖУК

— Жук, жук, пожужжи,
Где ты прячешься, скажи?
- Жу, жу, жу, жу,
Я на дереве сижу.
- Жук, жук, покажись!
Надо мною покружись!
- Жу, жу, жу, жу,
Я летаю и жужжу.
Н. Френкель

7. Прочтите ребенку рассказ.

ЖЕНЯ И ЖУЧКА

У Жени живет собака Жучка. Однажды Женя пошел в лес собирать желуди и взял с собой Жучку. Пока Женя собирал желуди, Жучка гонялась за жуком. Вдруг Женя услышал лай. Он подбежал к Жучке и увидел ежа с ежатами. Женя отозвал Жучку, а еж и ежата убежали под елку.

После чтения рассказа задайте малышу вопросы:

- Кто живет у Жени?
- Зачем пошел Женя в лес?
- Кого Женя взял с собой в лес?
- Что делал в лесу Женя?
- Что делала Жучка?
- Что услышал Женя?
- На кого лаяла Жучка?
- Кого увидел Женя?
- Куда убежали еж и ежата?

Надо следить за тем, чтобы в ответах ребенка четко слышался отрабатываемый звук ж. После того как ребенок ответит на вопросы по содержанию рассказа, рассмотрите с ним иллюстрацию. Предложите ему рассказать, что изображено на рисунке. Если ребенок затрудняется выполнить задание самостоятельно, задайте ему вопросы так, чтобы малыш чаще использовал слова со звуком ж.

Например: Мама ежиха и ежата спрятались под елкой.

8. Предложите ребенку рассмотреть картинку «На поляне», рассказать, что на ней нарисовано, затем показать и назвать животных, отчетливо произнося звук ж.

Звук Ч

На рисунках «Елка» и «Елка в «Детском мире» покажите ребенку те игрушки и предметы, в названии которых есть звук ч: часы, черепаха, колокольчик, бабочка, лампочка и др. Предложите назвать их так, чтобы ясно слышался звук ч: чччасы, чччерепаха, колокольчччик, бабочччка.

2. Ребенок должен закончить фразы, т. е. правильно подобрать слова, близкие по звучанию и по смыслу.

Не придется старику
В тишине попить ...
(чайку).
А. Барто

Что случилось?
Что за крик?
— Это тонет ...
(ученик)!
Он упал с обрыва в реку —
Помогите ...
(человеку)!
С. Михалков

Рады зайчики и белочки,
Рады мальчики и ...
(девочки).
К. Чуковский

Я но бегаю к врачу —
Я сама его ...
(лечу).

Сверху солнышко печет,
А внизу река ...
(течет).
С. Михалков

А горы все выше, а горы все круче,
А горы уходят под самые ...
(тучи)!

3. Прочитайте ребенку рассказы.

У КОГО КАКАЯ ПОСУДА?

В выходной день Галя всегда помогает маме накрыть стол к обеду. Она приносит с кухни тарелки, ложки, вилки, блюдца и чашки и все это ставит в большой комнате на стол. У Гали есть любимая кукла. Куклу зовут Катя. У куклы Кати есть свои столик и стульчик и своя посуда, но не такая большая, как у Гали а маленькая. Обычно Галя ставит себе тарелку и кукле, но только кукле - маленькую ... Что? Тарелочку. (Договаривает взрослый, если ребенок молчит.) Галя кладет ложку и вилку себе и Кате ... Что? («Ложечку и вилочку».) Галя ставит блюдце и чашку себе и Кате ... Что? («Блюдечко и чашечку».) После обеда Галя сажает куклу на маленький ... Что? («Стульчик».) И кормит свою куклу.

Обратите внимание на то, чтобы ребенок правильно с помощью суффиксов образовывал слова, правильно и четко произносил звук ч.

Прочитайте текст «Кто больше назовет слов» и предложите ребенку самому подобрать слова со звуком ч.

КТО БОЛЬШЕ НАЗОВЕТ СЛОВ

Танечке четыре с половиной года. У нее есть брат Витя, который старше ее на два года. Витя скоро пойдет в школу. Когда к Вите приходят друзья, они всегда играют в разные интересные игры, а Танечку играть не принимают. Они говорят, что она еще маленькая. Сегодня к Вите пришел Петя и предложил игру «Кто больше назовет слов». Ребята по очереди называли предметы, в названии которых был звук ч.

