ЧЕТВЕРТЫЙ ГОД ЖИЗНИ

С детьми четвертого года проводится работа, направленная на уточнение и закрепление правильного произношения следующих групп звуков: м (мь), п (пъ), б (бь); т (тъ), д (дь), н (нъ); к (кь), г (гъ), х (хь), й; ф (фъ), в (вь) и звуков с (съ), з (зь), ц; на выработку четкого и внятного произнесения слов и фраз, на развитие слухового внимания, речевого слуха, голосового аппарата. Для постановки речевого дыхания нужны упражнения на развитие продолжительного и плавного выдоха.

Уточнение и закрепление правильного произношения звуков, выработку четкого произношения слов взрослый осуществляет, предлагая ребенку отчетливо называть игрушки, животных, предметы, изображенные на рисунках в книге, а также в процессе повторения чистоговорок, заучивания загадок, потешек, считалок, стихотворений, насыщенных определенными звуками. Для закрепления звуков во фразовой речи, например после рассматривания картины, взрослый предлагает ребенку ответить на вопросы по ее содержанию, а затем с небольшой помощью или самостоятельно рассказать, что на ней нарисовано.

При повторении ребенком чистоговорок следует обратить внимание родителей на то, чтобы малыш не только правильно произносил отрабатываемые звуки, отчетливо называл слова, но и воспроизводил слоги. Например, при воспроизведении чистоговорки

Зу-зу-зу — зайку моем мы в тазу

Ребенок должен трижды воспроизвести слог зу

Предлагаемые для заучивания стихотворения следует использовать не только для обучения малыша четкому произношению звуков в словах и фразах, но и для выработки интонационной выразительности. В процессе разучивания с ребенком стихотворения взрослый дает образец выразительного чтения и просит воспроизвести его. Повторяя вслед за взрослым тексты стихов, ребенок будет правильно пользоваться интонационными средствами выразительности, развивать свой речевой слух. Для развития у ребенка умения правильно пользоваться вопросительной интонацией дают специальные задания (игра «Теремок»).

Развитию слухового внимания и речевого слуха способствуют такие упражнения, как «Кто бы это мог быть?», «Помоги найти маму», а также стихи типа небылиц-перевертышей, загадки. Чтобы облегчить ребенку отгадывание загадок, полезно предлагать родителям шире пользоваться наглядностью. Например, среди двух-трех предметов или игрушек, лежащих на столе, малыш должен найти только ту, о которой говорится в загадке. Полезно напомнить родителям, что дети этого возраста лучше запоминают загадки, если предварительно знакомятся с предметом. Например, наблюдая с ребенком, как питаются рыбки в аквариуме, уместно загадать такую загадку:

В воде она живет, нет клюва, а клюет.

Или, прежде чем дать ребенку морковку, можно загадать такую загадку:

Сладкая, красная, на грядке растет. Что это?

Развитие голосового аппарата осуществляется в процессе игровых упражнений, когда ребенку предлагают произнести одно и то же звукосочетание или одну и ту же чистоговорку с различной громкостью; при чтении стихотворений, считалок, потешек с разной силой голоса. В качестве подготовительных упражнений для выработки нужного темпа речи можно предложить ребенку произносить строчки из народной потешки с различной скоростью.

Выработка продолжительного плавного выдоха через рот, т. е. подготовительные упражнения для развития речевого дыхания, осуществляется при помощи таких игр, как «Снежинки», «Ветерок», «Бегущий лыжник».

Некоторые игры и упражнения, предназначенные для формирования правильного звукопроизношения, с успехом могут быть использованы и с целью расширения и активизации словаря, уточнения представлений ребенка об одежде, предметах домашнего обихода («Помоги одеться Тане», «Помоги Вале и Феде собрать вещи», «Что взяла обезьянка Заг»), ознакомления с некоторыми животными и их детенышами («Кто бы это мог быть?», «Помоги найти маму»).

Звуки М, П, Б

  1. Взрослый показывает ребенку картинку «Концерт», называет животных и предметы, изображенные на ней. Предлагает повторить за ним слова:

    мышка, медведица, петух, попугай, собака, баран, белка; барабан, балалайка, пианино; платок.

    Затем просит ответить на вопросы:

    - На чем играют собака и баран?
    - С кем пляшет мышка?
    - Что делает медведица?

    Можно задать и другие вопросы по содержанию картинки.

    Если ребенок затрудняется ответить, взрослый помогает ему, давая образец правильного произношения слов.

  2. Предложите ребенку в ходе игры «Познакомим Мишку с игрушками» узнать игрушку на ощупь и четко назвать ее.

