Игры детей Кореи

Человек, ружье, тигр

Корейская игра-считалка, вариант японской янкенпон. Играют двое или две команды парами. Пары становятся друг против друга, и по сигналу каждый начинает имитировать человека, ружье или тигра. Человека имитируют, прикладывая оба указательных пальца к верхней губе, — так изображают китайские свисающие усы. Ружье — игрок как бы целится и говорит слово «бум». Тигра изображают, подняв руки и изогнув пальцы, словно это когти, и еще ворчат по-тигриному. Человек сильнее ружья, потому что может из него выстрелить, ружье сильнее тигра: выстрелом можно убить тигра. Тигр сильнее человека, он может повалить его на землю. Выигрывает всегда сильнейший, он и получает очко.

Палочки ют

Эта игра, в которую в Корее обычно играют в новогодние праздники, во многом похожа на современные игры на досках с бросанием костей.

На небольших картонных листах рисуют круг из точек, в котором имеется — также из точек — крест. Круг состоит из двадцати точек (полей), крест из девяти, другими словами, исключая общие точки, каждое его ответвление состоит из двух точек.

Играть могут двое, трое или четверо. У каждого игрока по четыре шашки. Они разного цвета. В Корее шашкк обычно делают из цветных картонных кружков.

Для того чтобы определить, на сколько точек кто должен продвинуться, пользуются четырьмя палочками ют. Наряду со считалкой типа янкенпон (в Корее «Человек, ружье, тигр») на Дальнем Востоке вместо костей употребляют палочки, по которым определяют количество очков. Палочки ют 4—5 см иногда делают из веток, которые расщеплены так, что получаются два полуцилиндра. В Корее употребляют и более длинные палочки, их шлифуют, красят или покрывают лаком.

Когда играют с палочками ют, считают следующим образом.

Четыре палочки подбрасывают в. воздух и смотрят, как они упадут.

  1. Если только одна из палочек упала вверх плоской стороной, то это «свинья» и означает одно очко.
  2. Если вверх глядят две плоские стороны — «собака», и означает 2 очка.
  3. Три плоские стороны вверх — «слон», 3 очка.
  4. Четыре плоские стороны вверх — «корова» («ют»), 5 очков.
  5. Если ни одна плоская сторона не смотрит вверх, это «лошадь», означает 4 очка и право бросить еще раз.

Правила игры похожи на наши простейшие игры с бросанием костей. Игроки бросают по очереди и двигают свои шашки на соответствующее число точек. Шашки отправляются из центральной точки по одной из ветвей креста (по какой угодно) и по кругу в любую угодную игроку сторону, обходя круг, и возвращаются в точку отправления. Каждый игрок продвигает четыре шашки, но по желанию держит в игре одновременно то количество шашек, которое считает нужным, и сам решает, когда какой шашкой сделать ход. Если игрок после броска костей или палочек ют получит столько очков, что станет на точку, где уже есть шашка противника, он сбивает ее и отправляет назад в исходную центральную точку. Если шашка достигает угловой точки (где встречаются круг и крест), она получает право продвинуться на следующую угловую точку, следовательно, на пять полей вперед, если это ей выгодно.

Игру выигрывает тот, чьи шашки раньше возвратятся к центральной точке.

Далее