«Чайник»,— сказал Витя. «Тачка»,— сказал Петя. «Сачок»,— сказал Витя. «Ключ»,— назвал Петя. Так они назвали много слов, в которых был звук ч. Танечка подумала и тоже стала называть слова: «Качели, бочка». «А ты знаешь предметы, в названии которых есть ч?» — спрашивает взрослый у ребенка. Малыш называет, взрослый повторяет слово, выделяя голосом звук ч: чччашка, очччки, ночччь. И т. д.

4. Предложите ребенку вполголоса и шепотом четко произнести чистоговорки.

Ча-ча-ча — сидит зайчик у врача.
Чу-чу-чу — врач идет к грачу.
Шубка овечки греет лучше печки.
У четырех черепах по четыре черепашонка.

5. Выучите с ребенком загадки, отмеченные звездочкой. Следите за тем, чтобы ребенок четко поизносил звук ч.

Что всегда идет, а с места не сойдет? (Часы.)
Что видно только ночью? (Звезды.) *
От дома начинается, у дома и кончается. (Дорога.)*
Упадет — не плачет; ножек нет, а скачет. (Мячик.) *
Пыль увижу — заверчу, заверчу и проглочу. (Пылесос.) *

В лесу у пня суетня, беготня. Народ рабочий весь день хлопочет. (Муравьи.)*

Что за чудо? Вот так чудо: сверху блюдо, снизу блюдо, ходит чудо по дороге, голова торчит да ноги. (Черепаха.) *

Что такое Перед нами:
Две оглобли За ушами,
На глазах
По колесу
И седелка
На носу?
(очки) /С. Маршак/

Надо мною, над тобою
Пролетел мешок с водою,
Наскочил на дальний лес,
Прохудился и исчез.

(Туча)
/Л. Улъяницкая/

6. Ниже даются стихотворения, которые можно использовать для упражнения ребенка в четком произнесении звука ч.

С целью закрепления произношения этого звука можно выучить два-три стихотворения (по желанию).

БЫЧОК

Идет бычок, качается,
Вздыхает на ходу:
— Ох, доска кончается,
Сейчас я упаду!
А. Барто

ЕЖ Гонит осень в небе тучки,
Пляшут листья во дворе.
Гриб, надетый на колючки,
Тащит еж к своей норе.
Е. Александрова

БЫЧОК

Принесли мы
Для бычка
Полведерка
Молочка.
Но бычок
Сказал нам:
— Му-у-у!
Молочко мне
Ни к чему:
Я уже
Большой бычок.
Дайте мне
Травы пучок!
А. Береснев

СТИРКА

Стала Маша подрастать.
Надо дочку воспитать.
Есть у Маши дочка -
Ей скоро полгодочка.
А. Барто

Я один у мамы сын,
Нет у мамы дочки.
Как же маме не помочь?
Постирать платочки?
Мыло пенится в корыте -
Я стираю, посмотрите!
А. Усанова

ЕЖИК

Дождик вылился из тучки,
Вымыл ежику колючки,
Еж доволен: сыт, умыт,
На кроватке сладко спит.
Г. Лагздынь

ПЕСОЧНАЯ СТРАНА

Течет в стране песочной
Песочная река,
Построен дом высотный
Из желтого песка.
А справа возле речки,
Где круче бережок,
Пекут в песочной печке
Песочный пирожок.
Н. Дилакторская

7. Прочтите ребенку рассказ.

НА ДАЧЕ

Летом Вова и Надя жили на даче. Утром они пили чай с булочками и печеньем, а потом бежали на речку. На речке Вова ловил удочкой рыбу, а Надя качалась на качелях или играла с мячом. Вечером Вова читал Наде сказку «Курочка Ряба».

После чтения рассказа предложите примерно такие вопросы:

- Где жили летом Вова и Надя?
- Что они делали утром?
- Куда они бежали?
- Чем Вова ловил рыбу?
- Что делала Надя?
- Что читал Вова вечером сестре Наде?

Следите за тем, чтобы ребенок правильно произносил слова и звуки.

8. Предложите ребенку рассмотреть картинку «На детской площадке», рассказать, что на ней нарисовано, показать предметы и животных, в названии которых встречается звук ч.