    ПОЗНАКОМИМ МИШКУ С ИГРУШКАМИ

    В распоряжении ребенка игрушки, в названии которых есть звуки м, п, б (мь, пь, бь): машина, Мишка, паровоз, погремушка, Петрушка, Буратино, барабан, кубик и др.

    Взрослый предлагает ребенку четко назвать игрушки. Затем накрывает игрушки скатертью (или, если это мелкие игрушки, кладет их в мешок), просит ребенка на ощупь определить, какая игрушка лежит под скатертью, а тот называет. Взрослый вынимает игрушку и убеждается в правильности ответа.

    Когда все игрушки будут названы, взрослый говорит: «Ты хорошо знаешь названия игрушек, а вот Мишка (сажает его на стол) не знает, как называется вот эта игрушка; скажем ему: «Это машина» (слова надо произносить громко и отчетливо). Показывает, как машина едет. Ребенок повторяет фразу. «А эта игрушка как называется?» — спрашивает взрослый за Мишку. Ребенок называет все игрушки и показывает Мишке, как с ними можно играть. Если нет игрушек, можно взять картинки. В процессе их рассматривания (совместно с Мишкой) ребенок называет слова, отчетливо произнося звуки.

    В ходе игры взрослый следит, чтобы ребенок не только четко произносил звуки м, п, б и соответствующие им мягкие звуки, но и достаточно громко, отчетливо называл слова.

  3. Ребенок отчетливо произносит чистоговорки.

    Ом-ом-ом — мы построим новый дом.
    Уп-уп-уп — я готовлю папе суп.
    Бы-бы-бы — в лесу растут грибы.
    Мама Милу в ванне мыла.
    Петя пилил пилой пень.
    Любят бананы все обезьяны.

  4. Предложите ребенку отгадать загадки и выучить некоторые из них.

    Хвост длинен, сама крошка, боится очень кошки. (Мышка.)
    Сладкая, красная, на грядке растет. Что это? (Морковь.)
    Раньше всех встает. «Ку-ка-ре-ку!» поет. Кто это? (Петушок.)
    Кто громко лает, а в дом не пускает? (Собака.)
    В дупле на старом дубе живу в густом лесу. Хожу в пушистой шубе, орешки я грызу. (Белка.)

  5. Выучите с ребенком стихотворения.

    - М -

    МОЙ КОНЬ

    Я залез на коня
    И держусь руками.
    Посмотрите на меня,—
    Я поехал к маме.
    (М. Клокова)

    - Б -

    БЫЧОК

    Маленький бычок,
    Рыженький бочок
    Ножками ступает,
    Головой мотает:
    «Где же стадо? Му-у-у!
    Ску-у-учно одному-у-у!»
    (В. Берестов)

    - П -

    ПЕТУШОК

    Петя-Петя,
    Петушок
    Целый день Учил стишок,
    А запомнил Он строку
    Лишь одну:
    Кукареку-уу!
    (Р. Фархади)

    ПАЛКА-СКАКАЛКА

    В пыли валялась палка.
    Ее мне стало жалко.
    Взял я палку, и она
    Превратилась в скакуна!
    (В. Ланцетти)

Звуки Т, Д, Н

  1. Покажите ребенку рисунок «Карусель».

    Предложите ему назвать животных, средства передвижения, изображенные на рисунке, затем ответить на вопросы, кто на чем едет. Проследите, чтобы малыш четко произносил звуки т, д, н и соответствующие им мягкие звуки.

  2. Расскажите ребенку текст «Помоги одеться Тане», по ходу рассказа задавайте вопросы.

    ПОМОГИ ОДЕТЬСЯ ТАНЕ

    Для инсценировки нужны: кукла, кроватка и одежда для куклы: носки, тапочки, платье, ботинки, кофта, колготки, платочек, шапка, пальто (при проведении занятия в условиях семьи используется одежда ребенка или картинки, на одной из которых изображена девочка, одетая в платье, на другой — в пальто, ботинки и шапку).

    Утром мама разбудила Таню (кукла лежит в кроватке, взрослый будит) и сказала ей: «Пока я буду готовить завтрак, ты оденься сама». Встала Таня и не знает, что ей надевать. (На стульчике лежат носки, платье, на полу — тапочки.) Решила она надеть сначала тапочки, а потом носочки.

    Что она решила надеть сначала?
    Разве сначала тапочки надевают, а потом носочки?
    Что сначала надевают?
    Надела она носочки, затем тапочки.

    (Взрослый одевает куклу.)

