Уроки рисования - Урок 11

(Урок по истории искусств)

Здравствуйте! Свами Анна!

Сегодня у нас будет урок по истории искусств. И сегодня, перед тем, как перейти непосредственно к рисованию, мы сделаем еще несколько упражнений на разглядывание.

Вспоминаем: на уроке 10 мы говорили о технике наброска - упражнения на разглядывание помогут нам настроить наши глазки, для освоения этой техники.

Но сначала немного истории искусств.

Есть направление в живописи, которое называется гиперреализм. Оно появилось в США в 70х годах. Если буквально, перевести английское слово «гипер» оно означает, превышающий какую-нибудь норму и обозначает: больше, очень, сверх, «супер».

Реализмом же в живописи мы называем изображение того, что может существовать в действительности, т.е. изображение жизни такой, какой она реально видится человеку.

Про таких художников можно сказать: «Реально! Похоже! Просто, как в жизни! Это может быть в жизни, настоящей или прошлой». Можно сказать, что мы видим так же, как видит художник.

Значит, соединение двух слов «гипер» и «реализм» будет обозначать примерно это: сверх (больше), чем в жизни.

Вот примеры картин гиперреализма:

Художник Давид Ригерт:

Художник Б. Друри:

Художник Людмила Кондакова:

Художник Давид Ригерт:

Художник Степан Каширин:

Художник Людмила Кондакова:

Художник Людмила Кондакова:

Мы видим, что художники, как бы, во много раз усиливают впечатление от увиденного, и рисуют так четко и ярко, что со стороны может показаться, что мы в жизни не умеем видеть сразу так много деталей и тонкостей.

Объекты и сцены в картинах предельно детализировались, так они хотели создать иллюзию еще большей реальности. Еще больше и больше, оттого и появилось слово «ГИПЕР».

Работы художников этой школы очень «фотографичны» (очень похожи на фотографию). Задача - отразить мир еще лучше, чем мог бы видеть глаз и сделать самый точный фотоаппарат. Еще реальней, «сверх» похоже. Задача гиперреализма обострить наше восприятие до предела.

Художники выбирают свои объекты не для рассказа на холсте, не для того, чтобы зритель увидел на картине какую-то жанровую сцену, как это делали художники классического реализма. Гиперреалисты не ищут сюжетов. Они просто изображают все, что попадается под руку. Вернее, всё, что может попасться на глаза. Главное условие, чтобы все это можно было хорошо разглядеть и очень детально изобразить.

Художники гипрреалисты используют лучшие «фотоаппараты» для работы над своей живописью. Им очень важны, детали, части предмета. А что это за предмет – не имеет значения: просто огромная нога или рука, или одиноко лежащая тряпка на столе, или мусорное ведро.

Художник Давид Ригерт:

Художник Роман Ортиза:

Направление гиперреализма очень обширно. Оно начинается с фотографий (фотореализм). Фото художник Педро Кампос:

Фото художник Педро Кампос:

И заканчивается скульптурой или «гипер» скульптурой.

Художник Рон Мюэк:

Гиперреализм имеет свою философию.

Но нам сейчас важно просто ознакомиться с лучшими представителями этой школы живописи, чтобы подойти к нашему следующему упражнению.

Один австрийский художник гиперреалист Готфрид Хельнвайн сказал такую точную фразу: «Задача художника состоит в том, чтобы вызвать ощущение неожиданного узнавания, показать зрителю, что он знает, но не знает, что знает».

Обратите внимание на эти слова. Мы можем думать, смотря на лучших художников этой школы, что мы не способны охватить глазом, такое количество деталей и тонкостей сразу, одним взглядом. Мы вроде понимаем, что тоже так же должны уметь видеть, но не знаем, что уже умеем это делать.

Получается, что мы можем, не зная, что можем. Глаз может видеть много лучше, чем самый лучший фотоаппарат, его только нужно тренировать и учить видеть.

Мы сейчас сделаем одно важное упражнение:

Для него нам особо ничего особого не понадобится. Только ваши глазки, сам предмет для разглядывания и часы для контроля над временем. Часы подойдут любые. Если у вас есть выбор, то выберете электронные часы, где есть сигнал минут и секунд, выводящиеся на световое табло.

Поставьте часы перед собой. И выберете предмет в комнате, который мы будем наблюдать. Скажем, кактус в горшке.

Или любой другой домашний цветок.

Задача простая: мы разглядываем предмет с одного места. Сядем не очень далеко от предмета (примерно в 50 см.) и, не меняя точки осмотра, разглядываем его первые 2-3 минуты.

Отмечаем типичные черты (общие для всех горшков и кактусов) и индивидуальное, как мы это делали на прошлом уроке. Это обязательно.

Если у вас есть возможность, то запишите их или проговорите вслух то, что увидели.

Теперь разглядывайте наш горшок и цветок еще 3 минуты. Обратите внимание, сколько новых деталей, трещинок, изменений цвета, крупиц земли, новых тонкостей самого цветка вы еще увидите, не меняя позы.

А теперь еще смотрите 5 минут.

При необходимости сядьте ближе к предмету и углубите свое внимание на новое количество деталей. Они в какой-то момент начнут, как бы, сами «сыпаться» в ваши глаза.

Отмечайте их и ищите новые. Если хотите, то запишите все новое, что отметите. Если нет желания писать, то проговорите про себя.

Я советую записывать, именно, первую пару таких упражнений с разными предметами. Потом, прочитав, вы сможете убедиться, что ваша способность замечать все большее количество разнообразных деталей возросла безмерно.