Звук Щ

1. Покажите ребенку на рисунках «Елка» и «Елка в «Детском мире» лишь те игрушки, в названии которых есть звук щ: щенок, ящерица. Предложите назвать их так, чтобы ясно слышался звук щ: щщщенок, ящщщерица.

2. Прочитайте двустишия так, чтобы ребенок мог закончить фразы, т. е. правильно подобрать слова, близкие по звучанию и по смыслу.

На дверях висел замок,
Взаперти сидел ...
(щенок).
/С. Михалков/

Как у нашей дочки
Розовые ...
(щечки).
/Е. Благинина/

Лучше, мама, не пищи,
Ты мне няньку ...
(поищи)!
/С. Маршак/

Я сегодня сбилась с ног -
У меня пропал ...
(щенок).
/С. Михалков/

3. Проводя игру «Отгадай, что там лежит», поупражняйте ребенка в четком произнесении отрабатываемого звука.

ОТГАДАЙ, ЧТО ТАМ ЛЕЖИТ

Для занятия нужно 6—8 предметов или игрушек. В названиях некоторых из них должен быть звук щ, например: щетка (зубная или для одежды), щипцы или клещи, игрушка, щенок, машинка, кукла, кубик, солдатик и др.

Взрослый называет предметы и просит ребенка повторить за ним. Затем кладет предметы и игрушки на стол и закрывает их скатертью или бумагой (положить все это можно в закрытую сумку или коробку). После этого предлагает ребенку, не заглядывая под скатерть, на ощупь определить, какой это предмет, и четко назвать его. Затем ребенок вынимает предмет (игрушку), убеждается в правильности выполненного задания, еще раз называет его и отмечает, есть ли в названии данного предмета звук щ.

Так ребенок вынимает поочередно все предметы (игрушки) и называет, в каких из них есть звук щ, а в каких этот звук отсутствует.

4. Ребенок повторяет за взрослым чистоговорки, произнося их четко и достаточно громко.

Ща-ща-ща — Коля ходит без плаща.
Щи-щи-щи — ищем мы щавель на щи.
Для ухи нужны лещи, а щавель на щи.

5. Предложите ребенку отгадать загадки и определить, есть ли в слове-отгадке звук щ. Загадку, отмеченную звездочкой, выучите наизусть.

Хвостом виляет, зубаста, а не лает. (Щука.)
В траве мелькает, хвостом виляет. Хвост оторвет — другой наживет. (Ящерица.)

Чудо-ящик —
В нем окно.
В том окошечке -
Кино.
(Телевизор.) *
В. Кремнев

6. Выучите с ребенком стихотворения. Следите, чтобы он во время чтения четко произносил отрабатываемый звук.

Целый день поет щегол
В клетке на окошке.
Третий год ему пошел,
А он боится кошки.
А Маша не боится
Ни кошки, ни щегла.
Щеглу дала напиться,
А кошку прогнала.
А. Барто

Один щенок был одинок,
Бродил он неприкаянно,
И наконец
Решил щенок:
Найду себе Хозяина!
А. Барто

7. Прочитайте ребенку рассказ.

КАТИН ЩЕНОК

Кате подарили щенка. Она принесла его домой и посадила в ящик. Щенок свернулся в клубок и уснул. Когда щенок проснулся, он вылез из ящика, вытащил из-под стола щетку и стал с ней играть.

Для упражнения в овладении звуком ребенку следует задать примерно такие вопросы:

- Кого подарили Кате?
- Куда посадила Катя щенка?
- Где уснул щенок?
- Что сделал щенок, когда проснулся?

Надо следить за тем, чтобы ребенок четко произносил звук щ.

8. Предложите ребенку рассмотреть картинку «Щенок» и рассказать, что на ней нарисовано. Можно дать ему задание найти предметы, в названии которых есть звук щ.

Звук Л (ЛЬ)

1. Покажите ребенку на картинке «В комнате» те игрушки и предметы, в названии которых есть звук л (ль): корабль, лодку, стол, телевизор.

Ребенок должен произносить слова так, чтобы ясно слышался этот звук: телллефон, самолллет, столлл, лллампа.

2. Читая ребенку двустишия, попросите его закончить фразы, т. е. правильно подобрать слова, близкие по звучанию и смыслу.