    А теперь надо надеть... Что?
    (Взрослый показывает на платье. Ребенок называет. Взрослый надевает кукле платье.) После завтрака мама говорит Тане: «Сейчас мы с тобой пойдем гулять, но на улице очень холодно, ты оденься потеплее. (Ставит ботинки, вешает колготки, кофту, пальто, платок, кладет шапку.) Сняла Таня тапочки, носочки (взрослый снимает обувь) и стала надевать...

    Что стала она надевать?
    (Взрослый надевает колготки, ботинки, кофту, платок, шапку, пальто. Ребенок перечисляет все эти предметы.)

    После прогулки пришла Таня домой и стала раздеваться: сняла... Что? (Ребенок называет: «Пальто, шапку, платок, кофту, ботинки, колготки». Взрослый раздевает куклу.) И надела... Что? («Носки, тапочки»,— говорит ребенок. Взрослый надевает.) Как можно назвать колготки, кофту, пальто одним словом? Правильно: одежда. (Взрослый предлагает повторить это слово.) Разделась Таня, села на диван... Куда Таня села? Взяла книгу и стала рассматривать картинки. Что стала делать Таня?

    Для выработки четкого произношения слов можно предложить ребенку назвать постельные принадлежности: одеяло, подушку, простыню, пододеяльник, наволочку. При этом важно проследить, чтобы малыш четко произносил в словах звуки т, д, н (ть, дь, нь), отчетливо называл слова.

  3. Ребенок упражняется в четком произнесении чистоговорок.

    Та-та-та, та-та-та — хвост пушистый у кота.
    Ду-ду-ду, ду-ду-ду — дети бегают в саду.
    Но-но-но, но-но-но — в нашей комнате темно.
    Собака Том сторожит дом.
    Дарья дарит Дине дыни.
    Няня нянчит Надю с Ниной.

  4. Предложите ребенку отгадать загадки, выучить некоторые из них.

    Все время стучит, деревья долбит, но их не калечит, а только лечит. (Дятел.)
    Мягкое, белое, лежало одеяло, солнце напекло — одеяло потекло. (Снег.)
    Люди ждут меня, зовут, а приду к ним - прочь бегут. (Дождь.)
    Что летом вырастает, а осенью опадает? (Листья.)

  5. Выучите с ребенком стихотворения.

    - T -

    КОТИК И КОЗЛИК

    Там котик усатый По садику бродит,
    А козлик рогатый
    За котиком ходит.
    (В. Жуковский)

    - Д -

    Дятел жил в дупле пустом,
    Дуб долбил, как долотом.
    (С. Маршак.)

    Аи ду-ду, ду-ду, ду-ду,
    Сидит ворон на дубу.
    Сидит ворон на дубу,
    Он играет во трубу.

    Н

    СТАРЫЙ СЛОН

    Спит спокойно
    Старый слон.
    Стоя спать
    Умеет он.
    (С. Маршак)

    СОННЫЙ СЛОН

    Динь-дон! Динь-дон!
    В переулке ходит слон.
    Старый, серый, сонный слон.
    Динь-дон! Динь-дон!

    Стало в комнате темно:
    Заслоняет слон окно.
    Или это снится сон?
    Динь-дон! Динь-дон!
    (И. Токмакова)

Звуки К, Г, X, Й

  1. Покажите ребенку картинку «На лесной опушке», назовите изображенных на ней животных и предметы. Предложите малышу четко повторить слова: курица, утка, гусь, бегемот, петух, ежик, краски, карандаши и др. Затем расскажите содержание картинки и попросите ответить на вопросы:

    - Какие животные живут на лесной опушке?
    - Что делает крокодил Гена?
    - Что принес бегемот?
    - Что делает Чебурашка?
    - Что делает петух?
    - Что делает ежик?
    - Кого ежик рисует?
    - Для кого крокодил Гена готовит обед?
    И т. д.

    Проследите, чтобы ребенок четко и правильно произносил в словах звуки.

  2. В процессе чтения текста «Кто бы это мог быть?» предложите ребенку четко произносить звукосочетания, отчетливо произносить слова.

    КТО БЫ ЭТО МОГ БЫТЬ?

    Летом Галя отдыхала у бабушки в деревне. Около дома, где она жила, стояли три маленьких домика. Гале не разрешали ходить туда. Но ей очень хотелось узнать, кто в них живет. И вот, когда бабушки не было дома, Галя подошла к одному из домиков и тихо-тихо постучала. (Взрослый тихо произносит: «Тук-тук-тук».)