Глаз видит раз за разом все большее количество тонкостей и мелочей. Для этого не нужен особый навык. Глаз сам сделает все. Нужно только попробовать.

Это упражнение не сложное. Вы можете его продолжить дальше с этим самым предметом, доведя время созерцания до 15 минут.

Считается, что это самое достаточное время, чтобы сделать один набросок с натуры. Что нам и нужно будет добиться, впоследствии, для нашей учебы.

Попробуйте повторить несколько раз это упражнение на созерцание с увеличением времени.

Сделайте пять таких упражнений на разных вещах. Можно это упражнение делать не в один день. Затем сравните, насколько больше деталей вы будете сразу замечать за меньшее количество времени.

Созерцайте потом свободно все, что захотите на улице и дома в любое время: траву, мох, листву, сухие ветки, кору, листья, камни. Можно и важно рассматривать мелких насекомых: муравьев, бабочек, кузнечиков, мух. Даже пыль на асфальте может стать волшебно красивой, если ее внимательно рассматривать. Трещинки на стекле, отпечатки пальцев на зеркале. Все, что угодно.



Еще несколько упражнений для развития воображения:

Помните, как в кустах ночью, в темноте нам виделись таинственные вещи, звери, страшные старики или старухи, а в брошенной шапке или одежде на стуле, когда погашен свет, мы видели кошку или спящего тигра.

Ну, или в лесу в темноте пень любит показываться человеком. Возможно, на старом ковре или рисунках на занавеске кто-то из вас видел таинственные пейзажи, чудовищ.

В детстве у меня в комнате были обои с розами, и я в переплетениях этих роз видела котов, особенно в одном месте около кровати. Вместо цветов появлялись коты, которые, конечно, не были там нарисованы. Коты то появлялись, то прятались. То видишь только розы, а потом только котов. Знакомо?

Это явление называется «оптической иллюзией». Двойными картинками.

Потом я обвела котов на обоях красным карандашом, чтобы они больше не прятались, и мне попало, за испорченную стену. Конечно, портить стену не надо. Но наблюдать их интересно.

Такие иллюзии видят все люди. Но всегда, для этого нужны или специальные рисунки, построенные по принципу контрастности восприятия или соответствующие природные условия, например, темнота в комнате, в лесу, где контраст света и тени может на некоторое время обмануть наши глаза.

Такие обманки иллюзии очень полезны для развития воображения. Их нужно искать.

Например, если мы видим крошечную кошку размером с муху, то мы сразу понимаем, что таких крошечных кошек не бывает, и она потому такая маленькая, что она далеко, и, конечно, мы смотрим на нее с высоты 12-го этажа, стоя на балконе.

Поэтому-то, вокруг нее всё тоже соответствует ее размеру. И бордюр на асфальте и трава тоже такие же маленькие.

Мы запоминаем по жизни, как выглядят далеко и близко. Но, если условия восприятия переменятся, то...

А вот сейчас мы сделаем новое упражнение и посмотрим, что получится:

На листе бумаги вырезаем небольшую дырочку и смотрим через неё на эту самую кошку с высоты 12 этажа, так, чтобы все окружение пропало за листом бумаги, но сама кошка была видна в дырочку. Кошка тогда покажется лилипуткой из волшебной страны, а вы - великанами. Придержите это ощущение…

Художники очень любят иллюзии восприятия, любят в них играть и охотиться за ними.

Все знают иллюзию искажения ложки в стакане воды. Она становится кривой. Или, как в облаках мы находим зверей, людей.

Если идти по луже и смотреть вниз и видеть одновременно облака и своё отражение в луже, то можно представить, что небо и земля перевернулись. Вы словно идете не по луже, а по облакам, по небу.

Сделайте еще одно упражнение:

Посмотрите несколько картинок иллюзий.

Чтобы увидеть разные образы, смотрите сначала в центр картинки несколько секунд, а потом переведите взгляд на белое или темное.

Знаменитая картинка из учебника «Найди старуху и девушку»:

Найди зверей:

Художник Октавио Окампо:

Художник Эшер:

Часто художники ищут образы в рисунках, нарисованных самой природой на камнях, на мраморе.

Один маленький подарок для жителей столицы и гостей. Очень интересное место для разглядываний и созерцаний это Московский Метрополитен.

На многих станциях метро можно встретить природные картинки на мраморе, где есть даже древние окаменелости в мраморных колонах, которым тысячи лет. Они очень красивы.

В них при определенном внимании можно увидеть морские пейзажи, зверей, птиц, песчаные берега и реки, космические корабли, инопланетян и танцующих людей и всякие «страшилки». Попробуйте.

У кого есть желание и возможность пройтись по стациям метро и полюбоваться мраморными изображениям, то много интересных природных картинок иллюзий можно найти на мраморных колонах станций: «Библиотека имени Ленина», «Белорусская» кольцевая, «Добрынинская», «Киевская». «Комсомольская» кольцевая, «Краснопресненская», «Курская» кольцевая, «Павелецкая», «Таганская» кольцевая, «Первомайская», «Красные ворота», «Университет», «Лубянка», «Университет», «Тургеневская», «Трубная», «Сретенский бульвар», «Бауманская», «Арбатская», «Площадь революции», «Партизанская» и многие другие.

Посмотрите фото с сайта «Палеонтология Московского Метро» www.paleometro.ru. Даже на них можно увидеть много фантастических картинок:










На этом наш урок заканчивается.

К следующему уроку приготовьте остро отточенные карандаши. Бумагу из альбома по рисованию.

Удачи и успехов в созерцании.

К следующему уроку

К списку уроков рисования

Анна
24 мая 2012 года