Не послушал Зайка папу —
Отдавили Зайке ...
(лапу).
/В. Лебедев-Кумач/

Дети в скверике сидели
И мороженое ...
(ели).
/И. Курлат/

А возле этой елки
Бродили злые ...
(волки).
/А. Барто/

Елочка, елка,
Колкая ...
(иголка).
/М. Ивенсен/

Стала петь мышонку утка:
Га-га-га, усни, ...
(малютка)!
/С. Маршак/

Часто к озеру напиться
Ходит рыжая ...
(лисица).
/В, Голяховский/

Стала жаба важно квакать:
- Ква-ква-ква, не надо ...
(плакать)!
/С. Маршак/

- Заг, давай играть в футбол!
Забивай скорее ...
(гол)!
/С. Сабашников/

Вдруг небо тучей затянуло,
Из тучи молния ...
(сверкнула).
/Л. Песков/

Я не бегаю к врачу -
Я сама его ...
(лечу).
/С. Михалков/

Мы не ели, мы не пили,
Бабу снежную ...
(лепили).
/А. Барто/

Не будильник,
А звонит,
Не приемник -
Говорит.
Угадайте,
Кто же он?
Ну конечно ...
(телефон).
/В. Дюев/

3. Прочитайте текст «Кто что делал» и предложите ребенку сказать, что делала девочка.

КТО ЧТО ДЕЛАЛ

Утром мама ушла на работу и предупредила Лешу и Лену, чтобы они не баловались и слушались бабушку. Вечером, когда мама вернулась с работы, она спросила детей, чем они занимались целый день. Леша говорит: «Я играл» (выделите голосом звук л).— «А ты что делала?» —спросила мама Лену. «И я играла»,— ответила девочка (выделите голосом последний слог). «Значит, Лена делала то же самое, что и Леша»,— сказала мама. Потом Леша говорит: «Еще я рисовал».— «А что делала Лена? Тоже рисовала?» (Если ребенок молчит, взрослый еще раз обращает внимание на то, что Лена делала то же самое, что и Леша, и добивается правильного ответа.) «Потом я помыл руки и сел есть»,— говорит Леша. «А что сделала Лена?» — «Помыла руки и села есть»,— отвечает ребенок. «После того как я поел, я постелил кровать и лег спать»,— сказал Леша. «А что сделала Лена?» «Когда я проснулся, я пошел с бабушкой гулять».— «А что сделала Лена?» — «Она проснулась и тоже пошла с бабушкой гулять»,— говорит ребенок. Читая рассказ, обратите внимание на правильное употребление глаголов в прошедшем времени, на четкое призношение звука л.

4. Прочитайте текст «В зоопарке» и предложите ребенку указать животных, в названии которых есть звук л (ль).

В ЗООПАРКЕ

Лида ходила с папой в зоопарк. Там они видели разных животных. Когда они пришли домой, Лена спросила у Лиды, какие животные ей очень понравились. Лида сказала: «А ты отгадай. Мне понравились такие звери, в названии которых есть звук л». Лена подумала, а потом сказала: «Я знаю, какие животные тебе понравились, в названии которых есть звук л: это ... ». Она хотела назвать, а потом передумала.

Взрослый обращается к ребенку и спрашивает: «А ты знаешь животных, в названии которых есть л? Вспомни, кого мы видели в зоопарке, Театре зверей, в цирке». Если ребенок затрудняется ответить, взрослый помогает — называет по два животных, у одного из них есть л (ль), у другого этого звука нет: лошадь и жираф, слон и тигр, осел и коза, крокодил и змея, козел и черепаха, лев и обезьяна и т. д.— и предлагает ребенку назвать слова, в которых есть звук л (ль).

Надо следить, чтобы ребенок при назывании животных выделял звук л (крокодиллл и т. п.).

5. Ребенок должен произнести чистоговорки с различной громкостью (тихо, вполголоса, громко).

Лу-лу-лу — наточил Толя пилу.
Ли-ли-ли — суп соленый — не соли!
Дед Данила делил дыню.
Пол мыла Лара, Лиля Ларе помогала.

6. Выучите с ребенком загадки, отмеченные звездочкой, предложите определить, есть ли в слове-отгадке звук л (ль).

Сама не ем, а людей кормлю. (Ложка.) *
Раскаленная стрела дуб свалила у села. (М о л н и я.)
Вырос в поле злой и колкий, во все стороны иголки (Репейник.)
Вился, вился белый рой. Сел на землю, стал горой. (Снег.) *
Разошлись все мальчики в темные чуланчики, каждый мальчик — в свой чуланчик. (Перчатки.)