    Как Галя постучала? (Ребенок также тихо повторяет эти звукосочетания.) И вдруг слышит Галя, как кто-то за дверью: «Ко-ко-ко, ко-ко-ко, кудах-тах-тах!» — «Ой!» — испугалась Галя. Кто бы это мог быть? (Взрослый обращается к ребенку и спрашивает: «Кто бы так мог ответить Гале: «Ко-ко-ко, ко-ко-ко, кудах-тах-тах!»? Если ребенок молчит, взрослый говорит: «Это курица»,— предлагает малышу повторить слово, произнося четко звуки.) Потом подошла Галя ко второму домику и тоже постучала в дверь, но уже погромче: «Тук-тук-тук». (Произносится в умеренной громкости.) Как постучала девочка? (Проследите, чтобы ребенок повторил звукосочетание в обычной громкости.) А в ответ ей кто-то громко закричал: «Ку-ка-ре-ку! Ку-ка-ре-ку-у!» Девочка сразу догадалась, кто здесь живет. (Ребенок повторяет за взрослым слово кукареку, произнося его громко; если ребенок скажет «петушок», можно предложить ему сказать «петух», выделив голосом звук x.) Потом Галя подошла к третьему домику и постучала в дверь. Но ей никто не ответил. Тогда она постучала посильней. (Надо произнести «тук-тук-тук» громче прежнего.) Как постучала Галя? (Ребенок должен громко произнести данное звукосочетание.) И вдруг слышит за дверью чей-то голос: «Га-га-га, га-га-га». Кто бы это мог быть? (После того как малыш назовет, предложите ему повторить звукоподражание, показать и назвать птицу, изображенную на рисунке.)

  3. Предложите ребенку повторить чистоговорки.

    Ко-ко-ко — кошка любит молоко.
    Га-га-га — у козы рога.
    Ха-ха-ха — не поймать нам петуха!
    Ой-ой-ой — зайке холодно зимой.
    На горе гогочут гуси.
    Хомячку на ухо села муха.

  4. Предложите ребенку отгадать загадки и выучить некоторые из них.

    Кто мяучит: «Мяу-мяу»? (Кошка.)
    Идет, идет, бородой трясет, травки просит: «Ме-ме-ме, дай-ка вкусной мне-еее». (Козел.)
    Зелены мы, как трава, наша песенка: «Ква-ква». (Лягушки.)
    На заборе сидит, громко-громко кричит: «Ку-ка-ре-ку!» (Петух.)

  5. Выучите с ребенком стихотворения, считалку.

    - K -

    Куда-куда? Куд-куда?
    Ну-ка, ну-ка все сюда!
    Ну-ка к маме под крыло!
    Куд-куда вас понесло!
    (В. Берестов)

    КУКУШКА

    У леса на опушке,
    Высоко на суку,
    С утра поет кукушка:
    «Ку-ку! Ку-ку!»
    Внизу бежит речонка
    По желтому песку,
    Поет кукушка звонко:
    «Ку-ку! Ку-ку!»
    (М. Клокова)

    КОНИ

    Кони скачут по полям.
    Ох и весело коням!
    (Пересказала А. Ахундова)

    - X -

    МЧИТСЯ ПОЕЗД

    Чух, чух,
    Чух, чух,
    Мчится поезд
    Во весь дух.
    (Э. Мошковская)

    ШЕЛ ПО БЕРЕГУ ПЕТУХ

    Шел по берегу петух,
    Поскользнулся,
    В речку — бух!
    Будет знать петух,
    Что впредь
    Надо Под ноги
    Смотреть!
    (М. Пляцковский)

    - Г -

    ФЛАЖОК

    Горит на солнышке Флажок,
    Как будто я Огонь зажег.
    (А. Барто)

    ЦЫПЛЯТА

    Вышла курочка гулять,
    Свежей травки пощипать,
    А за ней ребятки —
    Желтые цыплятки.
    «Ко-ко-ко, ко-ко-ко!
    Не ходите далеко.
    Лапками гребите,
    Зернышки ищите!»
    (Т. Волгина)

    - Й -

    МАЙ

    Леса, поля зеленые,
    Цветет родимый край!
    Мы с алыми знаменами
    Встречаем Первомай!
    (И. Даренский)

    ЛЕЙКА

    У меня есть лейка.
    Ой, какая лейка!
    Видели вы лейку Новую мою?
    Как луна сияет...
    Если будет сухо,
    Я ее наполню
    И цветы полью.
    (Л. Деляну)

Звуки Ф, В

  1. Покажите ребенку картинку «Помощники», назовите предметы и игрушки, изображенные на ней. Предложите малышу повторить слова: туфли, шарф, фартук, кофта, веник, ведро, совок; паровоз, телефон, вертолет и др.

