Игры детей Китая

Прут и бита

Очень старая восточноазиатская игра, которая в различных вариантах распространена по всему миру. Для игры нужны четыре палочки. Две потолще и одинаковой длины. Две другие обычно бывают из бамбука, они тоньше и легче, одна из них, прут, 12 см, другая, бита, 30 см длиной. Играющих от двух до восьми человек.

Жеребьевкой решают, кто будет первым бьющим, кто вторым и т. д. Бьющий должен пройти различные испытания. Первое испытание: игрок кладет на землю параллельно две толстые палки, а на них поперек прут, чтобы один конец его выступал за толстые палки. Затем сильно ударяет битой по выступающему концу прута так, чтобы он взвился в воздух. Когда он будет падать, остальные игроки должны попытаться схватить его еще в воздухе. Если это удастся, бьющий игрок становится к остальным в поле, и настает очередь второго игрока. Если находящимся в поле не удастся схватить прут, бьющему игроку предстоит второе испытание.

Теперь прут так лежит на параллельных палках, что ни один его конец не выступает за них. Один из полевых игроков стоит в 5 м от прута и оттуда пытается попасть в него битой. Он может делать три попытки, Если это ему удается, он выбивает бьющего игрока, и тот становится в поле. Если он не попадает в прут, тогда для бьющего следует третье испытание.

Один из полевых игроков поднимает прут и бросает его в сторону бьющего. Тот должен ударить по нему в воздухе и отбросить как можно дальше. Он делает три попытки. Если он попадет по пруту, то прут может беспрепятственно упасть на землю. Бьющий игрок прошел все испытания. Измеряют, как далеко упал прут от места нахождения бьющего игрока: единицей измерения служит бита.

Если три испытания прошли успешно, бьющий игрок снова повторяет их, и так до тех пор, пока он не выйдет из игры.

Когда он выбывает, подсчитывают, сколько очков он набрал. Каждая длина биты (которой измеряется расстояние последнего удара) — одно очко. Если бьющий игрок выбывает, он становится в поле, в очередь за следующим игроком. Так продолжается несколько раз. В игре нужно набрать 50, а возможно, и 100 очков тому, кто хочет выиграть. Кто первый наберет, тот абсолютный победитель. Кто останется последним, считается абсолютным побежденным и получает наказание.

Для наказания имеются особые правила.

Известны два вида штрафов: «наказание хмыканьем» и «наказание прыжками». Игроки перед игрой договариваются о количестве очков, которое нужно набрать, и о том, какой штраф будет применен и сколько раз должен побежденный выполнить задание, налагаемое в виде штрафа, чтобы освободиться. При первом штрафе выигравший отбивает прут битой как можно дальше. Побежденный обязан бежать за ним и принести обратно, но во время бега он должен не переставая хмыкать. Если он перестанет хмыкать, он трижды снова подвергается штрафу.

При наказании прыжками победитель также отбивает прут битой, а побежденный должен скакать за прутом на одной ноге, поднять его и принести назад. Вторую ногу нельзя опускать на землю. Если он все же опустит ногу или упадет, штраф налагается еще три раза.

Китайские шахматы

Игра эта в Китае насчитывает много сотен лет. Играют в нее обычно двое, трое или шестеро. Для игры необходима доска из картона или фанеры. (Раньше в эту игру играли под открытым небом, чертеж рисовали прямо на земле.)

На доске шестиконечная звезда, каждый угол звезды окрашен в другой цвет. Доску лакируют. Китайские шашки-кружочки делают из сухого твердого дерева или из ручки старой метлы, нужно только аккуратно отпилить и отшлифовать их. Шашки тоже лакируют. Цвет их по возможности сочетается с цветом одного из углов звезды. Если играют на воздухе, тогда в земле на соответствующих местах вырывают ямочки, а вместо шашек пользуются шариками или камешками.

Когда играют шестеро, каждый игрок получает по десять шашек и расставляет их в своем углу звезды на точках пересечения линий (см. рис.).

Первая шашка ставится в самый угол звезды, а остальные по порядку — в точки перекрещивания. Цель каждого игрока — привести свои шашки в находящийся напротив угол. Он может двигать шашки в любом направлении (один ход — одна точка), нельзя только пятиться назад. Ход разрешается делать лишь на точку рядом, но игроки могут перескакивать через свои и чужие шашки. Иногда можно сделать несколько прыжков, если за соседними шашками имеются свободные точки, через которые можно прыгнуть. Если посчастливится, можно одной шашкой пропрыгать по всей доске, в Китае это называется «лестницей». Но прыгать можно всегда только в противоположный угол. Кому раньше удастся выстроить по правилам свои шашки в противоположном углу, тот выиграл.

Если играют только два игрока, они начинают из находящихся друг против друга углов и играют пятнадцатью шашками.

Поймай за хвост дракона!

В игре принимают участие не меньше десяти человек. Они строятся друг за другом так, что правую руку кладут на правое плечо впереди стоящего. Тот, кто стоит впереди, — голова дракона, последний — его хвост.

Голова дракона пытается поймать свой хвост. Шеренга находится в постоянном движении, тело послушно следует за го-лозой, а голова старается схватить последнего игрока. Шеренга никогда не разрывается. Игроки на стороне хвоста не дают голове ухватить хвост. Если все же голова ухватит себя за хвост, последний в шеренге игрок идет вперед, становится головой, а новым хвостом — игрок, бывший в шеренге предпоследним.