С ветки на ветку,
Быстрый, как мяч,
Скачет по лесу рыжий циркач.
Вот на лету он шишку сорвал,
Прыгнул на ствол
И в дупло убежал.
Кто это?
(Белка.) *
/д Станчев/

ДЕРЕВЯННЫЕ КОНИ

Деревянных два коня
Вихрем мчат с горы меня.
У коней обычай свой:
Летом спят, бегут зимой.
(Лыжи.)
/В. Кремнев/

7. Прочитайте ребенку стихотворения, выучите их с ним (по желанию). Читая стихотворение, ребенок должен четко произносить звук л (ль).

ВОЛКИ

Вышли волки на охоту.
Бродят стаей по болоту.
Между прочим, говорят,
Волки ягоды едят.
Е. Александрова

ТЮЛЕНЬ

Спит на льдине целый день
Толстый маленький тюлень.
У ленивого растяпы
Превратились в ласты лапы.
Е. Александрова

СЕРДИТЫЙ СНЕГ

Всю зиму
Белый снег
Белел,
А в марте
Взял и почернел.
М. Садовский

В руки взял гармошку.
Сам играет, сам поет.
Веселись, лесной народ!
И. Токмакова

Ветер бросил желтый лист
Прямо на дорожку.
Лис сегодня гармонист,

7. Прочтите ребенку рассказ.

МЫ ЛЕПИМ

Мама дала детям пластилин. Леша и Люся сели за маленький стол и стали лепить. Леша вылепил из пластелина слона, лису, волка и льва, а Люся - стол, четыре стула и маленькую полочку для телефона.

Предложите ответить на такие вопросы:

- Что мама дала детям?
- Куда сели Леша и Люся?
- Что они стали делать?
- Что вылепил Леша?
- Что вылепила Люся?
- Зачем Люся вылепила маленькую полочку?

Для закрепления звука, который должен освоить ребенок, можно предложить ему самому пересказать этот рассказ.

8. Рассмотрите иллюстрацию «В комнате», попросите ребенка рассказать, что на ней изображено, затем показать предметы, в названии которых есть звук л (ль).

Звук Р (Рь)

1. Покажите ребенку на рисунке «Овощи и фрукты» те предметы, в названии которых есть звук р (рь): редис, помидоры, огурцы, морковь и др. Предложите назвать их так, чтобы ясно слышался этот звук: ррредис, помидоррры, огурррцы, морррковь.

2. Ребенок должен закончить фразы, т. е. правильно подобрать слова, близкие по звучанию и по смыслу.

Только жив ли петушок,
Золотой наш ...
(гребешок).

Наша старшая сестра
Вяжет с самого ...
(утра).
/А. Барто/

Спи, мышонок, до утра,
Дам тебе я ...
(комара).
/С. Маршак/

Весь мир прочитал сообщенье в газетах,
Что Белка и Стрелка летали в ...
(ракетах).
/Л. Зубкова/

Солнце светит очень ярко,
Бегемоту стало ...
(жарко).
/С. Сабашников/

Мы с Тамарой ходим парой,
Санитары мы с ...
(Тамарой).
/А. Барто/

Среди жирных голубей
Прыгал тощий ...
(воробей).
/Н. Полякова/

Я сегодня утром рано
Умывался из-под ...
(крана)!
/А. Кузнецова/

3. Прочитайте рассказы.

ВОРОНА

Летом Боря пошел с сестрой в лес за грибами. Собирая грибы, он вдруг услышал, как кто-то громко закричал: «Карр-карр!» Он поднял голову и увидел на дереве большую ворону. Она сидела на самой верхушки и громко кричала "Карр-карр-карр!" Как она кричала?

Проследите, чтобы ребенок четко произносил звук р.

ХВАСТЛИВЫЙ МЕДВЕЖОНОК

Жил в лесу медвежонок. Он очень любил хвастаться. Увидел у бельчонка гриб и говорит ему: «У тебя один гриб, а у меня дома много ...».- Чего? «Грибов»,- произносит ребенок. Встретил он зайчика, который нес домой морковку своим зайчатам. Он и ему говорит: «У тебя одна морковка, а у меня много ... » - Чего?

Взрослый просит повторить слово, добиваясь четкого произношения в нем звука р.