    Расскажите ребенку о содержании картинки, а потом предложите ему ответить на вопросы:

    - Где стоит ваза с цветами?
    - Что стоит на столе? Что делает мальчик?
    - Что делает девочка?»
    и т. д.

    Проследите, чтобы ребенок четко и правильно произносил звуки ф, в.

  2. Предложите ребенку в процессе рассказывания помочь Вале и Феде собрать вещи, нужные для поездки к бабушке в деревню.

    ВАЛЯ И ФЕДЯ ЕДУТ В ДЕРЕВНЮ

    Для занятия потребуются предметы или картинки, в названиях которых есть звуки ф, в (фь, вь): валенки, варежки, конфеты (вафли), фартук, туфли, телефон, ваза, веревочка и др.

    Взрослый предлагает ребенку назвать предметы, затем разложить их на столе (если это картинки, то рисунками вверх) и начинает рассказывать: «Валя и Федя собирались погостить у бабушки в деревне. Они уложили в чемодан вещи, остались только вот эти. (Показывает на картинки и предлагает еще раз назвать предметы.) Валя сказала: «Все вещи, которые здесь лежат, мы брать не будем, возьмем лишь те из них, которые нам будут очень нужны».— «А какие вещи нам будут очень нужны?» — спросил маленький Федя. «А ты подумай,— сказала Валя.— Если на улице будет холодно, а мы с тобой пойдем кататься с горки на санках, то что тебе надо надеть, чтобы не замерзли руки и ноги?» — «Ой! Я знаю,— сказал Федя, посмотрев на предметы, лежащие перед ним.— Чтобы не замерзли руки и ноги, нам надо взять с собой...» Что надо взять Феде и Вале с собой? (Взрослый предлагает посмотреть на рисунки, найти и назвать нужные предметы. «Варежки и валенки»,— называет ребенок.) Правильно. «Я буду помогать бабушке готовить обед, мыть посуду,— говорит Валя,— чтобы не испачкать новое платье, мне нужно взять с собой...» Что Валя должна взять? (Предлагает ребенку посмотреть на предметы и назвать нужный — фартук.) Валя вспомнила, что бабушка очень любит пить чай. «К чаю надо взять что-нибудь сладкое, и мы возьмем с собой...» Что? («Конфеты или вафли»,— договаривает ребенок.)

    Взрослый еще раз предлагает ребенку перечислить те предметы, которые возьмут с собой Валя и Федя. Надо следить, чтобы малыш четко и правильно произносил звуки, отчетливо и достаточно громко называл предметы.

  3. Ребенок повторяет за взрослым чистоговорки.

    Аф-аф-аф — мы поставим в угол шкаф.
    Ву-ву-ву — в лесу видели сову.
    У Фани фуфайка, у Феди туфли.
    Наш Филат не бывает виноват.

  4. Предложите ребенку отгадать загадки, выучить некоторые из них.

    На праздник я его несу. Я с ним шагаю и пою. (Флажок.)
    Кто зимой холодной бродит злой, голодный? (Волк.)

  5. Выучите с ребенком стихотворения.

    - ФЬ -

    СЛОН

    Дали туфельки слону,
    Взял он туфельку одну И сказал:
    «Нужны пошире, И не две, а все четыре!»
    (С. Маршак)

    - В -

    ПАРОВОЗ

    Загудел паровоз
    И вагончики повез.
    Чох-чох, чу-чу!
    Я далеко укачу!
    (Т. Волгина)

    ПОДАРОК

    Подарю я бабушке
    Голубые варежки.
    Я из ниток шерстяных
    Десять дней вязала их,
    Пусть она их носит,
    Руки не морозит.
    (В. Кудлачев)

Звук С

  1. Покажите ребенку рисунки «В магазине» и «На прогулке», спросите, что на них изображено.

    Предложите повторить вслед за вами слова: собака, самолет, лиса, гусь, автобус и др. Попросите ответить на вопросы:

    - Где находится мальчик?
    - Что ему показывает продавец?»
    и др.

    Проследите, чтобы ребенок четко и правильно произносил звук с (сь).

  2. Прочитайте ребенку текст «Чья мама?» и предложите ответить на вопросы по содержанию.

    ЧЬЯ МАМА?

