Уроки рисования - Урок 3

(Наконец, мы рисуем)

Вы познакомились и немного потренировались чувствовать «руку художника», поиграли с разными способами держать карандаш, научились готовить рабочее место.

Если всё готово, то приступаем к рисованию.

Конечно, у нас не получится сразу гениального шедевра, но и писать предложения, читать, тоже сразу не получалось. Сначала вы писали в специально разлинованной тетрадке палочки, потом буквы, потом слоги, слова и только потом предложения и даже сочинения.

Вот и мы начнём с азов, с «палочек», очень похожих на наши «школьные палочки». Палочка за палочкой... Но, к счастью, вы будете делать это не долго.

Это очень важное упражнение, прошу отнестись к нему с пониманием и тщательностью. Упражнение кажется скучным, если не знать, для чего, оно делается.

Самое интересное и сложное в этом упражнении, что мы будем заниматься, не только с бумагой и карандашом, а даже больше с нашим телом (головой, глазом, рукой и спиной).

По ходу занятия, я постараюсь объяснить, какие задачи мы ставим и, что происходит.

С помощью этого упражнения рука должна ещё больше привыкнуть к карандашу, а глаза должны научиться выделять сразу несколько деталей (объектов). Например, видеть край листа бумаги, линию, которую ведёт карандаш, несколько уже нарисованных линий.

Если глаза не научатся это делать, то рисунок у нас выйдет смешной:

Например, рисуем человечка, а нос у него на затылке, глаза - на подбородке, и руки с ногами растут из ушей?

Таким образом, перед нами стоят сразу несколько задач. Так что, будьте внимательны!

Сейчас мы выполним подряд два небольших задания.

Для первого мы приготовили или готовим нашу бумагу. Кладем ее перед собой на стол так, чтобы длинная сторона лежала по горизонтали (как в альбоме).

Важно! Лист должен лежать прямо, а не наклонно, как мы обычно кладём тетрадку для письма.

Кладем рядом остро заточенные карандаши.

Мы будем рисовать параллельные горизонтальные линии.

Для тех, кто пока, не знает, что такое «параллельные» линии объясняю:

Параллельные линии расположены на одинаковом расстоянии друг от друга по всей длине, как рельсы. Если одна рельса поворачивает, чтобы, например, обогнуть холм, то и вторая точно так же повторяет движение первой рельсы. Если рельсы не будут параллельны, то поезд просто соскочит с рельсов и будет страшная авария!

Ещё раз напоминаю, что расстояние между линиями должно быть по всей длине одинаковым!

Чем же будут отличаться первое задание от второго?

В первом задании мы будет ориентироваться только на предыдущую линию, чтобы наша следующая линия, точно повторяла движение первой.

Во втором задании задача усложняется. Наши глаза должны отслеживать сразу весь рисунок и весь лист в целом. Если мы не научимся этого делать на линеечках, то, помните, какой дальше может получиться смешной уродливый человечек, когда будем рисовать настоящий рисунок?

Итак, во втором задании мы сразу ориентируемся и на край листа, и на все предыдущие линии разом, и на весь лист бумаги в целом.

Вот какие не простые задания! Но вы же решили стать настоящими художниками, не правда ли? А для этого надо потрудиться?

Для начала берем карандаш так, как каждый из вас привык его брать. Вспомните, как вы пишите буквы, и рука сама возьмет карандаш привычным способом. Ведь мы сейчас рисуем палочки, почти так же, как в письме. Мы до этого, играя с карандашом, только «размягчили» нашу руку. А «ставить» руку для других способов рисования, мы будем на пятом уроке. Потерпите.

Итак, 1-ое задание:

Задача: начертить последовательно несколько прямых, параллельных линий, начиная вдоль верхнего горизонтального края листа.

Отступаем от верхнего края листа примерно 2 сантиметра и просто ведем карандашом прямую горизонтальную линию вдоль края листа.

Доводим нашу линию до конца правого бокового края листа.

Это наша первая линия.

Важно! Когда ведём линию, следим глазами за верхним горизонтальным краем бумаги и одновременно - за своей линией.