Китайский бадминтон

В Китае в эту игру играют без ракетки. И не бьют по мячу, а поддают его ногами. Игра эта для всех возрастов (ее рассматривают и как предварительную подготовку к футболу), китайцы играют в нее с поразительной ловкостью.

Вырезают круг из толстого картона — это мяч. Красят его акварельными красками, а в центр втыкают куриные перья — четыре штуки — и закрепляют их.

Игрок подбрасывает мяч и бьет по нему ногой, чтобы он взлетел как можно выше. Он повторяет это столько раз, сколько ему удастся, следя за тем, чтобы мяч не падал на землю. Если игрок ловок, он бьет по мячу не только подъемом, но и пяткой. Способов ударов множество.

Хромоногий цыпленок

Игроки делятся на две команды, у каждой команды по девять палочек длиной 20—25 см. Они кладут их на землю друг возле друга на расстоянии 40 см, словно ступени лестницы, Каждой команды получается по лестнице.

Игра эта — своеобразная эстафета, она начинается по сигналу. Члены команд — хромоногие цыплята по очереди выходят. Каждый цыпленок должен на одной ноге пропрыгать над палочками, не задев ни одной. Если заденет, начинает снова. Если он благополучно проскачет по всей лестнице, он наклоняется и поднимает десятую палочку (все это на одной ноге). Затем прыгает обратно и поднятую палочку кладет в точке отправления. Потом он снова прыгает по лестнице и приносит девятую палочку, затем восьмую и так, пока не соберет в кучку все палочки. Тогда следующий член команды быстро снова раскладывает лестницу и начинает прыгать. Если игрок коснется ногой палочки или случайно наступит на вторую ногу, он начинает тур сначала.

Варианты:

  1. Можно играть в эстафету таким образом: первые игроки обеих команд приносят десятую палочку, вторые — девятую и т. д. Побеждает команда, закончившая первой.
  2. Хромоногие цыплята прыгают на разных ногах. Одна команда на левой, другая на правой. В этом случае выигрывает команда, у которой меньше очков за ошибки. Если игрок ошибся, снова он уже не прыгает.

Есть и еще один вариант игры. Играют на песчаном берегу моря. Она так и называется: хромоногий цыпленок на берегу. Здесь вместо палочек ставят купальные туфли или ракушки, остальные правила игры совпадают с описанными.

Да зрр

Для этой игры нужны две палки. Одна 10 см, заостренная на обоих концах, другая около 60—70 см. Это бита или «дубинка». Можно взять ручку от щетки, она достаточно толстая и крепкая. На земле чертят квадратное поле, каждая сторона его полтора метра. В да эрр играют двое, но можно играть командами, в этом случае поле нужно сделать меньше. Палка лежит в квадрате. Дубинка у игрока, начинающего первым; он бьет ею по одному из острых концов палочки, та взлетает в воздух. Когда она в воздухе, он, размахнувшись, бьет по ней так, чтобы она упала как можно дальше. Задача второго игрока — с того пункта, куда упала палочка, попытаться бросить ее назад в квадрат. Если это удастся, он получает очко и становится начинающим игроком.

Если игроков больше, они делятся на равные команды, и игроки команд по очереди совершают начальные удары и обратные броски. Начинающий игрок отбрасывает из квадрата палочку так далеко, как только может. Первый игрок второй команды бьет обратно в направлении квадрата. Если палочка туда не попадет, его товарищ по команде еще в воздухе бьет ее дальше.

Очки получают лишь игроки отбивающей команды. Каждый удачный бросок по квадрату одно очко. Выигрывает команда, в десяти турах набравшая больше очков.

Бей по шару!

В игре принимает участие сколько угодно человек. Для игры нужны два большого размера шарика (диаметром не меньше 3—4 см), но можно использовать мячи для гольфа и теннисные мячи.

Начинающий игру кладет шарик на землю и бьет по нему ногой. Затем кладет на землю второй и бьет ногой по направлению к первому. Цель — попасть в первый шарик. Каждое попадание одно очко. Но противник может приказать игроку: «Ударь по шару на север от первого!» Или на юг, на восток и т. д. Если игрок выполнит это, он получает очко. В этом случае он имеет право из нового пункта попытаться попасть в первый шар. Если это удастся, он записывает еще очко. (Разумеется, противник старается затруднить ему задачу. Поэтому он отдает приказания, когда считает, что игрок легко может попасть в свой первый шар вторым.) Когда заканчивает один игрок, в игру вступает его противник. После десяти-пятнадцати туров — в соответствии с договоренностью — игра заканчивается. Кто набрал больше очков, выиграл. Если, при выполнении приказа противника игроку удалось попасть в первый шар, он получает 2 очка и право на новый удар.

Состязание с чашами

Команды играют друг против друга. У каждого игрока деревянные щипцы или зажим, чаша или кубок. Эти чаши ставят на стулья друг подле друга на расстоянии 3 м. В другом углу площадки ставят большую чашу или блюдо, в которую кладут столько шариков, чтобы на каждого игрока было не менее четырех-пяти. Иногда берут орехи и ими заменяют шарики.

По сигналу игрок идет к большой чаше и пытается щипцами поднять шарик. Затем несет его к своей чаше и кладет туда.

Кто первым отнесет все четыре или пять шариков в свою чашу, тот выиграл.

Правила:

  1. Игрок может нести лишь по одному шарику.
  2. Дотрагиваться до шариков рукой нельзя.
  3. Если игрок уронит шарик, он должен снова щипцами поднять его, отнести в общую чашу, а оттуда снова поднять и отнести к себе.

Далее