    Играли на поляне слоненок, щенок, поросенок и лисенок. Кто играл на поляне? (Показать животных на картинке.) Вдруг прибегает к ним ослик. Кто прибегает? Ослик говорит: «Вы тут все прыгаете, прыгаете, а вас мамы ищут». Ослик не знал, у кого какая мама, все перепутал: слоненку говорит, что его ищет мама-лиса. Правильно он назвал маму слоненка? Кто у слоненка мама? Правильно, слониха. (Взрослый помогает, если ребенок молчит или называет неверно, показывает рисунок с изображением данного животного.) «А лисенка,— говорит ослик,— ищет мама-свинья». Кто мама у лисенка? «А щенка,— говорит ослик,— ждет мама-слониха». Правильно ли назвал ослик маму щенка? Кто мама у щенка? А ослик все продолжал путать: «А поросенка ищет мама-собака». Правильно ли ослик назвал маму поросенка? Кто У поросенка мама? (Ребенок называет. Взрослый еще раз предлагает повторить слова-названия, показывает рисунки с изображением животных и их детенышей.) Надо следить за тем, чтобы ребенок правильно и четко произносил в словах звук с (сь), отчетливо произносил слова.

  3. Поупражняйте ребенка в произнесении чистоговорок.

    У Сони сани с горки едут сами.
    Сеня в лесу встретил лису.
    У нас газ погас.

  4. Загадайте ребенку загадки и проследите, чтобы малыш четко произносил звук с в словах-отгадках. Загадки о лисе и часах выучите наизусть.

    Хвост крючком, нос пятачком. (Свинья.)
    Рыжая, с пушистым хвостом, живет в лесу под кустом. (Лиса.)
    Мы день не спим, мы ночь не спим, и день и ночь стучим, стучим. (Часы.)

  5. Выучите с ребенком стихотворения, считалку.

    - С (СЬ) -

    ТИГРЕНОК

    Эй, не стойте слишком близко -
    Я тигренок, а не киска.
    (С. Маршак)

    ПЕС

    У крыльца лохматый пес
    Лег, уткнувши в лапы нос.
    Тихо, мирно он сопит,
    Может, дремлет, может, спит.
    А попробуй сунься вор —
    Вмиг залает на весь двор.
    (А. Барто)

    * * *

    Пусть всегда будет солнце,
    Пусть всегда будет небо,
    Пусть всегда будет мама,
    Пусть всегда буду я.
    (Л. Ошанин)

    Гусь гнездо свое чинил,
    Гусь считалку сочинил,
    И гогочет, и гогочет:
    Заучить считалку хочет!
    (Г. Лагздынь)

Звук З

  1. Покажите ребенку рисунки «В магазине» и «На прогулке», назовите изображенные на них игрушки и предметы, предложите четко повторить вслед за вами слова: заяц, коза, корзина, зебра, обезьяна. Предложите ответить на вопросы:

    «Что держит коза?
    На чем едет заяц?» И др.

    Проследите, чтобы ребенок четко и правильно произносил звук з (зь).

  2. Прочитайте ребенку текст «Обезьянка Заг» и обыграйте его сюжет, предложив отгадать, что взяла обезьянка. Следите, чтобы ребенок четко произносил звук з (зь).

    ОБЕЗЬЯНКА ЗАГ

    На столе лежат предметы или игрушки, в названии которых имеется звук з (зь), например зеркало, вазочка, замок, зонтик (не более 4 предметов). Взрослый уточняет, знает ли ребенок названия предметов, затем начинает рассказывать.

    В одном доме жила девочка Зоя. У нее была маленькая обезьянка. Звали ее Заг. (Желательно показать иллюстрацию или игрушку с изображением обезьянки.) У кого была обезьянка? Правильно, у Зои. Как звали обезьянку?
    Обезьянка любила без спроса брать Зоины вещи. Только Зоя отвернется, обезьянка возьмет что-нибудь из вещей и спрячет. (Показывает на предметы.) Сейчас ты закроешь глазки, а когда я скажу, ты откроешь их, посмотришь на то, что лежит на столе, и скажешь, что взяла обезьянка.

    Взрослый предлагает ребенку закрыть глаза или отвернуться, прячет один из предметов (или закрывает листом бумаги картинку), например вазочку. Затем предлагает малышу открыть глаза, посмотреть на предметы и сказать, что взяла обезьянка Заг (какой предмет закрыт на картинке). (Ребенок отвечает: «Вазочку».)

    Затем снова предлагает ему закрыть глаза, ставит вазочку на место, убирает другой предмет, и так до тех пор, пока малыш не назовет все предметы, которые брала обезьянка. Ребенок может отвечать не одним словом, а фразой: «Обезьянка спрятала вазочку». Проследите, чтобы ребенок правильно и отчетливо произносил звук з (зъ), четко выговаривал слова, фразы.

  3. Ребенок повторяет за взрослым чистоговорки.

    Зу-зу-зу — зайку моем мы в тазу.
    У Зины козлик в корзине.
    Лиза купила Зине корзину в магазине.
    У магазина пьют сок Зоя и Зина.