Для закрепления произношения звука р можно предложить ребенку ответить на вопросы:

У ежа одна ручка, а у медвежонка много ... Чего? (Ручек.);

у козленка один карандаш, а у медвежонка много ... Чего? (Карандашей.)

Так же можно называть и другие слова:

одно дерево, много ... Чего? (Деревьев.);

одна игрушка, много ... Чего? (Игрушек.);

один фонарь, много ... Чего? (Фонарей.)

Задавая вопросы, взрослый учит ребенка не только правильно образовывать существительные множественного числа в родительном падеже, но и четко произносить в словах звук р (рь).

ОТГАДАЙ, ЧТО КУПИЛИ

Рая с мамой ходила на рынок за овощами и фруктами. Когда они пришли домой, Рома спросил у Раи, что они купили на рынке. «А ты угадай,— ответила она.— Мы купили такие овощи и фрукты, в названии которых есть р. Что мы купили?» Рома обиделся: «А я знаю, что вы купили, но не скажу».

Ребенок, слушающий эту историю, должен отгадать, какие овощи и фрукты купили Рая и мама. Если он назовет слишком мало слов, можно спросить: «Картофель или капусту? (В каком слове есть р?) Лук или огурцы? Помидоры или кабачки? Арбуз или дыню? Яблоки или груши? Крыжовник или клюкву? Персики или бананы?» И т. д. Если ребенок ошибется, повторите слово протяжно, выделите в нем звук р голосом (каррртофель).

4. Ребенок должен произнести чистоговорки в разной громкости: шепотом, тихо, вполголоса, громко.

СОРОКА СОРОКЕ

Говорила
Сорока
Сороке:
- Я, как рыба,
Молчу
На уроке.
С. Носенко

НОРКА

Под кустом ореха
Норка.
Проживает в норке
Норка.
С. Носенко

У меня на кармашке
Маки и ромашки.
Л. Ульяницкая

5. Ребенок должен указать, есть ли отрабатываемый звук в словах-отгадках, четко произнести его. Загадки, отмеченные звездочкой, желательно выучить.

Маленький мальчишка
В сером армячишке
По дворам шныряет,
Крохи подбирает,
По полям кочует —
Коноплю ворует.

(Воробей.)

Клохчет, квохчет,
Детей созывает,
Всех под крыло собирает.

(Курица.)

Сам алый, сахарный, кафтан зеленый, бархатный. (Арбуз.)

Как на нашей грядке
Выросли загадки —
Сочные да крупные,
Вот такие круглые,
Летом зеленеют,
К осени краснеют.

(Помидоры.)
/Ю. Черных/

А на этой грядке
Горькие загадки,
Тридцать три одежки,
И все без застежки.
Кто их раздевает -
Слезы проливает.

(Лук.)
/Ю. Черных/

По деревьям -
Скок да скок —
Живой порхает Огонек.

(Белка.)
/В. Кремнев/

За пнем —
Бугорок,
А в нем —
Городок.

(М уравейник.) * /В. Мусатов/

6. Для закрепления четкого произношения звука р (рь) выучите с ребенком два-три стихотворения (по желанию).

ПЕТУШОК

Он кричит «кукареку!»
Солнцу, речке, ветерку.
И летит на всю округу:
«Добрый день!
Ку-ка-ре-ку!»
М. Садовский

ЕГОР И ЗАБОР

Во дворе стоит забор.
На забор полез Егор.
Куд-куда! — кричит петух.—
Разорвешь все перья в пух!
Г. Лагздынь

БАРСУЧАТА

Под березой на пригорке
Барсучата роют норки.
Им показывает мать,
Как они должны копать.
Е. Александрова

МУХОМОР

Возле леса на опушке,
Украшая темный бор,
Вырос пестрый, как Петрушка,
Ядовитый мухомор.
Е. Алексеев

КОРАБЛИК По реке плывет кораблик,
Он плывет издалека.
На кораблике четыре
Очень храбрых моряка.
У них ушки на макушке,
У них длинные хвосты,
И страшны им только кошки,
Только кошки и коты!
Д. Хармс

БОБЕР

Посмотри-ка на бобра:
Без пилы, без топора
Валит он в лесу осину -
Строит в заводи плотину!
Зубы крепкие бобра
Поострее топора!
Н. Костарев

Помидоры

В огороде за забором
Поспевают помидоры
Держутся за колышки
Греются на солнышке
М. Смирнова

7. Прочтите ребенку рассказ, предложите ему сначала ответить на вопросы, а потом пересказать.