Наша задача для первой линии - ориентировать её на верхний край листа.

Начертили?

Теперь отступаем вниз еще, примерно, 2 сантиметра (такое же расстояние, как между верхним краем листа и первой линией) и проводим такую же линию ниже.

Важно! Вторую линию мы строго ориентируем на предыдущую линию. То есть, глаза следят и за первой линией, и за второй, а уже не за краем листа.

И, если линия, возможно, где-то изогнется, дрогнет рука, то и следующая должна повторить тот же изгиб. Помните, так же, как оба рельса поворачивают одновременно, огибая холм?

Снова отступаем пару сантиметров и рисуем третью линию. И сравниваем ее, и ориентируем на вторую. А если появляется изгиб, повторяем и его.

Четвертую ориентируем на третью, пятую – на четвертую… и так далее. Так рисуем и все остальные линии, пока не закончится лист.

Начать рисовать самую первую нашу линию можно, отрывая карандаш от бумаги, так называемой «волосяной» линией. Это самый привычный способ рисовать для начинающих художников. И самый не профессиональный. Но вторую, третью и следующие линии, старайтесь вести, не отрывая кончик карандаша от бумаги, рисовать одной линией.

Важно! Помните, что наш карандаш заточен, как пика. Поэтому, ведя им по бумаге, давить надо умеренно, чтобы не сломался грифель. Это первое задание нашему телу: контролировать степень давления руки на карандаш.

Если давить сильно карандаш сломается или прорвет бумагу, если слабо, линия будет тонкой и незаметной. У нас должно получиться, примерно, вот так:

Напоминаю, что линии должны быть нарисованы одна под другой, по возможности на равном расстоянии друг от друга, и каждая следующая линия параллельна предыдущей. Для этого рисуя очередную линию, мы смотрим на ту, что выше.

Итак, подведём итоги первого задания:

В этом задании мы тренировали «глаза художника» (рисуя одну линию, смотрели на предыдущую линию).

Так же в этом задании мы учили руку быть «крепкой» и «твёрдой»

Помните, для чего? Чтобы строить крепкие рисунки, как крепкие дома, в которых можно жить. И носы, глаза и уши не наползали друг на друга, когда мы будем рисовать веселые рожицы и лица.

2-ое задание

Берем новый лист бумаги и так же кладем перед собой на стол, большей (длинной) стороной по горизонтали (как альбом).

Если ваша бумага тонкая, (например, для принтеров), то я не советую переворачивать старый рисунок для того, чтобы использовать в работе еще раз оборотную сторону, чтобы сэкономить лист. Лучше взять новый лист. Но не переживайте, все ваши «почерпушки», как, называют свои рабочие наброски художники, я советую не выбрасывать. Позднее мы все используем.

Но, если ваша бумага твердая (типа листов из альбома по рисованию), то можете перевернуть ее и использовать оборотную сторону.

Итак, берем бумагу и новый заточенный карандаш, если старый уже затупился.

Важно! Перед началом новой работы, стараемся вспомнить, как чувствовало себя наше тело, когда мы рисовали линии. Как наше плечо, и как наша рука? Было ли им хорошо, комфортно или напряженно? Вспоминали ли вы про них? Вот сейчас, во время работы над новым заданием, постарайтесь вспомнить о них, хотя бы один раз!

Карандаш так же берем в руку привычным для нас способом.

Задание будет почти такое же, как и прошлое. Но немного сложнее.

Вспоминаем: в прошлом задании, мы ориентировали наш глаз на предыдущую линию. Так мы делали самое первое упражнение для нашего «глаза художника», мы учились сравнивать.

Мы сравнивали два объекта - две линии. Ту, что рисуем и ту, что уже была нарисована и находилась выше. Это очень важный навык!

Мы сравнивали всего только две линии. И в этом сравнении ориентировались на параллельность этих линий.

Сейчас, мы постараемся этот навык расширить:

Сначала мы делаем всё, как в первом задании:

Рисуем первую линию, отступив, примерно, 2 сантиметра от верхнего края листа. Ориентируемся на него. Вспоминайте: первая линия должна быть параллельна верхнему краю листа!