  4. Предложите ребенку отгадать загадки и выучить их.

    Снег на полях, лед на водах, вьюга гуляет, когда это бывает? (Зимой.)
    Белый и пушистый, в лесу живет, скачет прыг-скок. Кто это? (Заяц.)

  5. Выучите с ребенком стихотворения.

    - 3 (ЗЬ) -

    ПИРОГ

    Из песка пирог спечем,
    В гости маму позовем,
    Пригласим и вас, друзья,
    Только есть пирог нельзя.
    (В. Орлов.)

    ЗАЙКА

    Зайку бросила хозяйка —
    Под дождем остался зайка.
    Со скамейки слезть не мог,
    Весь до ниточки промок.
    (А. Барто)

Звук Ц

  1. Покажите ребенку иллюстрацию «В магазине» Назовите игрушки: «Цыпленок, курица, мельница, яйцо». Предложите повторить эти слова.

    Расскажите содержание иллюстрации «На даче»; предложите ответить на вопросы:

    - Что делает девочка?
    - К кому бегут цыплята?
    - Где лежит собака?
    - Из чего цыпленок пьет воду?
    - Что поливает мальчик?
    и др.

    Проследите, чтобы ребенок правильно и четко произносил звук ц.

  2. В процессе чтения рассказа «Непослушный цыпленок Цып» задайте ребенку вопросы, которые даны в тексте. Проследите, чтобы он четко и правильно произносил звук ц в словах.

    НЕПОСЛУШНЫЙ ЦЫПЛЕНОК ЦЫП

    У мамы-курицы был цыпленок. Кто был у мамы-курицы? (Ребенок отвечает.) Правильно, цыпленок.
    Его звали Цып. Как звали цыпленка? Правильно, Цып.
    Мама-курица не разрешала Цыпу купаться. Что не разрешала мама делать Цыпу?
    Но Цып был непослушным. Кто был непослушным? Правильно, цыпленок Цып.
    Однажды Цып пошел на реку купаться. Зачем Цып пошел на речку?
    Вода в реке была холодной. Вскоре Цып заболел. Кто заболел?
    Мама-курица пригласила доктора Цаплю. Кого пригласила мама-курица? Правильно, Цаплю.
    Цапля дала Цыпу лекарства. Кто дал Цыпу лекарства?
    Через несколько дней Цып выздоровел. Кто выздоровел?
    Цып обещал маме-курице, что никогда не будет купаться в холодной воде. Что обещал Цып маме-курице? Правильно.

    Для закрепления правильного произношения звука ц разговор с малышом можно продолжить, задавая ему примерно такие вопросы:

    - Чем ты вытираешь лицо и руки? — «Полотенцем».
    — Чем мы разрезаем бумагу? — «Ножницами».
    — Что мы ставим в вазу? — «Цветы».
    — Куда мы кладем сахар? — «В сахарницу».
    — Как называется коробочка, куда кладут мыло? — «Мыльница».
    — Кто выдает нам в магазине продукты: хлеб, конфеты? — «Продавец».

  3. Предложите ребенку повторить чистоговорки.

    Цы-цы-цы — есть хотят птенцы.
    Из колодца вода льется.
    Не велика птица синица, да умница.

  4. Прочитайте ребенку загадку и спросите, о ком она.

    Был белый дом,
    Чудесный дом,
    И что-то застучало в нем,
    И он разбился, и оттуда
    Живое выбежало чудо -
    Такое теплое,
    Такое пушистое и золотое.
    (К. Чуковский)
    /Цыпленок./

  5. Выучите с ребенком стихотворения.

    - Ц -

    СНЕГ

    Снег, снег кружится,
    Белая вся улица!
    Собралися мы в кружок,
    Завертелись, как снежок.
    (А. Барто)

    ЦВЕТОК

    Цветок на лугу
    Я сорвал на бегу.
    Сорвал,
    А зачем —
    Объяснить не могу.
    В стакане
    Он день постоял — и завял.
    А сколько бы он
    На лугу простоял?
    (В. Викторов)

    ЕЖ

    Еж пыхтит и морщится:
    Что я вам — уборщица?
    Лес никак не подмету...
    Соблюдайте чистоту!
    (Я. Аким)

    Осторожная лисица
    Подошла к ручью напиться,
    Наклонилась, а вода
    Неподвижна и тверда.
    (Г. Ладонщиков)

Упражнения на дыхание

Поупражняйте ребенка в плавном продолжительном выдохе, используя помещенные ниже задания.