ПО ГРИБЫ

Рая и Рома пошли рано утром в лес за грибами. Рая взяла с собой корзину, а Рома ведро. Вскоре Рая набрала полную корзину прибов, а Рома лишь чуть-чуть на донышке. Рая отдала часть своих грибов Роме, и они пошли домой. Тогда Рома предложил Рае поднести ее корзину.

Прочитав ребенку этот рассказ, взрослый может спросить:

- Зачем рано утром пошли в лес Рая и Рома?
- Что взяла с собой Рая?
- Что взял Рома?
- Кому отдала Рая часть своих грибов?
- Как отблагодарил за это Рома Раю?

Надо следить, чтобы ребенок правильно произносил слова и звук р (ръ).

8. Предложите ребенку рассмотреть рисунки «Отгадай, что купили» и «По грибы» рассказать, что на них изображено, затем показать фрукты и овощи, в названии которых есть звук р (рь).

Развитие слухового внимания

Прочитайте отрывок из стихотворения К. И. Чуковского «Путаница». Предложите ребенку найти несоответствия в тексте («Что неправильно? »), назвать нужные звукоподражательные слова и четко произнести в них звуки.

ПУТАНИЦА

Замяукали котята:
«Надоело нам мяукать!
Мы хотим, как поросята,
Хрюкать!»

А за ними и утята:
«Не желаем больше крякать!
Мы хотим, как лягушата,
Квакать!»

Свинки замяукали:
Мяу, мяу!

Взрослый. Разве свинки мяукают? Что делают свинки? Правильно, хрюкают. Как они хрюкают?

Ребенок. Хрю, хрю, хрю!

Взрослый. Кошечки захрюкали: Хрю, хрю, хрю! Могут кошечки хрюкать? Что они делают? Как они это делают?

Ребенок. Мяу, мяу, мяу!

Взрослый. Уточки заквакали: Ква, ква, ква! Кто квакает? А как кричат утки?

Ребенок. Квакают лягушки, уточка крякает: кря, кря, кря!

Так взрослый строит беседу с ребенком в процессе чтения стихотворения «Путаница». Стараясь заметить смысловые несоответствия, малыш внимательно вслушивается в текст, быстро указывает на смысловые неточности, воспроизводит нужные звукоподражательные слова, упражняясь таким образом в четком произнесении звуков.

Развитие голосового аппарата

Предложите ребенку прочитать стихотворения с различной громкостью и с использованием средств выразительности.

1. Стихотворение «Тише, жабы» надо читать тихо.

ТИШЕ, ЖАБЫ

Тише, жабы,
Ни гугу —
Ходит цапля
На лугу.
Чтобы не было беды,
Наберите в рот воды.
Перевод с украинского Р. Заславского

Мышонок встал на цыпочки,
Он роста невеликого,
Играет он на скрипочке,
Тихонечко пиликает.
И. Токмакова

2. Эту считалку можно произносить громко:

Ахи, ахи, ахи, ох,
Маша сеяла горох,
Уродился он густой,
Мы помчимся, ты постой!

3. Выучите с ребенком стихотворения и прочитайте их выразительно по ролям:

РАЗГОВОР С ВЕСНОЙ

Взрослый. Ну, весна, как дела?
Ребенок. У меня уборка.
Взрослый. Для чего тебе метла?
Ребенок. Снег мести с пригорка.
Взрослый. Для чего тебе ручьи?
Ребенок. Мусор смыть с дорожек!
Взрослый. Для чего тебе лучи?
Ребенок. Для уборки тоже.
Все промою, просушу —
Вас на праздник приглашу!
О. Высотская

КУРОЧКА-РЯБУШЕЧКА

Ребенок. Курочка-рябушечка, Куда ты пошла?
Взрослый. На речку.
РебенокКурочка-рябушечка, Зачем ты пошла?
Взрослый. За водичкой.
Ребенок. Курочка-рябушечка, Зачем тебе водичка?
Взрослый. Цыпляток поить,
Ребенок. Курочка-рябушечка,Как цыплятки просят пить?
Взрослый. Пи-пи-пи-пи-пи-пи!
(Народная потешка.)

Далее