Уроки рисования - Урок 12

(рисунок головы в три четверти)

Добрый день, с вами Анна!

Мы встречаемся с вами после долгого перерыва. Рада вам!

Я обещала продолжить тему набросков. Но хочу с вами передоговориться. Я вынуждена отложить на время показ рисования набросков с предметов, а продолжить тему изучения головы.

Для того чтобы показать, как рисовать наброски, мне нужен фотоаппарат, чтобы точно зафиксировать все этапы рисования, а я одолжила фотоаппарат на время знакомому.

Поэтому сегодня мы продолжим тему рисования головы человека. А после этого сразу вернемся к наброскам.

Помните, мы с вами учились рисовать профиль и анфас? Рисовали портрет мамы в профиль (урок 5). А потом мы учились рисовать лицо человека в анфас (урок 9).

Сейчас мы завершим тему изучения головы. Последним этапом - будем рисовать человека в три четверти. Это самое сложное положение головы для рисования, и поэтому мы будем заниматься этой темой целых четыре урока. Как раз к тому времени вернется домой и мой фотоаппарат.

Для начала я расскажу, что такое «три четверти», когда это касается положения головы.

«Три четверти» - это такой поворот головы, когда видны полностью три четверти лица. Если лицо человека (от уха до уха) разделить на 4 части и повернуть к себе так, чтобы три четверти были хорошо видны, а одна четверть была бы видна только частично.

Это тогда, когда человек повернул голову от вас так, что дальнее ухо не видно, а дальний глаз виден. А кончик носа закрывает одну ноздрю. Это так, как на средней фотографии.

Модель:


Анфас. Три четверти. Профиль

Вот еще примеры.

Худ. Андриан Ханнеман. Портрет женщины:

Худ. Андриан Ханнеман. Автопортрет:

Худ. Ван дер Вейден. Портрет дамы:

Худ. Андриан Ханнеман. Портрет молодого человека:

В отличие от положения анфас и профиль, положение три четверти вводит для нас новое понятие - перспективы.

Слово «перспектива» с латинского языка переводиться, как «смотреть сквозь». Если перевести образно, то это означает - «смотреть сквозь пространство». Говоря, простым язык, это наука о том, как правильно нарисовать то, что мы видим, находящемся от нас на определенном расстоянии (в пространстве). Мы ведь занимаем совсем небольшую точку в пространстве, которая, когда мы стоим, занимает лишь размер наших башмаков. Но видим мы очень далеко вперед. И так как мы можем находиться только в одном месте одновременно, мы видим окружающие предметы, искаженные расстоянием.

Стул в конце комнаты будет видеться нами намного меньше, чем этот же стул стоящий ближе или прямо перед нами. В зависимости от расстояния то, на что мы смотрим, видится нам меньше или вообще искаженным.

Например, два параллельных рельса кажутся сходящимися в точку на горизонте. Это искажение и называется перспективой. И она имеет свои правила изображения.

Именно поэтому изображение головы человека, находившегося в положении три четверти, рисовать не просто. Ведь в этом положении его лицо искажается перспективой. Например, (смотрите еще раз на первый рисунок), дальний глаз, при повороте в три четверти, кажется, чуть меньше, чем ближний. И лежат глаза не на одном уровне. Дальний глаз ниже. Почему?

Чтобы понять это попробуем такое упражнение:

Возьмите в руки коробку спичек. Нарисуйте фломастером на этикетке два глаза и рот. Проведите посередине, между глаз, прямую вертикальную линию, которая поделит наше нарисованное личико пополам. Поверните коробку к себе строго лицевой стороной (той, на которой этикетка и лицо). Назовем это «анфас»:

А теперь повернем коробку боковой стороной к себе (той, о которую зажигают спички - напыление красного фосфора), так, чтобы лицевая сторона была бы совсем нам не видна. А видна была бы только боковая часть. Назовем ее «профиль». Рассмотрим:

Не правда ли, эти две части очень просты для изображения и понимания.

А теперь повернем коробок так, чтобы были видны две эти части одновременно лицевая и боковая, а угол коробки смотрел бы прямо на вас. Условно, это и есть «три четверти».

Угол коробки создает объем.

Наше нарисованное лицо зрительно исказилось: «ушло в перспективу», как говорят художники. Это положение определенно сложнее.

Перед тем как начать рисовать, мы будем рассматривать много портретов и стараться увидеть там то, что я вам рассказываю.