СНЕЖИНКИ

Взрослый дает ребенку кусочек ваты, говорит: «Это у нас снежинка. Посмотри, как она летает. (Кладет ватку на ладонь, а затем сдувает ее с руки.) Попробуй и ты так же подуть на снежинку». Ребенок сдувает ватку (снежинку) с руки несколько раз. Взрослый обращает внимание на то, чтобы ребенок производил выдох только через рот; выдох должен быть плавным, длительным, вдох спокойным, через нос.

ВЕТЕРОК

Возьмите небольшой тонкий листок бумаги (5 X 10 см) зеленого цвета и нарежьте 12—15 узких полосок. Привяжите их ниткой к карандашу, скажите малышу: «Пусть это будет дерево с листочками. Когда ветер дует, то листочки колышутся вот так...» (Дует на листочки.) Взрослый еще раз показывает, как надо дуть, затем предлагает ребенку сделать так же.

БЕГУЩИЙ ЛЫЖНИК

Лыжи можно вырезать из не очень плотной бумаги (длина лыж, сложенных вместе, 7,5 см, ширина 2,5 см). Передняя часть лыж (1,5 см) загибается. Посередине карандашом проводится черта, которая как бы отделяет одну лыжу от другой. В центре лыж приклеивается силуэт человека, которого можно вырезать из такой же бумаги (высота 5,5 см), предварительно ему придается соответствующее положение (полусогнутое: согнуть лист с силуэтом человека в двух местах). Когда фигурка будет готова, взрослый предлагает ребенку подуть на нее. Надо следить, чтобы ребенок точно направлял воздушную струю. Дуть надо плавно и как можно дольше.

Развитие голосового аппарата

Поупражняйте ребенка в произнесении фраз тихо, громко, быстро, медленно, выразительно.

  1. Прочитайте стихотворение, предложите ребенку повторить его в том или ином темпе, тихо или громко.

    - Пальчик, пальчик,
    Где ты был?
    - С этим братцеа -
    В лес ходил.
    С этим братцем -
    Щи варил.
    С этим братцем -
    Кашу ел.
    С этим братцем -
    Песни пел!

  2. В процессе чтения стихотворения (его заранее надо выучить с ребенком) сначала взрослый задает вопросы, а ребенок отвечает, потом наоборот.

    ОБНОВКА

    Кто купил в горошек ситцу? (Ребенок)
    Папа - вот кто. (Взрослый)
    Сшила что за мастерица? (Ребенок)
    Мама — вот кто.
    Кто в обновку нарядится,
    Чья дочурка, баловница? (Ребенок)
    Маша — вот кто. (Взрослый)
    (С. Капутикян.)

    МАШЕНЬКА

    Кто, кто (Ребенок.)
    В этой комнате живет?
    Кто, кто
    Вместе с солнышком встает?
    Это Машенька проснулась,
    С боку на бок повернулась, (Взрослый.)
    И, откинув одеяло
    Вдруг сама на ножки встала.
    (А. Барто)

  3. Предложите ребенку выразительно прочитать стихотворения.

    ФЛАЖОК

    Солнце гладит по щеке...
    Нынче праздник Мая!
    У меня флажок в руке,
    Я теперь большая!

    Мой флажок, как огонек,
    Светится, играя.
    Здравствуй, радостный денек!
    Здравствуй, праздник Мая!
    (Е. Благинина)

    Села птичка на окошко.
    Посиди у нас немножко!
    Посиди, не улетай. Улетела.— Ай!
    (А. Барто)

  4. Ребенок упражняется в четком произнесении слов, в использовании вопросительной интонации.

    ТЕРЕМОК

    Для игры потребуются теремок (домик или раскладная книжка), набор мелких игрушек: мышка, лягушка, зайчик, волк, медведь, лиса, ежик (при отсутствии игрушек используются картинки).

    Взрослый показывает домик, ставит его на стол и говорит: «Это теремок. В нем живут разные звери: мышка, лягушка ... (Показывает каждую игрушку в отдельности и предлагает ребенку четко и громко повторять: «Это мышка, лягушка...».) Все звери в теремке живут дружно. Сейчас они пойдут гулять по лесу». (Убирает из теремка две игрушки, например мышку и лягушку, кладет их в сторону так, чтобы ребенок хорошо их видел.) Затем читает двустишие из книги Е. Благининой «Приключения куклы»: «А ну-ка, скажите, ребята, скорей, каких в «Теремке» не хватает зверей?»

    Ребенок называет: «Мышки, лягушки». Надо следить, чтобы малыш произносил слова правильно, четко и громко. Затем взрослый предлагает ребенку убрать из теремка две игрушки и прочитать это двустишие. Сначала ребенок говорит с помощью взрослого, затем самостоятельно.

Далее