А дальше, как и в первом задании, рисуем линии, одна под другой.

Только теперь задание для «глаза художника» усложняется!

До этого мы сравнивали только два объекта, например, край листа и первую линию, или две линии (предыдущую и следующую, которую рисовали). Сейчас же мы так настроим наши «глаза-художника», чтобы видеть сразу 3 объекта: край листа, нарисованную первую линию и ту линию, которую рисуем.

Потом, рисуя третью линию, видим одновременно и сравниваем уже четыре объекта: две предыдущие линии, наш край листа и ту линию, которую рисуем в это время.

Итак мы проводим всё новые параллельные линии, пока не охватим взглядом весь лист: 4 края листа (верхний, нижний и боковые) и весь-весь лист бумаги в целом, со всеми нашими нарисованными линиями!

Для этого нужно смотреть «широко», то есть, как, говорят художники, «распустив» глаза.

Маленькая подсказка: если вы когда-то смотрели альбом с волшебными объёмными картинками, то там тоже глаза смотрят «широко», «распускаются», и тогда плоские картинки волшебно превращаются в объёмные картинки.

Подведём итог:

Когда мы рисуем параллельные линии одна под одной и продвигаемся постепенно вниз, то стараемся держать в поле зрения и одновременно сравнивать между собой не только все, уже нарисованные линии, но и все края бумаги, и, конечно же, линию, которую проводим в этот момент.

Пока рисуете, хотя бы разочек или пару раз вспомните о руке, плече и спинке. Не напрягайте их!

Как только мы вспомним о руке или плече во время движения карандашом, и увидим весь лист бумаги, на котором рисуем, и увидим все линии, которые рисуем, может произойти чудо!

Появится ощущение движения, в котором участвует всё тело. Мы почувствуем, как вокруг появилось пространство. Мы-то сидим на стуле, стул на полу, пол на 6 этаже дома, дом на земле, а Земля-то наша в космосе.… Это, конечно, шутка! Но в каждой шутке есть доля правды.… Попробуйте!

А теперь, когда мы все уже нарисовали, выполнили два наших задания, то сравним два результата:

На первом листе: кривизна линий, скорее всего, увеличивается, тем сильнее, чем дальше мы шли от начала к низу. Это происходит, потому что мы смотрели и сравнивали, раз за разом, только два объекта: ту линию, которую рисуем и предыдущую.

На втором листе: линии выглядят до самого конца упражнения более прямыми. Это связано с тем, что сравнение шло сразу со всеми нашими линиями и листом бумаги с его краями. А края бумаги нам должны было подсказать - горизонтальность направлений для наших линий… Мы видели все целиком.

Домашнее задание:

  1. Сделайте это упражнение еще несколько раз. До тех пор, пока во втором упражнении не получатся идеально ровные линии.
  2. Сделайте так же упражнение с линиями по вертикали (сверху вниз). Выполняя всё, что мы прошли на уроке, но только в вертикальном варианте.

Что нам потребуется к следующему уроку:

Нам нужен будет мольберт, почти как у настоящих художников!

Мольберт нужен для размещения листа не на столе, а на наклонной плоскости.

Мольберты бывают разные в зависимости оттого, что захочет нарисовать художник.

мольберт художника

Но нам нужен будет пока не настоящий мольберт, а такой рабочий станок на один раз, для нескольких упражнений.

Поэтому сделаем его из подручных средств.

Для этого потребуется большая книга или небольшая плоская доска. Можно взять большую подставку под учебники, которую можно купить в магазине канцтоваров. В крайнем случае, можно облокотить под углом нашу плоскость (книгу или доску) на какой-либо предмет и закрепить её.

В любом случае, нужно получить наклонную плоскость (примерно: 40х30 см или 35х25 см, под углом около 45 градусов).

Приготовить так же бумагу и карандаши. Желаю удачи! До встречи.

К следующему уроку

К списку уроков рисования

Анна
1 января 2012 года