Теперь сделаем еще такое упражнение:

Возьмите яйцо (лучше варенное или если сырое, то очень осторожно) нарисуйте на нем мягким карандашом глазки и рот, как мы делали на коробке, а между глазок проведите снова вертикальную центральную линию, разделив лицо пополам. Ушки нарисуйте по бокам яйца. Поверните это яйцо так, чтобы было видно только ухо. Это профиль:

Снова повернем наше нарисованное личико, таким образом, чтобы два глаза смотрели прямо на нас. Это - «анфас»:

А теперь поверните яйцо так, чтобы были видны одно ухо передний глаз и крошечная часть дальнего глаза. Это «три четверти»:

Да, положение в «три четверти» не простое, потому что в этом положении нам нужно выразить определенный объем и перспективу, в отличие от почти плоского положения профиль и анфас.

Есть такое понятие у скульпторов, что их произведения находятся «спрятанными внутри камня». И это произведение (фигура или голова) нужно освободить из камня при помощи инструментов (молотка и резца).

Посмотрите на скульптуру головы из камня.

Альберт Саркисян:

Представьте, как скульптор, брал кусок камня и отсекал кусок за куском, пока не проявлялись нужные ему формы носа, лба, волос. Ему нужно было быть очень аккуратным и не отсечь лишнего. Ведь отсеченный кусок при ошибке нельзя приклеить обратно. Тогда и работа, и материал будут испорченны.

Приходилось откалывать сначала крупные куски камня, потом отсекать более мелкие, потом брать совсем тонкий резец и маленький молоточек и аккуратно вычищать и углублять форму.

Если представить всю работу скульптора шаг за шагом, то становиться видно, как, отсекая лишнее от камня, скульптор, как бы освобождает, заключенную внутри камня, фигуру.

Значит, скульптору нужно брать большую форму и отсекать от нее лишнее. Скульптура будет всегда меньше изначально взятого для нее камня.

Скульптор Вильгельм Кригер за работой:

Есть скульпторы, которые работают не с камнем, а с глиной. Они могут не только отсекать, но и добавлять. Глина это такой же мягкий материал, как и пластилин.

Недостающее можно так же прилеплять, как и отсекать лишнее. Глина не требует такой точности и осторожности, как камень. Всегда можно добавить кусочек глины, прилепить ее на нужное место и загладить. Исправить ошибку.

Можно сказать, что скульптор, работающий с глиной, в отличие от скульптора, берущего для работы камень, добавляет. И поэтому первоначальный кусок глины может быть меньше самой скульптуры.

Посмотрите сейчас на лицо и голову живого человека. Мамы или папы, представьте, что вы скульптор и вам нужно освободить эту голову, лицо из камня. Или вылепить из глины.

Рассмотрите форму щек и носа, лба и глазниц. Попытайтесь представить, саму возможность, что вы скульптор и лепите это лицо (мысленно, конечно).

Еще для дальнейшего изучения головы, мы рассмотрим два варианта, так называемых «болванок». Они помогут нам понять, как рисовать голову в три четверти дальше.

Представьте, что Папа Карло начал делать Буратино. Он немного обтесал бревно, и получился такой брусочек для головы, похожий на коробку.

Посмотрите на нашу спичечную коробку. Что ей не хватает для того, чтобы стать больше похожим на человечка? Правильно - НОСА! А нос это самая выступающая часть лица человека.

Прикрепим к спичечной заготовке нос из бумаги. Согните пополам небольшой треугольник бумаги и приклейте. Посмотрите теперь на эту нашу болванку с носом. Она стала оживать:

Подумайте, что же еще не хватает для того, чтобы эта болванка с носом стала похожей на настоящую голову? Нам не хватает округлости. Наш брусок «слишком квадратный». Значит, если бы мы были скульпторами, вернее, Папы Карлами, то мы бы отсекали лишнее так, чтобы получился округлый лоб, подбородок и круглые щечки. Голова, нашими усилиями, округлилась бы до нужной формы.

Но если мы возьмем наше яйцо и тоже прикрепим к нему нос (попробуйте), то мы увидим, что нам теперь не хватает «квадратности». Голова никогда не может быть такой точно круглой как яйцо. Значит, нам пришлось бы снова отсекать от круглой формы лишнее, чтобы сделать её в некоторых местах «более квадратной».

Голова человека на самом деле и округлая, и квадратная одновременно. Это не так заметно из положения профиль и анфас. Но очень видно из положения в три четверти. Нам важно увидеть и показать точную форму головы и лица, рисуя человека в «три четверти». Это мы начнем делать на следующем занятии.

Понаблюдайте за лицами в три четверти.

До встречи!

К следующему уроку

К списку уроков рисования

Анна
05 ноября 2012 года